Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №53 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14



Государственная служба в России

Кардашевский В.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Государственная служба и права человека

Ограничения прав чиновников и депутатов как способ борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией или Федеральный Закон № 293


В современном мире стабильность — это достояние, которое можно только заслужить, заработать упорным трудом, проявляя открытость к переменам и готовность к назревшим, продуманным и просчитанным реформам.

Административная реформа, проводимая в Российской Федерации на современном этапе - это, прежде всего, оптимизация системы государственного управления. Успешное реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий решения проблем социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни ее граждан.

Система государственной службы, являясь важным механизмом эффективного государственного управления, также подлежит реформированию. Действительно, в настоящее время административно-правовое регулирование государственной службы является одной из важнейших проблем, качественное решение которой позволит осуществлять современное государственное управление, повысить престиж и авторитет государства. Государственная служба, по сути, является тем институтом, который служит обществу в интересах его развития и безопасности и должна представлять собой «административно-процессуальную форму практической реализации сущности, целей и функций государства».

Однако говорить о ее совершенстве явно преждевременно. В большинстве нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы в России, отсутствует четкое определение ее сущности, как публичного правового института. Современным законодательством государственная служба определена как индивидуальный материальный, процессуально неурегулированный институт. Нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу, зачастую сужают само ее содержание, акцентируя внимание на кадровой составляющей. Исследование состояния государственной службы и перспектив ее развития в современной России неизбежно обращает нас к анализу административной реформы, проводимой в государстве. Что же такое административная реформа? Что конкретно реформируется? Ответы на эти вопросы далеко не очевидны.

Часто под административной реформой понимается реформа системы публичного управления, в процессе которой эта система настраивается на выполнение усложняющихся задач в объективно меняющейся управленческой ситуации. Таким образом, предполагается, что административная реформа затрагивает всю систему государственного (публичного) управления, в том числе, предполагает и реформирование государственной службы, как публично-правового института государства. Разрешение задачи построения обоснованной концепции развития системы государственного управления России призвано содействовать эффективному, устойчивому развитию Российского государства, утверждению его стабильности.

К элементам организационной структуры государственного управления можно отнести Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской федерации, органы судебной власти Российской Федерации, а также органы прокуратуры. Государственное управление - это явление комплексное, его субъектами выступают органы государственной власти. Административная реформа осуществляется в отношении системы, а не отдельных элементов государственного управления. Такой подход декларативно находит свое объективное подтверждение в позиции современного Правительства Российской Федерации. Во введении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации утверждается, что «реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни ее граждан». Дальнейший анализ содержания Концепции показывает, что понятие системы государственного управления в ней сводится лишь к системе органов исполнительной власти. Кроме того, Концепция, исходя из ее юридической силы, как нормативного правового акта, изданного Правительством Российской Федерации, и не могла определять какие-либо задачи другим субъектам государственной власти.

Конституция Российской Федерации определяет исчерпывающий перечень субъектов осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. К ним она относит Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Вместе с тем, в ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 года исчезает термин «государственное управление» и возникает другой — «исполнительная власть». Таким образом, произошла как бы замена одного термина другим. Равнозначная ли эта замена? Очевидно, что нет. Попробуем проанализировать ход и результаты административной реформы в том виде, в котором она проводится.

Какие проблемы социально-экономического развития рассматриваются в Распоряжении Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах», как оценить глубину этих проблем? Одним из методов, позволяющим ответить на эти вопросы, является исследование результатов различных международных рейтингов и индексов. Это определено Приложением к Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах «Показатели достижения целей административной реформы».

В частности, п.3 указанного Приложения «Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления» предполагает использовать ряд показателей индикатора GRICS, рассчитываемого Всемирным банком 1 раз в 2 года на основе сопоставления 25 различных показателей эффективности государственного управления, подготавливаемых 18 независимыми организациями, и состоящий из 6 самостоятельных показателей, отражающих основные параметры государственного управления. Это такие показатели, как:

  • эффективность государственного управления - показатель отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой правительством, и др.;

  • качество государственного регулирования - значение данного индекса связано с оценкой политики, проводимой в сфере государственного регулирования в экономике. С его помощью измеряются такие факторы, как государственное регулирование цен на товары и услуги, неадекватный контроль в финансовой сфере, избыточное регулирование бизнеса и др. Такой же подход определен и соответствующим разделом Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы.

Процентный ранг России по эффективности государственного управления в 2004 году равнялся 48,1 единицы (из 100 возможных), по качеству государственного регулирования 30,5 единицы (из 100 возможных).

Реализация мероприятий административной реформы должна была способствовать повышению качества государственного управления и государственного регулирования. В качестве целевых ориентиров по данным показателям предполагалось использовать значения, близкие к уровню государств Восточной Европы. Так, к 2008 году предполагалось достичь значения показателя эффективности государственного управления 55 единиц, качества государственного регулирования 60 единиц, а в 2010 году - не ниже 70 единиц по каждому из показателей. Однако процентный ранг Российской Федерации по эффективности государственного управления в 2009 году равнялся лишь 44,9 единицам (из 100 возможных), а по качеству государственного регулирования - 35,2 единицам (из 100 возможных). Значение показателя эффективности государственного управления в ходе проводимой административной реформы в период с 2004 по 2009 г.г. не только не достигло планируемых 55 (2008 год) - 70 (2010 год) единиц, но и снизилось на 3,2 единицы. Значение показателя качества государственного регулирования за тот же период не достигло планируемых 60 (2008 год) - 70 (2010 год) единиц и увеличилось только на 4,7 единицы.

В качестве целевых ориентиров по данным показателям в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы предполагается использовать значения, близкие к уровню государств Восточной Европы. Целевыми показателями к 2014 году, соответственно, являются:

- по эффективности государственного управления 65 единиц;

- по качеству государственного регулирования - 60 единиц, а не 70 единиц, как в предыдущей Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

В соответствии с индексом Governance Research Indicator Country Snapshot (GRICS), оценивающим эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, верховенство закона и контроль за коррупцией пока находится в нижней части рейтинга. По результатам рейтинга глобальной конкурентоспособности 2009-2010 годов (The Global Competitiveness Index 2009-2010), который опубликован 8 сентября 2009 года аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия опустилась сразу на 12 позиций с 51 на 63 место, по результатам того же рейтинга 2010-2011 Россия находится уже на 66 месте между Вьетнамом и Перу. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга.

Эти оценки показывают, что проведение административной реформы в Российской Федерации в том виде, в котором она проводится, не только не выводит страну в передовые, но и не в состоянии даже поддержать большинство показателей, характеризующие эффективность государственного управления и государственной службы в стабильном состоянии.

Реформирование государственной службы в России продолжается. В следующем году выходит на финишную прямую очередной этап совершенствования государственной службы - Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года №261. Будет ли государственная служба после 2013 года соответствовать современным реалиям? Ответ на столь актуальные для всего российского общества вопросы с определенной степенью вероятности можно сформулировать уже сегодня. Вполне однозначно о состоянии одного из важнейших элементов системы государственной службы высказал свое мнение Д.А. Медведев в рамках первой из серии встреч в формате «Открытого правительства». Он оценил систему отбора кадров на государственную службу как неэффективную. В качестве примера эффективной системы отбора кадров на госслужбу он привел советскую. «У нас есть прежний пример, был кадровый резерв ЦК КПСС. Часть этого резерва сохранилась еще на различных позициях, некоторые даже на госслужбе, как это ни удивительно. Тем не менее, эта система работала», - подчеркнул Д. А. Медведев. Вновь избранный президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье отмечает негативные последствия того, что нередко «госслужба рассматривается не как служение, а как кормление». Он считает, что «для качественного решения сложных задач государственного управления необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих».

Приведенные цитаты руководителей государства очевидно подтверждают, что не все проблемы создания современной государственной службы решены. Действительно необходимо радикально реформировать государственную службу для придания ей статуса публичного социально-правового института, позволяющего реализовывать цели и функции государства. Их практическая реализация делает власть народа - демократию - подлинной. А работу государства - ставит на службу интересам общества. И все вместе обеспечивает России, российскому современному обществу устойчивое и успешное развитие.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru