Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №58 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Органы местного самоуправления в системе органов государственной власти города Москвы

Голованов К.П.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Местное самоуправление и другие уровни власти в современной России - фундаментальное противоречие

Москва Старая и Новая

Реформа местного самоуправления в Москве

Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации


Организация муниципальной власти в Москве обладает своими характерными особенностями. Данные особенности вытекают, в первую очередь, из особого статуса города Москвы, как субъекта Российской Федерации, а именно города федерального значения. Неслучайно в Федеральном законе Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» ФЗ №131 особенностям организации местного самоуправления посвящена отдельная статья. Так, в соответствии со ст. 79 ФЗ №131 п. 1 «в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях».

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения не остались без внимания среди ученых-юристов.

Шугрина Е.С. (статья «Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях», журнал "Муниципальное право", 2012, N 4) выделяет особенности, связанные:

1. С особым статусом городов федерального значения, поскольку последние,  с одной стороны, являются субъектами Российской Федерации, а с другой стороны, городами, которые имеют единую систему городского хозяйства;

2. С процедурой изменения границ муниципальных образований;

3. Вытекающие из действующего законодательства, предусмотренные в статьях 34;35; 37; 39 ФЗ №-131.

Так, в соответствии с указанными статьями, в городах федерального значения:

  1. Местная администрация может не формироваться;
  2. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования;
  3. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек;
  4. Представительный орган внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования;
  5. В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом внутригородского муниципального образования города федерального значения и законами Субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации;
  6. Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  7. Источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства;
  8. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. 

Согласно мнению Пешина Н.Л. (статья «Территориальные основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления города Москвы «, журнал "Конституционное и муниципальное право", 2010, N 10), на систему построения уровней государственной власти и местного самоуправления в городе Москве влияют разнообразие естественно-антропологических, политических, экономических и социокультурных факторов; исторические и иные местные обычаи и традиции; специфика геополитического положения; кадровый потенциал; особенности теоретических представлений о местном самоуправлении и осуществляемой региональной и местной политики; характер взаимоотношений с органами государственной власти Российской Федерации и так далее.

По мнению автора, стоит выделить четвертую особенность, вытекающую из масштабов управления хозяйством города. Согласно интернет ресурсу «MosOpen.ru. Электронная Москва», на территории города Москвы в состав 10 округов входят 125 внутригородских муниципальных образований. Такое количество муниципальных образований требует особого контроля, а также представления интересов на местах. Как известно, для этого необходима особая, адаптированная к условиям большого города структура органов управления. Более того, город  Москва, согласно Закону РФ от 15.04.1993 N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации»,  обладает особым правым статусом столицы Российской Федерации, что обуславливает особые взаимоотношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы.

Согласно закону города Москвы  от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2012) «Устав города Москвы»,  в состав органов государственной власти города Москвы входят:

  1. Городская дума г. Москвы, которая является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы;
  2. Правительство г. Москвы, которое является исполнительным органом государственной власти города Москвы;
  3. Отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти;
  4. Органы судебной власти города Москвы.

Особое внимание привлекают территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
К территориальным органам исполнительной власти в г. Москве относятся входящие в состав округов районные управы города Москвы, а также префектуры города Москвы.

На сегодняшний день в состав округов г. Москвы входят 125 районных управ, что соответствует количеству внутригородских муниципальных образований в г. Москве (см. таблицу ниже):


Количество районных управ по округам города Москвы

Центральный округ

Северный округ

Северо-Восточный округ

Восточный округ

Юго-Восточный округ

Южный округ

10 районных управ

16 районных управ

17 районных управ

16 районных управ

12 районных управ

16 районных управ

Юго-Западный округ

Западный округ

Северо-Западный округ

Зеленоградский округ

12 районных управ

13  районных управ

8 районных управ

5 районных управ

Согласно «Положению об управе района города Москвы» (Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП (ред. от 06.09.2013) "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы"), управа района города Москвы признается территориальным органом исполнительной власти города Москвы и подведомственна Правительству города Москвы. Управа района, в пределах своих полномочий,  осуществляет деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, где представляет интересы Правительства города Москвы.

Положение об управе района Москвы предусматривает широкий перечень полномочий. Среди них полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, содержания улиц, праздничного и тематического оформления района, обеспечения благоприятных условий для проживания граждан и другие. В свою очередь, «Устав города Москвы» сводит полномочия управ в формулировке: «Управы, возглавляемые главами управ, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы».

Префектуры  создаются в административных округах города Москвы. На сегодняшний день в городе Москва действуют 10 префектур.  Согласно ст. 46 «Устава города Москвы», п. 2: «Префектуры, возглавляемые префектами административных округов, осуществляют в пределах, установленных правовыми актами города Москвы полномочий, контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административных округов города Москвы». Как было указано ранее, подобная абстрактная формулировка описывает и деятельность управ.

Необходимо заметить, что ни административный округ, управляемый в пределах своих полномочий префектурой административного округа, ни район, в пределах своих полномочий управляемый управами района, не является структурным уровнем организации местной власти на территории города Москвы, поскольку:

1. По определению, местное самоуправление есть обеспеченная законом возможность самостоятельно решать населением вопросы местного значения, путем референдумов, выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления;

2. По определению, административный округ – это территориальная единица города Москвы, образуемая для административного управления соответствующими территориями, которые включают в себя несколько районов или поселений города Москвы, образование, преобразование и упразднение, которых осуществляется непосредственно Мэром города Москвы;

3. Избирая депутатов в муниципальное собрание в городе Москве,  население внутригородского муниципального образования осуществляет предусмотренное действующим законодательством право на решение вопросов местного значения, то есть является непосредственным источником власти на территории внутригородского муниципального образования.

4. Таким образом, префектура округа и префектура района функционирует и создается по воле  Мэра города Москвы, а первичные органы муниципального образования - непосредственно по воле населения муниципального образования. Поэтому префектуры и управы являются органами государственной власти с принадлежностью к субъекту Российской Федерации, а органы местного самоуправления, уровня внутригородского муниципального образования, соотносятся с населением муниципального образования.

В данном контексте особое значение приобретают принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые отражаются в ст. 7 «Устава города Москвы»:

  1. Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона. Основная цель осуществления власти - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы;
  2. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий;
  3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы;
  4. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления обеспечиваются необходимыми для осуществления их полномочий материальными и финансовыми ресурсами;
  5. В пределах своих полномочий органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность;
  6. Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города Москвы.

Таким образом, в настоящий момент органы местного самоуправления тесным образом взаимосвязаны с системой органов государственной власти города Москвы, хотя, по определению, не входят в систему органов государственной власти. Осуществляя хозяйственно-управленческую деятельность на определенной территории, органы местного самоуправления взаимодействуют по вопросам муниципального уровня с управами районов. В свою очередь, управы районов в рамках своей компетенции осуществляют взаимодействие с префектурами окружного уровня, решая вопросы управления городским хозяйством во взаимосвязи с местным уровнем. Главенствующую роль в определении уровня полномочий государственной власти города Москвы играет административно-территориальное деление, определяющее вертикаль власти, а также горизонтальные связи между органами различного уровня.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru