Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №56 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Приведение градостроительной документации к Системе требований: задачи, проблемы, особенности

Орлова М.С.,
ведущий инженер 2 категории
отдела градостроительной подготовки
ООО «Институт территориального планирования «Град», г. Омск

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Повышение инвестиционной привлекательности территорий посредством актуализации градостроительной документации

О проблемах применения новой формы градостроительного плана земельного участка

Органы местного самоуправления и утверждение правил землепользования и застройки

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Правовая экспертиза проектов приказов Минрегиона России «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» и «Об утверждении методических рекомендаций о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка»


Эффективное управление территорией является одним из приоритетных направлений государственной политики. Разработка и утверждение плана мероприятий «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – «Дорожная карта») является одним из доказательств приоритетности.

Реализация «Дорожной карты» призвана оптимизировать процедуры государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также повысить качество оказания государственных услуг в этой сфере. За счет создания единой учетно-регистрационной системы, реализации комплекса организационно-правовых, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав до 7 дней, а также увеличить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления.

Меры, предусмотренные «Дорожной картой», позволят существенно повысить достоверность сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастра недвижимости и созданного в будущем путем их объединения Единого государственного реестра недвижимости. В результате этой деятельности к 2018 году будет создан единый государственный информационный ресурс в сфере недвижимости. Это позволит снизить риски операций на рынке недвижимости и повысить капитализацию активов, что неизбежно улучшит инвестиционный климат в Российской Федерации. Для того чтобы приблизить срок, когда система управления территориями и недвижимостью будет создаваться для людей, которые живут и работают на этой территории, когда будут устранены лишние административные барьеры, но будут защищены права на благоприятную среду, необходима подготовка качественной градостроительной документации и корректировка ранее подготовленной.

Каждый из видов градостроительной документации предназначен для принятия определённых решений. Для обеспечения непротиворечивости зависящих друг от друга решений и сокращения затрат на их подготовку, необходимо максимально оптимизировать соответствующие процессы. Значительную роль в оптимизации играет автоматизация этих процессов. Автоматизировать процессы возможно в том случае, если объекты, участвующие в последовательных операциях, сформированы по единым правилам и классифицированы в соответствии с иерархией градостроительных объектов и решений по принципу «от общего к частному».

Для осуществления обозначенных выше процессов специалистами Института территориального планирования «Град» разработана Система требований, применяемая при подготовке и использовании градостроительной документации всех уровней, обеспечивающая её интеграцию в целях решения задач управления территориями.

Система требований к градостроительной документации – это комплект документов, устанавливающих требования к структуре, объектному составу, классификации объектов градостроительной документации, атрибутам объектов градостроительной документации в электронном виде, а также программное обеспечение для автоматизации процессов разработки градостроительной документации.

Невозможно говорить о высоком качестве градостроительных решений, если они разрабатываются в отрыве от стратегических и программных направлений социально-экономического развития. Следовательно, Система требований должна включать в себя как требования к исходным данным, так и к результатам. А чтобы было обеспечено единство управления в различных сферах деятельности людей, необходимо, чтобы Система требований для градостроительства была гармонизирована с требованиями во всех сферах управления развитием территорий (землеустройство и управление недвижимостью, жилищно-коммунальный комплекс; в деятельности, связанной с охраной памятников истории и культуры и др.).

Целью создания Системы требований является повышение качества градостроительной документации, автоматизация процессов ее подготовки и использования.

Применение Системы требований позволит решить следующие задачи:

  1. унифицировать и систематизировать данные, используемые при подготовке градостроительной документации;
  2. повысить качество градостроительной документации за счет возможности автоматизации процессов ее подготовки и использования;
  3. обеспечить возможность использования градостроительной документации в системах поддержки принятия управленческих решений по развитию территорий.

Что дает приведение градостроительной документации к Системе требований?

1. Повышение качества разработки градостроительной документации за счет реализации требований к составу и структуре данных, минимизации технических ошибок ввода информации, обеспечения корректного и однозначного ввода информации при заполнении атрибутов объектов градостроительной деятельности с использованием классификатора.

2. Создание единого информационного пространства для разработчиков и пользователей градостроительной документации, возможность организации обмена данными между участниками градостроительной деятельности.

3. Минимизацию затрат на конвертацию данных, предоставляемых разработчиками градостроительной документации в составе сдаваемых материалов, в информационные системы заказчиков.

4. Минимизацию затрат разработчика градостроительной документации на обработку исходных данных, предоставленных заказчиком для проектирования, за счёт использования системы требований обеими сторонами.

5. Сокращение сроков разработки новой градостроительной документации и внесения в неё изменений на основании уже приведенной к Системе требований градостроительной документации.

6. Повышение эффективности работы с градостроительной документацией в электронном виде, возможность использования данных в информационных системах. Однозначная идентификация объектов градостроительной деятельности в базе данных, как следствие, возможность осуществления корректного поиска, формирования статистических и аналитических отчётов.

7. Повышение эффективности управления развитием территорий за счёт оперативного обмена информацией о развитии территорий между уровнями власти. Улучшение контроля над реализацией федеральных, региональных, и муниципальных программ по развитию территорий.

8. Сокращение времени и затрат на получение необходимой информации и документации, исключение дублирования информации, возможность получения информации из одного источника.

Своевременное осознание органами государственной власти необходимости масштабного и комплексного решения градостроительных задач по актуализации и синхронизации решений разработанной ранее градостроительной документации регионального и муниципального уровней – первый шаг для достижения лучших результатов в управлении территориями. В дальнейшем это повлечет за собой рост инвестиционной привлекательности территорий, повышение уровня определенности и бесконфликтности земельно-имущественных отношений за счет формирования и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований и населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.
Градостроительная документация, приведенная в соответствие с Системой требований, обеспечивает единство систем учёта недвижимости и управления развитием территории, используемых при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности.

Хотелось бы отметить ряд основных проблем, которые могут возникнуть при приведении градостроительной документации к Системе требований:

  • необходимость внесения корректировок и последующего прохождения процедуры утверждения приведённой к Системе требований градостроительной документации;
  • выполнение комплекса работ по внесению изменений в градостроительную документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства (нормами и правилами);
  • необходимость принятия дополнительных решений (по согласованию с заказчиком) при выявлении принципиальных несоответствий разного вида градостроительной документации;
  • высокие трудозатраты, сравнимые с трудозатратами на разработку, при приведении градостроительной документации невысокого качества к Системе требований в связи с необходимостью анализа предоставленной градостроительной документации, сопоставлением содержимого графических и текстовых материалов, значительной корректировкой и т.д.;
  • в некоторых случаях возникают трудности при классификации объектов градостроительной документации и отнесения объекта к какому-либо значению классификатора из-за некорректности исходных сведений (вид функциональных или территориальных зон, назначение объекта градостроительной деятельности и т.д.).

Создание градостроительной документации с учетом единой Системы требований – это один из главных шагов на пути к созданию единого информационного пространства в сфере управления территориями, в деятельности по созданию благоприятной среды жизни и деятельности людей.


Институт территориального планирования "Град", г. Омск





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru