Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №48 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Законодательство РФ и зарубежных стран о преступлениях против мира в условиях исключительных правовых режимов

Леншин С.И.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Планета конфликтов - вооруженные конфликты в мире

Внутренние вооруженные конфликты в современном мире: политико-правовой анализ

Когда применяется право вооруженных конфликтов?

Нормы международного права о положении потерпевшего в уголовном процессе


Последние события в мире характеризуются не только разрушениями, связанными с природными катастрофами, такими как в Японии, Корее и независящими от человека. Однако, кроме природных стихий, в мире происходят негативные процессы, которые инициируются человеком: войны, вооруженные конфликты, террористические акты, целью которых является борьба за власть за передел собственности, природные богатства. Целям урегулирования отношений между государствами, населением, в условиях исключительных правовых режимов служит международное право, а в случае совершения международных преступлений - международное уголовное право.

И сегодня еще не завершена кодификация международного уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых является мир и безопасность человечества, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешение межгосударственных конфликтов, безопасность населения.


преступления против мира
Франциско Гойя. Расстрел на 3 мая

Вопросы квалификации преступлений против мира рассматривались международным сообществом с XVIII вв., и в 1907 г, 1929 г. С образованием в 1945 г. ООН всегда, в период возникновения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, проводятся заседания Совета Безопасности ООН, с вынесением резолюций: Югославия (1994г.), Афганистан (2001г.), Ирак (2004 г.), Египет (2011 г.), Ливия (2011 г.). Важен и сам факт определения агрессии ООН в 1974 г. на заседании Генеральной ассамблее ООН № 3314, материалы которой широко известны.

Однако интересен тот факт, что до этого еще в 1954 г. международное сообщество предприняло попытки полной квалификации преступлений против мира. Этим вопросам была посвящена малоизвестная 6-ая сессия Комиссии международного права ООН, которая приняла проект «Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества», при этом Статья 2 Кодекса к пре­ступлениям против мира и безопасности человечества отнесла:

  1. любой акт агрессии, включая применение властями какого-либо государства вооруженной силы против другого государства;
  2. любая угроза властей какого-либо государства прибегнуть к акту агрессии против другого государства;
  3. подготовка властями какого-либо государства применения вооруженной силы против другого государства, с какой бы то ни было целью;
  4. организация властями какого-либо государства или поощрение ими организации вооруженных шаек в пределах его территории или какой-либо другой территории для вторжения на территорию другого государства;
  5. ведение или поощрение властями какого-либо государства деятельности, рассчитанной на возбуждение междоусобий в другом государстве;
  6. ведение или поощрение властями какого-либо государства террористической деятельности в другом государстве;
  7. действия  властей  какого-либо  государства,   нарушающие  обязательства, основанные на каком-либо международном договоре, целью которого является обеспечение международного мира и безопасности;
  8. аннексия властями какого-либо государства территории, принадлежащей другому государству;
  9. вмешательство властей какого-либо государства во внутренние или внешние дела другого государства посредством насильственных мер экономического или политического;
  10. действия властей какого-либо государства или частных лиц, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую;
  11. действия, нарушающие законы или обычаи войны.

Согласно ст.З Кодекса, то обстоятельство, что какое-либо лицо действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности за совершение какого-либо из преступлений, определяемых в Кодексе.

Особо подчеркивается требование ст.4. о том, что если какое-либо лицо, обвиняемое в совершении какого-либо преступления действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, это не освобождает данное лицо от ответственности по международному праву, если в условиях того времени оно могло не выполнять этого приказа.

Именно эти идеи повлияли на принятие ООН в 1974 г. на заседании Генеральной ассамблее ООН № 3314 современного определения агрессии: «Агрессия - применение вооруженных сил государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности, или политической независимости другого государства...».

Решая вопросы о кодификации международного уголовного права по вопросам уголовной ответственности за преступления против мира, необходимо разграничить понятия: «международные преступления» и «преступления международного характера». По мнению автора: международные преступления - деяния, предусмотренные нормами международного права, их принципами, имеющие широкий территориальный масштаб, повлекших тяжкие последствия для населения большинства государств мира, их уничтожения, либо создание такой реальной угрозы для судеб человечества. Субъектами данных преступлений являются главы государств и правительств, их совместные, союзнические, совещательные, контрольные органы. Уголовное преследование данных лиц осуществляется международными и внутригосударственными правоохранительными органами. Преступления международного характера - это общеуголовные преступления, действие которого в пространстве ограничено территорией нескольких трансграничных государств, объектом посягательств которого выступает внутренняя безопасность (экономическая, политическая, национальная и.т.д.) и правопорядок в государствах, нарушение которых ведет к дестабилизации обстановки в стране и в межгосударственных отношениях.

На внутригосударственном уровне Уголовный кодекс Российской Федерации определяет преступления против мира, в ст. 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны».

В рамках одной нормы УК РФ объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой войны. Поэтому, различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет), связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий.

При этом непосредственным объектом деяний является состояние мира между государствами и безопасность человечества. Применение вооруженной силы для подавления внутригосударственного мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить вооружено-политический контроль над определенной территорией, даже если это связано с самопровозглашением независимости, не влечет для государства, применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Данная оценка применима только к квалификации вооруженной борьбы двух или нескольких государств.

Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил, выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной организации в целях миротворческих действий.

УК Азербайджана в ст. 57 «Пожизненное лишение свободы», отмечает, что пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, преступлений против личности и государственной власти.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК РФ определяется, например, как: планирование агрессивной войны, сам факт которого является оконченным преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей, расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения агрессии, создания повода для нее и т. д.

Уголовный кодекс Болгарии, в Разделе 1 «Преступления против мира» в ст. 409 отмечает: «Кто планирует, подготовляет или ведет агрессивную войну, наказывается лишением свободы от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным заключением без замены».

В УК Азербайджана в разделе VII, гл.16 «Преступления против мира и безопасности человечества», ст. 100  отмечается: «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет».

Подготовка агрессивной войны - реальные фактические действия по подготовке войск, инфраструктуры приграничной территории, накоплению вооружения на стратегически важных операционных направлениях. Она включает в широком смысле и планирование войны, но основным является приведение вооруженных сил в повышенные степени боевой готовности, мобилизация воинских частей, проведение интенсивной разведки в сопредельных государствах.

Уголовный кодекс Швеции, принятый в 1962 г. и введенный с 1 января 1965 г., в Главе 22 «Об измене», в ст.6. п.1. определяет: «Лицо, виновное в серьезном нарушении договора или соглашения с иностранной властью или нарушении общепризнаваемого принципа, касающегося международного гуманитарного Закона относительно вооруженных столкновений, должны быть приговорены за преступление против международного Закона к заключению до четырех лет».

Развязывание агрессивной войны (ч. 1 ст. 353 УК РФ) - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества.

Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны (ч. 2 ст. 353 УК РФ). К ним относят: бомбардировка территории или масштабное применение иного оружия, военное вторжение, оккупация всей или части страны, подвергнувшейся нападению.

Законодательство Российской Федерации агрессивной войной считает и боевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения.

Уголовный кодекс Республики Польша в главе XVI «Преступления против мира, человечности и военные преступления», в ст. 117, §1 отмечает, что: «Кто развязывает или ведет агрессивную войну, подлежит наказанию лишением свободы на срок не менее 12 лет, наказанию лишением свободы на срок в 25 лет либо наказанию пожизненным лишением свободы. В §2: «Кто совершает приготовление к преступлению, предусмотренному в §1, подлежит наказанию лишением свободы на срок не менее 3 лет». В §3: «Кто публично призывает к развязыванию агрессивной войны, подлежит наказанию лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет».

В Уголовном кодексе Испании в главе XXIV «Преступления против международного сообщества», в ст. 605, определено, что нарушения норм международного права, касающиеся неприкосновенности представителя иностранного государства, который оказался в Испании, защищенного Договором, что может спровоцировать вооруженный конфликт, будет наказано лишением свободы от двадцати до двадцати пяти лет».

УК Азербайджана в ст. 100.2. «Ведение агрессивной войны карается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет либо пожизненным лишением свободы».

Субъективная сторона составов ст. 353 УК РФ предполагает для подготовки, развязывания и ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и косвенный умысел - в виде безразличия к возможным результатам действий виновного.

В УК Республики Армения не проводится различия в умысле по планированию или подготовке к войне, хотя законодатель подразумевает прямой умысел, что изложено в разделе 13, гл 33 «Преступления против мира и безопасности человечества», изложена ст. 384. «Агрессивная война»: «1. Планирование или подготовка агрессивной войны - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. 2. Развязывание или ведение агрессивной войны - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет».

Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте ст. 353 УК РФ, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления соответствующих решений.

Согласно УК Франции, Отдел III ст. 412-7 «О захвате командования, наборе Вооруженных Сил и провокации незаконного самовооружения», в случае захвата командования в Вооруженных Силах наказываются тридцатью годами уголовного заточения и штрафом в размере 3 000 000 франков за: п. 1. Совершенное без законных оснований или разрешения принятие на себя любого военного командования или его удержание вопреки приказанию законных властей; п. 2. Набор вооруженных сил без приказания или разрешения законных властей».

Законодательство Российской Федерации в круг исполнителей или соучастников вводит и разработчиков агрессивных планов - командующих объединенными оперативно-стратегическими направлениями Вооруженных Сил РФ, ведущих агрессивную войну. Ссылка на исполнение приказов их не оправдывает, так как с позиции современного международного уголовного и международного гуманитарного права эти приказы незаконны. Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, если бы участвовали в агрессивных войнах, то отвечали бы за свои конкретные военные преступления и преступления против человечества. Вместе с тем, как показала история России, российские воины всегда отличались гуманностью, и первыми никогда не начинали вооруженный конфликт или войну.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru