Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №53 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14



Контроль как важнейшая функция управления

Корепанов В.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Оценка персонала как фактор совершенствования системы управления предприятием

Общественный мониторинг качества работы органов местного самоуправления и предоставляемых ими услуг населению

Миссия современной организации

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации


Процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределенности. Достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? Нуждаются ли управленческие решения в корректировке?

На эти вопросы дает ответ контроль, который осуществляется в современной системе управления с помощью обратных связей и обеспечивает количественную и качественную оценку труда и учет результатов деятельности организации (когда умный человек видит, почему он добился успеха, он делает так снова. Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их). Эффективно организованный контроль, прежде всего, ориентирован на решение стратегических задач, на конечные результаты работы и должен быть достаточно прост, нагляден и убедителен для каждого исполнителя (контроль и определение направления - синонимы).

Контроль в управлении, как правило, современными специалистами в области менеджмента рассматривается в трех основных аспектах:

  1. контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;
  2. контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;
  3. контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

Под контролем мы понимаем процесс, протекающий в рамках определенных временных границ, в ходе которого выявляются отклонения величины фактических параметров управляемой системы от норм функционирования, оценивается степень достижения поставленных целей, желаемых и определенных в управленческом решении. Необходимость рассмотрения данного аспекта понятия контроля связана с тем, что многие определения контроля недостаточно четко определяют характеристики, стадии процесса контроля, технологию контроля, систему контроля.

Контроль на ранних стадиях производственного процесса дает существенный экономический эффект, так как в намеченный для производства продукт еще не вложены большие трудовые затраты и его суммарная стоимость еще находится на наименьшем уровне. Производительность любого действия представляет объем производства, разделенный на труд, который необходимо затратить на это действие. Это же принципиальное положение распространяется на любой управленческий процесс - чем раньше будет выявлена ошибка в системе управления, тем меньшие негативные последствия она будет иметь.

За годы советской власти накоплен большой опыт обеспечения контрольных функций - одного из основных рычагов воздействия на общество. Сотни тысяч людей осуществляли проверки, ревизии, контролировали ход выполнения программ и планов, сопоставляли данные отчетов, т. е. обеспечивали контроль во всех сферах жизни общества - от перлюстрации корреспонденции и прослушивания телефонных разговоров до составления аналитических отчетов ЦСУ по всем отраслям народного хозяйства. Именно контроль и система жестких репрессивных мер обеспечили столь длительную живучесть советского строя, несмотря на все его принципиальные недостатки.

Традиционно контроль вышестоящих органов за деятельностью управляемой системы осуществлялся со скрупулезной жесткостью, поскольку централизация управления для обеспечения и оправдания существования этих органов требует именно такого контроля. Бюрократический аппарат под предлогом важности задания мог держать под оперативным контролем график хода работ, количество выпускаемой продукции, выполнение плана по основному ассортименту и др., хотя далеко не всегда необходимо контролировать эти показатели. Централизация чаще всего определяет карательный характер контроля, цель которого в этом случае - утверждение авторитета власти.

Современная теория управления, как нам видится, выработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. С другой стороны, контроль, если говорить о его психологических аспектах, не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности. Кроме того, контроль должен быть экономически целесообразным: «Зачем, - спрашивает К. Киллен, - тратить 25 долларов на то, чтобы поймать клерка, укравшего 1 доллар?». Хотя этот пример может встретить и принципиальные возражения, если требования к безусловной, скрупулезной честности и неотвратимость наказания возвести в абсолют. Сегодня большинство крупнейших корпораций мира глубоко изучают японские методы управления производством, где в основе работы технологических линий стоит не контроль, а бездефектная работа: усилия специалистов направлены на ликвидацию самой возможности появления брака и возможные дефекты устраняются еще на промежуточных производственных этапах, а не при контроле качества готового изделия.

Рассмотрим понятие процесса контроля для практического использования в практике современного российского менеджмента.

Под процессом контроля будем понимать деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроля, гарантирующих достижение наиболее эффективным и производительным способом поставленных целей управления путем реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, видов, методов и технологии контроля. К основным характеристикам процесса контроля в соответствии с данным определением необходимо отнести:

  • содержательную характеристику - что должно быть сделано в процессе контроля;
  • организационную характеристику - кем и в каком порядке должен осуществляться контроль;
  • технологическую характеристику - как, каким образом должен осуществляться контроль.

К основным стадиям процесса контроля можно отнести:

  1. Установление норм функционирования.
  2. Сбор данных о фактическом результате исполнения.
  3. Мониторинг среды управления, корректировка, уточнение, изменение норм функционирования в соответствии с изменившимся, изменяющимся поведением элементов среды управления.
  4. Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов действия.
  5. Выработка и осуществление корректирующего действия (регулирование).

Под технологией контроля мы понимаем механизм, включающий выбор методов и процедур, с помощью которых происходит отбор данных, необходимых для выявления отклонений от целей управления:

  1. Выбор видов и методов контроля, которые будут использованы в процессе контроля.
  2. Разработка системы репрезентативных (представительных) показателей, позволяющих описывать состояние и поведение объекта контроля и организации в целом.
  3. Определение методов и процедур обработки данных, измерения величин показателей.
  4. Сравнение с нормами функционирования, оценка состояния и поведения объекта контроля.
  5. Выработка рекомендаций (в случае необходимости) по их приведению в требуемое состояние.

Под системой контроля будем понимать совокупность субъекта, объекта и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, изменения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения, выработки корректирующих воздействий. При этом к основным свойствам системы контроля можно отнести: эффективность контроля, достоверность контроля, точность контроля, производительность контроля, время работы и перевода объекта контроля из данного в нужное состояние, объем контроля, универсальность, гибкость контроля.

В конечном счете, цель контроля в системе управления современной фирмой, организацией, предприятием - это выявление причин снижения эффективности деятельности, внесение своевременных и качественных корректив в систему организации с учетом современных требований и обеспечения конкурентоспособности собственной конечной продукции (услуги).





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru