Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №49 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Конституция Филиппа Орлика как памятник права

Семьянов Е.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Совет Федерации, как субъект формирования государственно-правовой стратегии

РОССИЯ - СОВЕТ ЕВРОПЫ


Под конституцией в науке государственного права обычно понимают основной закон государства либо систему законов, закрепляющих, в соответствии с интересами господствующего класса, принципы общественного строя страны и ее государственного устройства, систему органов государства, основные начала их организации и деятельности, систему основных прав и обязанностей граждан и ее гарантии.

Два важнейших признака конституции, присущих конституции любого государства:

1) классовый характер, говорящий о социальной сущности конституции, которая более полно (чем другие законы) отражает волю и интересы господствующего класса;

2) конституция представляет собой основной закон государства, являющийся базой для текущей законодательной деятельности и обладающий верховенством над всеми другими законами государства.

Классовый характер конституции раскрывается в том, что всякая конституция фиксирует реальное современное (актуальное) соотношение классовых сил в обществе, фиксирует победу определенных, всегда экономически господствующих политических сил.

Как основной закон конституция раскрывается, прежде всего, в следующих признаках:

1) она закрепляет важнейшие государственно-правовые институты, принципы их создания и деятельности;

2) ее нормы обладают высшей юридической силой (и потому конституция является базой для текущего законодательства);

3) она принимается и изменяется в особом порядке.

Традиционно в науке государственного права принято делить все конституции по форме, способу (процедуре) принятия и по закрепленным формам политического и государственного устройства.

В связи с тем, что объектом настоящего небольшого научного эссе является памятник 1710 года, что равносильно фактически XVII веку, в целях данного исследования достаточно лишь первого основания деления, в результате которого образуется бинарная оппозиция: писаная/неписаная. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, устанавливающий важнейшие институты общественного и государственного строя страны, изложенные по определенной системе. Неписаная конституция — это совокупность нескольких законов и конституционных обычаев, в которых закреплены основы общественного и государственного строя страны.

Метод структурного анализа предполагает выявление общих свойств определенного множества исследуемых предметов с последующим формированием некоей единой, почти субъект-объектно безразличной структуры как модели, универсальной модели для всего множества абсолютно конкретных реальных предметов и/или идей. После формирования этой идеальной модели описание каждого конкретного реального предмета и/или идеи происходит на основании сравнительного анализа последнего с идеальной моделью с последующим описанием предмета и/или идеи в терминах отклонений.

Для целей данного исследования предлагаю в качестве идеальной модели принять вышеописанную модель, предложенную некогда А.И. Лепёшкиным (Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. В 2-х т. М., 1961) и описать на основе сравнения с нею конституцию Филиппа Орлика. Процесс сравнения будет несколько затруднен существенным различием в уровне юридической техники, доступной Ф. Орлику в начале XVIII столетия и А.И. Лепешкину, а также автору данной статьи спустя 250 и 300 лет соответственно.

В I и II разделах конституции Орлика утверждается религиозный (православный) характер государства Малая Россия. О государственном суверенитете (территориальном) отчасти гласит и V раздел. VI раздел посвящен порядку и принципам формирования верховных органов власти. Установлен общий принцип формирования - выборность. Заключается конституция текстом присяги гетмана Орлика.

Остальные разделы посвящены частным вопросам, например, организации управления в войсках: отражают отдельные темпорально актуальные события и пожелания в свете определенных исторических событий. Именно эти разделы, не соответствующие абстрактной модели конституции, эти маргинальные установления и есть отклонения от универсальной структуры (модели).

Традиционно принято считать, что первой писаной конституцией была конституция США, принятая в 1787 году в Филадельфии Национальным Конвентом. Американская конституция имела разделы, посвященные защите прав граждан, принципу разделения властей и вопросам организации судебной власти. Конституция Ф. Орлика, наоборот,  ничего из вышеперечисленного не содержит. Будучи писаной, она несет на себе признаки неконкретности формулирования содержания, что является основным признаком неписаных конституций.

Эклектика наблюдается и в составе норм, из которых буквально соткана конституция Ф. Орлика. Ряд норм маргинальных разделов имеет явно узко темпоральный характер, то есть эти нормы явно рассчитаны на применение в течение очень непродолжительного времени, что, безусловно, лишает в этой части конституцию Ф. Орлика универсальности и верховенства в системе права.

Созданная в период борьбы за суверенные права, конституция в целом носит временный характер. Конституция Ф. Орлика является конституцией народа, борющегося за свой суверенитет и независимость, то есть конституцией нестабильного общества, и по достижении определенного уровня стабильности будет требовать своего обновления под страхом несоответствия юридической конституции фактической.

Ограничение действия конституции Ф. Орлика особенно явно подчеркивается в наименовании последнего ее раздела - «присяга гетмана Орлика», - что означает прямую зависимость срока ее действия от срока жизни и/или правления (политической жизни) самого гетмана Ф. Орлика.

A priori темпоральный характер конституции Ф. Орлика не дает оснований для признания за ней статуса «основного закона государства», вершины системы права государства. И вместе с тем конституция Орлика - это конституция.

Определяя цели развития государства Малой России в нормах-целях; устанавливая (пусть даже в самых общих чертах) основные принципы формирования общественного и государственного строя в нормах-принципах; определяя религиозный характер государства; устанавливая общие принципы формирования высших органов государственной власти, она являла собой конституирующую основу социально-политической жизни общества.

Является ли заведомо данная темпоральность (заданная темпоральность) внутренним источником энтропии конституции как нормативно-правового акта?

В какой-то степени, безусловно. Ведь в данном случае, при вышеуказанных условиях, темпоральность конституции автоматически переносится и на всю систему позитивного права. Возникает вопрос - должна ли конституция быть элементом системы позитивного права, или она должна отражать иные, например, естественно-правовые принципы? В этом смысле темпоральность снимается, так как независимо от текста принципы вечны по сравнению с любой конституцией; юридическая форма лишь пытается соответствовать правовому содержанию.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru