Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №50 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Реформа местного самоуправления в Москве

Марченко С.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Москва Старая и Новая

Органы местного самоуправления в системе органов государственной власти города Москвы

Выборы мэра в Москве

Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации

Власть в большом городе: проблемы самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге

Понятие правового статуса депутата внутригородского муниципального Собрания в Москве

Великое переселение народа


В связи с присоединением к Москве огромных новых территорий, мэр города Сергей Собянин, предложил внести поправки в закон «О территориальном делении города Москвы», а также наделить значительными полномочиями органы местного самоуправления в столице.

В Москве местное самоуправление исполняет декоративные функции и формально существует только потому, что этого требует Европейская хартия о местном самоуправлении. Поэтому расширения полномочий местного самоуправления, предложенные Сергеем Собяниным, можно понимать, как новый процесс демократизации и развития гражданского общества, для совершенствования системы государственного управления и большего участия граждан страны в этом процессе. Как говорится, «лучше позже, чем никогда», хотя в некоторых случаях «лучше никогда, чем позже». Неспроста в ФЗ-131 «О местном самоуправлении» большинство статей, касающихся конкретного механизма функционирования местного самоуправления, имеют приписку: «кроме субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга».

Это вызвано тем, что гигантские агломерации, типа Москвы или Санкт-Петербурга, функционируют по принципу единства городского хозяйства, и в случае его «растаскивания» по муниципалитетам эта сложнейшая система придет в упадок. Что все городское хозяйство Москвы должно управляться и финансироваться из одного центра, мало у кого может вызвать сомнения. Потому что все муниципалитеты имеют очень разные территориально-имущественные базы, вдобавок к этому, также и довольно различные социальные группы населения. Да и районы Москвы сами по себе довольно разные по своему социально-хозяйственному значению.

Почему у мэра Сергея Собянина, профессионального управленца, возникла идея о расширении полномочий местного самоуправления в Москве?  Какая может быть мотивация для такой идеи? Может быть, торжество демократии и приближение жителей к участию в управлении городом? Представьте себе огромный, дорогой, с люксовыми каютами круизный лайнер, который сел на мель у острова. Штормовые волны бьются о борт лайнера, но обшивка еще выдерживает их удары, и машинное отделение и генераторы с трудом, но работают. И вот капитан, командир корабля, вдруг говорит, что команда и пассажиры могут выбрать себе на своих палубах и отсеках старших, для лучшего управления всем кораблем. Как это можно воспринимать? Воспринимать это можно по-разному, но, скорее всего, такая демократическая команда дана для того, чтобы переложить реальные проблемы «с больной головы на здоровую». В общем, спасайтесь как можете, а мне нужно время, чтобы тихо перевести своих «друзей и товарищей», вместе с  нажитым имуществом на остров. Всех, извините, взять не могу - спасательных катеров мало, да и остров небольшой,  на всех природы не хватит.

Примерно так и выходит на практике в Москве. Когда-то красавец-город теперь стал просто малопригодным для жизни. Хищническое использование городской территории и неконтролируемое увеличение жителей Москвы и Подмосковья привели в настоящий момент к неразрешимым в принципе проблемам. Сергей Собянин лично к этим проблемам отношения не имеет и принял город в очень тяжелый момент, когда не только жителям стало тяжело жить, но и многочисленным чиновникам также стало довольно тяжело исполнять свою нелегкую государственную службу. Поэтому и было принято такое решение о значительном расширении территории Москвы, в котором старый город – это тонущий лайнер, а остров - это новый город  для жизни избранных и их обслуги. И, разумеется, при устройстве нового города повторять старые ошибки в его управлении уже не будут, а в старом городе пускай все проблемы решает местное самоуправление - будем его немного финансировать и пусть живут, как могут.

А вдруг найдутся талантливые люди, которые захотят «порулить» проблемами? А проблемы очень серьезные, и если бы их можно бы было решить только увеличением финансирования, то, наверное, так бы и сделали. Вряд ли российская «вертикаль власти» пожалела бы денег для спасения Москвы. Сейчас это сделать уже невозможно. Город вступил в стадию деградации, которую уже прошли или проходят все крупные  мегаполисы мира.  Это деление города на деградирующие районы, социально-национальные гетто, промышленные и логистические зоны, районы офисных центров и благополучные районы для социально успешных групп жителей. Вот новые присоединяемые к Москве территории и будут освоены для «социально-успешных» групп и офисных и управленческих центров.  На этих территориях будут созданы настоящие органы местного самоуправления, которые обеспечат комфортную среду обитания.

Предполагается, что в Москве будет  не 125, а 146 муниципальных образований. На присоединенных территориях не будут создаваться органы исполнительной власти, то есть управы, а новые поселения, которые войдут в город, сохранят свой статус. Соответственно, в Москве муниципальные образования будут трех видов: городские округа,  поселения и муниципальные округа. Изменения вступят в силу с 1 июля 2012 года.

Местная власть недавно вошедших в состав столицы территорий сохранит за собой широкие права. Согласно законопроекту, в ведении власти городского округа будет находиться широкий круг вопросов: от формирования местного бюджета, организации транспортных услуг и снабжения населения до обеспечения малоимущих граждан. К вопросам местного значения городских округов также относится состояние дорог, утверждение правил благоустройства территории, охрана окружающей среды, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, торговли, бытового обслуживания и т.д. В поселениях, присоединенных к столице, у местных властей будут такие же широкие полномочия.

В настоящее время фактическое отсутствие реальных полномочий у муниципалитетов в «старой» Москве вызывает у населения закономерный вопрос: «А зачем вообще нужны муниципалитеты, если у них нет власти? Зачем на них тратить бюджетные деньги»? Хотя очевидно, что благоустройство дворов, обустройство внутриквартальных проездов, розничная торговля и масса других вопросов должны решаться муниципалитетами. Исходя из этого, мэр Москвы Сергей Собянин на съезде Ассоциации муниципальных образований Москвы предложил наделить депутатов местного самоуправления дополнительными правами, в том числе, правом участвовать в согласовании проектов строительства новых объектов.

Таким образом, муниципальные собрания получат право контролировать работу управ и ряда других служб на уровне районов. Но при этом будущий закон не устраняет двоевластия в столице: в районах «старой Москвы» по-прежнему будут функционировать и органы государственной власти (префектуры и управы), и местное самоуправление (муниципалитеты). Также в сфере строительства Сергей Собянин предлагает разрешить муниципальным собраниям согласовывать строительство рынков, магазинов, гаражей, а также различных объектов здравоохранения, культуры и религиозного назначения. В сферу действия муниципальных собраний будут относиться согласования планов благоустройства дворов и городских парков и ежегодных перечней многоквартирных домов, нуждающихся в проведении капитального ремонта, а также проведение проверок компаний, отвечающих за состояние зданий.

Депутаты местного самоуправления смогут принимать непосредственное участие в распределении и контроле бюджетных средств. В каждом районе Москвы будут сформированы «бюджеты развития и благоустройства». Теперь депутатам предложено заняться вопросами, которые стоят практически в каждом районе Москвы. Но эта фугкция не отнимается у районных управ: "В этом случае муниципалитетам пришлось бы создать армию своих чиновников, и где гарантия, что они будут лучше существующих, - пояснил мэр. - А взяв на себя утверждение адресного перечня, где что благоустраивать и ремонтировать, так как им это виднее". Районные управы как проводили конкурсы по выбору подрядчика, так и будут проводить. В итоге, в распоряжении каждого муниципалитета окажется уже не 50 млн. рублей, а 200 млн., так как на программу благоустройства в этом году, например, выделено 26 млрд. рублей. Без согласования проекта в муниципалитете не появится ни один магазин, кафе, досуговый центр, храм площадью более 1,5 тыс. кв. м и другие объекты, предназначенные для обслуживания жителей именно этого района.

Еще 5 млрд. рублей будет заложено в бюджет Москвы на все 125 муниципалитетов. Эти деньги депутаты могут потратить на проекты, подсказанные им жителями или на собственные инициативы по улучшению качества жизни в своем районе. Но это произойдет лишь в 2013 году. Для "тренинга" уже в этом году Собянин пообещал выделить представителям муниципалитетов 4 млрд. рублей, чтобы они сами решили, что на их территории сейчас важнее всего сделать.

Предвидя, что главы райуправ могут не захотеть поделиться властью с местным самоуправлением, мэр предлагает ввести раз в год их отчетность перед муниципальным образованием. При выражении двумя третями голосов недоверия, он готов отстранить главу района от должности. Такие же отчеты планируется ввести и для директоров школ, поликлиник, руководителей многофункциональных центров, руководителей районных подразделений полиции. По мнению мэра, такой подход повысит ответственность обеих ветвей власти за положение дел в районе.

Создается впечатление, что городская власть, руководствуясь идеалом демократического типа местного самоуправления, сама отдает свои полномочия, а значит, и ресурсы под руководство выборных органов местного самоуправления. Но это только впечатление, пусть даже и очень хорошее. На самом деле, городская власть такими «уступками» просто пытается снять с себя заботу о городских территориях, где ресурсы уже исчерпаны или будут в ближайшее время исчерпаны, а проблемы все увеличиваются, как увеличиваются и затраты на их решение, становясь уже неприемлемыми для бюджета города. В Москве эти проблемы настолько явно проявляются и увеличиваются в последние годы, что скрывать их стало невозможно, и даже частично решить уже не получится. Вот некоторые из них:

  1. Крайне изношенная подземная сеть городской инфраструктуры.

  2. Транспортный коллапс всего наземного транспорта практически в большинстве районов Москвы и ближайшего Подмосковья, причем обстановка только ухудшается.

  3. Неблагоприятная экологическая обстановка, вырубка зеленых насаждений, опасное загрязнение почвы и воды и т.д.

  4. Образование на территории городской агломерации специфического климата и геомагнитной обстановки, отличных от естественных условий среды обитания в данном географическом регионе, что вызывает постоянное угнетение психического здоровья жителей и ведет к росту заболеваемости различными инфекционными заболеваниями.

  5. Практически неуправляемая миграция больших групп иноязычного населения, исповедующих другие религиозные и нравственные ценности, а также иную бытовую культуру общежития, вызывает все возрастающую нетерпимость на национальной и религиозной почве, которая переходит в открытые столкновения, зачастую с жертвами. Очень большие проблемы возникли в средних школах, в которых значительную часть учеников составляют дети мигрантов. Эта проблему еще не удалось решить ни в одном государстве Европы. Напряжение будет возрастать.

Есть еще и другие, не менее важные, но более скрытые проблемы, например, ЖКХ. Так вот, какую из этих проблем смогут хотя бы частично решить органы местного самоуправления Москвы, пусть даже наделенные новыми, более весомыми полномочиями, подкрепленными определенными, в зависимости от возможностей городского бюджета, средствами?

Эти проблемы не смогли решить не только городская власть, но и федеральная. Хотя от состояния дел в Москве, в особенности в сфере социальной напряженности, напрямую  зависит функционирование, и даже существование самой федеральной власти со всеми государственными институтами. Нет сомнения, что власть на всех уровнях постарается что-то сделать для обеспечения своей дееспособности и улучшения обстановки в столице. Но пока все ограничивается решениями, которые уже были приняты в различных странах более 50 лет назад, и которые даже тогда не дали своего ожидаемого эффекта. А принципиально нового в процессе управления мегаполисами еще ничего и нигде не придумано. А ведь этапы развития мегаполисов, особенно являющихся основными финансово-промышленными центрами страны, уже сейчас довольно хорошо изучены. И если бы эти исследования доносились в популярном виде до населения, чтобы люди могли осознанно сделать свой выбор в определении места жительства и работы, то обстановка в городе была бы совсем иной, в лучшую сторону. И Москва была бы очень комфортным для жизни городом.

Но как есть, так и есть. И, может быть, при строительстве «новой Москвы» руководство будет исходить не только из извлечения спекулятивной прибыли и личных амбиций, но также из предыдущего опыта, и не повторит ошибки последних 15 лет.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru