Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №59 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Местное самоуправление в моногородах России

Гарипов А.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Местное самоуправление и миграция населения

Повышение занятости в моногородах: отечественный и зарубежный опыт

О статусе и принципах взаимодействия органов управления малых городов-райцентров и районов

Моногорода - проблемы и пути решения


Особую важность местного самоуправления в жизни государства и общества сложно переоценить. И Конституция РФ, и Федеральный закон о местном самоуправлении подтверждают на правовом уровне особое значение органов местного самоуправления в системе государственной власти России.

Но есть определенные сложности, а порой и неразрешимые проблемы в реализации на практике закона о местном самоуправлении. Такие проблемы, прежде всего, связаны с географическим положением и экономическим вектором развития территорий местного самоуправления. Эти два фактора - географическое положение и экономическая составляющая данной, конкретной территории, зачастую на практике отрицают саму возможность эффективной реализации ФЗ в определенной местности.

Взять, например, моногорода. Подавляющее большинство моногородов, где вся основная хозяйственная деятельность связана с одним или несколькими зависимыми друг от друга хозяйственными комплексами – предприятиями, осталось от плановой экономики СССР. Во времена планового народного хозяйства государство могло, если считало нужным, перебрасывать средства в разные регионы для поддержания и развития всего единого комплекса народного хозяйства. По разным причинам, которые на тот момент казались правильными, предприятия строились, исходя из общих интересов государственной экономики. А чтобы решить проблемы с трудовыми ресурсами, вокруг предприятий создавались сразу и моногорода.

Надо отметить, что создание моногородов - это не изобретение именно экономики СССР. И в Российской империи тоже были моногорода, например, на Урале, но основания для их постройки были иные. Также немало моногородов было и есть до сих пор в США. В США довольно много заброшенных и покинутых жителями бывших моногородов и в данный момент, например, колоссальный город Детройт, являвшийся одним из мировых центров автомобилестроения, пришел в упадок и находится на грани деградации. Опять-таки, мотивы создания моногородов в США были исключительно рыночными, да и сама простота миграции рабочей силы в Америке не может сравниться с тяжелыми условиями миграции в России. Прежде всего, из-за непростых для жизни природных условий на большей части территории страны, а также слабости транспортной и коммуникационной структур.

Огромная территория с холодным климатом, бездорожье, а часто просто непроходимые местности требовали серьезных капитальных вложений для реализации проектов по развитию территорий. Зачастую эти капитальные вложения осуществлялись за счет использования подневольного труда заключенных или других пораженных в правах социальных групп, что, в общем-то, мало связано с развитием экономики во благо народа.

Например, строительство большого города за полярным кругом – Норильска, вся экономика которого сосредоточена вокруг горнообогатительного комбината. Тяжелый холодный полярный климат с долгой полярной ночью. Само производство – вредное, опасное для здоровья и жизни людей. Большая оторванность от других социально–экономических центров страны. Такой проект развития мог быть осуществлен только в СССР. По существу, вся жизнь в городе зависит только от работы горнообогатительного комбината. Упадут цены на мировом рынке на продукцию этого комбината, так денег не только на зарплату работающим там людям не хватит, но и на жизнеобеспечение самого города: обогрев, электричество, водоснабжение и прочее коммунальное хозяйство. Вдобавок, из города можно выбраться практически только авиатранспортом. Какое в городе Норильске может быть местное самоуправление? Здесь, на самом деле, как орган местного самоуправления есть только руководство комбината. В данном случае, действенным органом местного самоуправления может стать профсоюз работников комбината. Но с профсоюзами в современной России дела обстоят ещё хуже, чем с органами местного самоуправления. И если случится какой-либо затяжной экономический кризис и владельцы норильской индустрии просто не смогут поддерживать экономическую целесообразность работы комбината, то они его бросят. Ну, а население спасайся, кто как может. Остается надеяться только на федеральное правительство.

Где в этой экономико-географической схеме есть место для местного саморуправления? Примеров с моногородами по всей России очень много. Около 300 городов находятся в подвешенном состоянии, а среди них есть довольно крупные и даже областные центры. Причины свёртывания производства могут быть не только экономическими.

Например, город Братск со своим целлюлозно-бумажным комбинатом. Комбинат обеспечивает не только экономическое, но и коммунальное существование города, но работа комбината существенно осложняет экологическую обстановку на Байкале и наносит невосполнимый ущерб природе. Что может сделать в такой ситуации местный орган самоуправления? Да НИЧЕГО. А если органы местного самоуправления ничего не могут сделать для обеспечения жизнедеятельности на своей территории и ликвидировать угрозу самой жизни и здоровью людей, проживающих в данном районе, то возникает вопрос о целесообразности такого местного самоуправления.

Никакие частные собственники, какими бы гениальными они ни были, не могут заменить собой систему государственного управления предприятиями моногородов. Не у кого нет таких экономических и административных ресурсов, которые есть у государства. А так как большинство моногородов создавалось в условиях и с целью единого планового хозяйства, то надо или вернуться обратно к плановому управлению предприятиями моногородов, или позаботиться на государственном уровне о переселении жителей этих городов в более благоприятные и гарантируемые для жизни и здоровья районы России. А на момент реформирования системы моногородов органам местного самоуправления на законодательном уровне необходимо передать больше полномочий по сопровождению процесса реформирования, и обеспечить экономические и финансовые гарантии для жителей данного региона.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru