Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №61 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Общественный мониторинг качества работы органов местного самоуправления и предоставляемых ими услуг населению: основные цели, задачи, методы и принципы

Сухинин Дмитрий,
Днепропетровский региональный институт
академии государственного управления


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Применение оценивания, мониторинга и контроля в системе управления качеством местных услуг в Украине

Контроль и ответственность в деятельности органов местного самоуправления

Общественный контроль в органах государственной власти и местного самоуправления

К вопросу о местном и региональном самоуправлении в Украине


Данная статья исследует вопросы применения гражданского (общественного) мониторинга для оценивания качества деятельности органов местного самоуправления и услуг, которые предоставляются ими населению. В статье анализируется роль общественного мониторинга в оценивании качества деятельности органов местного самоуправления и услуг, которые предоставляются ими населению, а также определяются основные цели, задачи, методы и принципы общественного мониторинга.

This article analyses the issues of public monitoring implementation for assessment of the quality of local government activity and quality of local services. In the article is analyzing the role of public monitoring in the process of assessment of local government's activity and local services as well as are defining the main goals, tasks, methods, and principles of public monitoring.

Мониторинг в процессах предоставления услуг населению органами местного самоуправления является одной из важнейших составляющих их успешной деятельности. Его своевременное, умелое и качественное применение дает возможность отслеживать не только уровень удовлетворения граждан деятельностью местной власти теми услугами, которые ею предоставляются, но и быстро реагировать на имеющиеся проблемы, изменения и вызовы нынешнего времени, а также принимать соответствующие меры, которые улучшают ситуацию или деятельность в целом. Проведение такого мониторинга требует умелого применения его подходов, методов и принципов на основе четко определенных индикаторов, показателей и критериев.

Особое место среди всех форм мониторинга занимает общественный мониторинг. Он является эффективным инструментом оценивания качества деятельности власти со стороны общественности, а, следовательно, и важной составляющей любого демократического общества.

В Украине такая форма мониторинга еще не нашла широкого внедрения и применения. Методы и формы его проведения требуют своего более четкого определения, а также и нормативно-правового закрепления.

В работах отечественных ученых, которые посвящены вопросам общественного мониторинга, значительное внимание уделяется попыткам четкого разграничения подходов мониторинга и оценивания и отмечается, что это разные технологии, с разными методами проведения. Мониторинг отличается от оценивания не только технологиями, которые применяются, но и методами проведения. Так, нельзя не согласиться с О. Бердановой, что мониторинг носит регулярный характер, а оценивание, в отличие от мониторинга, не является регулярной процедурой, а проводится в случае необходимости [1, с. 16-17]. Отличается мониторинг от оценивания и тем, что он осуществляется для получения оперативной информации о состоянии дел, а оценивание направлено на результат, пути, методы и эффективность его достижения.

Мониторинг деятельности органов местной власти и качества услуг, которые ею предоставляются, является важной составляющей всей системы оценивания их эффективности и результативности. Некоторые ученые рассматривают мониторинг как отдельное направление исследования, а некоторые отмечают, что он является составляющей оценивания как такового. Так, известный шведский исследователь Е.Ведунг оценивание рассматривает как "квалифицированный мониторинг" [2, c. 123], отмечая, что "мониторинг и оценивание - это две главных формы оценивания" [2, с. 161]. Он подчеркивает, что мониторинг может осуществляться на разных этапах, и тогда его роль и назначение могут существенно отличаться.

Российские исследователи В. Добреньков и А. Кравченко определяют мониторинг как "способ наблюдения, оценивания и прогноза", отмечая, что сам мониторинг можно определить как "постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного период по одинаковой системе показателей и методик" [3, с. 48].

Сейчас уже формируется понимание необходимости проведения мониторинга на каждом из этапов как предоставления услуг населению, так и реализации проектов и программ местного развития и привлечения к нему местной общественности, хотя это еще не стало распространенной практикой.

Зарубежные ученые и практики отмечают важность проведения мониторинга и во время реализации проектов межмуниципального сотрудничества. Как отмечается в рекомендациях ООН, для того, "чтобы убедиться, что проекты межмуниципального сотрудничества остаются ориентированными на цель, отвечают условиям соглашения и имеют позитивное действие, нужно регулярно проводить мониторинг и оценку выполнения проекта для сравнения с желательными результатами. К процессу мониторинга должны быть привлечены представители разных слоев населения для того, чтобы убедиться, что выполняются цели, которые базируются на соблюдении прав человека, и другие задания" [4, с. 35].

Роль мониторинга в деятельности органов местного самоуправления трудно переоценить. Благодаря ему они могут отслеживать не только уровень удовлетворения населения своей деятельностью, но и скоординировать ее, направить на более важные и необходимые направления, улучшить качество выполнения как на самых первых этапах реализации стратегий, программ, предоставления услуг населению, так и в течение всего периода реализации проекта или предоставления услуги.

Как уже отмечалось, особое место среди всех видов мониторинга занимает общественный мониторинг. Он определяется как постоянно действующая системная работа институтов гражданского общества относительно: организованного сбора и анализа информации о деятельности власти в конкретных отраслях или о выполнения конкретных заданий; анализа такой информации и обнародования публичной общественной оценки [5].

Общественный мониторинг - это постоянный или временный, систематический или разовый сбор общественными организациями или инициативными группами граждан информации относительно соблюдения прав и законных интересов граждан органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, это систематическое наблюдение со стороны общественных объединений за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления с целью выявления ее соответствия законодательству, стремлениям граждан, установленным нормам и правилам, а также провозглашенным целям и их реализации.

Как справедливо отмечает Л. Рогатина, действенным механизмом гражданского контроля над государством является общественный мониторинг. Он является комплексом мероприятий, которые проводятся общественными организациями с целью определить проблемные вопросы в деятельности центральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении ими управленческих функций. Основными методами общественного мониторинга являются: анализ нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность органов власти на местном и общегосударственном уровнях; представления информационных запросов и обращений в органы государственной власти и местного самоуправления с целью получения официальной позиции должностных лиц по поводу того или другого вопроса; внешнее наблюдение за работой должностных лиц органов государственной власти, а также коллегиальных органов при разработке и принятии управленческих решений; анализ имеющихся сайтов центральных органов государственной власти и местного самоуправления на предмет их информационной наполненности, проведения экспертных опросов [6].

Основными целями общественного мониторинга деятельности органов государственной власти и местного самоуправления являются:

  • сбор данных, фактов, информации об объекте мониторинга;
  • системный контроль за деятельностью органов власти и управления, выбранных в качестве объектов для мониторинга;
  • мониторинг качества предоставления услуг населению;
  • мониторинг выполнения стратегий, планов или программ развития соответствующими органами власти с целью обеспечения прав и свобод граждан, приоритетов и интересов тех или других социальных групп, соблюдения законности и т.п.;
  • разработка на основании результатов проведенного мониторинга рекомендаций, направленных на улучшение деятельности соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Основными задачами общественного мониторинга являются:

  • выявление эффективных методов сотрудничества общественности с органами власти;
  • анализ опыта сотрудничества общественных организаций с органами власти, определение имеющихся форм соответствующего сотрудничества и их результативности;
  • выявление эффективных/неэффективных направлений информационного взаимодействия общественности и власти;
  • определение проблем относительно привлечения общественности к процессу принятия решений;
  • выявление возможных механизмов и моделей мониторингов деятельности органов власти разного уровня, которые осуществляются со стороны общественных организаций;
  • определение имеющихся источников информации о деятельности органов государственной власти разного уровня, которые являются доступными для общественных организаций, и их эффективности;
  • определение меры и формы привлечения общественных организаций к процессам формирования и анализа политики [7].

Для успешности мониторинга необходимо учитывать основные требования к нему. Так, В. Рубцов достаточно четко определяет основные требования к мониторингу, в частности:

- объективность и достаточность исходной информации;

- сравнительность характера оценок;

- многокритериальный характер оценок;

- выбор минимального числа необходимых и достаточных критериев;

- привлечение дополнительных источников информации [8, c. 33].

Требования подразделяются по требованиям к самому мониторингу и требованиям к обнародованию его результатов, а также к методам сбора информации. Ученые отмечают, что в процессе предоставления информации относительно результатов мониторинга необходимо:

- предоставить специфическую и четко сформулированную информацию;

- обеспечить необходимую частоту предоставления информации для своевременного принятия решений;

- убедиться, что информация получена тем, на кого она рассчитана;

- предоставить информацию надлежащей презентационной формы;

- для каждой аудитории обеспечить соответствующие формы отчетности относительно результатов мониторинга: письменный отчет, устный доклад, информационные листы, публикацию в газетах, на веб-сайте и тому подобное [9, с. 31].

В целом, основными задачами мониторинга в системе предоставления муниципальных услуг являются:

- отслеживание изменений в процессах предоставления муниципальных услуг, в реализации проекта, программы;

- определение основных проблем и недостатков процесса предоставления муниципальных услуг, реализации проекта, программы;

- исследование состояния удовлетворения населения деятельностью власти и услугами, что ею предоставляются;

- определение общественных интересов и видение дальнейших желательных шагов власти.

Мониторинг предоставляет возможность реально оценить состояние дел и скоординировать деятельность властного органа на большее соответствие потребностям населения и современным вызовам вообще.

Украинские ученые, рассматривая роль общественного мониторинга, отмечают, что его задачей является отслеживание реальных изменений в соотношении компетенции органов публичной власти на местах, позитивы и негативы нововведений, а что касается именно органов местного самоуправления, то также оценивание выполнения этими органами своих полномочий [10, с. 6].

Основными этапами мониторинга являются такие:

  1. определение необходимости проведения мониторинга;
  2. определения его целей и задач;
  3. определение объектов мониторинга;
  4. определение ожидаемых результатов мониторинга;
  5. разработка стратегии проведения мониторинга;
  6. определение ключевых доноров информации;
  7. непосредственный сбор информации;
  8. обработка, анализ и сравнение данных;
  9. анализ ожидаемых результатов по сравнению с полученными;
  10. обобщение результатов;
  11. обнародование результатов;
  12. определение основных проблем реализации программы или проекта, его недостатков или преимуществ, успехов, на основе проведенного мониторинга;
  13. использование результатов мониторинга в дальнейшей работе.

Важнейшим этапом мониторинга является сбор информации. От того, насколько полной, достоверной, непредвзятой будет собранная информация, зависит качество мониторинга в целом. Формы сбора информации могут быть достаточно разнообразными, начиная от опросов общественного мнения, рассылки и сбора анкет до широкомасштабных исследований с применением широкого спектра действий и показателей.

Как нами уже было отмечено ранее, мониторинг базируется на четкой системе показателей и критериев. Это является одной из важнейших составляющих мониторинга, его основой. Как справедливо отмечают отечественные ученые, "индикаторы лежат в основе любого мониторинга. Без индикаторов осуществить мониторинг невозможно. Это показатели, с помощью которых осуществляется мониторинг и определяется уровень прогресса относительно выполнения отдельных заданий программы, достижения ожидаемых результатов" [19, с. 22].

Необходимость четко определенных критериев отмечают и другие ученые, подчеркивая, что "мониторинг деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления должен осуществляться в соответствии с выполнением полномочий, которые полагаются на эти органы. Мерилом эффективности выполнения являются конкретные критерии эффективности деятельности, оценка деятельности" [11, с. 30].

Ученые выделяют разные критерии (или индикаторы) мониторинга: прямые и непрямые, количественные и качественные, промежуточные и итоговые, индикаторы процесса и индикаторы результата. Некоторые ученые дают еще и такие критерии как "индикаторы целей", "индикаторы продукта". Они отмечают, что "основу системы мониторинга составляют индикаторы, которые можно распределить за уровнями стратегического процесса на: индикаторы продуктов, которые позволяют отслеживать прямые (так называемые "материальные") результаты; индикаторы операционных целей - последствия реализации стратегии для целевых групп; индикаторы стратегических приоритетов - соответственно влияние стратегии на общество, качество жизни, устойчивое развитие региона" [12].

В целом, мониторинг в деятельности органов власти, в частности, в органах местного самоуправления - это достаточно сложный процесс оценивания качества выполнения, исполнительской дисциплины, качества услуг и удовлетворения ими со стороны населения, которое осуществляется путем длительного наблюдения на основе таких показателей, которые наиболее полно отображают состояние вышеприведенных процессов. Результатом такого мониторинга становится информация, с помощью которой органы власти могут значительно улучшить качество услуг и повысить уровень удовлетворения ими со стороны населения, а следовательно, и получить необходимую общественную поддержку для реализации своих планов, программ и проектов. Именно общественный (гражданский) мониторинг помогает налаживанию взаимопонимания между органами власти и общественностью в процессах предоставления услуг населению.



Литература

  1. Новітні тенденції розвитку демократичного врядування: світовий та український досвід: матеріали наук.-практ. конф. за міжн. участю, Київ, 30 травня 2008 р.: у 3 т. / [за заг.ред. О.Ю.Оболенського, С.В. Сьоміна]. – К.: НАДУ, 2008. – т.3. – 192 с.
  2. Ведунг Е. Оцінювання державної політики і програм [Текст] : навч. посіб. / Е. Ведунг; [Пер. з англ. В.В. Шульга]. - К. : Всеcвіт, 2003. - 350 с.
  3. Добреньков В.И. Методы социологического исследования/ Добреньков В.И., Кравченко А.И./ Учебник МГУ, М.: ИНФРА-М, 2008 – 767 с. (серия классический университетский ученик).
  4. Об’єднання сил та ресурсів заради місцевого розвитку. Рекомендації ООН. – К. – 36 с.
  5. Система індикаторів громадського моніторингу для проведення щоквартального моніторингу виконання Меморандуму “Молодіжна перспектива 2010: об’єднаймо зусилля ”. [Електронний ресурс] – Режим доступу: www.civicua.org/main/data?t=2&c=1&q=832220
  6. Рогатина Л.П. Основные механизмы гражданского контроля над государством/ Л.П.Рогатина. - [Електронний ресурс]. – Режим доступу:  http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Perspekt/2011_2/Rogat.pdf
  7. Завдання громадського моніторингу. [Электронный ресурс]. - Режим доступу:  http://www.ucipr.kiev.ua/publications/
  8. Рубцов В.П. Індикатори та моніторинг у муніципальному управлінні: наук.-практ. посіб. [Текст] / В.П. Рубцов ; Укр. муніцип. акад., Ін-т місц. демокр. - К. : Гнозис, 2002. - 148 с. - (Сер. "Інновац. інструм. розв.") (Сер. "Розв. через місц. демокр.").
  9. Посібник з моніторингу та оцінювання програм регіонального розвитку [Текст] / Б. Винницький, М. Лендьел, Ю. Ратейчак, І. Санжаровський; за ред. І. Санжаровського, Ю. Полянського; Проект партнерства Канада - Україна "Регіон. врядув. та розв.". - К. : К.І.С., 2007. - 79 с.
  10. Кочева О. Гражданский контроль: понятия и технологии / Ольга Кочева,  Игорь Аверкиев. [Електронний ресурс]. – Режим доступу:   http://control.prpc.ru/techn_01.shtml
  11. Методологічні основи моніторингу діяльності місцевих органів державної влади та місцевого самоврядування/ [Упорядники Дуда А.В., Кошель О.М.]. - К.: Лікей, 2005. – 208 с.
  12. Система моніторингу реалізації стратегії. [Электронный ресурс]. Режим доступу:  http://isc.at.ua/publ/stvoreno_sistemu_monitoringu_realizaciji_strategiji/12-1-0-45




Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru