Местное самоуправление: советская модельШилов В.С.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Государственная и муниципальная власть: прошлое и современность Местное самоуправление в России. Законодательство, действительность и пути развития Местное самоуправление в Российской Империи При проведении реформы любого уровня нужно учитывать опыт предыдущих лет. При проведении очередной муниципальной реформы в Российской Федерации необходимо обратиться, в первую очередь, не к зарубежному, а к отечественному опыту организации и функционирования власти на местном уровне. Одной из существующих в мире моделей местного самоуправления, кроме англосаксонской, континентальной и смешанной, является так называемая социалистическая (советская) модель, хотя в среде учёных-правоведов нередко высказываются сомнения о возможности существования местного самоуправления в странах социалистической ориентации. Исследуем данный вопрос. В советской печати всегда указывалась внутренняя идейная связь между Советами и Парижской коммуной, послужившей прообразом подлинно народной власти. Что такое коммуна? Коммуна – это и община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, ресурсы, имущество и труд, и орган власти. За счёт того, что коммуны территориально невелики и численность населения в них также ограничена, каждый житель самостоятельно (непосредственно) участвует в управлении. Коммуна в лице населения принимает решения и сама же их исполняет, благодаря чему поставленные задачи соответствуют материальным и финансовым ресурсам. За счёт участия каждого в труде, управлении и распоряжении результатами труда становится возможным отказ от запутанных бюрократических структур, излишних органов власти. В 1871 году в результате революционных волнений в столице Франции устанавливается местное самоуправление - Парижская коммуна. Парижская коммуна имела демократические основы - была выборным органом власти. Коммуной было организовано решение таких вопросов, как формирование бюджета, почтовое сообщение, печать, общественный порядок, то есть те же самых вопросов, которые призвано решать местное самоуправление. Следовательно, прообразом Советов явился орган местного самоуправления. Что такое Совет? Совет – это коллегиальный представительный орган публичной власти, избираемый населением. Советы возникли в ходе первой русской революции 1905-1907 гг. и изначально осуществляли руководство стачками, забастовками, борьбой с режимом. Первым нормативно-правовым актом, зафиксировавшим создание Советов, стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая 5 января 1918 года. Окончательное нормативное закрепление правового статуса Советов осуществилось после принятия 10 июля 1918 года Конституции РСФСР. В соответствии с Основным Законом, государственная власть на местном уровне состояла из местных Съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, не являвшихся постоянными органами, и местных исполнительных комитетов (исполкомов). Советы самостоятельно решали местные вопросы, но должны были действовать в соответствии с актами центральных органов и вышестоящих Советов. После принятия Конституции СССР 1936 года, Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов преобразовались в Советы депутатов трудящихся. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов по-прежнему являлись исполнительные комитеты. Были внесены изменения в избирательное законодательство: вводились всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании во все Советы. В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 22 января 1957 года «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», ставилась задача по усилению роли Советов на местном уровне. А именно: в хозяйственном и культурном строительстве, планировании народного хозяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной промышленности, организации жилищно-бытового и дорожного строительства, развитии производства строительных материалов и топлива, а также в решении финансово-бюджетных вопросов. То есть сфера деятельности местных Советов была аналогична сфере деятельности современных муниципальных органов. Согласно Конституции СССР 1977 года, местные Советы депутатов трудящихся избирались на два года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет был обязан систематически отчитываться перед населением о своей работе. Местные Советы избирали из числа депутатов исполнительные комитеты (исполкомы). Также вопросы устройства местных Советов регулировались Указами Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и об основных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1968), «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся» (1971), «Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся» (1971). После 1991 года происходят кардинальные изменения в устройстве государственных и местных органов власти. Исполнительные комитеты заменяются на администрации, главы которых назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Окончательная ликвидация Советов на всех уровнях происходит в 1993 году после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета, принятия Конституции 1993 года. В результате проведения муниципальной реформы и принятия Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сложилась новая система местного самоуправления, которая, тем не менее, сохранила общие черты с советской моделью: 1) представительный орган муниципалитета формируется не только из кандидатов от политических партий, но и из беспартийных самовыдвиженцев; 2) из числа депутатов создаются комиссии по решению вопросов местной жизни; 3) существует законодательно закреплённая процедура избрания депутатов и должностных лиц; 4) функция законодательного органа заключается в представлении интересов населения, функция исполнительного органа заключается в непосредственной реализации поставленных задач; 5) решения принимаются большинством голосов и обязательны для исполнения всеми членами органа. Однако, несмотря на прослеживающуюся аналогию, современная правовая доктрина указывает на следующие отличия новых органов от старых: 1) Многопартийность. Советы были однопартийными, а современные органы местного самоуправления построены на многопартийной основе. На данный момент на законодательном уровне не закреплена монополия ни одной из политических партий, хотя фактически монополизация власти происходит. Партия, занимающая более половины мест в представительном органе муниципального образования, простым большинством голосов блокирует предложения депутатов других партий и беспартийных. 2) Независимость. Советы зависели от органов власти вышестоящих уровней. Статьёй 3 Конституции СССР 1977 года закреплялась обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Фактически на сегодняшний день продолжает действовать директивная система, при которой «спускаемые» из субъектов Федерации решения обязательны для исполнения на местах. 3) Профессионализм депутатов. Депутаты Советов не были профессиональными парламентариями. В состав Советов входили граждане, исполняющие общественные и государственные обязанности наряду со своей производственной деятельностью. Сегодня, в соответствии с уставами муниципальных образований, осуществление полномочий на постоянной основе возможно только у председателя представительного органа и главы муниципалитета. Следовательно, все остальные депутаты осуществляют свою работу на непостоянной основе. На основании выше изложенных исторических фактов, с учётом сложившейся правовой реальности, можно сделать вывод о том, что органы государственной власти в лице Советов и Исполнительных комитетов на местном уровне имели права на решения вопросов местной жизни, исполняли обязанности, несли ответственность в случае их невыполнения, а, следовательно, обладали правовым статусом, аналогичным статусу современных органов местного самоуправления. Отсутствие в Основном Законе страны статьи о разделения власти на государственную и муниципальную не всегда означает отсутствие последней. Задачи государства и муниципалитета в большинстве своём совпадают, разница заключается в масштабах задач и связанных с этим масштабом количеством средств и ресурсов их для реализации. Отделение государственной власти от местной не всегда соответствует исторически сложившейся модели политической организации. ![]()
Пользовательского поиска
|