Дотации и покупательная способность населения в мегаполисеМарченко С.А.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации Местное самоуправление - полномочия и дотации Местный бюджет - доходы муниципальных образований В связи с некоторыми изменениями в системе городского управления Москвы более открыто стали говорить о проблемах гигантского северного мегаполиса, как-то: стоимость жилья, пробки на дорогах, изменение исторической архитектуры и многое другое. Об этих проблемах говорили и раньше, но не так остро. Но больше всего определенную и довольно значительную часть людей волновал один вопрос – останутся ли различные надбавки и прибавки к пенсиям, пособиям и зарплатам, которые выплачивались из бюджета города Москвы разным социальным группам жителей города, а также и различные социальные льготы. Почему то все эти разного вида выплаты, доплаты и пособия назывались «лужковскими», хотя платились они не из личного кармана бывшего мэра, а из бюджета города. Если кто-то получал больше, то, однозначно, кто-то недополучал - чудес, особенно с финансами, не бывает. Вопрос, конечно очень важный. Особенно он важен для социально нетрудоспособной или ограниченно способной группы жителей: детей, инвалидов и пенсионеров. Это понятно - цивилизованное общество просто обязано заботиться о своих объективно нетрудоспособных гражданах. Понятие социальной справедливости и, по возможности, воплощение принципов этой справедливости в жизнь всегда находило понимание в умах граждан России. Но как можно объяснить доплаты и льготы трудоспособной части людей, работающих в городе Москве? Например, сотрудникам МВД и других силовых федеральных структур или учителям, врачам и прочим трудящимся других социально важных профессий. Никто не сомневается, что это очень важные и ответственные профессии и работающие в этих отраслях люди должны получать достойную заработную плату, как, впрочем, и другие занятые в экономической деятельности трудящиеся. Все эти надбавки и прибавки, конечно, в какой-то мере облегчали жизнь отдельно взятому человеку, который их получал. С другой стороны, все эти выплаты производились из городского бюджета и составляли около половины его. На развитие же самого мегаполиса, на обеспечение его жизнедеятельности денег не хватало. От этого недостатка пришли в негодность транспортные коммуникации и городская инфраструктура. К этому надо еще добавить и несколько «необычную» карту застройки города, чтобы понять, что практического выхода из сложившейся ситуации уже не существует. Любое действие, которое направлено на устранение или уменьшение транспортно-коммуникационных проблем, затронет очень большое количество людей. Но бездействие еще хуже. Некоторые возможности есть в перераспределении различных надбавок. Например, каждый день в Москву из Подмосковья приезжают на работу, а потом уезжают более 1,5 млн. человек из Подмосковья. Многие из них принадлежат к группам, которые получают эти надбавки из городского бюджета, но и налоги они также платят в бюджет города Москвы. В результате получается, что Подмосковье недополучает налоговые отчисления и не имеет достаточных ресурсов для развития своей экономики и инфраструктуры. А бюджет Москвы, пополняемый этими поступлениями подмосковных жителей, отдает примерно одну треть из них на надбавки. При этом приезжие из Подмосковья не могут воспользоваться социальной инфраструктурой Москвы, в бюджет которой перечисляются их налоги. Плюс к этому происходит ежедневная перегрузка городской транспортной сети, что, в конечном итоге, сильно снижает общее качество и комфортность жизни и москвичей, и жителей Подмосковья. Вообще все эти дополнительные надбавки и выплаты и прочая гуманитарная помощь трудоспособному населению разработаны не в России. Различные виды дотаций стали применять страны Запада с рыночной экономикой сразу после окончания Второй мировой войны. Под различными гуманитарными целями оказывается материальная помощь, а взамен даются экономические и политические преференции для так называемых «благотворителей». Помощь оказывается за счет налогоплательщиков, а преференции получают монополии-благотворители. Основная, всегда замаскированная под какую-нибудь благую идею, задача этой помощи – повысить покупательную способность интересующего монополии рынка. При увеличении покупательной способности рынка происходит увеличение товарооборота и рост цен. Ничего нового в этом процессе нет. Так под прикрытием благих идей – социальной справедливости в одном конкретном месте, монополии могут извлечь сверхприбыль. Но этот процесс направлен не только на увеличение прибыли, он также несет в себе элементы саморазрушения и деградации данной территории и общества, проживающего на этой территории. Когда процесс извлечения дальнейшей сверхприбыли подходит к своему пределу, то финансовые потоки перенацеливаются на другие перспективные территории. То же самое произошло и в Москве. Учитывая, что большая часть населения России не может похвастаться своим богатством, «лужковские» надбавки пришлись очень даже ко времени. По большому счету не сильно улучшившие жизнь людей, они в своем количественном значении перешли в качественное значение и увеличили покупательную способность московского рынка. Выросли и цены. Особенно в этом росте выделяются цены на квадратные метры жилых и нежилых помещений, а также на земельные участки. Учитывая, что строительная индустрия Москвы сосредоточена в руках нескольких монополий, образование монопольной цены на квадратные метры застройки не составило большого труда. Интенсивно эксплуатируя городскую территорию, строительные монополии извлекали до недавнего времени сверхприбыль. Но все меньше и меньше оставалось территории под застройку. Сносились дома исторического наследия, уничтожались зеленые островки и парки, уменьшалось жизненное пространство между домами и систематически нарушались элементарные права жителей Москвы, гарантированные Конституцией РФ. Наконец ресурс застройки, обеспечивающий сверхприбыль, подошел к своему пределу. Также к своему пределу терпимости подошел и комплекс проблем, связанный с жизнеобеспечением города. Учитывая, что в Московском мегаполисе постоянно находятся более 10% населения России, а также неразделимую взаимосвязь Москвы со всей городской агломерацией, скорейшее решение, хотя бы частично, проблемы транспорта и пробок на дорогах становится очень актуальным. Наиболее реальное и практически исполнимое решение этой проблемы лежит в сфере обдуманного, целевого перераспределения финансовых потоков на Московскую область, а также и на другие регионы России. Надо сократить искусственно организованную миграцию населения во благо монопольных сверхприбылей. ![]()
Пользовательского поиска
|