Исламское правоШилов В.С.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Пути совершенствования национально-государственного устройства в Российской Федерации Конституция Филиппа Орлика как памятник права В современном мире существует немало государств, где ислам является государственной религией, и на его основе строится и функционирует правовая система. В Российской Федерации в таких республиках, как Ингушетия, Дагестан, Чечня, Татарстан, Башкортостан и других, ислам является религией большинства населения. Мусульманское право регулирует общественные отношения, складывающиеся только между мусульманами, и не распространяет своё действие на представителей других вероисповеданий. В исламской доктрине государство не стремится к преобразованию общества, а только обеспечивает уважение к божественному закону. Исламское право имеет свои источники, формы внешнего выражения и закрепления. Коран является важнейшим источником мусульманского права, его положения имеют юридическое значение. Сунна содержит описание поступков, повествований, высказываний, являя собой эталон для подражания правоверным. Иджма создана для устранения пробелов в регулировании общественных отношений. Кияс признаётся самостоятельным источником права, позволяет восполнить казуистические пробелы в мусульманском праве, найти норму, необходимую для аналогичного разрешения любого дела. Общие принципы мусульманского права имеют характер доктрины. Норма права в исламской юриспруденции – это общеобязательное правило поведения, установленное Аллахом как верховным законодателем (Сюкияйнен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. М.: Институт востоковедения РАН, 2012, с. 33). Нормы исламского права в большинстве своём носят императивный характер. Судебное право в исламе носит достаточно архаизированный характер. Право занятия должности судьи принадлежит только мусульманам. Клятва именем Аллаха считается важным процессуальным доказательством в уголовном и гражданском процессах. Положительные стороны исламского права:
Отрицательные стороны исламского права: Каждая религиозная правовая система претендует на свою исключительность среди других правовых систем. Религиозная нетерпимость проявляется и в непринятии «чужих» правовых норм, а потому является причиной разного рода конфликтов. Наиболее проблемными остаются отношения в сфере семейного, наследственного права, а также правил поведения в обществе. В последнее время в некоторых государствах всё больше и больше возрастает влияние исламского фундаментализма, как радикального исламизма, на законодательство, судебную систему, юридическую практику. Проявления религиозного радикализма вызывают негативное отношение к соответствующим религиозным правовым системам. Но, несмотря на свою относительную изолированность, исламское право не может существовать вне современной правовой реалии, поэтому претерпевает, пусть и незначительные, изменения. Путями решения назревших проблем могут стать: -повышение правовой культуры через правовое воспитание отдельной личности, социальной группы, общества, страны и мира; -формирование восприятия религиозных правовых систем как элементов правовой реальности; -имплементация законодательства, включение общепризнанных правовых норм в исламское национальное законодательство. ![]()
Пользовательского поиска
|