Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №51 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Местное самоуправление и национальный вопрос

Субботин А.Н.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Империя и собственность

Пути совершенствования национально-государственного устройства в Российской Федерации

Всесоюзная миграция

Бюрократия и межэтнические конфликты в России

Россия - страна самоубийц, высокой смертности и эмигрантов

Земляки в правоохранительных органах

Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации

Местное самоуправление и миграция населения


7 июня 2012 г. Владимир Путин подписал Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям». Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации.

На заседании президентского Совета по межнациональным отношениям 24 августа В.В. Путин сказал: «Коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить права людей становятся питательной базой и почвой для межнациональной напряженности, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта… Поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общих, пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти, и в огромной степени - муниципальной… Именно здесь их можно и нужно эффективно решать, а еще лучше – своевременно, адекватно реагировать на них и предотвращать».

Не станем обсуждать слова Президента, потому что, несомненно, он говорил это,  имея полную и исчерпывающую информацию об этих проблемах из надежных и проверенных источников. И действительно, на его президентском уровне в Кремле, в Правительстве, в Совете Федерации, Государственной Думе и в других высших органах государственной власти РФ существует полная межнациональная гармония и везде заметен приоритет пропаганды толерантности. То есть действительно – это практически возможно и исполнимо. Сложно даже представить себе, чтобы группа высших государственных чиновников, объединенных по национальному признаку, в соответствии с  традициями, напала с ножами и травматическим оружием на группу других чиновников, которые сидели  в спецресторане и, в соответствии с традициями, пили безалкогольные напитки, а поводом для этого нападения стала бы ссора на «бытовой» почве. Этого не может быть. Потому, что уже довольно долгая пропаганда толерантности привела к полной межнациональной гармонии в высших эшелонах власти. Так что  не только на бытовой почве, но даже и в очень сложных вопросах распределения бюджетных средств никаких поводов для ссор быть не может. И не только сами чиновники, но и рядом находящийся обслуживающий персонал тоже ведет себя удивительно толерантно на глазах своих руководителей.

Значительно хуже дело с толерантностью обстоит на более низком, муниципальном уровне. Тут не только обслуживающий местных чиновников персонал, которым является местное население, но и сами чиновники не прочь схватиться с «пришлыми» на бытовой почве. А уж если дело касается финансовых вопросов, то проблемы могут выйти за рамки простой «бытовухи».  Становится предельно ясно, что пропаганда толерантности, которая привела к межнациональной гармонии на высших уровнях власти российского государства, абсолютно не способна привести к такой же гармонии на муниципальном уровне. А так как подавляющее большинство населения России «живет» на муниципальном уровне, то проблема межнациональной гармонии все увеличивается и увеличивается.

Теоретически проблемы межнациональных отношений возможно если не решить, то хотя бы снизить их накал на уровне местного самоуправления. Но это возможно только в том случае, если органы местного самоуправления будут соответствовать своему государствообразующему статусу и возможностям в управлении и распределении всех ресурсов, в том числе, человеческих, на вверенной им  территории. На самом деле, при сложившейся практически на всей территории страны ситуации с полномочиями органов местного самоуправления, а также с практикой их формирования надежды на то, что они способны решать серьезные вопросы, нет. А вопрос межнациональных отношений относится к одному из самых сложных и серьезных. Во многих местах местное самоуправление, по разным причинам, не может даже заняться уборкой территорий и организовать вывоз  мусора. 

Но все же в речи президента В.В.Путина можно услышать пожелания, чтобы межнациональными отношениями занялись, в том числе, и органы МСУ. И рациональное зерно в этом есть. Конечно, на разных территориях органы местного самоуправления обладают разным потенциалом. Сейчас не будем говорить о больших городах, где, помимо органов местного самоуправления, есть и развитая система федеральных органов – полиция, прокуратура, ФСБ, миграционная служба и пр. А вот города областного и районного уровня, или просто сельские поселения, часто становятся аренами массовых схваток на почве межнациональной розни. И вот здесь, на этом уровне, органы МСУ обязаны исполнять свои прямые обязанности по обеспечению порядка и безопасности проживания на данной территории.

Что могут сделать в этом направлении органы местного самоуправления, например, города или поселка с 20 или 30 тысячами жителей? Во-первых, любые конфликты на национальной почве имеют очень часто в своей основе экономические причины. Очень редко бывает, чтобы банда «абреков» в составе 10–50 человек разъезжала по районам и просто так нападала на жителей. Хотя и такие случаи бывают. Но, как правило, органы МВД довольно быстро справляются с бандитами. В основном проблемные ситуации возникают не сразу. Сначала одни «земляки» ищут других «земляков» или «сподвижников», а потом, когда найдут сочувствующих в органах власти, начинают действовать в целях получения экономической выгоды. В принципе, ничего особенного в этом нет, если не нарушается закон. Потом «земляки», пока еще очень малочисленные, покупают или берут в аренду, например, кинотеатр, лесопилку, ресторан, ферму или другой любой объект, который может принести прибыль. А вот уже после этого начинается в прямом смысле нашествие.

Предлог, что местное население употребляет алкоголь и не хочет работать, поэтому на работу приезжают родственники «земляков», является  наиболее распространенным, хотя в нем содержится определенная доля правды. Не секрет, что процесс деградации и убыли мужского населения государствообразующих народов является очень большой проблемой современной России.  Этот процесс, в совокупности с коррупционным процессом, под видом экономического развития территорий, переходит затем в процесс противостояния и вражды на национальной почве. Никакое оправдание данного «экономического развития» территорий, в результате которого происходит гибель и угнетение местного населения, не имеет и не может иметь. Сколько алкоголя потребляют местные – это касается только их, потому что они являются потомками тех, кто ценой своей жизни освоил и отстоял эти земли для России. После всех исторических катастроф, которые пережил русский и братские ему народы в двадцатом веке, он, наверное, «немного устал». Но это не повод, чтобы над ним издевались «гастролеры». А органы местного самоуправления, вне зависимости от их экономических или административных возможностей, должны и имеют право на защиту собственного населения. И осуществить эти права на предотвращение конфликтов на национальной почве местное самоуправление может довольно просто и в рамках конституции.

Для этого надо использовать инструмент РЕФЕРЕНДУМА или, наконец, сельского схода при продаже или сдаче в аренду объектов, находящихся в административном обслуживании органов местного самоуправления данной территории. На всенародное обсуждение должны выноситься все сделки, без различия по формам собственности. При этом референдум не выносит запрета на сделку, потому что если сделка имеет под собой формально правовую базу, то запрет на сделку вступает в противоречие с действующим законодательством, но может отобразить мнение большинства местных жителей, которое, в соответствии с настоящим законодательством РФ, будет доведено до вышестоящих органов исполнительной власти. Вдобавок, новые владельцы будут знать о мнение местного населения по поводу их приобретения. Когда итоги этого референдума в данном регионе будут объявлены и результаты его станут известны всем органам власти, в том числе, МВД и прокуратуре, а также новым владельцам и местным жителям, то ситуация уже будет или должна быть несколько иной и в правовом, и в общечеловеческом смысле. В этом случае очень сложно будет все списать на бытовой конфликт.

Разработать процедуру процесса обсуждения местными жителями в рамках местного самоуправления оборота объектов экономической деятельности в рамках закона не представляется сложным. Эта процедура всенародного местного обсуждения и голосования под силу каждому органу местного самоуправления. Она также повысить степень участия населения в принятии решений, касающихся данной территории, и снизит уровень коррупционных услуг. Чисто механически новому собственнику или арендатору придется, тем или иным способом, договариваться с большим числом людей. И все вместе значительно повысит ответственность сторон и заставит задуматься о последствиях возможного конфликта на «бытовой» почве. Конечно, это не устранит все проблемы межнационального общения, но поможет в некоторых случаях исключить их возникновение и просто сохранит жизни и здоровье людей.

Партия «Единая Россия» занимает доминирующее положение на всех уровнях государственной и муниципальной власти. Принятие регламента проведения местного референдума по вопросам перехода прав собственности на объекты экономико-хозяйственной деятельности каких-либо значительных материальных затрат не требует. Так может, хотя бы на внутрипартийном уровне, на базе ЕР опробовать такой простой и доступный инструмент, каким является местный референдум или сход жителей, для решения крайне взрывоопасного явления, каким является национальная рознь. Гармонии в межнациональных отношениях это, скорее всего, не прибавит, но внесет ясность в эти отношения и действия местной, а потом уже и высшей власти.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru