Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №49 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Органы местного самоуправления и прокуратура в едином правовом пространстве России (обзор по Приволжскому Федеральному Округу за март-апрель-2012)

РУБРИКА


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Органы местного самоуправления и прокуратура - рубрика - обзоры по регионам России

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Реформа власти


В этой рубрике освещаются действия региональных подразделений Прокуратуры РФ и органов местного самоуправления в законотворческой деятельности. Цель - дать возможность органам местного самоуправления не повторять правовых ошибок в своей деятельности.


Обзор по Приволжскому федеральному округу РФ (март-апрель 2012 года)

Прокуратура Кировской области


О порядке предоставления в аренду имущества муниципальных образований

04 апреля 2012 года. Прокуратурой оспорен ряд Положений муниципальных органов власти, предусматривающих порядок предоставления в аренду имущества муниципальных образований.

Арбитражным судом Кировской области удовлетворено заявление заместителя прокурора области, которым оспаривались отдельные нормы Положения о порядке предоставления в аренду имущества муниципального образования Лесное городское поселение Верхнекамского района.

Причиной обращения в суд стали незаконные нормы, включенные в данный документ, позволяющие в нарушение федерального законодательства незаконно увеличивать арендную плату. Кроме того, положение содержало возможности незаконного предоставления муниципального имущества в аренду без проведения предусмотренных законодательством конкурсов и аукционов.

На рассмотрении арбитражного суда Кировской области остается еще 11 заявлений прокуратуры области об оспаривании аналогичных Положений, принятых рядом других муниципальных органов власти.


Нарушение жилищных прав граждан

13 апреля 2012 года. По требованию прокуратуры восстановлены жилищные права жителей города Кирова, с которыми муниципальным образованием длительное время не заключался договор социального найма.

Прокуратурой Октябрьского района г. Кирова проведена проверка по факту допущенных со стороны муниципального образования «город Киров» нарушений жилищных прав двух жителей города Кирова.

Проверкой установлено, что указанное лицо совместно с дочерью с 1992 года проживают в коммунальной квартире (по ул.Кирпичная, д.3), где занимают жилое помещение площадью 17,6 кв.м. Ранее, до 1992 года они проживали в квартире дома по 1-му Кирпичному переулку, находящегося в собственности Кировского комбината строительных материалов производственного объединения «Кировстройматериалы» и преобразованного в мае 1992 года в АО «Силикатчик».

В марте 1992 года данный дом балансодержатель снес по причине его ветхости, жильцов временно переселил в дом по ул. Кирпичной до представления им жилых помещений для постоянного проживания. Вместе с тем, документы на вселение граждан ОАО «Силикатчик» не оформил, был открыт только лицевой счет на оплату коммунальных услуг, поэтому регистрация по месту жительства граждан осталась по адресу снесенного дома.

В 2001 году по распоряжению главы администрации города Кирова жилой дом № 3 по ул. Кирпичной передан в муниципальную собственность и принят администрацией города, как жилой дом социального использования. Статус специализированного жилого дома (маневренный фонд) не имеет.

В соответствии с федеральным законодательством, в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования жилые помещения предоставляются по договору социального найма жилого помещения. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.


Проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

18 апреля 2012 года. Котельничской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения при осуществлении мониторинга за осуществлением муниципального земельного контроля.

Котельничской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в деятельности администраций сельских поселений Котельничского района.

Так, п.3 ст.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.7 Закона № 294-ФЗ, органы муниципального контроля ежегодно, в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство РФ.

Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что вопреки требованиям, определенным Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215, администрациями сельских поселений Котельничского района в установленный срок доклады об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2011 год не подготовлены и в Министерство экономического развития РФ не направлены.

Таким образом, бездействие администраций сельских поселений Котельничского района нарушает интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

По результатам проверки главам администраций сельских поселений Котельничского района Кировской области Котельничским межрайонным прокурором внесены представления для принятия конкретных мер к устранению указанных нарушений закона, причин и условий им способствующих и привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к дисциплинарной ответственности.


Проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения

03 мая 2012 года. По иску прокурора на администрацию г. Кирова судом возложена обязанность организовать надлежащее освещение участка дороги в Нововятском районе.

Прокуратурой Нововятского района города Кирова совместно с ДН ОГИБДД УМВД России по г. Кирову проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при организации наружного уличного освещения.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на участке дороги по ул. Советской Нововятского района г. Кирова от дома №174 до границы города Кирова отсутствует наружное уличное освещение, вследствие чего уровень освещенности дорожного покрытия на нем не соответствует требованиям СНиП 23-5-95 «Естественное и искусственное освещение». В феврале 2012 года на указанном участке дороги произошел наезд на пешехода, пересекавшего проезжую часть в неустановленном месте. Сопутствовавшей причиной дорожно-транспортного происшествия явилась недостаточная освещенность покрытия дороги.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в суд направлен иск к администрации г. Кирова с требованием организовать надлежащее освещение участка дороги.

Исковые требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме. Решение суда не вступило в законную силу.


Проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции

03 мая 2012 года. По представлению прокуратуры освобожден от занимаемой должности глава Верхошижемского городского поселения, не принявший мер к предотвращению конфликта интересов.

Прокуратурой Верхошижемского района Кировской области проведена проверка соблюдения администрацией Верхошижемского городского поселения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении муниципальным имуществом.

Установлено, что в январе 2012 года главой администрации Верхошижемского городского поселения Ладыгиным Владимиром Дмитриевичем был заключен с ООО «Управляющая компания ЖКХ Обслуживание коммунальных систем» договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, на основании которого этой организации была передана спецтехника (мусоровоз марки КО-440-3 2006 года выпуска), за которую в период с 2006-2011 г.г. из бюджета муниципального образования было потрачено 700 тыс. рублей. При этом руководителем этого общества является сын Ладыгина - Дмитрий Владимирович.

Создано общество только в декабре 2011 года, и на момент передачи имущества не имело никакой инфраструктуры и опыта работы в сфере ЖКХ. Несмотря на это, в нарушение федерального закона «О противодействии коррупции» главой администрации городского поселения было принято решение о передаче муниципального имущества данной организации, а в дальнейшем планировалась и передача системы водопровода пос. Верхошижемье.

Таким образом, главой администрации Ладыгиным В.Д. при наличии явного конфликта интересов не были приняты соответствующие меры к его предотвращению и урегулированию. В связи с этим прокурор внес в Верхошижемскую поселковую Думу представление о принятии к главе городского поселения, допустившего конфликт интересов, мер дисциплинарного характера.

По результатам рассмотрения представления поселковой Думой по согласованию с губернатором Кировской области принято решение об удалении Ладыгина В.Д. с занимаемой должности. Имущество возвращено в администрацию городского поселения.


http://www.prokuratura-kirov.ru




Прокуратура Пермского края


Надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления

24 апреля 2012 года. В Пермском крае прокуратура в судебном порядке признала правовой акт об установлении налога на имущество физических лиц незаконным.

Прокуратура города Губахи в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления изучила решение Думы Губахинского городского поселения от 23.11.2011г. № 449 «О внесении изменений в Решение Думы Губахинского городского поселения от 17.07.2008 года № 398 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Губахинского городского поселения». Проверкой установлено несоответствие положений данного нормативного правового акта действующему налоговому законодательству.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» жилой дом, иное строение, помещение и сооружение являются разными объектами налогообложения.

Представительный орган местного самоуправления, превысив свои полномочия, установил налоговую ставку по налогу на имущество физических лиц в отношении жилого дома, включив иные строения, помещения и сооружения, входящие в состав домовладения.

С целью устранения допущенного нарушения закона прокурором города на указанное решение был принесен протест. В связи с отказом Думы Губахинского городского поселения в удовлетворении требований протеста прокурор города в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании указанного нормативного правого акта противоречащим закону и недействующим с момента его принятия.

Решением Губахинского городского суда требования прокурора удовлетворены в полном объёме. Решение суда вступило в законную силу.


Проверка соблюдения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

27 апреля 2012 года. Прокурор Еловского района в судебном порядке обязал администрацию оборудовать единую дежурно-диспетчерскую службу в соответствии с действующим законодательством.

Прокуратура Еловского района провела проверку соблюдения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления мероприятий по гражданской обороне, в ходе которой выявила грубые нарушения закона в деятельности органов местного самоуправления.

Установлено, что на основании постановления администрации Еловского муниципального района от 22.03.2012 № 66-п создана единая дежурно-диспетчерская служба для защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций, организации мероприятий по гражданской обороне. Вместе с тем, материально-техническая оснащенность единой дежурно-диспетчерской службы не соответствует предъявляемым нормам и не позволяет в полной мере осуществлять возложенные на неё задачи.

В этой связи прокурор района в интересах неопределенного круга лиц направил в суд заявление с требованием о возложении на администрацию Еловского муниципального района обязанности в срок до 01.07.2013 года оборудовать единую дежурно-диспетчерскую службу автоматизированным рабочим местом управления местной системой оповещения, обеспечить приёмником ГЛОНАСС/GPS, метеостанцией, прибором радиационного контроля, автоматизированной телефонной станцией для осуществления записи и коммутации обращений.

Еловским районным судом 11 апреля 2012 года требования прокурора удовлетворены в полном объёме.


Нарушение органами МСУ федерального законодательства

27 апреля 2012 года. По требованию Чайковского городского прокурора 8 глав администраций муниципальных образований подвергнуты административному наказанию за нарушение законодательства о муниципальном контроле.

Чайковская городская прокуратура в ходе надзорных мероприятий выявила факты нарушения органами местного самоуправления требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части выполнения обязанностей по направлению ежегодных докладов в Минэкономразвития РФ об осуществлении муниципального контроля.

Установлено, что администрация Чайковского муниципального района, администрации Чайковского городского и 9-ти сельских поселений, наделенные полномочиями по осуществлению муниципального контроля (земельного контроля, осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, лесного контроля и иных видов муниципального контроля), не обеспечили своевременное направление таких докладов в Минэкономразвития РФ.

С целью устранения допущенных нарушений закона прокуратурой внесены представления главам 11-ти администраций муниципальных образований. Кроме того, прокурор возбудил в отношении глав 9-ти администраций сельских поселений дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.7 КоАП РФ (непредставление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности).

В отношении должностных лиц Чайковского муниципального района и городского поселения принимаются меры по привлечению к административной ответственности. По результатам рассмотрения административных дел 8 глав муниципальных образований привлечены к административной ответственности. Одно дело находится в стадии рассмотрения.


http://www.prokuror.perm.ru




Прокуратура Чувашской Республики


Нарушение органами МСУ налогового законодательства

03 апреля 2012 года. Прокуратурой Чебоксарского района выявлены нарушения налогового законодательства администрациями сельских поселений.

Прокуратурой Чебоксарского района проведена проверка соблюдения налогового законодательства администрациями сельских поселений Чебоксарского района.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно - территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ (обязанности, органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц) органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Проведенной проверкой установлено, что администрациями Акулевского, Атлашевского, Сарабакасинского, Лапсарского, Синьял-Покровского, Янышского, Чиршкасинского, Болыпекатрасьского, Кшаушского сельских поселений Чебоксарского района указанные обязанности ненадлежащим образом не исполняются. Информации о регистрации по месту жительства (по месту пребывания) своевременно в налоговый орган не предоставляются.

По результатам проверки прокуратурой района в адрес глав указанных сельских поселений внесены представления об устранении выявленных нарушений.


Нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции

04 апреля 2012 года. В результате прокурорского вмешательства нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции устранены.

Прокуратурой Красноармейского района в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции выявлены нарушения процедуры замещения должности заведующим сектором хозяйственного обеспечения администрации Красноармейского района Шестаковым В.К.

Установлено, что назначенный на должность заведующего сектором хозобеспечения администрации Красноармейского района Владимир Константинович Шестаков находится в прямом родстве и является отцом главы администрации Красноармейского района Шестакова Андрея Владимировича. В силу выполняемых функций глава администрации района вправе контролировать заведующего сектором хозобеспечения, а право назначения и увольнения с должности только главой администрации свидетельствует о непосредственной подчиненности заведующего сектором хозобеспечения главе администрации.

В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» несоблюдение Шестаковым В.К. ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службой и нахождением на должности заведующего сектором хозобеспечения районной администрации, является безусловным основанием для расторжения трудового договора с ним.

По результатам проверки в Красноармейский районный суд направлено исковое заявление с требованиями об обязании главы администрации Красноармейского района Шестакова А.В. устранить в полном объеме допущенное нарушение закона путем расторжения трудового договора от 20.10.2010 № 102 с Шестаковым В.К. о назначении последнего на должность заведующего сектором хозяйственного обеспечения администрации Красноармейского района.

Решением Красноармейского районного суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.


Коррупциогенные факторы в муниципальном законодательстве

06 апреля 2012 года. Шумерлинской межрайонной прокуратурой в муниципальных нормативных правовых актах и их проектах выявлены коррупциогенные факторы.

Шумерлинской межрайонной прокуратурой в текущем году в ходе проведенной антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в 11 муниципальных правовых актах и в 16 проектах муниципальных нормативных правовых актов г. Шумерля и Шумерлинского района выявлены коррупциогенные факторы.

Так, коррупциогенные факторы выявлены в постановлении главы Юманайского сельского поселения Шумерлинского района «Об утверждении Административного регламента администрации Юманайского сельского поселения Шумерлинского района по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в эксплуатацию».

Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", вступившей в силу с 1 января 2012 года, внесены дополнения в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Согласно внесенным изменениям, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Вместе с тем, Административный регламент не был приведен в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством, что могло привести к выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отсутствие законных оснований. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка являются коррупционными факторами (пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).

Аналогичные нарушения выявлены в правовых актах 11 сельских поселениях Шумерлинского района. На незаконные нормативные правовые акты принесены протесты, по результатам их рассмотрения они приведены в соответствие с действующим законодательством.

В ходе изучения проекта постановления администрации Шумерлинского района «О льготных категориях воспитанников и обучающихся, имеющих право на получение бесплатных обедов в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях Шумерлинского района» установлено, что льгота предоставляется в течение 30 дней с момента предоставления заявления и соответствующего документа на ее получение. Вместе с тем, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), является коррупционным фактором (пп. «в» п. 3 Методики).

По результатам изучения проекта межрайонной прокуратурой предложено устранить коррупциогенный фактор путем указания конкретного срока принятия решения о предоставлении льготы на получение бесплатного обеда с момента принятия необходимых документов. При принятии правового акта замечания межрайонной прокуратуры учтены.


Нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе

17 апреля 2012 года. Прокуратурой Цивильского района выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе.

Прокуратурой Цивильского района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной и муниципальной службы, в ходе которой выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».

В силу ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», одним из основных принципов муниципальной службы является доступность информации о деятельности муниципальных служащих.

Вместе с тем, проверкой установлено, что сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, а также работников муниципальных учреждений поселений Цивильского района с указанием фактических затрат на их содержание в течение 2-4 кварталов 2011 года в официальных печатных изданиях не опубликовывались.

Отсутствие официальной информации о количестве муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, затратах на их содержание ограничивает право неопределенного круга граждан, проживающих на территории муниципального образования, на получение достоверных сведений о расходах на содержание муниципальных служащих, служащих муниципальных учреждений и целесообразности финансирования таких расходов, а также ограничивает закрепленное Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления, которые должны решать вопросы местного значения исходя из интересов населения.

Кроме того, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе в части доступности информации о деятельности муниципальных служащих может привести к нарушениям одних из основных принципов законодательства о противодействии коррупции, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», о законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Реализация указанных принципов осуществляется путем официального опубликования сведений о деятельности органов местного самоуправления, в том числе в порядке, установленном законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

По результатам проверки прокурором района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд было направлено 17 исковых заявлений об обязании администраций поселений Цивильского района Чувашской Республики опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 2-4 кварталы 2011 года.


Нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления

26 апреля 2012 года. Прокуратурой Батыревского района выявлены нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и законодательства о противодействии коррупции.

Прокуратурой Батыревского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в сельских поселениях Батыревского района Чувашской Республики, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Федерального закона «О противодействии коррупции».

Проверка показала, что в большинстве случаев на официальных сайтах администраций сельских поселений района не содержится информация о порядке обжалования муниципальных правовых актов; о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, установлено бездействие администраций сельских поселений в части обеспечения свободного доступа неопределенного круга лиц к информации о деятельности муниципального органа.

Выявленные нарушения послужили поводом для обращения прокурора района в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия глав 14 администраций сельских поселений Батыревского района и о возложении обязанности разместить вышеуказанную информацию на официальном сайте в сети «Интернет».

Решением Батыревского районного суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме, бездействие глав 14 администраций сельских поселений признано незаконным. Судом также постановлено обязать глав сельских поселений в течение десяти дней устранить в полном объеме допущенные нарушения путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации, содержащей порядок обжалования муниципальных правовых актов; информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.


Нарушение органами МСУ законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

26 апреля 2012 года. Главы двух сельских поселений Вурнарского района привлечены к административной ответственности за допущенные нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.

Прокуратурой Вурнарского района проведена проверка соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан главами администраций Буртасинского и Апнерского сельских поселений Вурнарского района.

В ходе проверки установлено, что администрацией Буртасинского сельского поселения Вурнарского района нарушены требования законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан при рассмотрении поступившего 01 июля 2011 года заявления гражданина о продлении срока временной регистрации и выдаче справки с указанием периода его проживания. На момент прокурорской проверки ответ заявителю на его письменное обращение не дан.

Аналогичные нарушения допущены главой администрации Апнерского сельского поселения Вурнарского района. Письменный ответ заявительнице на обращение о разъяснении причин отказа в допуске ее к работе не дан. Более того, решив, что данное обращение к компетенции главы сельского поселения не относится, было принято решение об уничтожении поступившего заявления, что и было сделано.

По результатам проверки прокурором Вурнарского района в отношении главы администрации Буртасинского сельского поселения Геннадия Петрова и главы администрации Апнерского сельского поселения Надежды Алексеевой за допущенные нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан были возбуждены производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.

Постановлениями мирового судьи судебного участка №1 Вурнарского района указанные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей каждый.


http://www.chuvprok.gov.ru




Прокуратура Удмуртской Республики

Несоответствие Конституции РФ муниципального законодательства

11 апреля 2012 года. По иску прокурора признан недействующим правовой акт администрации города противоречащий Конституции РФ.

Октябрьским районным судом г.Ижевска по заявлению прокурора признано противоречащим закону и недействующим постановление Администрации г.Ижевска от 4 октября 2011 года № 983 «Об утверждении Порядка отнесения детей к категориям, имеющим право на освобождение или частичное освобождение от платы за содержание в учреждениях, подведомственных Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска».

Данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства и принято администрацией с превышением полномочий, поскольку Конституция Российской Федерации наделяет правом издания правовых актов в области социальной защиты исключительно субъектов Российской Федерации.

Так, законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 № 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» установлено, что освобождаются от родительской платы родители за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Порядок отнесения детей к данным категориям определяется Правительством Удмуртской Республики и утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.05.2005 № 76 «О плате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях».

В декабре 2011 года на указанное постановление прокуратурой был принесен протест, в удовлетворении которого администрацией города было отказано, после чего прокурор района обратился с исковым заявлением в суд.

Исковые требования прокурора удовлетворены. Постановление признано противоречащим Конституции Российской Федерации и региональному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.


Результаты надзора за исполнением органами МСУ федерального законодательства

17 апреля 2012 года. Прокуратурой республики проанализированы результаты надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Удмуртской Республики.

В текущем году прокурорами городов и районов республики выявлено более 450 нарушений закона в данной сфере. В результате принятых мер 133 должностных лица привлечены к дисциплинарной или административной ответственности, опротестовано 127 незаконных правовых акта, в суды направлено 46 исков (заявлений).

Например, судом удовлетворены требования прокурора Кезского района о взыскании с главного бухгалтера администрации муниципального образования «Кезское» в бюджет района завышенной заработной платы в сумме около 75 тыс. руб.

По протесту прокурора Камбарского района приведено в соответствие с законом решение Совета депутатов муниципального образования «Камбарский район», которым оклад главе Администрации установлен в завышенном размере.

Прокурором Шарканского района установлено, что собранные администрацией муниципального образования «Мишкинское» с жителей единовременные взносы на благоустройство, в бюджет поселения не включались, расходовались на нужды администрации (ремонт служебного автомобиля, канцтовары и др.).

Воткинским межрайонным прокурором выявлены нарушения закона при приобретении МУП «Водоканал» автомобиля б/у марки ЗИЛ-131 за 990 000 руб., при рыночной стоимости менее 147 000 руб. По результатам проверки прокурором в суд направлено заявление о признании сделки по купле-продаже автомобиля недействительной. Кроме того, по постановлению прокурора возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).

Вопросы исполнения законодательства о противодействии коррупции находятся на особом контроле прокуратуры Удмуртской Республики.


Нарушение органами МСУ Трудового Кодекса РФ

27 апреля 2012 года. Главы сельских поселений Вавожского района премировали сами себя за активную работу.

Прокуратурой Вавожского района установлено, что главы 10 муниципальных образований сельских поселений Вавожского района в нарушение Трудового Кодекса РФ поощрили сами себя денежной премией в размере должностного оклада за достигнутые результаты работы в марте текущего года.

Согласно трудового законодательства, поощрение работников является исключительным правом работодателя. Для глав муниципальных образований работодателем является выборный представительный орган муниципального образования. Таким образом, главы поселений превысили свои полномочия.

На распоряжения о премировании прокурором района принесены протесты, которые находятся в стадии рассмотрения. Возврат незаконно полученных денежных средств в бюджеты муниципальных образований находится на контроле прокуратуры района.


http://www.udmproc.ru




Прокуратура Республики Татарстан


Нарушения органами МСУ требований законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан

11 апреля 2012 года. Прокуратура Апастовского района пересекла нарушения требований законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан.

Прокуратура Апастовского района провела проверку исполнения требований законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан. Проверка проводилась в исполкоме муниципального образования «Апастовское городское поселение».

Установлено, что на момент проверки два обращения не были зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Кроме того, отсутствуют какие-либо сведения о результатах рассмотрения двух обращений граждан. Кроме того, в содержания поступающих обращений граждан не анализируются, не принимаются меры по своевременному выявлению и устранению их причин.

По итогам проверки прокуратура в отношении руководителя исполнительного комитета муниципального образования «Апастовское городское поселение» Фаниса Шарафутдинова возбудила административное дело по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан). Административное дело находится на стадии рассмотрения.


16 апреля 2012 года. Прокуратура Сармановского района привлекла к административной ответственности главу сельского поселения, нарушавшего требования законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан.

Прокуратура Сармановского района провела проверку исполнения требований законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан. Проверка проводилась в Шарлиареминском сельском поселении.

Установлено, что по нескольким обращениям отсутствуют отметки о согласии гражданина о получении ответа устно. При этом изучение обращений граждан показало, что по ним необходимо было провести дополнительную проверку, и ответ на обращение нужно было дать в письменном виде, что не было сделано. Сверка количества принятых граждан на личном приеме главой поселения между журналом личного приема граждан и карточками личного приема граждан, показала, что с 1сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года на личном приеме у главы поселения было 3 гражданина, при этом карточки личного приема гражданина не заполнены, ответ не дан.

По итогам проверки прокуратура в отношении главы Шарлиареминского сельского поселения Нура Сафина возбудила административное дело по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан). По результатам рассмотрения дела Сафин привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 100 рублей.


Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативно-правовых актов

19 апреля 2012 года. Азнакаевская городская прокуратура не допустила принятия незаконного муниципального нормативно-правового акта.

Азнакаевская городская прокуратура провела антикоррупционную экспертизу проекта решения Азнакаевского районного Совета «О внесении изменений и дополнений в Комплексную программу Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан по профилактике правонарушений на 2009-2012 годы».

Установлено, что в проекте указанного нормативного акта предусматривалось расширение перечня программных мероприятий, в том числе текущий ремонт помещения отдела МВД России по Азнакаевскому району (далее – отдел МВД), обустройство прогулочного двора для арестованных при отделе МВД, приобретение оргтехники и запчастей к ней, канцелярских и хозяйственных товаров, автозапчастей для автотранспорта и ГСМ для отдела МВД.

Однако, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», материально-техническое оснащение деятельности полиции к вопросам местного значения муниципального района не относится. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, прямо отнесённые указанным Законом к их компетенции, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им установленном порядке), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О полиции», материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Таким образом, вопрос материально-технического оснащения полиции относится к компетенции Российской Федерации; федеральными законами он не передан органам местного самоуправления. Согласно п. «д» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором.

По результатам изучения проекта муниципального нормативного правового акта дано отрицательное заключение. Замечания, указанные в нём, полностью учтены при принятии изменений и дополнений в Комплексную программу Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан по профилактике правонарушений на 2009-2012 годы.


Признание незаконным распоряжения главы сельского поселения

20 апреля 2012 года. Зеленодольская городская прокуратура внесла протест на незаконное распоряжение главы Нурлатского сельского поселения.

Зеленодольская городская прокуратура изучила распоряжения Главы Нурлатского сельского поселения Зеленодольского муниципального района «О создании противопаводковой комиссии в период весеннего паводка 2012 года» на соответствие действующему законодательству.

Пунктом 14 данного распоряжения должностному лицу ООО «Свияга» вменено в обязанность организовать завоз необходимого ассортимента продуктов питания, товаров повседневного спроса и обеспечить их сохранность в паводковый период. Данный пункт является незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 ГК РФ, юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Произвольное вмешательство кого-либо в частные дела является недопустимым. Статьей 30 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

В связи с выявленными нарушениями Зеленодольская городская прокуратура принесла протест на противоречащий закону пункт 14 распоряжения Главы Нурлатского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ №2 от 01.03.2012 «О создании противопаводковой комиссии в период весеннего паводка 2012 года» с требованием его отмены. Протест находится на стадии рассмотрения.


Проверка исполнения требований законодательства в сфере благоустройства территорий

19 апреля 2012 года. Прокуратура Апастовского района требует привести в соответствие с законодательством правила внешнего благоустройства сельских поселений.

Прокуратура Апастовского района провела проверку исполнения требований законодательства в сфере благоустройства территорий.

Установлено, что в Правилах внешнего благоустройства, соблюдения чистоты, порядка сельских поселений района не учтены положения действующего федерального законодательства, в том числе Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 613 от 27.12.2011.

По результатам проверки прокуратура в адрес глав сельских поселений района внесла 22 протеста с требованиями привести Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты, порядка сельского поселения в соответствие с действующим законодательством. В настоящее время протесты находятся на стадии рассмотрения.


Несоответствие муниципальных нормативно-правовых актов федеральному законодательству

20 апреля 2012 года. Прокуратура Кукморского района принесла протесты на незаконные муниципальные нормативно-правовые акты.

Прокуратура Кукморского района изучила уставы муниципальных образований района, утвержденные решениями их представительных органов, на предмет соответствия.

Установлено, что некоторые положения уставов противоречат отдельным требованиям действующего ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в который внесены изменения и дополнения Федеральным законом от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

В соответствии со с п.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

По итогам изучения нормативных актов прокуратура района на решения муниципальных образований района об утверждении уставов принесла протесты. Протесты находятся на стадии рассмотрения.


25 апреля 2012 года. По требованию прокуратуры Тетюшского района отменен незаконный муниципальный нормативный правовой акт.

Прокуратура Тетюшского района провела проверку соответствия федеральному законодательству отдельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Тетюшского муниципального района в области недропользования.

Установлено, что постановлением Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района № 323 от 25.05.2011 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на разработку месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласно которому названное полномочие закреплено за Исполнительным комитетом района.

Между тем, 30.11.2011 принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ», которым в сторону сокращения корректируются полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. В частности, из их компетенции исключены полномочия по предоставлению разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения. Несмотря на это, до настоящего времени вышеуказанное постановление Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района не было отменено и названное полномочие до сих пор было закреплено за Исполнительным комитетом района.

По результатам проведенной проверки прокуратура района на данное постановление Руководителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района принесла протест. Протест прокуратуры на сегодняшний день полностью удовлетворен, незаконный нормативный правовой акт отменен.


26 апреля 2012 года. Зеленодольская городская прокуратура принесла протест на незаконный пункт постановления Главы Большеачасырского сельского поселения.

Зеленодольская городская прокуратура изучила постановление Главы Большеачасырского сельского поселения «Об обеспечении жизнедеятельности населения, сохранности гидротехнических и других сооружений, зданий, инженерных коммуникаций, Большеачасырского сельского поселения в период весеннего паводка 2012 года» на предмет соответствия его действующему законодательству.

Установлено, что пунктом 9 постановления заведующим торговых объектов ООО «Свияга», РАЙПО, ИП Хайрутдинова вменено в обязанность организовать завоз необходимого ассортимента продуктов питания, товаров повседневного спроса и обеспечить их сохранность в паводковый период.

В то же время, данный пункт постановления является незаконным по следующим основаниям. Согласно ст. 1 ГК РФ, юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Произвольное вмешательство кого-либо в частные дела является недопустимым.

Статьей 30 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Кроме того, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По итогам проверки прокуратура на незаконный пункт постановления Главы Большеачасырского сельского поселения «Об обеспечении жизнедеятельности населения, сохранности гидротехнических и других сооружений, зданий, инженерных коммуникаций, Большеачасырского сельского поселения в период весеннего паводка 2012 года» принесла протест с требованиями его отмены. Протест находится на стадии рассмотрения.


Коррупционные проявления в сфере муниципального заказа

20 апреля 2012 года. В результате реализации прокуратурой права законотворческой инициативы в столице Татарстана ограничена возможность коррупционных проявлений в сфере муниципального заказа.

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусматривает обязанность государственных унитарных предприятий, автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долей государства и муниципалитета более 50%, государственных корпораций осуществлять свои закупки способами, предусмотренными специально разработанным и утвержденным положением о закупках. Эти нормы позволяют установить полную прозрачность при расходовании средств указанных субъектов, а вся процедура будет осуществляться с использованием сети интернет.

Федеральным законом установлен различный порядок вступления в силу требований для отдельных категорий юридических лиц. Для государственных унитарных предприятий, республиканских автономных учреждений, хозяйственных обществ с долей участия субъектов закон вступил в силу с 1 января 2012 г. Для муниципальных унитарных предприятий, муниципальных автономных учреждений и хозяйственных обществ с долей участия муниципалитетов закон вступает в силу с 1 января 2014 г.

Однако, здесь сами муниципалитеты могут установить более ранний вступления закона в силу. Необходимость более раннего введения в действие Федерального закона в отношении указанных юридических лиц обусловлена значительным числом нарушений, в том числе коррупционного характера, выявляемых в финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, автономных учреждений и открытых акционерных обществ.

Системное изменение ситуации в положительную сторону возможно только в условиях полной прозрачности расходования средств указанными юридическими лицами. Для этого, прокуратура г. Казань обратилась в городскую Думу с правотворческой инициативой с требованием принятия решения о вступлении Федерального закона на территории г. Казань в силу в более ранние сроки.

Сегодня Казанская городская Дума поддержала правотворческую инициативу прокуратуры и приняла решение, предусматривающее вступление Федерального закона в силу в Казани с 1 мая 2012 года. В результате более раннего введения в действие Федерального закона юридические лица будут обязаны осуществлять все свои закупки в соответствии с утвержденными положениями, с обязательным размещением информации на официальном сайте в сети интернет.

Это позволит не только снизить количество коррупционных нарушений и злоупотреблений, но и увеличить прибыльность муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ и, соответственно, повысить объем поступлений в бюджет г. Казань в виде дивидендов и отчислений от прибыли МУПов и ОАО.


http://www.prokrt.ru




Прокуратура Республики Мордовия


Обязанности органов МСУ по содержанию автомобильных дорог местного значения

04 апреля 2012 года. Межрайонная Ковылкинская прокуратура добилась надлежащего исполнения администрацией сельского поселения обязанностей по содержанию автомобильных дорог местного значения.

На протяжении всей зимы по селу Гумны Ковылкинского района невозможно было проехать на автомобилях, так как дороги на улицах ни разу не очищались от снега.

При этом в населенном пункте проживает большое количество граждан пожилого возраста и инвалидов, которым в любое время может потребоваться срочная медицинская помощь. Кроме того, при возникновении пожара невозможен проезд пожарных машин к жилым домам.

Межрайонным прокурором в суд направлено исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации Русско-Лашминского сельского поселения и об обязании ее очистить от снега автомобильные дороги местного значения в с. Гумны и содержать их в надлежащем состоянии.

Заявление рассмотрено и удовлетворено.


Нарушения органами МСУ закона при размещении муниципальных заказов

12 апреля 2012 года. Прокуратура Ельниковского района требует привлечь к ответственности должностных лиц сельских администраций за нарушения закона при размещении муниципальных заказов.

Администрациями поселений в реестрах закупок, вопреки закону, не указывается местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, что затрудняет контроль над законностью и эффективностью расходования бюджетных средств.

Кроме того, администрациями сведения о заключении муниципальных контрактов на официальных сайтах в сети «Интернет» не размещаются. Это нарушает не только установленный законом принцип прозрачности закупок, но и права предпринимателей на получение информации.

Прокурором района в отношении 3 должностных лиц возбуждены административные дела по ст. 19.7.4 КоАП РФ, в администрации сельских поселений направлены 6 представлений о прекращении нарушений закона и наказании виновных.


Контроль законности нормативно-правовых актов органов местного самоуправления

12 апреля 2012 года. Прокуратура контролирует законность нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Прокуратурой Чамзинского района постоянно осуществляется контроль за законностью нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Для этого на соответствие федеральному и республиканскому законодательству проверяются как действующие муниципальные акты так и их проекты.

В марте 2012 года прокуратурой выявлено несоответствие требованиям закона Уставов муниципальных образований района. В частности, в них не был определен порядок наложения взысканий за нарушения законодательства о противодействии коррупции на муниципальных служащих. По результатам проверки в Советы депутатов муниципальных образований направлены проекты изменений и дополнений в Уставы поселений, которые рассмотрены, изменения внесены.

Всего в 2012 году прокуратурой дано 28 заключений на муниципальные правовые акты, выявлено 13 незаконных актов, в том числе 3, принятые районными органами местного самоуправления. На все незаконные акты принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.


Нарушения органами МСУ законодательства о рассмотрении обращений граждан

17 апреля 2012 года. Прокуратура привлекает к ответственности чиновников за недобросовестное отношение к рассмотрению обращений граждан.

Прокуратурой Октябрьского района города Саранска в ходе проверки установлено, что должностными лицами райадминистрации допущены волокита и нарушения закона при рассмотрении обращений граждан.

В ноябре и декабре 2011 года к ним поступили коллективные заявления от жителей многоквартирных домов, расположенных на ул. Гожувская и площади Школьная г. Саранска о ремонте их жилья. В течении более чем трех месяцев они чиновниками не рассматривались. Это привело к тому, что граждане всю зиму прожили в неотремонтированых помещениях.

В целях принятия действенных мер по устранению выявленных нарушений прокурором района внесено представление в адрес Главы Администрации Саранска, в отношении 3 должностных лиц возбуждены производства об административных правонарушениях, по ст.5.59 КоАП РФ, которые находятся в стадии рассмотрения.


Глава органа МСУ присвоила государственную землю

18 апреля 2012 года. Заместитель главы администрации сельского поселения привлечена к уголовной ответственности за присвоение государственной земли.

На основании представленных прокуратурой доказательств приговором Большеберезниковского районного суда заместитель главы администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского района Нина Казанцева признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 159, ч.1 ст. 286 и ст. 292 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения, превышение должностных полномочий, служебный подлог).

В 2010 году Казанцева, желая завладеть двумя пустующими земельными участками в с. Пермиси, находящимися в государственной собственности, подделала решения совета депутатов поселения от 1992 года. На основании фиктивных документов райотделом Управления Федеральной службы государственной регистрации ей и ее брату выданы свидетельства о праве собственности на указанные участки общей стоимостью свыше миллиона рублей.

Решением суда Казанцева признана виновной в инкриминируемых ей преступлениях и осуждена к трем годам лишения свободы условно с запретом замещать должности муниципальной службы в течении 3 лет. На основании исков прокурора Большеберезниковского района судом признаны недействительными свидетельства, выданные Казанцевой и ее брату. Земля возвращена в государственную собственность.


Глава сельского поселения нарушил бюджетное законодательство

20 апреля 2012 года. Прокуратура пресекла незаконную деятельность главы сельского поселения.

Прокуратура Кадошкинского района выявила факты нарушения бюджетного законодательства, допущенные главой Глушковского сельского поселения Михаилом Грачевым.

В течение 2011 года он трижды привлекался к административной ответственности как должностное лицо. Начальником районного ОГИБДД на него наложен административный штраф в размере 2000 рублей за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог (ст. 12.34 КоАП РФ). Также постановлениями судьи он был оштрафован на сумму 3000 рублей за необеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения (статья 19.7 КоАП РФ), и на сумму 5000 рублей за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ).

Все три административных штрафа, в нарушение закона, оплачены Грачевым за счет средств бюджета Глушковского сельского поселения, таким образом, им допущено нецелевое расходование средств бюджета поселения на сумму 10000 рублей.

В ходе судебного рассмотрения иска прокурора района чиновником добровольно исполнены требования прокурора и в бюджет сельского поселения возвращены незаконно израсходованные деньги. В связи с допущенными нарушениями закона решением Сессии Депутатов сельского поселения Грачев освобожден от занимаемой должности. Прокуратурой в Следственное управление Следственного комитета по республике направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании Грачева по ст. 160 ч.3 УК РФ (присвоение с использованием служебного положения).


http://www.prokrm.ru




Прокуратура Республики Марий Эл


Нарушения требований законодательства о рассмотрении обращений граждан

Горномарийской межрайонной прокуратурой проверено соблюдение требований законодательства об обращениях граждан в администрации города Козьмодемьянска.

В Горномарийскую межрайонную прокуратуру в марте текущего года поступили жалобы жителей города Козьмодемьянска на непредставление им администрацией города письменных ответов на заявления. В связи с этим межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В ходе проверки прокурором выявлены факты нарушения сроков рассмотрения обращений граждан должностными лицами администрации, ответы на отдельные обращения давались лишь после вмешательства межрайонной прокуратуры. К примеру, главным архитектором администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Стешиным А.Д., вопреки требованиям закона, ответы на письменные обращения Кудрявцевой Р.С. от 20.01.2012г. и Аликиной О.Н. от 20.12.2011г даны по истечении 30-дневного срока лишь 16.03.2012г. и 21.02.2012г. соответственно. Аналогичное нарушение допущено ведущим специалистом по учету и распределению жилья администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Корниловой М.В. при рассмотрении обращения Извозчиковой Т.В. по вопросу обследования ее жилья на предмет пригодности для проживания.

По постановлению прокурора 03.04.2012г. мировым судьей судебного участка № 1 в г. Козьмодемьянске главному архитектору администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя Горномарийской межрайонной прокуратуры.

В отношении ведущего специалиста по учету и распределению жилья так же возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ, в настоящее время оно находится на рассмотрении. Кроме того, по выявленным нарушениям в адрес мэра города Козьмодемьянска внесено представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Соблюдение требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления находится на постоянном контроле органов прокуратуры.


Нарушения закона при осуществлении муниципального контроля

Главе администрации Новоторъяльского муниципального района направлено представление об устранении нарушений закона при осуществлении муниципального контроля.

Прокуратура Новоторъяльского района Республики Марий Эл в администрации муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» провела проверку соблюдения законодательства при осуществлении муниципального контроля в сфере земельных отношений. По результатам проведенной проверки главе администрации муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Основанием к принятию этой меры прокурорского реагирования послужили следующие нарушения федерального законодательства. Установлено, что сотрудники муниципального образования, уполномоченные осуществлять мероприятия по контролю в обозначенной сфере, не соблюдают требования федерального законодательства при оформлении результатов проведенных проверок. Акты проверок не всегда содержат сведения о лицах, допустивших нарушения закона, а также о правовых актах, требования которых нарушены субъектами предпринимательства.

С нарушением срока, предусмотренного сводным планом проведения плановых проверок на 2011 г., проведена контрольная проверка в отношении индивидуального предпринимателя. Вопреки требованиям Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», сотрудники органа муниципального контроля не контролируют выполнение требований выданных ими предписаний, направленных на устранении выявленных нарушений, при наличии законных оснований не принимают соответствующие меры ответственности к нарушителям земельного законодательства.

Представление прокурора района находится в стадии рассмотрения, выполнение его требований контролируется прокуратурой. Прокуратура потребовала решить вопрос об ответственности муниципальных чиновников, допустивших выявленные нарушения.


Проверка соблюдения жилищного законодательства

По представлению прокурора привлечена к ответственности муниципальная служащая администрации городского поселения Параньга.

Прокуратура Параньгинского района Республики Марий Эл в администрации муниципального образования «Городское поселение Параньга» провела проверку соблюдения жилищного законодательства при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье, и выявила нарушения законодательства об обеспечении жильем молодых семей.

Установлено, что ведущий специалист муниципального образования, в чьи служебные обязанности входит прием документов от граждан, нуждающихся в получении жилья либо улучшении жилищных условий, незаконно требовала от жителей п. Параньги, претендующих на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» представление документов, не предусмотренных законом. В связи с этим прокуратура в представлении об устранении выявленных нарушений, направленном главе администрации городского поселения, потребовала привлечь указанное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.

Требования прокуратуры исполнены, чиновница наказана. Приняты меры к недопущению впредь отмеченных нарушений. Соблюдение жилищного законодательства при решении вопросов о постановке на учет нуждающихся в жилье граждан контролируются прокуратурой.


Муниципальные чиновники привлечены к ответственности

По инициативе прокурора Новоторъяльского района за неисполнение законных требований прокуратуры привлечены к ответственности два муниципальных чиновника.

Мировой судья по Новоторъяльскому району Республики Марий Эл вынес постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий) первого заместителя главы администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» Владимира Леухина и руководителя отдела архитектуры – главного архитектора Владимира Анисимова. Постановление о возбуждении административного дела в отношении указанных должностных лиц вынес прокурор района.

Поводом к этому явилось невыполнение требований прокуратуры, изложенных в представлении об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, направленного по результатам проведенной прокурорской проверки.

Суд согласился с доводами прокуратуры и, признав Леухина и Анисимова виновными в совершении административного проступка, оштрафовал каждого на 2 тысячи рублей. Исполнение постановлений о наложении штрафа контролируется прокуратурой.


Нарушения законодательства о размещении муниципальных заказов

Прокуратура Медведевского района выявила нарушения законодательства о размещении заказов для муниципальных нужд.

Прокуратура Медведевского района Республики Марий Эл при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для муниципальных нужд выявила нарушения в деятельности администрации МО «Шойбулакское сельское поселение».

Установлено, что 03.08.2011 г. между администрацией сельского поселения и производственным кооперативом «Оршанская ПМК» по результатам открытого аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству местной дороги в дер. Цибикнур по ул.Цибикнурская на сумму 1 000 000 рублей. Условия муниципального контракта стороны исполнили: подрядчик (ПК «Оршанская ПМК») свои обязательства выполнил 15.09.2011, заказчик – оплатил выполненную работу 18.10.2011. После исполнения муниципального контракта администрация сельского поселения не выполнила требования закона, обязывающие ее в течение 3 рабочих дней со дня исполнения контракта направить через официальный сайт сведения об исполнении контракта для включения их в реестр контрактов. Сведения об исполнении муниципального контракта переданы, но с нарушением установленного законом срока.

Непредставление либо несвоевременное представление должностным лицом заказчика сведений об исполнении контракта в орган, уполномоченный на ведение реестров контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет административную ответственность по ст.19.7.4 КоАП РФ. В связи с этим прокуратура инициировала возбуждение дела об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера администрации Шойбулакского сельского поселения, ответственного за предоставление данных сведений.

Постановление прокурора с материалами проверки направлены для рассмотрения по существу в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл. Нарушителю закона грозит наказание в виде штрафа в размере 20 тыс рублей.


http://www.proc.gov12.ru




Прокуратура Республики Башкортостан


Нарушения федерального законодательства органами МСУ

20 апреля 2012 года. Прокуратура г.Стерлитамак выявила нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности городской администрации.

Прокуратурой г.Стерлитамак проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в администрации городского округа г.Стерлитамак.

Законом Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года №453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» определены типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы (наличие соответствующего образования и стажа работы).

Установлено, что в нарушение указанных норм законодательства главой администрации г.Стерлитамак утверждены должностные инструкции работников городской администрации, содержащие иные требования, предъявляемые к муниципальным служащим.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае наличия у государственного или муниципального служащего ценных бумаг, акций, в целях предотвращения конфликта интересов он обязан передать указанное имущество в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, выявлено, что муниципальный служащий юридического отдела администрации города, владея ценными бумагами ОАО «Сода», в доверительное управление их не передал.

По указанным фактам прокуратурой города в адрес главы администрации городского округа г.Стерлитамак внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, которое находится на рассмотрении.


Проверка исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан

28 апреля 2012 года. По результатам проверки прокуратуры Хайбуллинского района к административной ответственности привлечены шесть глав администраций сельских поселений.

Прокуратурой Хайбуллинского района проведена проверка исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в администрациях сельских поселений района, по результатам которой выявлены грубые нарушения Федерального закона от 2 мая 2010 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Установлены факты несоблюдения главами шести администраций сельских поселений предусмотренного законом 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан. Кроме этого, выявлены случаи несвоевременной регистрации поступивших обращений, нарушения сроков уведомления граждан по письменным обращениям.

По выявленным нарушениям прокуратурой района возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан), по результатам рассмотрения которых главы администраций сельских поселений района привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере пяти тысяч рублей каждый.

Кроме того, в администрациях 14 сельских поселений выявлены факты нарушения Закона Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 №391-З «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» в части непроведения анализа рассмотрения обращений граждан и обнародования его результатов в информационных системах общего пользования.

По данным фактам прокуратурой района в адрес глав администрации 14 сельских поселений внесены представления об устранении нарушений законодательства, которые находятся на стадии рассмотрения.


Заместитель главы районной администрации осужден за совершение должностных преступлений

28 апреля 2012 года. В Кушнаренковском районе осужден заместитель главы районной администрации за совершение должностных преступлений.

Приговором Кушнаренковского районного суда заместитель главы администрации Кушнаренковского района по экономике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 55-летний Ильдар Сулейманов осужден по ч.1 ст.285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Суд установил, что в августе 2010 года к Сулейманову, в должностные полномочия которого входило утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане населенного пункта, обратился житель Кушнаренковского района, действующий в интересах своих знакомых, с просьбой завизировать документы для оформления в долевую собственность земельных участков, расположенных в д.Мамяково. За принятие положительного решения чиновник потребовал перечислить денежные средства в сумме более 89 тыс. руб. на расчетный счет индивидуального предпринимателя за оплату стоимости изготовления и поставки школьной мебели.

Кроме того, установлено, что Сулейманов, превышая должностные полномочия, в феврале 2010 года, введя в заблуждение председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Кушнаренковскому району об отказе жителя района от земельного участка в с.Кушнаренково площадью 1105 кв.м, предоставленного ему постановлением главы администрации муниципального района, дал устное указание о подготовке документов для изъятия земли с последующей передачей в аренду действующему главе администрации муниципального района.

В судебном заседании подсудимый вину в совершении преступлений не признал. Суд признал Сулейманова виновным и назначил наказание в виде трех лет шести месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на три года, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах и органах местного самоуправления в течение трех лет.


Сотрудница администрации сельского поселения совершила служебный подлог

28 апреля 2012 года. Прокуратура Уфимского района направила в суд уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет.

Прокуратурой Уфимского района утверждено обвинительное заключение в отношении 56-летней бывшей сотрудницы администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.292 УК РФ (служебный подлог).

Предварительным следствием установлено, что в октябре 2011 года к обвиняемой обратился гражданин с просьбой о предоставлении для строительства жилья земельного участка в д.Лекаревка. Несмотря на то, что земельный участок принадлежал другому лицу, сотрудница администрации внесла в официальный документ – выписку из похозяйственной книги заведомо ложные сведения о принадлежности земельного участка заявителю.

В ходе следствия обвиняемая полностью признала вину в совершение преступления. Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Прокуратурой района будет поддержано государственное обвинение.


Глава района злоупотреблял служебными полномочиями

02 мая 2012 года. Прокуратура республики инициировала вопрос о расторжении служебного контракта с главой администрации муниципального района Давлекановский район.

Прокуратурой республики установлено, что главой администрации муниципального района Давлекановский район Закиром Бикбулатовым в своей деятельности допускаются грубые нарушения законодательства о противодействии коррупции, факты превышения и злоупотребления полномочиями, неэффективное решение вопросов местного значения.

В частности, глава района, несмотря на установленный законом прямой запрет на получение подарков и услуг, с 2006 по 2008 годы постоянно, безвозмездно использовал в личных и служебных целях автомобиль «Ауди-А6», принадлежащий ООО «Давлекановский кирпичный завод». При этом, на основании его постановлений названному обществу ежегодно в аренду предоставлялся земельный участок для добычи глины.

В районе грубо нарушаются требования закона при распоряжении земельными участками и муниципальным имуществом, сложилась порочная практика выделения земельных участков за взятки и на основании подложных документов.

Так, в период времени с 2008 по 2010 годы на основании постановлений главы администрации и подложных выписок из решения президиума Алгинского сельсовета без проведения торгов, по заниженной стоимости (от 100 до 2000 руб. за участок) в собственность граждан предоставлено 38 земельных участков возле озера «Аслы-Куль». При этом большинство участков выделены высокопоставленным должностным лицам администрации района, руководителям правоохранительных органов, организаций и учреждений (заместителям главы администрации Шумаковой О.А., Ахметзянову Р.Г., председателю Совета муниципального района Якушину Г.М., бывшему начальнику местного ОВД Ильясову Д.Ф., заместителю начальника ОВД Кильмухаметову Ф.В. и другим).

По данному факту следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Прокуратурой республики в настоящее время с целью возврата незаконно выделенных земельных участков в районный суд направлены исковые заявления. За получение взятки в размере 200 тыс. руб. за выделение земельного участка возле озера «Аслы-Куль» приговором Верховного суда Республики Башкортостан глава сельского поселения Алгинский сельсовет Рахматуллин Ф.Г. осужден по п.«в» ч.5 ст.290 УК РФ к штрафу в сумме 1 млн. руб. Кроме этого в деятельности Бикбулатова выявлены и другие многочисленные нарушения закона, выразившиеся в ущемлении прав и законных интересов несовершеннолетних, инвалидов, детей-сирот, субъектов предпринимательской деятельности, необеспечении пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.

Учитывая, что действия Бикбулатова нарушают интересы граждан муниципального образования, прокурором республики Хуртиным С.А. в Совет муниципального района Давлекановский район направлена информация о рассмотрении вопроса о расторжении с главой администрации служебного контракта.


http://www.bashprok.ru






Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru