Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №49 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Администраторы бюджетных средств как субъекты финансового права

Хребтова Т.П.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Правовое регулирование договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Составление проекта местного бюджета

Правовой статус саморегулируемых организаций

Правовой статус государственных корпораций в РФ


С целью усиления финансового контроля формирования доходов федерального бюджета в законодательство вводится новое понятие - администраторы поступлений доходов в бюджет. Правовым основанием деятельности по администрированию доходов федерального бюджета можно считать постановление Правительства РФ от 22 мая 004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», которым была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Концепцией введено принципиально новое понятие - администраторы доходных средств, которые, как правило, должны были также отнесены к субъектам финансового права, возлагаемые на главных Распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Смысл реформы, заложенный в Концепцию, состоял в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса.

Понятие «администратор поступлений доходов в бюджет» в нормативных правовых актах и юридической литературе используется недавно. Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2004 г. № 115ц главные распорядители средств федерального бюджета были поименованы администраторами доходов федерального бюджета Российской Федерации. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ закреплено понятие «администратор поступлений доходов в бюджет» и понятие - «главный администратор поступлений доходов».

Главный администратор поступлений доходов в бюджет - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администратор поступлений доходов в бюджет - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также пеней и штрафов по ним.

Финансово-правовой статус главного администратора поступлений доходов, их бюджетная компетенция закреплена в статье 160.1 Бюджетного кодекса РФ. Главный администратор доходов бюджета как субъект финансового права осуществляет следующие полномочия в области бюджета: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представляет сведения для составления и ведения кассового плана (кассовый план составляется органами Федерального казначейства); формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Следует подчеркнуть, что бюджетные полномочия главных администраторов, являющихся федеральными органами государственной власти и/или находящихся в их ведении бюджетных учреждений, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, полномочия администраторов поступлений доходов в бюджет осуществляются в соответствии с доведенными до них главными администраторами поступлений доходов в бюджет правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора поступлений доходов в бюджет.

Администратор доходов бюджета осуществляет следующие полномочия: начисление, учет и контроль правильности исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и в порядке, установленных главным администратором поступлений доходов в бюджет, формирует и представляет главному администратору поступлений доходов в бюджет сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора поступлений доходов в бюджет; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные полномочия.

Главный администратор, в соответствии с законодательством, может иметь в своем ведении администраторов доходов бюджета и сам являться администратором доходов бюджета.

Вопрос содержания понятия «администраторы доходов бюджетов» в финансово-правовой литературе изучен недостаточно. Автор предлагает рассматривать понятие «администраторы доходов бюджетов», как систему субъектов финансового права, наделенных полномочиями по управлению доходами каждого бюджета. Причем необходимо учесть, что полномочиями администраторов доходов наделяются, как правило, главные распорядители бюджетных средств, распорядители и получатели бюджетных средств.

Возникает вопрос: остаются ли главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, самостоятельными субъектами финансового права, не объединяясь с главным администратором доходов и администратором доходов, которые также должны рассматриваться в качестве самостоятельных субъектов финансового права. Или в связи с введением данных понятий следует говорить о едином виде субъекта финансового права, наделенного соответствующими бюджетными полномочиями, различающимися только своими полномочиями в зависимости от их участия в стадиях бюджетного процесса. Нам представляется, что главного администратора, главного распорядителя бюджетных средств, следует рассматривать в качестве самостоятельных участников бюджетного процесса (ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). Но, исследуя понятие «органы внутренних дел как субъекты финансового права», их компетенцию в области создания доходов бюджета, есть все основания рассматривать главного администратора, главного распорядителя бюджетных средств, в качестве единого субъекта финансового права.

Бюджетные полномочия главного администратора и администратора закреплены и приказом Министерства финансов РФ от 24 августа 2007 г. № 74н «Об утверждении Указаний в порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Статья 18 Бюджетного кодекса РФ «Бюджетная классификация Российской Федерации», дополненная пунктом 2, которым закреплено, что определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации отнесено к полномочиям Министерства финансов РФ.

Статья 19 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) уточняет структуру бюджетной классификации Российской Федерации, она включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса РФ, утверждена новая структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, которая состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

К доходам, которые не закреплены за конкретными главными администраторами, применяется формулировка - иные доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов, в пределах их компетенции.

В рассматриваемом нормативном правовом акте определены функции администраторов поступлений, в т.ч. определен порядок их исполнения при взаимодействии с плательщиками налогов, сборов и иных платежей, включающий требование по доведению до плательщиков реквизитов администраторов поступлений и иных реквизитов, необходимых для заполнения расчетных документов. Для взаимодействия администраторов поступлений доходов с органами Федерального казначейства между ними заключается соглашение об информационном взаимодействии.

Сроки, формы и способы передачи информации определяются Федеральным казначейством. Порядок заключения соглашений администраторами поступлений доходов с органами Федерального казначейства закреплен разделом 3 Типового Положения о Министерстве внутренних дел. Федеральное казначейство состоит с администраторами доходов бюджетов в финансово-правовых отношениях, в том числе, осуществляя финансовый контроль.

В деятельности по администрированию поступления доходов в бюджеты особое значение приобретает обеспечение подчинения субъектов правилам, содержащихся в нормах права. Реализация обеспечения исполнения нормативных предписаний должна включать в себя в первую очередь комплекс организационных мероприятий, имеющих целью содействовать участникам бюджетных отношений реализации их прав и обязанностей, а также проходить под контролем соответствующих органов. Правоприменительная деятельность по реализации бюджетных полномочий администраторов поступления доходов в бюджеты, преследует не только фискальные цели, но и защиту имущественных прав физических и юридических лиц.

Представляется, администратор поступлений доходов в бюджеты посредством предоставленных ему законом бюджетных правомочий создает условия, организует процесс поступления доходов, принимает меры для исполнения бюджетных обязательств, в том числе и в принудительном порядке.

Аналитический учет плательщиков налогов и других обязательных платежей ведется в учетных регистрах ответственных должностных лиц как субъектов финансового права и в их бухгалтериях. Учет неплательщиков и сумм недоимки по платежам в бюджет ведется нарастающим итогом из квартала в квартал, начиная с 2006 года.

В законодательстве еще не решена полностью проблема администрирования штрафов, наложенных судами. Если протокол об административном правонарушении направляется органом внутренних дел, как администратором поступления доходов, в суд (мировому судье) по месту постоянного проживания гражданина в другой район или даже в другой субъект Российской Федерации, то тогда возникает несоответствие реквизитов администратора-получателя бюджетных средств (в том числе, в части его вышестоящего администратора-распорядителя бюджетных средств и кода СЖАТО) и места дислокации суда, вынесшего постановление о наложении штрафа в конкретной сумме.

По мнению автора, для координации взаимодействия между органами внутренних дел, судами, судебными приставами при выполнении бюджетных полномочий целесообразно подписать межведомственное соглашение об организации документооборота с указанием конкретных требований к оформлению документов и сроков их рассмотрения.

Учет начисленных сумм доходов бюджетов осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 10 февраля 2006 № 25н «Об ут­верждении Инструкции по бюджетному учету» на основании сведений, представляемых на бумажном и электронном носителях.

Учитывая, что финансово-правовые нормы тесно связаны с нормами бухгалтерского учета теперь начислению и учету подлежит каждая операция по администрируемым доходам, а также операции по возврату (зачету) излишне Уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Исходя из вышеизложенного, под администрированием доходов бюджетов автор предлагает понимать целенаправленную деятельность уполномоченных на то органов, представляющую собой совокупность процедур, осуществляемых с целью создания условий для исполнения обязанности по уплате законом установленных налогов и сборов, неналоговых платежей, штрафов, в том числе, и в принудительном порядке. Администрирование доходов бюджетов отражает собой ту сторону бюджетного процесса, которая непосредственно связана с активной ролью субъекта финансового права, наделенного властными полномочиями по отношению к субъекту обязанному.

Администрирование поступлений доходов в бюджет автор предлагает рассматривать, как урегулированную нормами финансового права деятельность уполномоченных органов в сфере управления финансами по аккумулированию и обращению в собственность государства и муниципальных образований обязательных платежей в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Автором определены границы правоотношения по администрированию поступлений доходов в соответствующие бюджеты, которые выражаются следующими параметрами: они возникают исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; строятся на правовой основе с помощью метода властных предписаний: обязывания, юридического неравенства, императивности их действий. Реализация обязанностей и прав субъектов данных правоотношений осуществляется с помощью специальных средств (процессуальных форм) лично, либо через представителя.

Таким образом, компетенция главных администраторов, администраторов доходов бюджетов реализуется в бюджетном процессе (бюджетная юрисдикция) в стадии его исполнения при формировании доходов государственного бюджета.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru