Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация

московский экономико-правовой институт - мэпи

все журналы по темам оглавление  № 22   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27


Система высшего образования

О судьбе российской высшей школы

Толмачёв О.М.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Кошельки профессуры

Образование в Бразилии

Становление и развитие дистанционного обучения в мире

ЕГЭ - находка для интернет-мошенников


Критические статьи редко приводят к каким-то ощутимым результатам, круговая порука защищает некоторых чиновников надежней любого страхового полиса. А я все же рискну, может быть не критиковать конкретную персону, а высказать свои соображения.

Когда человеку плохо или за что-то обидно, а порой бывает и больно, что он делает? Кто-то делится с друзьями и близкими, иные жалуются начальнику, кто-то просто переживает, формируя небольшой рубчик на своём сердце, пытаясь найти ответ на многие сегодняшние проблемные вопросы.

Вот Александр Минкин на страницах газеты «Московский комсомолец» очень часто пишет Президенту нашего государства В.В. Путину. Делится с ним своими мыслями, жалуется, ищет поддержки и понимания.

Александр Хинштейн достаточно часто свои возмущения высказывает с трибуны Государственной Думы, и в различного рода запросах в правоохранительные органы и местные органы власти.

Когда барин или царь батюшка вмешивались в дела своих подданных, результат был налицо. Не давали в обиду служивый люд.

В связи с тем, что наш журнал пользуется достаточно высокой популярностью как среди органов власти, так и в правоохранительных структурах, я всё же рискну высказать часть того, что у меня накопилось за последнее время по проблемам современной системы образования.

У меня, сегодня почему-то много вопросов и практически отсутствуют ответы. Вроде бы логически правильно мыслю, анализируя ту или другую систему организации подготовки современных кадров для нашей экономики, всё равно ответа, который меня удовлетворял бы - не нахожу.

Вот я и обращаюсь к читателям нашего журнала - помогите мне, а может быть и себе найти ответы на злободневные проблемные вопросы сегодняшнего Дня.

Правительство, и политические лидеры различных партий и течений, различные средства массовой информации убеждают нас в необходимости создания эффективного механизма рыночных отношений. Но мы и не отказываемся от этого. Хотя рыночная экономика имеет плюсы и минусы, мы умышленно и правильно стараемся создать эффективный рыночный механизм.

Если серьёзно говорить о рынке, как системе ориентированной на цивилизованные рельсы экономических отношений, то нельзя забывать о том, что рынок - это, прежде всего, комплексность решения всех проблем общества. Мы хотим красиво жить - это логично, значит надо много и хорошо трудиться.

Постоянно растущие потребности общества надо удовлетворять с помощью высоких технологий, высококвалифицированным трудовым потенциалом, серьёзным подходом к решению научно-педагогических проблем в высшей школе.

Комплексность рыночной системы предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость всех экономических процессов и особая роль в этом принадлежит медицине и системе образования. Только здоровый, грамотный и культурный человек какую бы должность он не занимал, способен творить. Только с таким потенциалом можно и нужно удовлетворять и преумножать постоянно растущие потребности.

Ни для кого не является секретом, что рынок предполагает конкуренцию. Конкуренция бывает: совершенная, несовершенная и недобросовестная. Не подумайте, что я пытаюсь ликвидировать экономическую неграмотность читателя, уверен, что все это знают, но догадываемся ли, что в современных условиях в системе вузовского образования в последнее время часто стали встречаться с некоторыми элементами недобросовестной конкуренции. Или кто-то, я пока не знаю кто, пытается, не побоюсь этого выражения, устранить российскую систему из лидеров в подготовке высококвалифицированных выпускников высшей школы.

Русская и советская высшая школа никогда не была хуже западной, так почему же так резко наша вузовская система стала непригодной для сегодняшнего времени?

Извините, но мне снова хочется вернуться к проблемам рынка. К сожалению, существуют неписанные правила рыночных отношений. Правило первое - не настолько мы богаты, что бы покупать дешёвые товары; правило второе - не всякая дорогая вещь хорошего качества и правило третье - как только производитель (продавец) завоюет потребителя (покупателя) - начинает предлагать недоброкачественную продукцию.

Простите за резкие сравнения, но это - объективная реальность, факт не только в экономике современной России, но и в экономиках развитых стран мира. Но какие бы правила не действовали, какая бы социально-экономическая обстановка не складывалась бы - конкуренция была, есть и останется навсегда основным двигателем общественного развития.

Находиться в рынке и игнорировать его правили и принципы - не логично. Это в полной мере относится и к нашей системе образования. Поэтому надо не препятствовать, а способствовать созданию и совершенствованию реальной, здоровой конкуренции между государственными и негосударственными системами высшего образования. Думается - нелогично сокращать государственные вузы, так же как не совсем верно необоснованно нападать на негосударственную систему подготовки кадров с высшим образованием. Разумный, дифференцированный подход при решении этих вопросов даст высокий положительный результат и выиграет от этого вся экономика российского государства, заметно наполнится потребительская корзина каждой российской семьи качественными и в достаточном количестве товарами.

А вот помочь абитуриенту в выборе системы подготовки должны: школа, высшие учебные заведения и работодатель-заказчик. Я не оговорился, именно работодатель, сегодня заказчик - работодатель может и должен поднять роль того или другого высшего учебного заведения. (Полагаю, что роль работодателя в подготовке специалиста с высшим образованием может и должна быть темой отдельного и серьезного разговора и на страницах прессы и в Министерстве Образования и Науки, а может быть и на уровне Правительства).

отечественная система образования

В связи с этим у меня давно возникло несколько вопросов, ответы на которые ищу на протяжении последних пяти лет. Заинтриговал? Думаю, что - ДА.

Эти вопросы возникаю и у вас, просто по каким то причинам мы от них отступаемся, быстро перестраиваясь на постоянные, ежедневные бытовые проблемы; жильё, улучшение материального состояния и др. А вопросы то простые:

1. Кто решил, что единый государственный экзамен - это хорошо, что это шаг вперед в вопросах совершенствования системы образования. Может быть кто-то хочет на этом подзаработать, а может быть вузы не могут или не хотят организовывать конкурсные вступительные экзамены ?

2. Каково должно быть соотношение государственного и негосударственного высшего образования ?

3. Какой чиновник, а может быть Министерство образования и науки (а это значит никто) заявили о том, что Болонская система подготовки специалистов лучшая в мире ?

Почему хочется найти ответы на эти вопросы - да всё от того, что за ДЕРЖАВУ ОБИДНО. Не понятно по чьей вине и почему так стремительно быстро стараемся разрушить самую лучшую систему подготовки специалистов с высшим образованием.

252 года назад создан МГУ им. М.В. Ломоносова, 177 лет существует главный технический Вуз страны - знаменитая Бауманка. Со дня основания выпускники этих и других российский вузов (в том числе и негосударственной системы образования) трудятся (к нашему сожалению) практически во всех европейских странах наши программисты лучшие в мире. И ни один работодатель западных фирм и организаций не спросил - а какое учебное заведение болонской системы они закончили, по какой программе обучались -работодателя интересует качество специалиста. Наши выпускники полностью соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Конечно, есть проблемы, но полагаю, наша система подготовки кадров способна самостоятельно перестроиться в соответствии с возросшими требованиями времени.

Комментируя законопроект о многоуровневой системе подготовки специалистов в российских вузах необходимо заметить, что уже сегодня лицензии на подготовку бакалавров имеют почти 50% государственных и частных вузов. Разговор про бакалавров и магистров в нашей стране ведется с 2003 года, в это время Россия вступила в Болонскую конвенцию. Напомним; это соглашение о том, что дипломы вузов будут признаваться во всех странах, подписавших конвенцию. После того как система заработает, выпускники наших вузов смогут без проблем поступать в европейские университеты или устраиваться на работу в западные компании. То, что смогут учится в других вузах европейских стран - это здорово, а вот то, что поедут работать на запад -меня совсем не радует. Это получается, что мы готовим потенциальную квалифицированную рабочую силу для западных фирм, способствуя развития экономического потенциала другого государства.

Но дело практически уже сделано, остается безропотно подчиниться, засучив рукава готовить специалиста в соответствии с современными требования рыночной экономики. Это вот тот случай, когда мне что-то не хочется пока воплощать это в реальную жизнь. Очень бы хотелось, чтобы и Правительство и Министерство образования и науки создали необходимые условия для функционирования сосуществования государственной и негосударственной системы подготовки кадров с высшим образованием. Негосударственная образовательная система - относительно новое, но достаточно прогрессивное направление подготовки кадров, - сегодня нуждается в защите и реальной помощи. Надо всё сделать для того, чтобы у нашей молодёжи появился реальный выбор - как, где, чему и сколько учиться.

Говорят, бакалавриат - это полноценное высшее образование. Студент за 4 года получает общие навыки по выбранной специальности. А тонкости профессии будет якобы осваивать уже непосредственно в компании или на дополнительных курсах. Не знаю, насколько оправдано это высказывание. Полагаю, что наш российский современный руководитель-работодатель заинтересован в получении готового специалиста и мне думается, он не захочет тратить время и тем более свои средства на дополнительные курсы и тем более на переучивание только что принятые кадры.

Может быть, по мере развития и совершенствования рыночных отношений и конкуренции в российской экономике, лет через 20-30 двухуровневая система подготовки с высшим образованием и станет эффективной. А пока, ближайшие 5-15 лет, будет наиболее эффективной привычная для России модель образования (11 лет школы, 5 лет вуза и диплом специалиста в итоге). Я не согласен с высказыванием некоторых руководителей Министерства образования и науки, которые утверждают, что эта система подготовки специалиста не соответствует ни времени, ни запросам работодателей. Недостатки в этой системе есть, мы их знаем, их можно и необходимо поправлять, но быть так категоричным в оценке ситуации - полагаю, не корректно. Может быть, я в чём-то и неправ, готов выслушать, но только убедительные иные точки зрения.

Давайте посмотрим, каково на сегодня положение в российском образовании, (по данным Федеральной службы Государственной статистики).

В 2006г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 6,4%), в то же время увеличилось число гимназий (на 3,1%) и лицеев (на 3,2%). Мероприятия по реорганизации сети учреждений среднего профессионального образования привели к сокращению числа самостоятельных средних специальных учебных заведений. Число высших учебных заведений увеличилось.

В 2006г. аттестат об основном общем образовании получили 1,6 млн. юношей и девушек (85,6% к уровню 2005г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,2 млн. человек (92,6%).

Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2005г. на 55 тыс.человек, или на 7%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 260,8 тыс. студентов, или 34,5% от общего числа принятых (в 2005г. - соответственно 310,4 тыс., или 38,3%). Приём в государственные и муниципальные ВУЗы в 2006г. увеличился на 4 тыс.человек (на 0,3%) за счет студентов, принятых на платной основе, и составил 1376,7 тыс.человек.

Прием на обучение в государственные и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 585,3 тыс.человек и сократился по сравнению с 2005г. на 28 тыс.человек, или на 5%. В то же время удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение вырос на 2,2 процентного пункта по сравнению с 2005г. и составил 57,5% от общего числа принятых.

В 2006г. доля принятых студентов в негосударственные ВУЗы увеличилась на 0,7 процентного пункта и составила 17%. Может быть стоит обратить внимание на эту цифру - 0,7%. Не пора ли серьёзно посмотреть на проблемы, которые порой возникают по вине чиновников в вопросах совершенствования системы негосударственного образования. Простите за резкое высказывания, но мне кажется, что в коридорах некоторых государственных организаций вынашивается идея - сбросить финансовую поддержку полноценного российского высшего образования. Разумная идея в этом есть, рынок диктует свои условия, именно поэтому на повестке дня остро стоит вопрос - развития, совершенствования и обогащения новыми формами и методами всего комплекса негосударственного образования.

17 апреля министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании столичного правительства предложил сократить бюджетные места в ВУЗах, однако мэр Юрий Лужков с министром согласился не полностью и предложил озаботиться судьбой выпускников ВУЗов городского подчинения. Всех выпускников Лужков обещал трудоустроить. Желание хорошее, а как это будет на самом деле - время покажет.

Статистика по количеству учебных заведений и студентов, обучающихся в государственных и негосударственных высших учебных заведениях за последние 10 лет, в пользу негосударственной образовательной системы.

Статистика приводит такую цифру, только 25% новоиспеченных обладателей корочек институтов и университетов устраиваются работать по специальности. Почему ? Якобы уровень подготовки остальных 75% выпускников современной высшей школы не соответствует тому, что нужно уметь, чтобы работать в офисе или на производстве. Не только по этой причине 75% выпускников ВУЗов предали свою специальность, существует множество других причин: отсутствие тесной связи ВУЗа и производства; бездействие системы трудоустройства; плохая профориентационная работа; резкие различия в оплате труда на родственных предприятиях разной формы собственности и др.

Современные ВУЗы, особенно негосударственной системы подготовки специалистов находятся в рыночных условиях, стараются не только и не столько тратить усилия на выживание, а создавать условия для коренного совершенствования системы подготовки выпускника с высшим профессиональным образованием. За негосударственными высшими учебными заведениями - будущее - им надо оказывать эффективную помощь, или не мешать делать благородное дело.

С этого учебного года многие вузы переходят на подготовку студентов по системе бакалавриат - магистратура. В некоторых средствах массовой информации появились высказывания родителей и будущих студентов о том, что реформу высшего образования придумали для того, чтобы выкачивать с них деньги на получение степени магистра.

Определенная доля правды в этом есть, так как мест в магистратуре гораздо меньше, чем в бакалавриате. Продолжать обучение смогут далеко не все желающие.

Сегодня проблема вовсе не в том, плохая идея реформирования высшего образования в России или хорошая. Пока мало кто представляет, как будет выглядеть проект в реальной жизни и как распределяться роли государственной и негосударственной системы образования. Пока все эти нововведения находятся на обсуждении в Государственной Думе - есть время подумать. А я со своими коллегами буду продолжать искать ответы на пока ещё безответные вопросы.

Уж очень хочется дойти до истины, дабы не было за ДЕРЖАВУ ОБИДНО. Перестройка и модернизация системы высшего образования предполагает: эффективность, справедливость и стабильность. Только в этом залог успеха и удачи.


система образования

государственные вузы

проблемы негосударственных вузов сегодня





в начало

при использовании информации - ссылка на сайт www.samoupravlenie.ru - обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100 Рейтинг@Mail.ru