Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 22   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27


УГОЛЬ - чёрное золото


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Разработка стратегии финансирования предприятий угольной промышленности

Нефтяные короли

Бразильский эксперимент

Энергетическая альтернатива


Месторождения угля обнаружены практически во всех странах мира, однако месторождения, которые имеют коммерческий потенциал, находятся лишь в 70-ти странах, а разрабатываются - в 50-ти. При имеющихся темпах угледобычи разведанные запасы угля могут быть исчерпаны в течение 155-ти лет. Для сравнения, нефти может хватить на 41 год, газа - на 65 лет.

Уголь был главным топливом мировой промышленной революции 18-19 веков. На угле работали первые паровые машины, первые корабли, паровозы и автомобили. Поныне уголь является одним из наиболее популярных видов топлива в мире - он широко распространен, его относительно легко добывать, хранить и транспортировать, из него легко получать энергию, он дешев.

Энергия

Уголь покрывает 25% потребностей человечества в энергии. На первом месте - нефть (более 34%), на третьем - газ (почти 21%).

В 2005 году в мире было добыто на 7.4% больше угля, чем в 2004 году, и на 78% больше, чем в 1980-м. В последние годы уголь используется намного более активно, чем иные энергоносители. К примеру, за период с 2001 по 2004 год мир стал использовать на 3.9% больше ядерной энергии, на 5.9% больше нефти, на 7.6% больше гидроэнергии, на 9.1% больше природного газа и на 25.3% больше угля. Наибольший прирост обеспечили Китай и, в меньшей степени, США. Предполагается, что в ближайшие десятилетия потребление угля будет только расти.

Электростанции, работающие на угле, производят 40% мировой электроэнергии (первое место) На второй и третьей позициях, соответственно, газ (почти 20%) и ядерная энергия (чуть менее 16%). Угольная электроэнергетика особенно развита в Польше и ЮАР, где 90% электричества производится за счет сжигания угля. Потребности Австралии в электричестве уголь покрывает на 79%, Китая - на 78%, Израиля - на 75%, Казахстана - на 70%, Индии - на 69%, Марокко - на 68%, Чехии - на 61%, Греции - на 59%, США - на 50%, Германии - на 49%.

Резервы

Крупнейшие резервы угля находятся в четырех странах мира. В США - 27% от общемировых запасов, в России - 17%, в Китае - 13% и Индии - 10%.

В десятку государств, добывших больше всего угля в 2005 году (последние доступные сравнительные данные - в 2006 году добыча в большинстве стран выросла. К примеру, в США она составила 1 100 млн. тонн), входят: Китай ( 2 226 млн. тонн), США (951 млн. тонн, примерно 18.9% мировой добычи), Индия (398 млн. тонн), Австралия (301 млн. тонн), ЮАР (240 млн. тонн), Россия (222 млн. тонн, 5.1%), Индонезия (140 млн. тонн), Польша (98 млн. тонн), Казахстан (79 млн. тонн, 1.5%) и Колумбия (61 млн. тонн).

Первая десятка крупнейших импортеров угля выглядит следующим образом: Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР, Китай, Колумбия, США, Канада и Польша. В первую пятерку крупнейших угольных экспортеров входят Япония, Южная Корея, Тайвань, Великобритания и Германия.

Крупнейшими потребителями угля ныне являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которых в 2005 году пришлось 63% использованного угля. На втором месте - Северная Америка (18%), на третьем - Европа (7%), на четвертом - страны бывшего СССР (6%). В 1985 году ситуация была кардинально иной. Тогда Европа потребляла 18% мирового угля, СССР - 17%, Северная Америка - 22%, а Азиатско-Тихоокеанский регион - 38%.

Примерно 13% добытого каменного угля используется металлургическими и сталелитейными предприятиями.

Мировые цены на уголь исторически были ниже цен на нефть и газ. Если в 1980-1990-е годы разница в ценах была относительно небольшой (в среднем, уголь был в три раза дешевле нефти и вдвое дешевле угля), то с 2001 года (начало бурного роста цен на нефть и газ) уголь превратился в рекордно дешевый вид топлива. Ныне он дешевле нефти, примерно в 5.5 раз, газа - примерно в 4 раза. Министерство Энергетики США в 2006 году опубликовала прогноз, согласно которому до 2019 года цены на уголь будут снижаться, впоследствии начнут расти. Согласно этому же прогнозу, к 2030 году объемы производства угля в мире удвоятся.

Шахтеры

В мире насчитывается около 9 млн. человек, которые добывают уголь. 90% из них живут в развивающихся странах.

чёрное золото

Ныне в мире 60% угля добывается шахтным способом. Работа шахтера традиционно крайне опасна, и в последние десятилетия во многих странах мира были предприняты значительные усилия по повышению уровня безопасности. В последнее десятилетие количество аварий и несчастных случаев на шахтах всего мира заметно уменьшилось.

Ныне наиболее опасна работа в шахтах Китая, на долю которого приходится до 80% аварий, несчастных случаев и смертей шахтеров. По китайским данным (информация China Coal Statistical Industry Yearbook) ежегодно в шахтах Китая погибают от 5.6 тыс. до 7 тыс. горняков, причем многие эксперты утверждают, что эти данные существенно занижены. В любом случае, по показателю количество смертей шахтеров на миллион тонн добытого угля, уровень безопасности шахт Китая примерно в 40 тыс. раз ниже, чем в США и Австралии.

Многие исследователи отмечают, что сравнить уровень безопасности работы шахтера в различных государствах крайне сложно из-за дефицита статистики. Консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers в 2005 году сравнила доступные ей данные за 2003 год. По показателю количество смертельных случаев на 1 млн. отработанных под землей часов, лучше всего обстоят дела в Австралии (0.03 фатальных исхода на 1 млн. часов), Чили и Мексике (соответственно, 0.12), США (0.13), Канаде (0.21) и ЮАР (0.34).

В любом случае, ежегодно шахты уносят 8-11 тыс. жизней. Для сравнения, по оценкам Международной Организации Труда, в общей сложности, на рабочих местах ежегодно погибают около 2 млн. человек.

Перспективы

Разработаны и опробованы технологии, которые позволяют использовать уголь для производства жидкого топлива. В 1976 году (после того, как в 1973 году арабские страны ввели эмбарго на поставку нефти в США и страны Европы, и цены на нефть значительно повысились) в США были начаты подобные исследования. За период с 1976 по 2000 год объемы финансирования этих разработок составили $3.6 млрд.(в ценах 1999 года).

В 2006 году Университет Штата Пенсильвания провел успешные испытания топлива для вертолетных двигателей, которое на 50% состояло из переработанного угля. Предварительные данные показывают, что "угольную составляющую" в топливе возможно довести до 75%. Таким образом, возможно значительно сократить использование нефти. Новое топливо (носит название JP900) производится путем смешения продуктов переработки нефти и вытяжки из жирного каменного угля, с добавкой водорода. Этот технологический процесс может проводиться на обычных нефтеперерабатывающих заводах. JP900 имеет практически те же технические характеристики, что и ныне используемые в США виды авиационного топлива.

Тогда же Пентагон провел успешные испытания стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress, который использовал в качестве топлива не традиционный керосин, а альтернативное "угольное" топливо, которое называется FT. FT создано по технологии германских химиков Франца Фишера и Ганса Тропша, которые сделали это изобретение еще в 1930-е годы (по первым буквам их фамилий оно и названо). Германские войска во Вторую Мировую войну активно использовали "синтетический бензин", произведенный именно по технологии Фишера и Тропша. В 1950-е годы в США действовал завод по производству этого топлива, однако он был закрыт после того, как FT проиграло ценовую конкуренцию нефти. Однако ныне его производство снова стало коммерчески выгодным. Любопытно, что в ЮАР "угольный бензин" производится с 1969 года и в настоящий момент обеспечивает примерно 40% потребностей страны в автомобильном горючем.

Существуют технологии, которые позволяют производить из угля водород (также используется в качестве автомобильного топлива - уголь содержит около 5% водорода) и природный газ.

Исследование Университета Пенсильвании показало, что использование дополнительных 1.3 млн. тонн угля в качестве сырья для производства жидкого топлива позволит к 2025 году создать в США 1.4 млн. новых рабочих мест и увеличить валовой внутренний продукт страны на $3 трлн. Для того, чтобы этот сценарий стал реальностью, требуются инвестиции в размере $500 млрд.(для сравнения, военный бюджет США на 2007 год составляет $439.3 млрд.).

Уголь, используемый в качестве топлива, вносит немалую лепту в "кислотные дожди", угольный дым считается одним из факторов глобального изменения климата. Создание новых шахт и угольных разрезов разрушает окружающую среду. В 2003 году Бюллетень Массачусетского Технологического Института опубликовал прогноз, согласно которому в обозримом будущем по этим причинам индустриально развитые страны могут отказаться от использования угля. С другой стороны, опыт США показывает, что несмотря на то, что с 1970 года для производства электричества стало использоваться на 177% больше угля, выбросы вредных веществ в атмосферу сократились на треть.


Использована информация Всемирного Института Угля, Международного Энергетического Агентства, Национального Угольного Совета США, компании BP, Министерства Энергетики США, Национальной Лаборатории Энергетических Технологий и исследовательского центра Jamestown Foundation.




в начало

при использовании информации - ссылка на сайт www.samoupravlenie.ru - обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100 Рейтинг@Mail.ru