Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №50 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Повышение занятости в моногородах: отечественный и зарубежный опыт

Рудова А.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Местное самоуправление в моногородах России

О статусе и принципах взаимодействия органов управления малых городов-райцентров и районов

Моногорода - проблемы и пути решения

Местное самоуправление и миграция населения


В настоящее время проблемы моногородов приобрели глобальные масштабы. Нет ни одной страны, города которой были бы застрахованы от изменений на мировом и внутреннем рынке. Когда изменения неблагоприятны, некоторые города сталкиваются с особенно тяжелыми социальными и экономическими проблемами, одной из которых является необходимость повышения занятости населения.

Данная проблема моногородов типична не только для России. В мировой практике уже накоплено достаточно примеров ее решения, как удачных, так и не очень.

Одним из наиболее распространенных механизмов поддержки и реабилитации трудовых ресурсов моногородов на Западе является реструктуризация исчерпавшей себя функциональности города. При этом реструктуризация экономики моногорода может осуществляться двумя путями:

  1. диверсификация экономики: за счет развития новых сфер и секторов экономики, в том числе, наукоемких производств и сферы услуг, что соответствует общим тенденциям наращивания удельного веса и роли третичного сектора мировой экономики;
  2. структурная перестройка экономики моногорода за счет модернизации «старых» отраслей промышленности.

Как показывает зарубежная практика, большую роль при реструктуризации играет создание определенной институциональной среды, повышающей эффективность преобразований.

В зарубежных странах создана целая система теоретических подходов и практических инструментов преодоления безработицы и управления занятостью. При этом в каждой стране был реализован свой путь реструктуризации экономики, основанный на формировании институтов развития моногород направленных на диверсификацию экономики, создание инновационных технологий, повышение качества жизни населения, снижение рисков внешней среды. Примеры зарубежного опыта по формированию институтов развития мои родов, представлены в таблице 1.


Институт развития
Моногород
Градообразующая отрасль до преобразований
Центр туризма
Пулман (США)
Машиностроение
Инновационно-деловой центр
Хаддерствилд (Великобритания)
Машиностроение, текстильная промышленность
Инновационный центр
Эмшер-Парк
(Германия)
Угледобывающая промышленность,
производство стали
Туристический и деловой центр
Солтвиль (США)
Химическая про­мышленность
Технологический центр
Хелмонд
(Голландия)
Текстильная промышленность, металлообработка
Инновационно-сервисный центр
Питтсбург (США)
Черная металлургия
Инновационно-сервисный центр
Бирмингем (США)
Черная металлургия
«Пенсионная Мекка»
Эллиот-Лейк (Канада)
Добыча урановой руды
Таблица 1. Обзор зарубежного опыта по формированию институтов развития моногородов

Как показывает зарубежный опыт, формирование институтов развития моногородов сопровождается целым комплексом государственных и муниципальных мероприятий социальной направленности, среди которых можно выделить следующие:

1. Профессиональное переобучение населения, для чего очень часто в моногородах создаются новые университеты, расширяется список специальностей и в целом повышается образовательный и научный потенциал населения.

2. Социальная помощь населению - введение длительных оплачиваемых отпусков, льгот (например, льготные кредиты на приобретение жилья); содействие созданию новых рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых работников; организация общественных работ для временного трудоустройства; предоставление права досрочного выхода на пенсию и т.п.

3. Поддержка развития малого бизнеса за счет государственных средств, местных бюджетов и общественных фондов.

4. Содействие переселению населения из неперспективных моногородов. Наиболее широко переселение как инструмент поддержки моногородов получило в США из-за высокой мобильности населения.

5. Совершенствование старой и создание новой инфраструктуры (развитие логистики, коммуникаций, строительство и реконструкция жилых кварталов и т.п.). В ряде стран существуют даже специальные программы такого рода. Например, Министерство жилищного и коммунального строительства Франции разработало программу «Содействие жилищному строительству», согласно которой за счет средств, выделяемых государством, осуществляется строительство новых и реконструкция старых жилых домов, расположенных в центральных районах городов. Подобная поддержка помогает, во-первых, привлечь более качественную рабочую силу, а, во-вторых, при закрытии предприятия сотрудники за счет развитой транспортной инфраструктуры имеют возможность работать в близлежащем городе.

6. Экологическая санация монопрофильных городов, заключающаяся в рекультивации земель, поврежденных в результате промышленной деятельности. Подобная мера в значительной степени способствует дальнейшей модернизации территории (в первую очередь, социальной и инфраструктурной). Так, в 1990-х годах в Великобритании была разработана правительственная программа обновления 57 городов, рассчитанная на совместные действия правительства, местных властей и частного сектора. Цель ее - оказать финансовую помощь в развитии и восстановлении городов и рекультивации земель, поврежденных в результате промышленной деятельности. Кроме того, была разработана программа под названием «Субсидии на городское развитие».

Существенным механизмом поддержки монопрофильных городов также являются законодательная поддержка городской политики государством, например, осуществляемая странами Европейского Союза (ЕС) в рамках своей компетенции. В частности, с целью решения существующих проблем в ЕС был разработан ряд документов, направленных на совершенствование городской политики, в первую очередь:

  1. «О городской политике стран - членов ЕС» (1997г.), в котором изложены основы формирования городской политики ЕС, раскрыто её влияние на города;
  2. «Устойчивое развитие городов Европейского Союза: руководство к действию» (1998 г.), в котором обозначена необходимость проведения прямой городской политики, а также установлены ключевые принципы и направления городской политики: субсидиарность, предполагающая принятие решений на самом нижнем из возможных уровней; партнерство, подразумевающее широкое вовлечение граждан, частного и государственного секторов в решение городских проблем; экологическая устойчивость; рыночная эффективность, предполагающая опору на рыночные механизмы;
  3. Стамбульская декларация и Повестка Хабитат (1996г.), в которых утверждены механизмы и план действий по поддержке локальных муниципальных образований.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что формирование институтов развития моногородов должно быть нацелено на долгосрочное развитие и обязательно включать стратегические документы развития таких территорий. Данные документы должны быть увязаны между собой по вертикали и соответствовать более общим документам стратегического характера, например, таким как Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и другие.

Изучение зарубежных моногородов необходимо для выявления и применения положительного опыта повышения занятости, заработной платы и в конечном результате, социально-экономического положения населения моногорода в целом.

В настоящее время в России сложилась непростая ситуация в области занятости населения. Этому способствует нестабильность экономики, низкий уровень жизни населения, несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, безработица, которая является одной из коренных социально-экономических проблем.

Для повышения занятости населения необходимо обеспечить:

1. Стимулирование развития экономически эффективных отраслей и предприятий путем реализации Комплексных программ социально-экономического развития, мониторинга создаваемых рабочих мест.

2. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения путем:

- формирования системы сопровождения малого бизнеса;

- содействия укомплектованию кадрами малых предприятий.

3. Планирование трудовых ресурсов путем:

- осуществления мониторинга демографических процессов и спроса на рабочую силу;

- формирования «паспорта» рабочих мест (заработная плата, оборот кадров, уровень образования, сложность работ на рабочих местах);

-nизучения нерегистрируемого сектора экономики и рынка рабочей силы;

- формирования заказа на обучение в соответствии с перспективными потребностями отраслей экономики.

Для регулирования занятости населения необходимо: повышение уровня информированности населения и работодателей о возможностях трудоустройства, положении на рынке труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы, проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, дней открытых дверей и др. мероприятий направленных на содействие занятости.

С 2010 года ведется комплексная работа по выводу моногородов из кризисной ситуации. Разработана методология подготовки Комплексных Инвестиционных Планов (КИП) модернизации. В итоге 264 из 335 моногородов (79%) подготовили КИПы. Проведена диагностика «социально-экономической среды» и на основе проведенной оценки выработаны пути диверсификации экономики.

В настоящее время рассмотрены 204 комплексных плана и вынесены решения о государственной поддержке 35 моногородов. В 13 моногородах уже подготовлена вся техническая и разрешительная документация для реализации инфраструктурных проектов. В 3 моногородах (Камские Поляны, Нижний Тагил и Ленинск-Кузнецкий) завершено строительство объектов. По итогам 2011 года социально-экономическое положение большинства моногородов стабилизировалось, но осталось сложным. За год в моногородах было создано свыше 434 тыс. временных рабочих мест (это 13% от всего экономически активного населения), более 10 тыс. постоянных мест за счет государственных мер и еще несколько десятков тысяч постоянных мест созданы предприятиями за счет размещения на них заказа.

Благодаря этим шагам наблюдается значительное снижение числа безработных с 349 до 179 тыс. человек. Средний уровень безработицы по моногородам снизился с 5,7 до 3,8%. В 206 городах (или 61,5% от общего числа) он не превышает среднероссийский, в 129 городах он выше среднего по России, но лишь в 31 моногороде - уровень безработицы на 4% выше, чем в среднем по моногородам.

Содействовали диверсификации российских моногородов следующие институты развития: Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; ОАО «Особые экономические зоны (ОЭЗ)»; ОАО «Российская венчурная компания»; ОАО «Российский инве­стиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»; Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» и т.д.

Российские институты развития являются своевременным, необходимым и эффективным инструментом государственной экономической политики, позволяющим комплексно решать проблемы с минимальными затратами; диверсифицировать экономику, обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств; а также не только поддерживать, но и наращивать темпы экономического роста в стране на долгосрочной основе.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru