Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №48 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Легитимность власти в России
(продолжение в статье "Империя и собственность" - перейти)

Марченко С.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Ограничения прав чиновников и депутатов как способ борьбы с коррупцией

Всероссийский Союз городов и русская революция

Государственная и муниципальная власть: прошлое и современность

Местное самоуправление в России. Законодательство, действительность и пути развития

Сколько стоит жизнь человека?

Россия - страна самоубийц, высокой смертности и эмигрантов


В последнее время, особенно в связи с прошедшими в декабре 2011 г. выборами в Государственную Думу РФ и выборами Президента РФ в марте 2012 г., в обществе стало происходить очень много «разговоров» о ЛЕГИТИМНОСТИ данных выборов.  Конечно, это касается только той части общества, которая физически в состоянии «говорить» и делать какие-либо выводы.

К сожалению, это только небольшая часть общества, потому, что демографическая картина населения России не выглядит «образцово» для страны, претендующей на ориентиры, заявленные  в различных государственных программах развития на будущее. Например, Стратегия развития 2020. Значительная часть общества, представляющая собой самодеятельное население, в практической жизни замечает явное несоответствие разных заявлений и действий государственных политических деятелей реальности. Эти несоответствия были и раньше, но постепенно они накапливаются и становятся просто нетерпимыми. Особенно нетерпимыми стали случаи, когда власть в лице чиновников и служащих разных министерств и ведомств, а также их ближайшего окружения, умышленно и неумышленно, или в результате своего бездействия убивает людей, грабит и отнимает имущество, сажает невинных в тюрьму и творит другие безобразия.

Степень доверия к органам государственной власти и органам местного самоуправления среди активной части населения очень низкая. Перспективы дальнейшей жизни страны и общества неясны. Можно предполагать, что цены на газ и другие энергоносители (нефть, уголь) до 2016–2017 гг. будут конкурентными, но в связи с массовым внедрением новых технологий в мировой добыче газа и нефти (например, добыча сланцевого газа, транспортировка сжиженного газа), а также с их использованием, экономическая ситуация в РФ резко ухудшится, что сразу отразится на жизни российского общества. Развить в России новые отрасли производства, которые могли бы конкурировать на мировом рынке, и обеспечить от них доход для достойного существования государства в целом, за 4–5 лет физически невозможно. Также невозможно за это время провести военное строительство «для войны Будущего». Отдельные, единичные предприятия, конечно, будут построены и будут функционировать, но в целом это не изменит ситуации.

Пока мировое экономическое «закулисье» устраивает положение дел в РФ. Страна продолжает гарантированно поставлять на мировой рынок энергоносители и выступает «пылесосом», который втягивает в себя мировую «неликвидность» (конечно, Россия в благородном деле спасения мирового рынка в процессе его модернизации не одна, у нее есть «союзники» со схожей системой экономики и управления государством). Россия, являющаяся самым крупным в мире поставщиком энергоносителей, не в состоянии СОЗДАТЬ МЕЖДУНАРОДНУЮ БИРЖУ,  ГДЕ НЕФТЬ НА ЭКСПОРТ БУДЕТ ТОРГОВАТЬСЯ ЗА РОССИЙСКИЕ РУБЛИ.  Сами же высшие деятели государства, вместо того, чтобы попытаться быть принятыми в мировые неформальные центры по координации развития глобальной системы жизни, больше склоняются к поддержке пожизненных диктаторов.   Большое количество людей – граждан РФ, ощущают эту неопределенность в будущем, а также свою физическую и экономическую незащищенность сейчас. При общем тренде экономического роста и повышения уровня жизни в России, растет открытое недовольство «человеческими издержками» этого роста и категорической неуверенности населения в завтрашнем дне. 

Вызывает сомнения практический курс правительства РФ, который уже довольно долго, с точки зрения продолжительности жизни человека, не меняется.  Будущее Российской Федерации, как государства, очень туманно и неопределенно, а значит, также неопределенна и жизнь каждого гражданина страны.  Как всегда, в такие исторические моменты встает вопрос о ЛЕГИТИМНОСТИ власти. 

Иногда кажется, что простой сменой политиков можно решить все проблемы. Кое-какие проблемы, связанные с человеческим фактором,  наверное,  решить можно. Но все проблемы, в том числе, наиважнейшие, за те короткие 4–5 лет, которые остались до окончания технологической  модернизации экономики Запада, уже решить физически невозможно. При этом не стоит забывать и о «соседях», и о «друзьях и врагах» по мировому сообществу, и о мировых экономических «сообществах посвященных и приобщенных». Все попытаются использовать для своих краткосрочных или долгосрочных целей "ЛЕГИТИМНОСТИ власти в Российской Федерации, которая все еще называется Россией».

Сначала надо разобраться, что можно понимать в русском языке под словом «ЛЕГИТИМНОСТЬ». Это не просто лингвистическая историческая экскурсия, а это еще и доступный пример зависимости понятия, в основе которого один и тот же латинский корень от политического строя и власти в определенный момент времени из жизни российской государственности. 

Во времена Российской Империи (Малый энциклопедический словарь Брокгауза–Эфрона 1908 г., том 2, выпуск третий, издание 2-ое, С.-Петербург) отдельного понятия ЛЕГИТИМНОСТЬ не было, но имелись следующие понятия:

  • ЛЕГИТИМАЦИЯ (лат.) - утверждение полномочий, правоспособности; легитимационное свидетельство - документ, утверждающий данное право;

  • ЛЕГИТИМИЗМ -  политическая теория в Западной Европе, преимущественно во Франции, признающая историческое право династий за главный базис государственного устройства.

В СССР (словарь русского языка С.И. Ожегова, издание 1960 года, Москва) слово «ЛЕГИТИМНОСТЬ» или другие похожие слова отсутствовали. А в «Словаре иностранных слов» И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова (Москва, 1955 г.), несмотря на отсутствие слова «ЛЕГИТИМНОСТЬ», присутствовали следующие понятия:

  • ЛЕГИТИМАЦИЯ (лат. legitimus - законный, узаконенный) - 1) признание или подтверждение законности какого-либо права или полномочия; 2) документы, удостоверяющие это право или полномочия; 3) по буржуазному праву - узаконение, т.е. присвоение в установленном порядке прав законных детей внебрачным детям.

  • ЛЕГИТИМИСТЫ - монархисты, реакционеры - сторонники так называемой легитимной (буквально «законной») династии монархов, свергнутой революцией; во Франции монархическая партия легитимистов, сторонников свергнутой династии Бурбонов, возникла после июльской революции 1830 г.

В Большой Советской Энциклопедии (Москва, 1973 г., третье издание, том 14) слово «ЛЕГИТИМНОСТЬ» также не встречается. Присутствуют:

  • ЛЕГИТИМАЦИЯ (лат) - 1) в буржуазных государствах, где не существует паспортной системы, форма удостоверения личности гражданина. Заключается в том, что по требованию компетентных властей гражданин обязан предъявить документы, удостоверяющие его личность. 2) в буржуазном гражданском праве доказательство прав гражданина на получение платежа, совершения каких-либо действий и тому подобное (например, лицензия на использование патента);

  • ЛЕГИТИМИЗМ (франц. legitimisme) - политический принцип, выдвинутый французским дипломатом Ш. Талейраном на Венском конгрессе 1814–1815 гг. в целях обоснования и защиты территориальных интересов Франции, состоявших в сохранении границ, существовавших на 1 января 1792, и недопущения территориального расширения Пруссии. Принцип ЛЕГИТИМИЗМА предполагал, что ни одной короной, ни одной территорией нельзя распоряжаться до тех пор, пока ее законный обладатель формально от нее не отказался; владения, отнятые у законного государя, должны быть ему возвращены. По заявлению Талейрана, основной потребностью Европы было изгнание навсегда мысли о возможности приобретения прав одним завоеванием и восстановление  священного принципа легитимности, из которого проистекают порядок и устойчивость. Принцип ЛЕГИТИМИЗМА не был принят Венским конгрессом, ибо он противоречил аннексионистским планам царской России и Пруссии.  Термин ЛЕГИТИМИЗМ применяется также в другом значении: приверженность «законной» (легитимной!!!!!!!!) династии Бурбонов во Франции. Возник и утвердился после Июльской революции 1830 г., в результате которой на французский престол вступил Луи Филипп Орлеанский. В более широком смысле легитимистом называют всякого сторонника свергнутых монархий.

В современной России ЛЕГИТИМНОСТЬ имеет свое толкование. Например, в Википедии (http://www.wikipedia.org):

  • ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступил. Кроме того, легитимность - политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

В Словаре бизнеса на Ведомостях.РУ  (http://www.vedomosti.ru/glossary/lower/):

  • ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в т.ч. и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Вопрос о легитимности обычно встает при смене правительства (политического режима) в результате революции или переворота.

В Энциклопедическом словаре экономики и права:

  • ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. legitimus — законный, правомерный) - юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения. Легитимность социального порядка, связываемую с его фактической значимостью для людей и проявляющуюся в их поведении, отличают от нормативной легитимности (легальности, законности), которая характеризуется формальным соответствием социального порядка законам государства. В РФ категория легитимности была использована в 1993 г. для обоснования не предусмотренного Конституцией РФ досрочного прекращения Президентом РФ полномочий высших представительных органов РФ - Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

Энциклопедия юриста:

  • ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus - законный) - обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене. Легитимность как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XV11-XVIII вв., однако в активное употребление входит только в начале XIX в., когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие легитимности приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти и территориальных границ государства всем международным сообществом. Легитимность власти - это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической. Любая власть, если она издает законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время, она может оставаться непризнанной народом. т.е. не быть легитимной (между тем в обществе может действовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например власть теневиков, мафиозных структур). М. Вебер предложил различать три "идеальных типа" легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная легитимность опирается на совокупность обычаев и привычку их придерживаться. Именно в эти рамки укладывается оправдание легитимности монархии. Так, до 1879 г. во Франции для обоснования Л. королевской власти ссылались на традиционный принцип наследования, который рассматривался как исторический прецедент. Харизматическая легитимность определяется преданностью субъектов (подданных) делу или личным качествам лидера. Примером может служить популярность генерала Ш. де Голля во Франции, который первым с момента учреждения в стране в 1970 г. III Республики начал использовать понятие легитимности по отношению к политической власти. Рациональная легитимность подразумевает соответствие действий политического режима тому принципу, с помощью которого он был установлен. Например, если речь идет о демократии, то действия властей должны соответствовать ее требованиям. Практически это может быть выражено в утверждении власти при помощи традиционных демократических институтов (выборов, референдума). Для поддержания легитимности используются самые разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления: учет национальных традиций и обычаев: отделение политических институтов от армии; осуществление экономических и социальных программ: поддержка законности и правопорядка: популяризация личных качеств руководителей государства и правительства и др. Лит.: Арон Р. Этапы социологической мысли. М. 1993: Легитимность//Политические исследования. 1993, № 5;Habermas I. Legitimation Crisis. Beacon Press, 1975; Sti1lman P. The Concept of Legitimacy//Polity, 1975. Vol. 7.

Как видно из представленных выше источников, смысл понятия «ЛЕГИТИМНОСТЬ» в русском языке со временем довольно сильно изменился.  Это, в принципе, нормально. Мир и общество не стоят на месте. Меняются производительные силы и производственные отношения. Но, в общем, понятие ЛЕГИТИМНОСТЬ в своей основе остается все же постоянным. То есть, если государственное устройство в лице власти соответствует заявленному этой же властью общественному порядку, законам и формам собственности, которые в данный исторический момент считаются приемлемыми для большинства граждан государства, то оно может считаться ЛЕГИТИМНЫМ.  И это не зависит от того, каким способом верховная власть в стране досталась конкретному человеку или группе людей.


легитимность власти в россии - смерть цезаря
Легитимность власти в России
Виценто Камучини. Смерть Цезаря

В современном обществе, имеющем корни в Европейской Христианской цивилизации, единственно приемлемым считается демократический выбор гражданами действующих органов власти. Хотя на практике иногда бывает, что и в странах с развитым гражданским обществом на предельно прозрачных и честных выборах побеждают люди или группы лиц, которые не в состоянии эффективно руководить государством. И примеров тому достаточно, даже в самой Европе.

Например, в настоящий момент – Греция. Легитимна ли государственная власть в Греции с точки зрения закона?  Ответ однозначен - по закону власть в Греции полностью легитимна. Так же считают и другие политики и государственные деятели других стран всего цивилизованного мира. А вот легитимна ли власть в Греции с точки зрения народа? Ответ на это дают массовые выступления подавляющего большинства греков. Невзирая на статус и социальное положение, граждане Греции не хотят жить хуже, без определенной перспективы, и расплачиваться за ошибки правительства. Дефолт Греции подведет итог легитимности власти.

С другой стороны, королевство Саудовская Аравия, где нет, и не было никаких выборов. Чуть-чуть трон закачался, и саудовский монарх раздал определенную сумму своим подданным, ввел некоторые послабления, и власть его на данный момент очень легитимна.

Но это два очень разных государства с очень разными гражданскими свободами, и сравнивать легитимность власти в них можно только по формальным признакам.  А самая легитимная власть теоретически находится в КНДР – Корейской Народной Демократической Республике. Там власть передается по наследству, а в то же время, народ, вместе с коммунистической партией КНДР, ее также выбирает. Вот поистине суверенная легитимность.  На самом деле, эта корейская легитимность держится на интересах соседей КНДР – Китая, Японии, США, России, Южной Кореи. Первых троих такая легитимность власти в КНДР очень устраивает - прежде всего, по экономическим причинам. В случае объединения Северной и Южной Кореи на мировом рынке появится новый суперигрок, который по своему потенциалу будет не меньше Японии. Что, разумеется, невыгодно ни Китаю, ни Японии, ни США. Китай также разыгрывает политическую карту с КНДР, а когда необходимо, он ее спускает с поводка и КНДР угрожающе «рычит».  Россия в настоящее время не заинтересована в напряжении обстановки у своих границ на Дальнем Востоке - статус-кво ее устраивает. Только Южная Корея отчетливо понимает, что, хотя объединение с катастрофически отсталой Северной Кореей и несет довольно ощутимое финансовое бремя, зато в будущем  приведет к процветанию всего корейского народа.  А в настоящее время КНДР – это пример отвратной легитимности власти. И эта легитимность власти в КНДР не столько зависит от народа самой КНДР, а от других более могущественных международных центров влияния.

То же самое происходит и в других частях света.  Далеко не каждая власть легитимна по отношению к своему народу, но зато она легитимна среди других более сильных игроков на международном экономическом поле. В условиях современного мирового рынка не существует правительства, которое могло бы быть легитимным сколь-нибудь продолжительное время, если оно не будет выполнять присущих данной стране своих мировых функций. Довольно быстро найдутся силы и средства, чтобы вернуть экономику и ресурсы страны в нужное «мировому сообществу» место.  В данном случае, «мировое сообщество» - это образ собирательный, состоящий из публичных и непубличных центров власти, хотя вторые сами по себе по любому законодательству легитимной властью не являются. Вот из этого состояния дел и надо подходить к обоснованию легитимности власти в каждой конкретной стране.

Легитимность власти для кого? Для всех легитимным быть трудно и, наверное, уже невозможно, но однозначно можно сказать, что легитимность власти имеет две составляющие: внутреннюю – признание народа, и внешнюю – признание основными мировыми центрами власти.  И часто бывает, что власть в стране держится только на одной внутренней или внешней составляющей легитимности. Но при таком развитии событий власть обречена уже полностью стать нелегитимной с весьма нехорошими последствиями уже для самих конкретных представителей власти, а также  групп людей - сторонников нелегитимной власти.  

Также и сами составляющие легитимности власти – внутренняя и внешняя - в свою очередь, неоднозначны. Например, внутренняя легитимность – признание власти народом. Сразу возникает вопрос: признание всем народом, или большей частью, или не большей, но наиболее социально активной частью общества, или признание власти, в случае многонационального государства, только одной этнической группой или последователями только одной определенной религии, и т.д.? То же самое и с внешней легитимностью власти: в мире всегда были непризнанные государства  (например, Пунтлэнд – на территории Сомали, или Нагалэнд - на территории Индии), или непризнанные всеми членами мирового сообщества государства (например, Косово, Абхазия и т.д.).  Как частичную утерю легитимности власти по отношению к конкретной стране или странам можно рассматривать и разрыв дипломатических отношений, различные виды эмбарго, оказывающие негативное влияние на экономику страны и т.д.


легитимность власти в россии - утро стрелецкой казни
Легитимность власти в России
В. Суриков. Утро стрелецкой казни

Вопрос легитимности власти - очень непростой и деликатный. Легитимна власть или нет -  определить это только с точки зрения формального закона, существующего в данный момент, нельзя. Можно только констатировать, что данная власть соответствует данному закону страны, а вот легитимна она или нет на практике – зависит уже от очень многих событийных факторов и обстоятельств. Если присутствует постоянный обман и почти полная утрата доверия к государственным институтам у общества,  государственный террор против собственного населения или, наоборот, революция – ясно, что власть в стране на практике нелегитимна. Если государство живет и развивается, власть не безобразничает, не убивает и грабит людей, общепринятые права человека соблюдаются, заметно растет качество жизни граждан страны, а сама страна на мировой арене занимает достойное место – то власть, однозначно, легитимна. В этом случае у подавляющего большинства населения и его наиболее активной части нет мотивов подвергать сомнению легитимность власти.  

Давайте теперь рассмотрим историю легитимности российской власти, начиная с начала царствования  династии Романовых.


легитимность власти в россии - родословная династии романовых
Легитимность власти в России. Родословная царской династии Романовых
(для увеличения кликните по изображению)

Восшествие на Российский престол царя Михаила Федоровича Романова 21 февраля 1613 г. в результате избрания его на царство Земским Собором было торжеством легитимности власти того времени. Народ и Российское государство, взамен утраченного в исторических событиях царствовавшего рода Рюриковичей, признал в своем подавляющем большинстве новое олицетворение государственной власти царя Михаила Романова. На Руси закончилось «смутное время».       

ВНЕШНЮЮ ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ В РОССИИ, начиная с Михаила Федоровича Романова и до последнего русского Императора Николая II, обеспечивала военная сила. Но, начиная с середины 19 столетия, подтверждать внешнюю легитимность военной силой становилось все труднее и труднее.

После Михаила Федоровича, в соответствии со всеми юридическими нормами того времени, власть унаследовал Алексей Михайлович (Тишайший) (1645–1676 гг.). При этом государе российское государство довольно успешно развивалось. Благодаря успешной дипломатии была присоединена Малороссия. Вообще Тишайший избегал больших войн и резких поворотов, но государственная бюрократическая машина усиливалась.  В 1649 г. Соборным уложением была отменена возможность перехода крестьян один раз в год к другому землевладельцу (Юрьев день). Это было серьезное ущемление прав человека – крестьянина, что вызвало серьезное недовольство в народе, подавляющее большинство которого были крестьяне. Легитимность царской власти прошла испытание на прочность. Особенно тяжелый момент для всей власти, вызвало восстание казаков под предводительством Степана Разина 1670–1671 гг. Восстание, по существу, было спонтанным бунтом вольных казаков и не затронуло массы лояльного государю, но в то же время, страдающего от его власти крепостного крестьянства. Бунт был подавлен. Но уже не в первый, и не в последний раз тревожно заскрипел царский трон. Легитимность власти устояла.


легитимность власти в россии - восстание степана разина
Легитимность власти в России
С. Кириллов. Степан Разин

На Алексее Федоровиче заканчивается эпоха полной, можно сказать, подлинно суверенной независимости от кого-либо или от чего-либо Государства Российского. Начинается эпоха Российской Империи и активного вмешательства России в международную политику и проблемы, что и сделало ее, в конце концов, полностью зависимой от этих проблем. Начало всему положил Петр 1.

Восшествие на престол Петра Алексеевича – Петра 1, царя-реформатора (1682 – 1721 гг.), с точки зрения легитимности престолонаследия было не совсем однозначным. Легитимным был  старший брат Иоанн Алексеевич (который, как пишется в старых документах, был болен). Пролилась кровь, но это было только начало. Кровь и террор сопровождали все царствование Петра 1. Много поистине великого было сделано при Петре 1. Руководствуясь, в основном, личной мотивацией Петр 1 стал реформировать Россию по западноевропейским стандартам. В качестве проводников и исполнителей своих идей он привлек к себе на службу очень большое число разных авантюристов и проходимцев из стран Западной Европы. Да и некоторые близкие друзья Петра Алексеевича тоже особенным благородством не отличались. Петр 1 для достижения своих целей использовал любые средства и делал то, что до него ни один русский царь не решился бы сделать. Зато был построен Петербург и завоеван выход в Балтийское море (что исторически хотели сделать до этого все правители России). Был построен морской флот и открыты государственные учреждения по европейскому образцу.  Также значительно увеличилось промышленное производство. После разгрома шведов и на море, и на суше Россия стала мировой империей, а Петр 1 – первым Российским Императором.  Петр 1 с войной влез в европейскую политику, и с той поры Россия навсегда стала угрозой для Европы, да и для других соседей.

С того момента и по настоящее время Россия  является заложницей свой политики и очень сложно сейчас изменить ее мировой имидж. Конечно, Россия и до Петра 1 воевала немало. Но те войны носили или оборонительный характер, или имели место чисто исторические династические претензии. Абсолютно легитимно была присоединена малонаселенная территория Сибири и Дальнего Востока. Войны Петра 1 на территории Европы были очень слабо аргументированы и оспаривали легитимное право других правителей. И, как это бывает в истории, за деяния своих правителей расплачивается потом вся страна вместе со всем народом. При правлении Петра 1 русское население сократилось на одну четверть.  При этом казнокрадство, мздоимство и другие злоупотребления чиновников достигли немыслимых  масштабов с точки зрения православных русских. Легитимность власти держалась на грубой силе и терроре. Как пример, Император Петр 1 казнил своего сына царевича Алексея, который не принимал методов правления отца. Кончина Петра 1 тоже довольно неясная история – боялись все, но и продолжаться так дальше не могло. В истории России правление Петра 1 официальными историками принято считать положительным. Для многих последующих правителей это было как бы оправданием того, что цель (не всегда ясно обозначенная) оправдывает средства ее достижения. Вот только со смертью Петра 1 не совсем ясно. Но очевидно, что к таким методам правления ни один Русский Император или Императрица больше не прибегали. Надо отметить, что после Петра 1, правящие элиты очень часто прибегали к цареубийству, чтобы прекратить нелегитимное, по их мнению, правление. Но от политического наследия Петра 1 Россия никогда уже не могла избавиться. 

После смерти Петра 1 недолго правила его жена Екатерина 1 - до 1727 г; а потом - с 1727 по 1730 гг.- малолетний Петр 2, внук Петра 1. С точки зрения династии - все легитимно. На самом деле страной управлял Верховный тайный совет, состоявший из бывших сподвижников Петра 1. Ввиду вынужденной конкуренции за власть среди членов Тайного Совета государство только выиграло. Прекратились бесконечные войны, а также репрессии внутри страны. Власть по закону была легитимна и по отношению к населению тоже, насколько это было возможно в то время в России.

После Петра 2 на русский престол была приглашена Анна Иоанновна – дочка брата Петра 1, а также царя-соправителя Иоанна 5.  Это приглашение было полностью легитимно. Но Анна Иоанновна была по своей натуре скорее больше женщиной, чем Императрицей, и дела государственные доверила своим фаворитам. Фавориты разогнали Тайный совет и правили сами. Особых претензий у народа российского к Анне Иоанновне не было, но вот у бывших членов Верховного Тайного Совета, после их низвержения при дворе до уровня шутов, они имелись. На международной арене Россия вела ограниченные войны на разных направлениях, не тратя на войну больших средств. Да и сами войны были порождением эпохи Петра 1. Эпоха правления Анны Иоанновны описывается по-разному, но больше отрицательно. Но эта, судя по всему, не очень далекая женщина принесла в страну довольно стабильный покой, при этом не растеряв завоеванные Петром 1 земли и продолжая осторожно путь модернизации России на европейский лад. Легитимность ее власти подрывали ее же фавориты, которые не принадлежали к родовитым русским родам. Смерть Анны Иоанновны, может быть, была естественной, а может, и отравление. Историческая русская знать моментально воспользовалась этой ситуацией, организовала военный переворот и привела к власти Елизавету Петровну – внучку Петра 1.

Императрица Елизавета Петровна (царствовала в 1741–1762 гг.) – это исторический пример легитимности власти в государстве Российском.  Красивая женщина, вместе с тем обладающая достоинствами настоящего правителя, была любима и почитаема во всех слоях русского общества, а также и всего простого населения Российской империи. За все время царствования Елизаветы Петровны было только две казни. Смертная казнь в России была отменена. Елизавета Петровна продолжила лучшие начинания Петра 1. Развивалась система образования и государственных законов и стандартов, а также их исполнения. Российская Империя стала Российской по духу управления, закончился произвол западных авантюристов на русской службе. Внешнюю легитимность власти в России даже никто и не пробовал подвергать сомнению, хотя России и была навязана тяжелая Семилетняя война с Фридрихом Великим. Никаких особых интересов у России в этой войне не было, но русские войска побывали в Берлине, и одержали блестящую победу над войсками самого Фридриха Великого, правда, ради французских интересов. Один раз  стоило Петру 1 – тоже Великому - влезть в европейскую политику, и уже никто из этого омута не смог впоследствии вылезти. Несмотря на бесполезную войну, эпоха Елизаветы Петровны - одно из самых славных времен в истории России.  Внешняя и внутренняя легитимность власти полностью соответствовали всем признакам  легитимности всех времен: Элита довольна, Народ  доволен, Соседи аплодируют и союза ищут, Государство богатеет. Да здравствует Елизавета Петровна – Русская императрица!!!

Далее начинаются противоречия в самом принципе легитимности власти по форме передачи трона - по принципу престолонаследия.  Со смертью Елизаветы Петровны заканчивается русская ветвь Романовых и  на русский престол по праву престолонаследия встает абсолютно нерусский Петр 3 (Петр Федорович) или Карл Петер Ульрих Гольштейн Готторпский – внук Петра 1 – сын царевны Анны и герцога Гольштейн Готторпского Карла Фридриха.  Петр 3 только по праву легитимности престолонаследия мог считаться Русским Императором, не являясь по своей сути и воспитанию Русским. Вот в этом историческом моменте и надо было опять собрать дворянское собрание и выбрать нового царя, как это было после смерти Рюриковичей, что соответствовало бы всем русским традициям. Но произошла очень большая ошибка - провозглашение Петра 3 императором России позволяло и другим западноевропейским властным династиям претендовать на Русский трон, то есть на весь Русский народ и его земли.  

О коротком царствовании Петра 3 (чуть более полугода с 1761 по 1762 гг.) имеются очень противоречивые сведения. Однако за это короткое время было проведено множество реформ, направленных на либерализацию законов и порядков в Империи. Также был заключен мирный договор с Пруссией и отданы все завоевания, что некоторые военные восприняли как предательство. Но на самом деле, были победы русского оружия, но не было победы в войне с самой сильной на тот момент армией в Европе – прусской.  Так что ждать, когда Фридрих Великий, разгромив Францию, развернет свою армию в сторону России, все же не стоило. Много было неясного в его правлении. Потому что в результате заговора, скорее всего, по личным мотивам его жены Екатерины Алексеевны (чье настоящее имя было София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст Донбург и которая не имела ничего русского ни в происхождении, ни в воспитании), Петр 3 был убит группой гвардейских офицеров, один из которых, Алексей Орлов, был ее любовником.  Перед убийством Петра 3 заставили отречься от престола в пользу жены, что не соответствовало законам престолонаследия, ибо был сын Павел. Конечно, после убийства друзья Екатерины, которая сразу стала Императрицей Екатериной 2, сделали все, чтобы очернить Петра 3, сделать из него слабоумного пьяницу.

Сложно что-либо сказать о легитимности власти за столь короткий период царствования Петра 3. Может, это был и неплохой человек. Он также мог стать королем Швеции и остался бы живой.  Ясно, что общепризнанная на тот момент система престолонаследования оставалась легитимной только по старым феодальным законам, а мир уже стремительно менялся. Поэтому и убийство Петра 3 было довольно спокойно воспринято в просвещенном русском обществе. Если все вопросы в государстве можно решить убийством правителя небольшой, очень ограниченной группой заговорщиков, немотивированной никакими идеями, то вряд ли такую власть можно назвать легитимной. Далее будет еще веселее.

Императрица Екатерина 2 Великая царствовала с 1762 по 1796 год. Политическая авантюристка – хотя и Великая. После отречения мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное». В 1762 году она была коронована. Как охарактеризовал её воцарение В. О. Ключевский: «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца». Нет здесь никакого намека на какую-либо легитимность по закону престолонаследия. Царствование Императрицы Екатерины некоторыми историками считается Золотым веком. Да, действительно, это был золотой век для дворян. Дворяне были освобождены от всех видов повинности, самой главной из которых была служба государева – обязательная ранее для всех дворян. Полная, почти абсолютная свобода для дворян в своих действиях. Делами государства занимались «фавориты». Коррупция в Российской империи стала нормой государственной жизни.  Практически полная безнаказанность дворянства вызвала  небывалый разгул крепостного беспредела среди помещиков. Жизнь русских крестьян стала похожей на жизнь рабов, только в своей же собственной  стране России. А население России в подавляющем своем большинстве и было крестьянским. Внешняя политика в период царствования Екатерины 2 Великой ознаменовалась великими, ничем легитимно не мотивированными захватами каких только получалось чужих территорий. Надо отметить, что у Великой и военачальники были Великими, и победы ими одержанные, тоже Великими. Вот только народ российский страдал от великой деспотии и издевательства.  В ответ на такое царствование иноземки Екатерины 2 Великой народ ответил Великим народным восстанием Емельяна Пугачева 1773–1775 гг. Это был кровавый Русский бунт бесправных людей против абсолютной власти, которая, в свою очередь, была также захвачена в результате бунта небольшой части сторонников Екатерины, и ни по каким параметрам не подходила под понятие легитимности.


легитимность власти в россии - казнь пугачева
Легитимность власти в России
В. Маторин. Казнь Пугачева

В дальнейшем описание царскими историками времени царствования Екатерины 2 всячески приукрашивалось, чтобы не создать образ нелегитимности для последующих русских императоров, которые русскими по крови не являлись. Все это скажется на жизни и смерти немецкой династии псевдо-Романовых в России, а вместе с ними - на жизни народа и развитии самого государства Российского. Почти все последующие Императоры умерли не своей смертью, а последний был убит со всей своей семьей. А ведь Россия могла бы развиваться по другому пути. В то время по всей Европе сильно ограничивалась власть монархов. Великая Французская Революция практически дала начало демократическим процессам в Европейских странах, а вместе с ними - прогрессу и повышению качества жизни людей. А в России в это время категорически нелегитимная власть, наоборот, усилила феодально-самодержавный строй и абсолютную монархию, вместе с небывалым распространением всяких тайных сообществ, которые под разными предлогами хотели лишь одного – власти над страной с громадными природными ресурсами и нищим, забитым народом.  Уже тогда всему просвещенному Европейскому обществу стало понятно, что конспиративная передача власти из рук в руки, происходящая вопреки воле передовых слоев общества, преступна и влечет за собой неотвратимые негативные последствия. Так что большевики были далеко не первыми авантюристами, которые конспиративно захватили власть, и большевики не стали последними в этом кровавом деле.

Еще одно очень важное в жизни России негативное явление, которое произошло при правлении Екатерины 2, это отмена обязанности нести государственную службу дворянами. Хотя сам закон «вольность» был разработан Петром 3, но в жизнь его воплотила именно Екатерина 2, и он стал для России прямой дорогой в пропасть. Эта дворянская «вольность» сформировала вместо военной аристократии, которой раньше было дворянство, паразитическую прослойку. Эта паразитическая прослойка и составляла на все последующее время окружение Императоров. Ни один из будущих российских самодержцев не смог избавиться от влияния государевых «иждивенцев». А для существования этой прослойки нужна было только одна форма государственного устройства – самодержавная монархия. Если Цари выходили из-под влияния, то их просто убивали.

Император Павел 1 – сын Петра 3 - царствовал в 1796–1801 гг. Он пытался жесткими мерами бороться с коррупцией и вернуть дворянство на государеву службу и был убит заговорщиками, при молчаливом бездействии сына Александра 1.

Император Александр 1, старший сын Павла 1, царствовал в 1801–1825 гг. Он одержал победу в войнах с Наполеоном и с русской армией вошел в Париж. Пытался провести либеральные реформы и народ очень надеялся, что Александр 1, после победы в Отечественной войне 1812 г., отменит крепостное право. Неожиданно и загадочно царь скончался в 1825 г. по дороге в Таганрог. Есть различные версии его смерти или исчезновения. Александру 1 было 47 лет.

Император Николай 1, третий сын Павла 1, царствовал с 1826 по 1855 год. При вступлении его на трон произошла некоторая неувязка. Стать Императором, согласно легитимности передачи власти по закону престолонаследия, должен был второй сын Павла 1 – Константин, но он отказался и передал полномочия Николаю 1. Группа прогрессивных дворян–офицеров, вместе со своими частями, отказалась принимать присягу Николаю 1, но это был только повод. Основные требованиями были ограничение самодержавия и провозглашение Конституции. Восстание было подавлено. По всей Империи ужесточился режим самодержавия. Империя начала длительную войну на Кавказе. Царь жестоко подавил восстание в Польше. Более того, Россия выступила в роли европейского жандарма – Николай 1 послал русские войска на подавление венгерского восстания в Австро-Венгерской империи. Император Николай 1 по типу своего правления был милитаристом, но громадная по тому времени русская армия безнадежно отстала, как и вся Россия, от Европы. Несомненно, можно сказать, что Николай 1 очень любил и гордился своей огромной империей и, наверное, поэтому не сумел пережить горечь поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. Смерть его наступила после того, как он увидел из окон своего дворца в Петергофе неприятельский флот. Николай 1 умер, так и не отменив крепостного права. После поражения в Крымской войне хозяйство в империи пришло в упадок. Внешняя легитимность власти в государстве Российском серьезно пошатнулась. С этого поражения начался период падения внешней легитимности государственной власти в России, основу которой составляла военная сила. Как сама по себе самодержавная монархия в роли государственного устройства давно уже себя исчерпала, так и система формирования вооруженных сил из крепостных крестьян уже была не способна защищать интересы Российского престола. Император Николай 1 начал царствование с восстания декабристов против самодержавия, правил «железной рукой» и закончил свое правление военной катастрофой. О какой тогда легитимности власти можно говорить?


легитимность власти в россии - восстание декабристов
Легитимность власти в России
К.И. Кольман. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади

Император Александр 2, старший сын Николая 1, царствовал в 1856–1881 гг. В историю вошел как Царь–Освободитель, который, наконец, в 1861 г. отменил крепостное право. Александр 2, понимая всю шаткость своего положения, начал проводить либеральные реформы. После отмены крепостного права последовали и другие реформы, например, земская и городская, которые, по существу, стали началом местного самоуправления в России. Несмотря на проводимые реформы и даже намерения ввести в России конституцию, недовольство в народных массах усиливалось. Но самым главным препятствием на пути всех реформ был царский двор и его паразитическое окружение. Не желая терять свои привилегии и доходы, заговорщики из числа приближенных царедворцев устроили руками террористов-народовольцев несколько покушений на Александра 1. Последнее покушение в 1881 г. удалось - царь–освободитель был убит. Несмотря на все реформы, в широких массах населения и при царском дворе было большое недовольство. У народных масс это было недовольство запоздалыми и незавершенными реформами, а у окружения царского двора, наоборот, самим фактом проведения реформ. Вся внутренняя легитимность закончилась убийством царя. И с внешней легитимностью не все было хорошо. Хотя Россия успешно разбила более слабую Турцию и освободила от Османского ига болгарских славян, воспользоваться этой блестящей победой не смогла. Возникла угроза войны с более сильными противниками, чем Турция. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. была последней завершенной крупной победой вооруженных сил Российской Империи.

Император Александр 3, второй сын Александра 2, царствовал с 1881 по 1894 гг. Он вошел в историю России как царь-миротворец - Россия в период царствования Александра 3 не участвовала в войнах. Единственный русский царь, который сумел сохранить внешнюю легитимность, без использования военной силы. Внутри страны начался застой, реформы Александра 2 были свернуты, вместо них началась жесткая цензура и политические репрессии. В этот момент отставание России от Европы все более увеличивалось. Все силы  империи были брошены на консервацию социального развития Русского общества. Вертикаль власти превзошла сама себя по тупости и непрофессионализму. Государственная служба, особенно у военных, потеряла всякую карьерную мотивацию. Традиционная составляющая самодержавной вертикали власти – коррупция, стала частью всей жизни Империи. Российская власть в лице царского двора и чиновников откровенно игнорировала все прогрессивные реформы, которые происходили в цивилизованном мире. Такое откровенное государственное «болото» оставил Александр 3 своему сыну Николаю 2. Царь-Миротворец оставил преемнику громадную империю, абсолютно не пригодную к новым войнам и историческим вызовам. Конец нелегитимной по своей сути и по всем формальным признакам немецкой династии Русских царей был уже близок, а вместе с этим, был близок и апокалипсис Российской государственности. Народ обмануть можно, но вот процессы исторического развития общества обмануть еще не получилось ни у одного из бывших или действующих правителей любого уровня, во всем мире.

Император Николай 2, старший сын Александра 3, царствовал с 1894 по 1917 гг. Про последнего Русского Императора есть много мнений и суждений. Так что оставим только одни факты: Николай 2 – самодержец Российский, проиграл русско-японскую войну 1904 – 1905 гг., закончившуюся трагическим, практически без потерь со стороны японцев, поражением Русского Флота в Цусимском сражении. С его ведома был произведен расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге, которые выдвигали требования «устранения власти чиновников и введения института Учредительного собрания». Самодержец Николай 2 приватно сказал графу Витте (согласно воспоминаниям последнего): «Я никогда, ни в каком случае не соглашусь на представительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа». Также Император Николай 2 жестоко подавил Первую русскую революцию 1905–1907 гг. В 1914 г. Императорская Россия вступила в тяжелейшую и кровопролитную Первую мировую войну, будучи плохо подготовленной. За годы войны Русская Армия понесла самые большие потери среди воюющих стран. Русские крестьяне, мобилизованные на войну, не понимали, за что они погибают. Им казалось, что их просто гонят на убой, и эта мысль особенно получила свое развитие к концу 1916 г. В феврале 1917 г., под давлением общенародного протеста, Николай 2 отрекся от престола. Россия, как государство православных русских, перестала существовать.   Самодержавная вертикаль власти не выдержала всей напряженности военного времени. Провалы на фронте и бедствия в тылу, миллионы убитых и покалеченных людей. Практически во всех слоях русского общества главным виновником всех бед виделся царь–самодержец Николай 2 и его жена-немка Александра.


легитимность власти в россии - кровавое воскресенье
Легитимность власти в России
Владимиров И.А. Кровавое воскресенье

Надо отметить и этот, может быть, не столь важный в демократическом обществе, но очень важный для легитимности самодержавной власти Царя православного момент - все жены Русских Императоров, начиная с Петра 3, принадлежали к германской расе. Учитывая, что и династия Романовых с Петра 3 по этническому происхождению тоже принадлежала к германской расе. Единственный признак принадлежности к русскому этносу была фамилия Романов. Такой же «русский» был, по сути, и весь царский двор. Россия для этого самодержавного сообщества была выгодная территория с неограниченными ресурсами, данная этому сообществу в управление, для обеспечения бесперебойного поступления необходимых ресурсов на мировой рынок. И это самодержавное сообщество успешно выполняло свою роль по контролю и управлению огромной империей, взамен получая для себя большую выгоду. По существу, это самодержавное сообщество играло роль яростного сторожевого пса, охраняющего природные ресурсы России для нужд определенных промышленно-финансовых мировых группировок. И этот «сторожевой пес» был на очень крепком поводке в умелых руках будущих правителей мира. Иногда «пес» пытался укусить хозяев и освободиться от ошейника, например Император Павел 1, но был убит, или Император Николай 1, который питал иллюзии, что может с помощью военной силы решить проблему. Но на него самого с помощью военной силы «спустили других таких же псов» - указали его место и значение в мировом устройстве.

Этих событий с большой вероятностью можно было бы избежать, если бы власть в Российской Империи была легитимна, то есть отвечала потребностям русского общества, а не незначительной группы царского окружения. Но не могла германская династия Романовых, изначально нелегитимная и поставленная обманом на Русский престол, освободиться от своих негласных учредителей. Свою историческую задачу династия полностью выполнила: поставляла ресурсы и продовольствие, даже когда от голода в стране массово умирали люди. Когда надо было «учредителям», воевала за чужие интересы, в общем, делала все то, для чего была создана.  Надо отметить, что 1 мировая война завершила эпоху империалистического мирового рынка, началась эпоха развития мирового финансового рынка и так же, как полностью себя изжившие, ушли в небытие и другие монархии - Германская, Австро-Венгерская и Османская.

Февральская революция 1917 г. вызвала общий подъем социальной активности среди населения. Очень часто эта активность принимала псевдореволюционные, откровенно криминальные формы. Начались погромы и массовые убийства чиновников и офицеров. Временное правительство, по своей сути демократическое, не смогло удержать ситуацию в стране в рамках закона. Оно и физически не могло этого сделать, потому что в отсталом по своему гражданскому развитию обществе, которое вдруг потеряло традиционные устои, в том числе и религиозные, установить порядок одними декларациями не удавалось еще не в одной стране мира. А Российское общество в основной своей массе было малограмотное и исторически униженное. Таким состоянием дел, естественно, воспользовались в своих интересах и «друзья» и «враги» России. И в октябре 1917 г. большевики, ведомые диаметрально противоположными силами (одна часть большевиков была связана с германским генштабом, другая - с англо-американскими финансовыми группами), захватили, практически без всякого сопротивления, власть в России. Власть в России потеряла всю легитимность. Преступная многонациональная банда, состоящая, в основном, из социальных отщепенцев, руководимая инициативными лидерами, очень успешно использовала трагедию русского и других народов, чтобы, играя на социальных и национальных противоречиях, укрепить захваченную власть. Началась Гражданская война, а вместе с ней начался перманентный геноцид русской интеллигенции, предпринимателей и наиболее трудоспособной части крестьянства (в том числе, истребление казачества, как социальной самостоятельной части населения).

Власть большевиков основывалась на «Красном терроре» и экспроприации чужого имущества. Официально была объявлена «Диктатура пролетариата», под руководством ВКП(б).  Диктатура и легитимность власти априори не совместимы. Началась электрификация, индустриализация, коллективизация  и т.д. – одним словом, полная мобилизация и подготовка к будущим войнам. Создавался великий и могучий Советский Союз. Но мировые функции «Великого и могучего» были такие же, как и у Российской империи, где «Царь Православный – Царствуй на страх врагам».  Истощенный войнами и «диктатурой пролетариата» народ СССР продолжал исправно поставлять необходимые для функционирования мировой экономики сырьевые ресурсы.  Иногда эти поставки сопровождались массовыми смертями людей. Поставки зерна вызвали массовый голод на Украине и Поволжье - умерли миллионы людей. СССР полностью  заполнил вакуум на мировом рынке, образовавшийся после краха Российской империи. К старым традиционным экспортным товарам теперь все больше добавлялись энергоносители (в основном нефть).


легитимность власти в россии - раскулачивание
Легитимность власти в России
Глазунов И.С. Раскулачивание

Так же, как и царская Россия, СССР выполнял необходимую для функционирования мирового рынка роль военной угрозы, что стимулировало общий рост вооружения во многих странах мира.  Производство вооружения – это один из наиболее успешных способов ликвидации денежной массы и других активов, попросту – «деньги на ветер, можно печатать новые».  Производство оружия очень выгодно для его продавцов, но для покупателей и возможных пользователей – это дорога к разорению, а может быть, и к полной катастрофе. СССР также вел войны «за дело рабочего класса» с «врагами», а «враги» были везде, при этом традиционная коррупция приняла кровавые формы, где основной денежной единицей была человеческая жизнь.  Представьте себе легитимное правительство, у которого все соседи «враги», а внутри сотни тысяч иностранных шпионов, диверсантов, а к ним еще надо прибавить несколько миллионов «врагов народа». И с таким багажом легитимности СССР вступил в страшную войну со своим «врагом–союзником». Враг, потому что война. Союзник, потому что союзнический договор. Многое об этой страшной войне до сих пор остается неизвестным для широких масс. Кто кого обманул - Гитлер или Сталин - десяткам миллионов погибших людей это уже не важно.  Важно то, что после  войны СССР опять продолжал исполнять функции поставщика сырья на мировой рынок, «руководство» которого, чтобы уравнять шансы и сбалансировать мотивацию к действиям, передало американскую технологию изготовления ядерной бомбы Советам. 

С ядерной бомбой – вообще интересное международное явление. Разработана она была в Германии, сделана и испытана в США, а потом конспиративно передана в СССР. Кстати, в Германии «на подходе» было и термоядерное устройство, а исследователи говорят, что немцы не успели создать годный для применения механизм. Думаю, что все они успели, просто применение его немцами не было спланировано. Кстати, очень интересный вопрос, почему Германия не применила химическое оружие? Неужели боялась, или Сталин тоже боялся применить, а уж про США и говорить даже не стоит? США не побоялись применить ядерное оружие. Вопрос остается открытым, хотя и ответ на него ясен. В результате применения химического оружия, учитывая германские технологии, история могла пойти не совсем «рыночным путем».  Немного отклонился от темы легитимности власти, но такая общечеловеческая трагедия, какой была Вторая Мировая война, заставляет поставить вопрос, а что такое ВЛАСТЬ в стремительно меняющимся современном мире? Без ответа на этот вопрос нельзя говорить и о легитимности власти. Точнее, говорить то можно, можно даже выбирать или назначать то, что мы видим визуально, и принимаем это за власть.

Но продолжим дальше о Власти в России (СССР). После освоения производства оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также успешной космической программы у КПСС, которая тогда являлась по конституции (вроде как бы легитимно) руководящей силой в Советском обществе, возникла иллюзия (такая же, как в свое время у Императоров Павла 1 и Николая 1), что власть в России сама себе хозяин (время Н.С. Хрущева – Карибский кризис). Но это была только иллюзия. СССР был такой же отсталой практически по всем параметрам развития технологий и качества человеческого капитала страной, как и царская Россия в свое время. Жизнь в СССР для подавляющего большинства людей была поганой, а сама страна так же исправно поставляла на мировой рынок свои сырьевые ресурсы, ну, и еще, конечно, громадное количество дешевого оружия, за которое в большинстве случаев никто так и не заплатил. Все это бесплатное оружие не принесло никакой пользы СССР, зато послужило аргументированной  мотивацией для многочисленных вооруженных конфликтов во всем мире. Эти конфликты также играют очень большую роль в регулировании мирового производства и «сжигания» ничем необеспеченной массы денег.

Но мир менялся. В начале 70-х годов ведущие мировые державы отказались от золотого стандарта обеспечения своих валют. Началась новая эра в развитии мирового рынка – рынка новых технологий и инновационных процессов  в развитии коммуникаций, что привело к очень большим изменениям в обществе, а СССР еще только отошел от мобилизационной экономики. Вдобавок постоянное превышение предложения энергоносителей над спросом на мировом рынке изменило роль СССР, как гарантированного поставщика энергоносителей. Цены на нефть и газ обрушились, а вместе с ними обрушилась и вся Советская Власть во главе с «Честью и Совестью Нашей Эпохи» - КПСС.  Случилась большая трагедия в жизни людей, но она была неизбежна. Великий и Могучий, со всей своей военной мощью, просто развалился. Наверное. никто этого из властных структур СССР не хотел, но у них никто и не спрашивал. Как страна Советов начала свой путь нелегитимно (конспиративно), так нелегитимно (хотя был всенародный референдум по поводу целостности  СССР) этот путь и закончился.  Дальше начался период полураспада государства, которое было когда-то Русской Империей.

Новая власть провозгласила в августе 1991г. демократические принципы государственного устройства, что было принято с воодушевлением большинством населения России.  Несмотря на серьезные экономические трудности, повальную нищету населения и разгул организованной преступности, страна жила в состоянии свободы, которой никогда за всю прошедшую многовековую историю  в России не было.  Граждане России обрели общечеловеческие «Права Человека».  Но, к сожалению, пользоваться этими правами, получилось недолго. С конца 1993 г. начался незаконный передел и захват бывшей общенародной государственной собственности на территории всей страны.  Для легализации захвата и придания ему законности были приняты различные постановления, указы и прочие государственные программы. Также не отставала от этого процесса преступного захвата чужой собственности и законотворчество - постоянно изменялись правила ведения хозяйственной деятельности. При объявленной официально рыночной экономической политике на базе естественных природных монополий создавались искусственные гиганты - малопрозрачные полугосударственные-получастные финансово-промышленные объединения.  Получилась уникальная для 21 века система государственного устройства - произошло слияние Публичной власти и Монополистического капитала. А в остальном все осталось исторически «традиционно» - Россия как один из крупнейших поставщиков природных ресурсов на мировой рынок с коррупционной вертикалью власти.

Ну, и ладно, вроде бы ничего такого, чего уже до этого не было. Но только одна проблема, которую очень трудно решить – это вот та самая коррупционная вертикаль власти. Мало того, что на данный момент государство Россия существует без какой либо национальной идеи, на службу в эту коррупционную вертикаль власти поступают «самые достойные, лучшие из лучших» граждан страны.  Эти «лучшие из лучших» серьезно мешают, а зачастую, и опасны для других граждан. Все это вызывает законное возмущение значительной части населения России. Это возмущение автоматически переадресовывается на высшую власть. Встает вопрос о законности приобретения монопольной собственности, а значит, и о тех, кто управляет этой собственностью. Единственный аргумент власти для придания легитимности происходящим процессам – это «стабильность». Только что это «стабильность» - достижение власти или требование мирового рынка? Еще приводится пример, что жить стало лучше, чем в 90-е годы. Но и в Северной Корее тоже стало лучше - мир не стоит на месте. На самом деле никаких аргументов для существования коррупционной вертикали власти нет и быть не может.

Ситуация сложилась в стране непростая - очевидный раскол в российском обществе.  Такой ситуацией однозначно воспользуются и «враги», и «друзья».  А власть, как бы нарочно,  своими действиями провоцирует непонимание у способных к мышлению людей. События сентября 2011 г., когда по всем СМИ было показано решение об «обмене стульями» лиц, официально занимающих высшие государственные должности, стало перебором. Такие вещи делаются тихо, кабинетно, как и положено государственным    деятелям, при этом используя все «демократические процедуры», которые прописаны законом.  Получилось не очень прилично. Высшая власть всем образно сказала «нам безразлично чужое мнение, мы все решили». Но есть и определенная часть населения, которому также безразличен  политический театр, когда его навязывают смотреть, а в данной ситуации согласиться с представлением унизительно - вроде не пьяные были. Так что пока очень плохо удаются эволюционные изменения Российского общества. Легитимности власти такое действие точно не добавило.  Как быть в данной ситуации людям, которые живут правильно, в соответствии с общепринятой моралью и законом «божьим»? Или власть считает, что таких людей в России уже нет? Ну, как будет, так и будет, а мы будем делать правильно.

Теперь немного о «врагах» и «друзьях».  Под «врагами» власти подразумеваются силы Запада, которые выделяют «оранжевым» различные гранты и помощь (размеры этих финансовых потоков исчисляются миллионами долларов) и тем самым вмешиваются во внутреннюю политику и дестабилизируют ситуацию.  Под «друзьями» власти подразумеваются силы Запада, которые вкладывают в монопольную экономику РФ инвестиции (размеры этих инвестиций определяются миллиардами долларов).  Возникает вопрос, кто более может нанести ущерб действующей Российской власти? Причем здесь видна четкая зависимость этих зарубежных финансовых потоков от проводимой властью политики. Чем меньше поток инвестиций, тем больше ручеек грандов, и наоборот. А настоящий удар и по власти, да и по всей России, может быть нанесен, когда мировое финансовое сообщество (руководство) решит не «покупать» различные «активы» РФ.  В этом случае даже та условная легитимность власти, которая существует на данный момент, будет подвергнута очень большому испытанию.

Вообще в 21 веке легитимность любой власти очень условна. Сами законы развития общества и есть высшая легитимная власть.  Практическое устройство государственного управления – только носитель этих законов развития. Если система управления государством вступает в противоречие с объективным процессом интеллектуального развития коллективного разума, то система меняется. Это изменение не всегда может быть в лучшую для данного общества сторону. Вектор изменений зависит от многих факторов и, прежде всего, от  положения страны в мировой системе экономических отношений и интеллектуальной активности населения. Легитимность власти - это не только устойчивость и сила государственной системы, это, прежде всего, внутреннее осознание легитимности в мыслях граждан страны.  Есть ли это внутреннее осознание легитимности власти в РФ у способных к продуктивной деятельности граждан?

В заключение, очень хочется надеяться, что ситуация, возникшая в конце 2011 г и начале 2012 г., вызванная весьма странными действиями российской власти, не выведет российское общество на новый уровень напряженности. Можно делать какие угодно манипуляции с избирательными бюллетенями  и телевидением,  но от этого легитимности не прибавится. Легитимным будет правительство, которое сможет обойтись без коррупционной «вертикали стабильности».

        

Продолжение - перейти





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru