Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №52 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14



Оценка персонала как фактор совершенствования системы управления предприятием

Морозова И.В., Толмачев О.М., Урванцева С.Е.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Аутсорсинг: понятие, роль и пути развития

Миссия современной организации

Управление малым предприятием в условиях рыночной экономики


«Во всякой иерархии каждый служащий имеет тенденцию достигать своего уровня компетентности. Большинство должностей в организации заняты людьми некомпетентными, остающимися на постах до ухода на пенсию».

Паркинсон

Оценка персонала – это комплексная диагностика профессиональных и личностных качеств сотрудников разных уровней, выявление механизмов связи проблем персонала с эффективностью деятельности. Своевременное и профессиональное определение актуального состояния персонала является одной из основных составляющих стабильного функционирования и развития любой временной компании.  Наряду с непосредственной оценкой компетентности профессионала, оно позволяет сформировать и поддерживать позитивный, способствующий продуктивной работе социально-психологический климат, вовремя нейтрализовать зоны напряженности и устранить дисфункции, разрабатывать адекватные программы индивидуального и группового обучения сотрудников, оценить реальный потенциал их развития, а также предоставить гибкую систему мотивации. В целом процедура оценки персонала позволяет разрешить вопросы, связанные с «текучестью кадров», «раздутым» штатом, адаптацией сотрудников в период и после реструктуризации или смены руководства.

Оценка и развитие персонала - одно из ключевых направлений инвестиций для компании, которая заботится об успехе своего бизнеса. В наше время очень важно иметь в распоряжении качественные методы оценки персонала для эффективного отбора сотрудников или повышения их квалификации.

Оценка персонала является важной частью кадровой политики любой компании, позволяет не только получить необходимую информацию об отдельных  сотрудниках и выявить, насколько тот ли иной сотрудник соответствует занимаемой должности, но и повысить эффективность управления и мотивацию персонала, а также улучшить психологический климат в коллективе.

Сегодня все больше компаний поручает проведение комплексной оценки кадровым агентствам, которые располагают широким спектром разнообразных техник и методик, включая тесты, ролевые игры, групповые упражнения, дискуссии и бизнес-симуляции. Одним из преимуществ независимых экспертов является их непредвзятое отношение к тестируемым, которое позволяет дать объективную оценку каждого сотрудника. Кадровые агентства постоянно повышают уровень предоставляемых услуг, предлагая все более совершенные методики и новые направления в оценке и аттестации сотрудников.

Собрав воедино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом, так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом. Поэтому многие руководители современных предприятий любой формы собственности уже приходят к выводу, что без предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и получения положительных результатов как деятельности предприятия, так и каждого из сотрудников.

Таким образом, в проведении объективной оценки заинтересованы все - как руководители, так и персонал организации.

Основным источником проблем в любой организации являются люди, в том числе, руководители коллективов. По данным американских исследователей, 90% фирм разрушаются из-за ошибок менеджеров. По данным российских социологов, 85% фирм ликвидируется из-за «внутренних» причин. Отсюда актуальной проблемой выступает объективная оценка сотрудников организации.

Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

Оценка персонала может проводиться по трем направлениям:

  1. оценка результатов работы - оценивается качество выполнения должностных обязанностей: выполнение планов работ (сроки, качество), достижение поставленных целей;

  2. оценка квалификации - определяется уровень квалификации работника (знания, навыки, опыт), а затем он может быть сопоставлен с эталоном. Эталоном могут быть как требования должности, занимаемой сотрудником в настоящий момент, так и требования должности, на которую сотрудник претендует;

  3. оценка личностных качеств - определяются базовые качества сотрудника как личности, а затем, как и в предыдущем случае, полученный психологический   портрет   сопоставляется   с   эталоном   (набором важных для профессионала качеств). Кроме того, определяется мотивационная сфера сотрудника. Полученная информация позволяет определить, насколько оцениваемый сотрудник    соответствует    корпоративной    культуре    компании    (социально-психологическому климату).

На основании степени соответствия достигаются, главным образом, следующие цели: выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника; разработка возможных путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника; определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины.

Кроме того, оценка персонала может помочь в решении ряда дополнительных задач: установление обратной связи с сотрудником по профессиональным организационным или иным вопросам; удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда.

Выделяют следующие проблемы управления, решение которых требует проведения оценки персонала:

  1. Аттестация персонала. При этом оцениваются личные и профессиональные качества работника, степень его подготовленности, умения, навыки, опытность в работе, продуктивность. По возможности выявляется вклад работника в общий результат деятельности организации.

  2. Подбор и расстановка персонала. Формирование резерва на выдвижение. В большинстве случаев руководители стремятся подобрать кандидатуры на освобождающиеся места среди сотрудников своей организации. Помимо всего прочего, это еще и существенная экономия средств.

  3. Подготовка руководителей, повышение их профессиональной компетентности и уровня управленческой культуры. Оценивается объективный уровень общих и специальных способностей, знаний, навыков, а также личностных проблем.

  4. Совершенствование управления коллективом. Оценка персонала способствует реорганизации и улучшению структуры аппарата управления, повышению квалификации и воспитанию персонала, оптимизации его численности.

  5. Сокращение персонала. В любой организации время от времени возникает вопрос о приведении численности персонала в соответствие с изменившимися требованиями, внедрением новых технологий, изменениями на рынке и т.д. Перераспределение (сокращение) персонала очень часто сопутствует этим процессам.

Таким образом, в  синтетическом ключе цели оценки персонала можно представить в следующем виде:

цели оценки персонала предприятия
Оценка персонала предприятия
Схема 1. Цели оценки персонала

Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:

1) сбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;

2) обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;

3) подготовка руководителя к оценочной беседе с подчиненными сотрудниками;

4) проведение оценочной беседы и подведение ее итогов;

5) формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию;

6) принятие решений экспертной комиссией по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях.

Главным действующим лицом в оценке персонала является непосредственный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником. В ряде случаев в состав комиссии включают руководителя более высокого уровня организационной иерархии. При формировании текущей периодической оценки обобщаются: мнения коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками; мнения подчиненных; выводы специалистов в области деловой оценки; результаты самооценки работника.

Для снижения субъективности оценки многие зарубежные фирмы применяют множественность оценки, что выражается в привлечении широкого круга оценщиков. Центральным вопросом любой деловой оценки персонала является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе: во втором – соответствие профессиональным требованиям. При всей важности показателей всегда стоит помнить о следующих правилах:

1) не отдавать явного предпочтения какому-либо одному показателю и в целом группе показателей, так как это ведет к пренебрежению сотрудниками другими, зачастую не менее важными, аспектами деятельности;

2) определять необходимое и достаточное количество показателей, с тем, чтобы, с одной стороны, они охватывали все существенные стороны, а с другой - не перегружали оценку.

На схеме 2 представлен вариант классификации показателей деловой оценки персонала.

показатели деловой оценки персонала предприятия
Оценка персонала предприятия
Схема 2. Показатели деловой оценки персонала

Показатели  профессионального поведения  подразделяются на факторы достижения результатов труда и показатели непосредственного профессионального поведения.

Под факторами достижения результатов труда понимают, главным образом, способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы. Данные показатели характеризуют степень осознания работником своей функциональной роли. Показатели непосредственно профессионального поведения охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т.п. При этом в состав оценки производственной деятельности входят:

1.  результаты, эффективность деятельности:

  • для руководителей - личный вклад в выполнение планов работы; отсутствие срывов плановых и договорных обязательств; личный вклад во внедрение новой техники и технологий; совершенствование организации труда и производства в новых экономических условиях, финансовая стабильность; благоприятный социально-психологический климат и др.;
  • для специалистов - полное и инициативное исполнение должностных обязанностей; отсутствие срывов плановых заданий;  соблюдение трудовой дисциплины, личный вклад во внедрение новой технологии и техники и пр.

2. качество работы:

  • для руководителей - умелое сочетание стилей управления (авторитарного, коллегиального и т.п.); умение выбирать перспективные стратегии развития производства и др.;
  • для специалистов - отсутствие ошибок при выполнении заданий и планов, овладение смежными специальностями; высокая культура оформления заданий и др.;

3. профессионализм оценивается, исходя из опыта работы или разряда работника, качества работы, отсутствия профессиональных ошибок, самостоятельности при принятии решений, обоснованности риска и др.

Другая группа показателей - личностные качества. Оценка показателей этой группы связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и измерении. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом их восприятия и высокой вероятностью нарушения правил выбора критериев, сформулированных ранее. Это связано также со сложностью однозначного суждения о свойствах личности на основе наблюдения за поведением людей, ведь при этом необходимо неоднократное и достаточно постоянное наблюдение за сотрудником, что является делом очень сложным и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком. Оценка личностных, то есть индивидуально-психологических качеств работника, должна проводиться только в целях определения соответствия этих качеств требованиям рабочего места. Поэтому каждое предприятие должно иметь перечень требований, предъявляемых к работнику рабочим местом (должностью), который разрабатывается с учетом местных условий.

Таким образом, оценка персонала - один из важнейших инструментов управления. Проведение профессиональной и личностной оценки персонала позволяет увидеть сильные и слабые стороны сотрудников, сформировать планы обучения, создать гибкую систему мотивации персонала, обеспечивающую индивидуальный подход, сформировать команду, создать кадровый резерв. Для проведения объективной оценки персонала, которая достигла бы целей, ставящихся перед ней, необходимо правильно разработать систему оцениваемых показателей. Причем нельзя отдавать предпочтения одному или группе показателей - к этому вопросу необходим системный подход.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru