Правовое регулирование договора поставки товаров для государственных и муниципальных нуждБочков Е.С., Бочкова С.С.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Администраторы бюджетных средств как субъекты финансового права Планирование как эффективный метод территориального развития муниципального образования Должностные преступления коррупционной направленности Правовой статус государственных корпораций в РФ Борьба с коррупцией или Федеральный Закон № 293 Государственное регулирование может осуществляться посредством экономических и административных мер. Среди административных способов государственного регулирования в сфере договорных отношений особо следует выделить государственные закупки посредством госзаказов. В экономике рыночного типа роль госзаказа велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства. Госзаказы получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой - США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии и др. Поставка товаров для государственных нужд является одним из традиционных институтов и российского гражданского права. Сделки, оформляющие закупку товаров для государственных нужд, в русском праве носили наименование казенных поставок (подряда). Первое Положение о казенных подрядах и поставках было разработано в России более двухсот лет назад и предшествовало изданию в 1833 году Свода законов гражданских. По инициативе русского государственного деятеля, советника императора Александра I М.М. Сперанского, занимавшегося кодифицированием законов, правила о казенных подрядах были включены в Свод. В дальнейшем в него вносились различные поправки, принимались дополнительно правила, циркуляры. Характерной чертой начального периода становления советского государства стало распространение административно-правового регулирования на договорные отношения. Снабжение предприятий необходимыми для производства материальными ресурсами, а также сбыт изготавливаемой ими продукции производились по нарядам центров и главков без заключения договоров. Возрождение договорного права связано с периодом восстановления в России народного хозяйства после окончания гражданской войны (1921-1925 годы). Переход к нэпу предполагал развитие товарно-денежных отношений и, следовательно, более широкое использование договора. Наряду с договором купли-продажи получил распространение договор поставки. Договорная форма стала использоваться и в отношениях между государственными предприятиями, переведенными на коммерческий (хозяйственный) расчет. Принимаемые в тот период нормативные акты о государственных подрядах и поставках отражали происходившие в стране политические и экономические изменения. Данные, приводимые в публикациях периода нэпа, показывают, что государственный заказ находил широкое применение на практике. Постепенно отношения по государственным заказам и поставкам стали вытесняться с рынка. В результате проведенной индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства государственный сектор экономики укрепил свои позиции. Частнопредпринимательские структуры вытеснялись из сферы экономики, вследствие чего автоматически прекращали действие договорные отношения в сфере государственных заказов, связанные с многоукладной экономикой. Их заменили плановые договоры (а в отдельных случаях - бездоговорные поставки по нарядам, выданным вышестоящими организациями), причем предполагалось даже принятие специального закона о плановых договорах. Под видом госзаказов фактически сохранили систему обязательных заданий по объему производства, что было равносильно сохранению тех методов управления, которые завели экономику в тупик. В итоге от государственного заказа пришлось отказаться. В начале 90-х годов XX века обязательный госзаказ отменили, а размещение заказов на поставку продукции для республиканских нужд предусматривалось осуществлять на договорной основе. Были созданы федеральные контрактные корпорации, основные функции которых состояли в отборе поставщиков на торгах и заключении с ними контрактов на закупки товаров, в организации и проведении оптовых ярмарок. Начиная с 1994 года, принимается ряд законов, отражающих особенности закупок и поставок товаров для государственных нужд в разных отраслях экономики: Федеральный закон от 13 декабря 1994 года «О поставках продукция для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 29 декабря 1994 года «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»; Федеральный закон от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; Федеральный закон от 27 декабря 1995 года «О государственном оборонном заказе». Следует отметить, что эти законы недостаточно прочно связаны между собой, хотя и были приняты приблизительно в одно время. Как пример можно привести использование различных терминов для обозначения предмета закупок: в одних законах употреблялся термин «товар», в других - «продукция», в некоторых случаях в одном нормативном акте находят применение оба термина. Нормы, регулирующие отношения по поставкам для государственных нужд, представляют собой сложную систему, в которую входят также и подзаконные акты. Таким образом, нормы, регулирующие отношения по закупкам и поставкам продукции для государственных нужд, представляют собой сложную систему, в основе которой лежат нормы о поставке товаров для государственных нужд, содержащиеся в § 4 главы 30 Гражданского кодекса РФ. В части, не урегулированной нормами указанного раздела Гражданского кодекса РФ, применяются нормы о договоре поставки. При отсутствии соответствующих правил в разделе о поставках, к отношениям по поставкам товаров для государственных нужд применяются общие положения о купле-продаже в силу указания, содержащегося в п. 5 ст. 454 ГК. При коллизии норм Гражданского кодекса РФ и специальных законов о поставках товаров для государственных нужд, в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 525 ГК, указанные законы применяются к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом РФ. Правовой формой реализации государственных заказов является государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Понятие государственного контракта дано в ст. 526 ГК, согласно которой поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Давая определение государственного контракта, законодатель не установил его правовую природу. Очевидно, учитывая особенности государственных контрактов, Высший Арбитражный Суд РФ вынужден был отметить, что указанные договоры не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров, поэтому при рассмотрении споров необходимо учитывать особенности этих отношений». Пункт 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальные контрактом определяет договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта. К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса ГК РФ, который устанавливает отдельные виды договоров - «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» (ст. ст. 525-534), «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» (ст. ст. 763-768), регламентирующие заключение и исполнение государственного и муниципального контракта. К отношениям по поставке товаров для государственных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 Гражданского кодекса РФ «Поставка товаров для государственных нужд» главы 30 «Купля-продажа» Раздела IV «Отдельные виды обязательств», применяются законы о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК РФ). Порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд установлен в ст. 528 ГК РФ. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 528 ГК РФ). Заключение договора поставки товаров для государственных нужд осуществляется в соответствии с правилами ст. 529 ГК РФ. Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 529 ГК РФ). Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем (п. 2 ст. 529 ГК РФ). Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда (п. 4 ст. 529 ГК РФ). Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора (п. 5 ст. 529 ГК РФ). Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных нужд может быть совершен в соответствии с правилами ст. 530 ГК РФ. Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю (п. 1 ст. 530 ГК РФ). Государственный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК РФ). При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 530 ГК РФ, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика (п. 3 ст. 530 ГК РФ). Исполнение государственного контракта должно совершаться с соблюдением правил ст. 531 ГК РФ. В случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-523 ГК РФ. В случаях, когда поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом (п. 1 ст. 531 ГК РФ). Оплата товара по договору поставки товаров для государственных нужд осуществляется по правилам ст. 532 ГК РФ. Государственный контракт на выполнение подрядных работ должен содержать условия об объеме, стоимости подлежащей выполнению работы, о сроках ее начала и окончания, о размере и порядке финансирования и оплаты и о способах обеспечения обязательств сторон. При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, как правило, не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке, за исключением одного случая. Заказчик или уполномоченный орган вправе в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на 5 процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на 5 процентов такой цены. Для реализации данного права в конкурсной документации обязательно должна быть прописана такая возможность. Однако возможность изменения объема предусмотренных контрактом работ, услуг в случае, если заказ размещается путем проведения аукциона, запроса котировок или осуществляется закупка у единственного источника, законом не предусмотрена и, соответственно, не допускается. В государственный и муниципальный контракт обязательно должно быть включено условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). ![]()
Пользовательского поиска
|