Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №48 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Авиация России. Полет Русской мысли и инициативы.
Часть 1.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Подводные лодки - история

Подводный флот России

Надводный флот России

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Российский след в мировой автоистории


АВИАЦИЯ РОССИИ (1904-1909)


Вступление

Конец ХIХ и начало ХХ века ознаменовались быстрым развитием научно-технического прогресса во всем цивилизованном мире. Причем этот прогресс, в основном, происходил не по велению властей того или иного государства, а благодаря частной инициативе талантливых и предприимчивых людей. В части научных изобретений лидировали США и Франция, которые обладали большими социальными условиями для свободы творчества. Но и Россия тоже внесла свой весомый вклад в развитие принципиально новой техники и технологии.

Несмотря на крайне устаревшую систему управления Российской Империи, где все зависело от воли безнадежно бездарных  приспособленцев царского двора, а также непосредственно и ближайшего окружения царя Николая II, Российская империя, как государство Русской цивилизации, вошла в пятерку самых индустриально развитых государств мира, в том числе и по развитию авиации. Конструирование и производство самолетов и авиатехники до сих пор доступно очень ограниченному числу стран.

А начиналось зарождение авиации и воздухоплавания в России так же, как и других отраслей науки и техники, - с частной инициативы, когда одиночка-изобретатель или группа заинтересованных лиц конструировала и строила на свой страх и риск летательные аппараты. Их преследовали многочисленные неудачи, нехватка денег, а иногда и смерть самого авиатора. По большому счету, особого различия в то время между конструкторами и пилотами самолетов не было - как правило, сами конструкторы и были пилотами своих самолетов. Российское государство уделяло совсем мало внимания идеям воздухоплавания.

В 1885 году в рамках военного ведомства Российской Империи был испытан первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха – самолет с паровыми двигателями, главным конструктором которого был морской офицер Можайский Александр Федорович. Очевидцы испытания утверждают, что аппарат оторвался от земли и пролетел около ста метров, после чего потерпел аварию. Эксперимент был засекречен и спрятан под различными грифами. Если говорить коротко, очень перспективный проект в области освоения воздушного пространства был похоронен.

Помимо этого проекта, в вооруженных силах империи, во флоте существовали воздухоплавательные соединения с воздушными шарами и аэростатами, которые использовались для наблюдения и разведки. Практическое применение эти соединения получили во время русско-японской войны 1904–1905 гг., оно было крайне ограниченно и малоэффективно по причине военно-чиновничьей тупости.  Хотя воздухоплавательные части и принадлежали императорскому флоту, но на деле были всего лишь «потешными» подразделениями. Эскадра адмирала Рожественского не имела ни одного воздушного шара для наблюдения за противником, а ведь судьба этой русской эскадры мучеников могла сложиться не так трагично.

В общем, царский двор и воздухоплавание, да и весь научно-технический прогресс в России были «духовно и морально несовместимы». За что весь двор вместе с царем и всем русским народом  заплатили кровью и десятками миллионов жизней. В 1905 г. перестал существовать русский флот, а в 1917 г. перестала существовать Россия  как православное государство русской цивилизации. Но до тех пор еще есть время.

В этой рубрике приводятся статьи и сообщения из средств массовой информации и других источников о развитии авиации и воздухоплавания, о конструкторах и авиаторах, о людях, чья активная позиция способствовала покорению воздушного океана.  Жизнь этих замечательных людей внесла свою лепту не только во славу русской мысли, но и в великие достижения человеческой цивилизации.  Материалы будут публиковаться по годам на начало XX века.




авиация россии фотографии - русские воздушные шары во время войны с японией
Авиация России.
Генерал-адьютант Стессель осматривает воздушные шары в Порт-Артуре (война с Японией, 1904 год)
авиация россии фотографии - русский воздухоплавательный батальон - война с японией
Авиация России.
Рота восточно-сибирского воздухоплавательного батальона (война с Японией, 1904 год)
авиация россии фотографии - русский воздушный шар для рекогносцировки - война с японией
Авиация России.
Подъем воздушного шара для рекогносцировки (война с Японией, 1905 год)
авиация россии фотографии - сибирская воздухоплавательная рота - война с японией
Авиация России.
Сибирская воздухоплавательная рота (война с Японией, 1905 год)



Русская воздухоплавательная лаборатория

Л.Л. Мищенко, 1909 год

В то время как многочисленные военные и частные воздухоплавательные парки и учреждения разрабатывают теорию и практику свободных и управляемых аэростатов, учреждений же, систематически изучающих различные способы динамического летания или воздухоплавания при помощи снарядов тяжелее воздуха, пока еще очень мало на всем земном шаре. Между тем динамическое воздухоплавание и представляет собою строго научный и единственно верный путь аэронавтики.

Из числа солидных учреждений за границей, занимающихся воздухоплаванием тяжелее воздуха, следует назвать аэродинамическое отделение в Медонском (французском) военном воздухоплавательном парке, аэродинамическую лабораторию профессора Ланглея, такие же лаборатории профессора Цаама, Лабеля и различные клубы и общества, разрабатывающие воздухоплавательный спорт по способу трагически погибшего германского инженера Отто Лилиенталя и братьев Райт, опыты которых повторял и развивал у нас в России погибший в Владивостоке жертвой воздухоплавательной катастрофы поручик В. П. Минкевич.

В настоящем году исполняется пятилетие со времени открытия первой русской воздухоплавательной лаборатории, которая в тиши и неизвестности систематически и упорно работает над вопросами воздухоплавания тяжелее воздуха. Наш первый русский аэродинамический институт основан московским капиталистом Д. П. Рябушинским. Он имеет главной целью установление точных данных для практического осуществления динамического способа летания, т. е. устройства летательных аппаратов, более тяжелых, чем воздух. Аэродинамический институт Д. П. Рябушинского находится в 17 верстах от Москвы, близ небольшой станции „Кучино" по московско-нижегородской железной дороге. Постройка зданий этого научного учреждения и установка приборов для исследования законов движения тел в воздухе и работы различных систем воздушных винтов (пропеллеров) закончилась в 1904 году, и с этого времени единственная русская воздухоплавательная лаборатория с завидной энергией, упорно ведет изыскания, день за днем накопляя богатые материалы для изобретателей и практиков аэронавтики.


авиация россии фотографии - первая русская воздухоплавательная лаборатория
Авиация России.
Первая русская воздухоплавательная лаборатория, основанная Д.П. Рябушинским (1909 год)

Учреждение Д. П. Рябушинского представляет собою именно научно-техническую лабораторию, которая занимается различными специальными исследованиями, накопляет и обрабатывает, так сказать, черновые, подготовительные материалы. Без данных, добываемых таким путем, ни одна отрасль науки и техники не может правильно развиваться и совершенствоваться.

Программа работ института распадается на три главных отдела:

1) изучение сопротивления воздуха;

2) практические применения законов сопротивления воздуха;

3) научные исследования разных слоев атмосферы.

Аэродинамический институт изучает условия устойчивости тел при движении в воздушной среде, устраивает подъемы больших грузов на змеях, разрабатывают сигнализацию с помощью змеев и фотографирование земной поверхности с птичьего полета.

Почетный сотрудник института профессор Н. Е. Жуковский взял на себя теоретическую разработку некоторых опытных данных; директором института состоит Д. П. Рябушинский, а его товарищем ученый метеоролог-физик и талантливый конструктор различных научных приборов В. В. Кузнецов.

Аэродинамический институт находится в тесной связи с международной комиссией по научному воздухоплаванию и с Николаевской главной физической обсерваторией. По соглашению с международной комиссией устанавливаются  особые  дни, в которые из разных мест одновременно выпускают так называемые воздушные шары-зонды (ballons-sonder), т. е. маленькие аэростаты без пассажиров, с одними метеорологическими  инструментами.

Шары-зонды поднимаются на высоту до 20.000 метров, помещенные на них инструменты автоматически записывают во все время поднятия температуру, давление, влажность, силу ветра, и, таким образом, после спуска на землю записи эти восстанавливают полную картину того состояния погоды, какое наблюдалось в известные дни в высших слоях атмосферы. Знать же связь и последовательность всевозможных метеорологических явлений в высоких слоях воздуха тем более необходимо, что вся органическая жизнь на земле протекает, строго говоря, на дне атмосферного океана.

С целью наблюдения за движением воздуха на больших высотах и ночью применяются светосильные электрические прожектора, один из которых, употребляемый в аэродинамическом институте в Кучино, — изображен на нашем рисунке.

Руководители аэродинамического института доставляют материалы для докладов в воздухоплавательной комиссии общества любителей естествознания, состоящего при Императорском московском университете. Кроме того, институт оказывает всяческое содействие для проверки тех теоретических выводов по воздухоплаванию, к которым приходит эта комиссия.

На все постройки, машины и содержание института до 1 января 1905 г. было израсходовано около 100.000 рублей. После же возведения зданий и установки приборов на содержание института и на производство всех опытов и исследований расходуется 36.000 рублей ежегодно.

Работы, произведенные в институте, опубликовываются отдельными выпусками, выходящими в неопределенные сроки по мере окончания работ. Отчеты института издаются роскошно, иллюстрируются превосходными фотографическими снимками и ясными, изящными чертежами.

Отчеты о работах института печатаются на французском языке, в продажу они не поступают вовсе и рассылаются бесплатно ученым учреждениям, техническим обществам, теоретикам и практикам воздухоплавательного дела.

В заключение следует упомянуть, что руководители аэродинамического института не чуждаются и аэростатического воздухоплавания, и сами совершили несколько свободных полетов на воздушных шарах военного ведомства.




авиация россии фотографии - катастрофа с воздушным шаром 1909 год
Авиация России.
Катастрофа с воздушным шаром в Санкт-Петербурге (1909 год)
авиация россии фотографии - управляемый аэростат лебедь 1909 годавиация россии фотографии - управляемый аэростат лебедь 1909 год
Авиация России.
Первый полет управляемого аэростата "Лебедь" (1909 год)



авиация россии фотографии - полет авиатора Леганье в Москве 1909 год
Авиация России.
Полет авиатора Леганье на московском беговом ипподроме (1909 год)
авиация россии фотографии - полет авиатора Леганье в Москве 1909 год
Авиация России.
Пилот Леганье и устроитель полета де Фретт (Москва, 1909 год)
авиация россии фотографии - пилот Леганье и его аэроплан в Москве 1909 год
Авиация России.
Полеты авиатора Леганье в Москве. Пилот чинит свой аэроплан (1909 год)





продолжение >>



Пользовательского поиска




в начало

использование информации с данной страницы без письменного согласия редакции журнала запрещается!!!
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100 Рейтинг@Mail.ru