Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №60 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Исламское право

Шилов В.С.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Пути совершенствования национально-государственного устройства в Российской Федерации

Конституция Филиппа Орлика как памятник права


В современном мире существует немало государств, где ислам является государственной религией, и на его основе строится и функционирует правовая система. В Российской Федерации в таких республиках,  как Ингушетия, Дагестан, Чечня, Татарстан, Башкортостан и других, ислам является религией большинства населения.

Мусульманское право регулирует общественные отношения, складывающиеся только между мусульманами, и не распространяет своё действие на представителей других вероисповеданий. В исламской доктрине государство не стремится к преобразованию общества, а только обеспечивает уважение к божественному закону.

Исламское право имеет свои источники, формы внешнего выражения и закрепления. Коран является важнейшим источником мусульманского права, его положения имеют юридическое значение.

Сунна содержит описание поступков, повествований, высказываний, являя собой эталон для подражания правоверным. Иджма создана для устранения пробелов в регулировании общественных отношений. Кияс признаётся самостоятельным источником права, позволяет восполнить казуистические пробелы в мусульманском праве, найти норму, необходимую для аналогичного разрешения любого дела.

Общие принципы мусульманского права имеют характер доктрины. Норма права в исламской юриспруденции – это общеобязательное правило поведения, установленное Аллахом как верховным законодателем (Сюкияйнен Л.Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. М.: Институт востоковедения РАН, 2012, с. 33). Нормы исламского права в большинстве своём носят императивный характер.

Судебное право в исламе носит достаточно архаизированный характер. Право занятия должности судьи принадлежит только мусульманам. Клятва именем Аллаха  считается важным процессуальным доказательством в уголовном и гражданском процессах.

Положительные стороны исламского права:

  • религиозные нормы тесно связаны с моралью, нравственностью, общим пониманием о добре и зле. Поэтому они, несмотря на перемены в самом обществе, сохраняют фундаментальные человеческие ценности.
  • религиозные нормы закреплены, в большинстве своём, в древних текстах, содержащих также и описание жизни людей,  и в силу этого являются памятником истории человечества.
  • религиозные нормы права с момента своего появления достаточно долгое время были главным регулятором общественных отношений. Многие термины, толкования, доктрины, нормы права берут своё начало от норм религиозных.

Отрицательные стороны исламского права:

  • архаичность. Исламское право возникло еще в древности. Оно закрепляет мононормы, сложившиеся обычаи, дозволения, запреты, позитивные обязывания. Нормы, возникшие ранее, в большинстве своём, не могут оставаться актуальны долгое время. Не внося никаких объективных изменений в нормы, оно (право) тем самым становится исторической реликвией и воспринимается современниками таковым.
  • консервативность. Религиозное право статично, а не динамично. Оно не терпит давления общества и внешнего влияния. Создаётся узким кругом почитателей веры, и стремится сохранить свои позиции в обществе. Любая попытка внесения изменений в действующее право воспринимается как ересь.
  • классовость. Право - это возведённая в закон воля экономически господствующего класса. Религия всегда была и будет прислугой государственной власти, так как является эффективным инструментом давления эксплуататоров на рабов, земледельцев, рабочих. Религиозные нормы практически узаконивают деление общества на богатых и бедных.
  • Каждая религиозная правовая система претендует на свою исключительность среди других правовых систем. Религиозная нетерпимость проявляется и в непринятии  «чужих» правовых норм, а потому является причиной разного рода конфликтов. Наиболее проблемными остаются отношения в сфере семейного, наследственного права, а также правил поведения в обществе.

    В последнее время в некоторых государствах всё больше и больше возрастает влияние исламского фундаментализма, как радикального исламизма, на законодательство, судебную систему, юридическую практику. Проявления религиозного радикализма вызывают негативное отношение к соответствующим религиозным правовым системам.

    Но, несмотря на свою относительную изолированность, исламское право не может существовать вне современной правовой реалии, поэтому претерпевает,  пусть и незначительные,  изменения.

    Путями решения назревших проблем могут стать:

    -повышение правовой культуры через правовое воспитание отдельной личности, социальной группы, общества, страны и мира;

    -формирование восприятия религиозных правовых систем как элементов правовой реальности;

    -имплементация законодательства, включение общепризнанных правовых норм в исламское национальное законодательство.





    Пользовательского поиска



    в начало

    при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
    уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

    Проблемы МСУ

    Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

    Ramblers Top100
    Рейтинг@Mail.ru