Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №50 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Налог на добавленную стоимость как форма незаконного экономического перераспределения

Левчук А.П.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Скупка мира. Налоги на бизнес

Валовый налог на душу населения

Управление малым предприятием в условиях рыночной экономики


По данным Центрального Банка Российской Федерации, в 2010 году около 250 тыс. компаний не перечислили в бюджет России ни копейки. При этом 66 тыс. из них имеют оборот в размере более 1 млн. руб., таким образом, по статистике ЦБ, 12% платежей в минувшем году не попали в казну государства.

Согласно информации Банка России, оборот компаний, которые не осуществляли перечислений в бюджет, в 2010 году составил 4,2 трлн. руб. При этом из числа 250 тыс. компаний шесть имеют оборот в размере более 10 млрд. руб. Еще у 123 тыс. коммерческих организаций доля налоговых платежей не нулевая, но менее 0,1% от платежного оборота. В среднем, по статистике ЦБ, доля платежей коммерческими организациями в расширенный бюджет РФ в платежном обороте составляет 5,16%.

При этом больше остальных в бюджет РФ платили компании с оборотом до 100 тыс. руб. По данным ЦБ, в 2010 году такие предприятия в среднем перечислили государству 37% от своего оборота, из них 192 тыс. предприятий платили в казну по 71%. Для сравнения: доля платежей компаний с оборотом от 1 млрд. до 10 млрд. руб. составила в среднем 3,5%, с оборотом более 10 млрд. руб. - 7%, по 18% в среднем перечисляли предприятия с оборотом от 100 тыс. до 1 млн. руб.

Сложилась ситуация, когда сотни тысяч фирм имеют оборот в триллионы рублей и при этом не платят налоги.

Одним из образующих бюджет налогов является налог на добавленную стоимость. Однако НДС, за счет существующих недостатков в налоговом законодательстве РФ, стал одним из коррупционных налогов, который превратился в форму незаконного экономического перераспределения.

Складывается сложная ситуация с массовым использованием налогоплательщиками полулегальных схем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. НДС платится с выручки, однако налогоплательщики имеют право на вычеты, а полученную разницу уплачивают в бюджет. На практике налогоплательщики стараются минимизировать платежи в бюджет или использовать право на возмещение НДС из бюджета. Происходит это по следующей схеме.

Сначала регистрируется фирма, затем предоставляется в налоговый орган декларация. В действующем законодательстве (п. 2 ст. 88 НК РФ) проверка заявленного возмещения НДС из бюджета длится не более 3-х месяцев с даты подачи (отправки) декларации. По окончании проверки налоговый орган обязан вернуть НДС на расчетный счет организации.

Пока декларация идет по почте, пока налоговый орган отправляет по почте требование о предоставлении документов, истекают 3 месяца. Учитывая, что многие фирмы зарегистрированы по несуществующему адресу, или же находятся не по указанному юридическому адресу, то требование организация не получит. Даже если представить, что требование налогового органа все же получено, то можно предоставить документы на покупку товара - договор с фирмой-контрагентом, который, чаще всего, является фирмой однодневкой. Однако трудно доказать связь этих фирм. Более того, в договоре между фирмами может быть предусмотрена отсрочка платежа до одного года. Можно представить счет-фактуру, товарную накладную по типовым формам, даже поставить печать.

Фирма, которая продает товар, желательно, но не обязательно должна отчитываться и уплачивать налоги в бюджет. Учитывая, что НДС – это косвенный налог, государство, возмещая его, предполагает, что он уже кем-то был уплачен. К сожалению, в Налоговом Кодексе не предусмотрена ответственность за добросовестность контрагентов. В случае движения денежных средств в особо крупном размере по счету и при условии предоставления декларации с нулевыми оборотами, у налогового органа не предусмотрены механизмы принуждения налогоплательщика к предоставлению декларации «с начислениями». Согласно НК РФ, за непредставление деклараций налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам, за представление нулевых деклараций при оборотах на счете такого права нет.

В конце концов, налоговый орган перечисляет со счетов Федерального Казначейства на счета фирмы-однодневки денежные средства, которые незаконно обналичивают через другого контрагента-однодневку. А дальше незаконно полученные деньги налогоплательщиков делятся между участниками сделки.

С экономической точки зрения для решения данной проблемы целесообразно отменить НДС, заменив его налогом с оборота, налогом с продаж, и тем самым исключить возможность возмещения из бюджета денежных средств. Есть еще несколько вариантов - запрет возмещения НДС; возврат к норме законодательства производить возмещение НДС в счет уплаты будущих платежей по налогу, т.е. не возвращать денежные средства на расчетные счета налогоплательщиков.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru