Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №52 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14




Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом

Бочкарева Т.Н., Никитинская Ю.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Социальное предпринимательство в Москве: опыт, проблемы, перспективы

Реализация программы развития конкуренции в городе Москве: партнерство власти и бизнеса

Современные механизмы налогового стимулирования экономики города Москвы

Международный рынок труда: дискриминация и влияние профсоюзов

Миссия современной организации


Концепция социальной ответственности бизнеса в западном мире известна уже довольно долгое время. Но интенсивное развитие данная тема получила лишь в последнее десятилетие, когда представители мирового сообщества стали широко обсуждать проблемы сбалансированности интересов развития бизнеса с более масштабными интересами всего общества. Власть и общество, государства и их бизнес повсеместно становятся важнейшими элементами взаимодействия в решении национальных социальных проблем.

В развитых странах в целях повышения конкурентоспособности бизнеса и содействия его участию в социальных проектах государство применяет различные налоговые стимулы.

Так, например, в Канаде предусмотрены льготы для стимулирования регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций Канады составляет 15%, а для специально выделенной группы регионов - 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% - для обрабатывающего сектора в отдельных районах. Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства Канады также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей. Цель одной из них - привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейном фермерском хозяйстве или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда наследники будут располагать какой-либо другой собственностью, помимо семейной, доставшейся по наследству. Другая льгота состоит в предоставлении права усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям. Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков: фермерам предоставляется возможность регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

В Австрии, кроме вычета из налогооблагаемой базы обязательных выплат в фонды социального страхования и социального обеспечения, компании могут исключать из налогооблагаемой  базы установленные  суммы  специальных резервов для выплат работникам выходных пособий и пенсий по старости. Резервный фонд для таких выплат должен быть сформирован в течение 5 лет с начала функционирования предприятия. Из налогооблагаемой базы исключается до 50% имевших место выплат.

Во Франции при предоставлении большинства доступных налоговых стимулов предпочтение отдается инвестированию в регионы и предприятия, пришедшие в упадок.

В США применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии: компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса. Для поддержки отраслей добывающей промышленности и сохранения рабочих мест используется налоговая льгота на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в этих отраслях. Применяемая льгота не должна уменьшать величины налога более чем на 50%. Действуют и другие многочисленные налоговые льготы.

Таким образом, в развитых странах социальная ответственность бизнеса представляет собой стратегию, направленную на реализацию интересов бизнеса с учетом интересов государства и общества. В России процесс становления социальной ответственности бизнеса находится на начальных этапах своего развития и протекает в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества и олигархического развития бизнеса. Правила взаимодействия этих институтов, роль отдельных сторон и меры их участия в социальном развитии в нашей стране только формируются. В российских условиях социальная ответственность бизнеса трактуется, чаше всего, как реакция на необходимость решения острых социальных проблем.

Однако эффективное участие любого бизнеса в решении проблем общества и государства возможно только при условии равноправного партнерства всех участников. И с этой точки зрения социальная ответственность бизнеса должна осознаваться как прагматическая концепция, направленная на создание устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе путем управления нефинансовыми рисками.

Как показал анализ международного опыта социальной ответственности бизнеса, при равноправном сотрудничестве всех стейкхолдеров главный смысл государственного регулирования должен состоять в том, чтобы стимулировать бизнес к вложению средств в нужные обществу сферы и, наоборот, дестимулировать его обратные действия. Государственное регулирование должно дать бизнесу, участвующему в решении социальных проблем, определенные привилегии. Однако необходимо помнить, что подобная политика государства может принести ожидаемый результат только тогда, когда существует  и  работает жесткая  правовая  система,  не  позволяющая получившему   в   той   или   иной   форме   господдержку   бизнесу   «проесть» полученные деньги.

Корпоративная социальная ответственность — это добровольный вклад частного сектора в общественное   развитие   через   механизм   социальных   инвестиций, а социальные   инвестиции бизнеса   -   это   материальные,   технологические, управленческие и  иные ресурсы,  а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных   с   учетом    интересов    основных    внутренних    и    внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией   будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект.

Обеспечить добровольность социальных инвестиций бизнеса можно только за счет создания системы стимулов для всех участников. Однако во взаимоотношениях власти и бизнеса главную роль играет, конечно, государственная власть, а подчиненную - бизнес. Сама возможность реализации социальных проектов задается именно властью. Выстраивая определенную налоговую и иную политику в отношении бизнеса на федеральном уровне и на местах, власть может создавать условия или препятствовать как развитию бизнеса вообще, так и его социальным проектам: чрезмерное налоговое бремя сокращает доходы и препятствует социальной активности бизнеса. Таким образом, одним из возможных направлений развития партнерских отношений между государством, обществом и бизнесом может быть совершенствование российского налогового законодательства с целью снижения налоговой нагрузки на предприятия, участвующие в реализации программ корпоративной социальной ответственности.

Под влиянием кризиса в 2008-2010 гг. был принят ряд законов, положения которых можно расценить как робкие шаги российской власти навстречу бизнесу (например, Налоговый кодекс РФ), однако для повышения эффективности участия бизнеса в решении социальных проектов эти шаги должны быть более уверенными и значимыми. Например:

- учет средств, направляемых на благотворительность, в затратах предприятия и снижение тем самым налогооблагаемой прибыли;

- снижение региональной составляющей ставки налога на прибыль для предприятий, участвующих в решении социальных или экологических проблем соответствующего субъекта Российской Федерации;

- совершенствование налогового законодательства с целью оказания поддержки и снижения налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса.

Конечно   же,   совершенствование   законодательных   норм   не   должно ограничиваться только разработкой   системы   экономических   стимулов   и социальных гарантий.  Бизнес,  получающий значительные  преференции  от государства в форме снижения налоговой нагрузки, должен находиться под самым пристальным вниманием контролирующих органов в части расходов на благотворительность и социальные проекты, а также правомерности применяемых налоговых льгот.

Подводя итог, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса может иметь различные проявления: создание рабочих мест, улучшение условий труда, обеспечение безопасности труда, специальные меры по защите окружающей среды, активное участие в жизни местного сообщества, благотворительная деятельность и т.д. Но все эти проявления возможны только при наличии конкурентоспособного бизнеса в стране. Поэтому главная задача всех участников социального партнерства - бизнеса, общества и государства состоит в формировании условий и непосредственном повышении конкурентоспособности отечественных предприятий.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru