Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №47 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Пути модернизации российской экономики в условиях новой промышленной политики

Варфаловская Р.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Инновационное использование минерально-сырьевого потенциала России

Активность российских компаний на европейском рынке слияний и поглощений

Философия модернизации в России

Инновации и модернизация России

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации


В настоящее время Россия тратит на исследования и разработки в 17,4 раза меньше, чем США и в 7 раз меньше, чем Япония. За 20 лет реформ внедрено и освоено лишь 10% существенных нововведений в производстве. Доля России в мировом наукоемком секторе снизилась до 1,0%. Но достаточно сильный научный потенциал и сохраняющийся высокий уровень разработок по ряду передовых направлений науки и техники (космические, ядерные, лазерные технологии и др.) позволяют России осуществлять инновационные мероприятия.

Основное достижение докризисной российской экономики - высокие темпы экономического роста. Сегодня основная задача - сделать этот рост устойчивым, перейти к новой модели развития, обеспечить высокие темпы роста производительности труда и повышение конкурентоспособности отечественных отраслей и компаний. В целом страны «семерки» производят 46% мирового ВВП, страны БРИК - 20%, что еще лет 20 назад (по историческим меркам - малый срок) трудно было представить. Безусловно, виден очевидный рост экономической мощи стран, обладающих большим человеческим потенциалом: в странах «семерки» численность населения составляет 724 млн. человек, занятых - 228 млн. (46,7%), в то время как в странах БРИК — 2767 млн. чел, из них занятых - 1358 млн. (49,2%). Человеческий потенциал стран БРИК в 4 раза больше, чем в странах «семерки», и в перспективе возможны его качественные преобразования в сторону повышения квалификации. На первом этапе мирового кризиса положение стран БРИК незавидное: если по уровню производительности труда (по ППС) США опережает другие страны «семерки» на 20-40%; отставание стран БРИК от стран «семерки» можно назвать катастрофическим - у России оно составляет 3,7 раза, Бразилии - 4,9, Китая - 6,9 и Индии - 9,3 раза.

В РФ производительность труда в сфере услуг весьма низка - 55% от ее уровня в промышленности. Причины - слабая конкуренция в этой сфере, использование большей части задействованных трудовых ресурсов в торговле и традиционных услугах, незначительное развитие венчурного наукоемкого бизнеса, новых областей их применения. Промышленность в России имеет более высокую, чем в услугах, производительность труда (в 1,82 раза). В стратегическом плане следует добиваться, в первую очередь, повышения производительности труда в сфере услуг за счет его качественного преобразования на новой технологической, кадровой и управленческой базе. По темпам роста информационных услуг в рамках интернет-аудитории Россия занимает первое место, второе - Испания, третье - Ирландия.

Россия является безусловным лидером стран БРИК по интенсивному и производительному использованию трудовых ресурсов, по структуре занятости в отдельных сферах хозяйства и уровню производительности труда. В то же время, по богатству каждого гражданина Россия отстает от самой «бедной» среди стран «семерки», Италии, в 2,5 раза при расчете по ППС в долларах США. Таким образом, среди крупнейших экономик мира Россия является самой богатой среди бедных стран и самой бедной - среди богатых стран. Чтобы исправить положение, надо не только стратегически до 2020 г. определить, что повышение производительности труда является главной социально-экономической задачей, но и разработать механизмы достижения этой цели путем кардинальной модернизации техники и технологий, кадровой, управляющей и инфраструктурной базы хозяйства.

Низкие показатели российских компаний объясняются разными причинами и главные из них - технологическая отсталость, устаревшее оборудование, низкая квалификация кадров. Кроме того, на показатели производительности влияют некоторые особенности показателей производства. Так, за рубежом, как правило, значительная часть непрофильных функций (ремонт, транспорт, энергетика и т.д.) выполняется специализированными компаниями, которые не входят в состав производителей (аутсорсинг). Именно поэтому на российских предприятиях численность персонала часто завышена. Однако самой главной причиной все же остается низкий технологический уровень производства.

Россия отличается также невысокой конкурентоспособностью бизнеса. Выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, РФ отстает от ведущих развивающихся стран по развитию институтов, эффективности бизнеса и инновациям. По мнению руководителей ведущих корпораций развитых стран, опрошенных компаний McKinsey, большую опасность в смысле конкуренции в ближайшие годы будут представлять компании из Китая и Индии. Около 2% участников опросов рассматривают российские компании как угрозу для своих конкурентных позиций, в то время как 22% видят такую угрозу в индийских и 41% - в китайских компаниях.

В списке крупнейших мировых лидеров (журнал Forbes) российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских - 35. индийских - 47. китайских - 54. Отраслевая принадлежность этих компаний дифференцирована. Российские компании представлены в основном нефтегазовым и металлургическим секторами (соответственно 10 и 7 компаний), в то время как у Бразилии в рейтинге Forbes - семь инфраструктурных компаний, у Индии - шесть телекоммуникационных, у Китая - девять транспортных и шесть, работающих в торговле, строительстве, продаже инвестиционных товаров. Даже самая крупная из российских корпораций ОАО "Газпром" занимает в рейтинге только 64-е место, уступая китайской Sinopec (20-е место) и бразильской Petrobras (55-е место) (The Global 2008 Special Report // Forbes).

Крупнейшая российская ТНК "ЛУКОЙЛ" по объему зарубежных активов (около 8 млрд. долларов) занимает лишь 7-е место в рейтинге ТНК развивающихся стран, уступая малазийской государственной компании Petronas (26 млрд. долл. зарубежных активов). Российские компании в целом обладают недостаточно эффективными зарубежными активами. Так, "Северсталь" купила ряд заводов в США. Приобретенные заводы имели огромную долговую нагрузку. Убыточные американские активы фактически дотировались за счет прибыльных российских предприятий, входящих в холдинг. При сравнении российских ведущих нефтегазовых компаний с крупнейшими ТНК по показателю добычи за пределами национальных границ выявляется показатель транснационализации.

Компания «ЛУКОЙЛ» в рамках развивающихся стран по доле зарубежных активов занимает 6-е место, по доле зарубежной рабочей силы - 7-е место и 3-е место по эффективности зарубежных активов.

Зарубежная экспансия российских нефтегазовых компаний, с одной стороны, обусловлена традиционными, существующими уже много лет связями стран СНГ и рядом развивающихся стран. Некоторые контракты и права унаследованы из советского периода ("ЛУКОЙЛ" - Казахстан, Узбекистан; "Роснефть" - СНГ, Афганистан). С другой стороны, выход на рынок развитых стран пока еще недостаточен. У компании "ЛУКОЙЛ" в последнее время наблюдается стремление приобрести нефтеперерабатывающие предприятия в Италии.

В 2008 г. "ЛУКОЙЛ" заплатила 1,4 млрд.долл. за право распоряжаться 49% продукции нефтеперерабатывающих заводов компании ERG. Это - первое приобретение российскими нефтяными компаниями НПЗ в Западной Европе. Из четырех видов стратегий зарубежной экспансии в добывающих отраслях (поиск природных ресурсов, рост производства, поиск стратегических активов, поиск рынков) российские ТНК предпочитают поиск рынков, обеспечивающих долгосрочный спрос на продукцию. Той же стратегии придерживаются Кувейт и Саудовская Аравия. Стратегии поиска стратегических активов придерживаются ТНК из развивающихся стран, стремящиеся максимально быстро нарастить свои активы.

В отличие от развитых стран и ряда развивающихся стран, Россия страдает не столько от отсутствия эффективности крупных компаний мирового уровня, сколько от отсутствия растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Согласно определению «технологичности» отраслей по показателю отношения НИОКР к условно-чистой продукции, они подразделяются в РФ на:

  • высокотехнологичные: космические и авиационные, фармацевтика, производство вычислительной техники и оборудования, средств связи, производство медицинского инструмента;

  • относительно высокотехнологичные: автомобильная, электротехническая, химическая промышленность, общее машиностроение;

  • относительно низкотехнологичные: судостроение, производство пластмасс, нефтепереработка, металлургия и металлообработка;

  • низкотехнологичные: прочая добывающая промышленность, деревообработка, пищевая, легкая и текстильная промышленность.

Большую часть промышленности в РФ составляют компании относительно высокотехнологичных и низкотехнологичных секторов. Более того, в долгосрочной и среднесрочной перспективе ожидается появление новых высокотехнологичных компаний, что помогает ускорить выход из кризиса. Так, в долгосрочных (до 2020 г.) инвестиционных планах ведущих российских корпораций намечается повышение капиталовложений в высокотехнологичные отрасли экономики: на долю машиностроения и химии приходится до 9% всех планируемых инвестиций. Для роста наукоемких отраслей в стране необходимо развивать внутреннее инвестирование.

Среди крупнейших нефтегазовых ТНК "Газпром" занимает 2-е место по объему добычи. В региональной структуре перспективных инвестиций крупного бизнеса в 2020 г. лидерами будут являться республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Это связано с тем, что крупнейшие перспективные инвесторы (до 2020 г.) - представители нефтегазового сектора (на долю "Газпрома", "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Транснефти" придется до 75% инвестиций корпоративного сектора). Таким образом, на основе нефтяных и газовых доходов могут создаваться наукоемкие производства.

В Концепции развития российской экономики до 2020 года (в разделе «Взаимодействие государства и бизнеса») указано, что роль государства должна сводиться к созданию условий для бизнеса, снижению административных барьеров, что создает основу борьбы с кризисными тенденциями. При этом предлагается ликвидировать избыточное регулирование.


пути модернизации российской экономики - строительство вавилонской башни
Питер Брейгель. Строительство Вавилонской башни

Выводы для разработки стратегии модернизации российской экономики:

В условиях современного мирового кризиса роль государства однозначно возрастает. В условиях кризиса во многих развитых странах инициативы в области промышленной политики носят межотраслевой характер и направлены на решение проблем повышения их конкурентоспособности. В Российской Федерации к важнейшим направлениям «новой промышленной политики» относят.

  • инвестиционную активность;
  • повышение конкурентоспособности за счет выхода на новые рынки и рыночные ниши;
  • усиление инновационной активности, развитие наукоемких бизнесов, инновационных форм содружества;
  • ускорение процесса реструктуризации компаний и отраслей;
  • совершенствование институциональной и законодательной среды;
  • защиту прав интеллектуальной собственности и промышленной собственности;
  • повышение качества, квалификации и переквалификации рабочей силы:
  • государственную поддержку новых и традиционных конкурентоспособных отраслей.

Для радикального изменения технологической базы России необходимо:

- вывести из оборота старое советское оборудование в возрасте свыше 15 лет:

- обеспечить ускоренную амортизацию для нового высокотехнологичного оборудования, расширить права предприятий в этой области;

- внедрить льготное целевое кредитование инвестиций в основной капитал и льготный импорт высокотехнологичных машин и оборудования;

- освободить от налогов прибыль, которая идет на высокотехнологичные инвестиции в активную часть основного капитала;

- ввести налоговые инвестиционные кредиты;

- развивать практику размещения госзаказов на высокотехнологичных производствах.

Основными факторами роста производительности в России являются повышение капиталовооруженного труда, качества рабочей силы и НТП, реализуемых в инновациях различного вида. Для резкого повышения производительности труда и инновационного развития необходима новая, качественно более совершенная техника и высококвалифицированная рабочая сила.

В последние годы в странах Западной Европы растет интерес к достижению лидерства в сфере наукоемкого бизнеса, что отражено в докладе Еврокомиссии «Стимулируя структурные сдвиги - промышленная политика для расширяющейся Европы». В большей части Западная Европа имеет конкурентоспособные компании в старых традиционных отраслях: в металлургии (компания ArcelorMittal), тяжелом машиностроении (компания Tissen-Krupp), строительстве (Boygues), производстве строительных материалов (Saint Gobain, Lafarg), химии (BASF) и в некоторой степени наукоемкие компании (например, Siemens). США же лидирует в фармацевтике (Pfizer), компьютерах и компьютерных услугах (Microsoft), производстве полупроводников и компьютеров (Intel). Российская структура ближе к Западной Европе. Затраты на НИОКР в США составляют 63% против 56% в Европе в различных сферах бизнеса.

Необходимость государственной инвестиционной поддержки новых отраслей или фирм, особенно в условиях кризиса, вызвана тем, что уже действующие на рынке компании обладают существенными преимуществами в издержках. Размер компании - источник более высокой эффективности. В этих условиях государственные инвестиции или субсидии могут покрыть убытки вхождения на международный рынок и стимулировать существующее производство в период первоначального аккумулирования новых знаний. Государственное вмешательство оказывает позитивное воздействие на благосостояние потребителей через антимонопольное вмешательство. Государственное регулированне может также оказывать помощь на информационном рынке. При развитом фондовом рынке компании могли бы точно просчитывать будущие прибыли на основе имеющейся информации без помощи государства.

Эффект от государственной поддержки могут получать фирмы, сотрудничающие в инновационных формах сотрудничества — кластерах, в которых они постоянно взаимодействуют. Крупные промышленные компании, в том числе с государственным участием, являются основой формирования кластеров.

В Европе в 1980-е годы благодаря государственной промышленной политике были созданы крупные конкурентоспособные компании. Начался этот этап с 1950-х годов. Современная промышленная политика ЕС состоит из двух элементов: 1) создание стимулирующей институциональной среды для уже хорошо сформированных компаний; 2) формирование молодых фирм в наукоемких секторах экономики.

Важная роль принадлежит таким формам государственной поддержки бизнеса, как использование нефтяных доходов. В ряде нефтедобывающих стран некоторые компании с государственным участием прямо или косвенно получают от государства финансовые ресурсы для инвестирования в зарубежные компании. Среди таких известных сделок - получение саудовской компанией Saudi Basic Industries (Sabic) за 11,6 млрд. долл. дочерней компании по производству пластмасс General Electric, а так же компанией ВР World из Дубая британского конгломерата Р&О за 8,2 млрд. долл. Только за 2005-2006 гг. компании из стран ОПЕК потратили на сделки по поглощению иностранных активов более 70 млрд. долл.

В таких странах «сжатого экономического развития» как Южная Корея, Тайвань, Малайзия и др. процесс становления крупных компаний происходил при непрерывном участии и поддержке государства. Россия для осуществления технологического прорыва может использовать такие же модели развития.

Таким образом, одной из важнейших задач государственной экономической политики становится создание компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями. В интересах российского государства увеличение доли крупных корпораций на мировом рынке и постепенное превращение их в ТНК. Средние по размеру региональные компании необходимы для поддержки внутреннего рынка. Наконец, малый бизнес должен подпитывать крупный и средний бизнес инновационными технологиями, новыми видами продукции и услуг. Новая государственная промышленная политика - это эффективная политика формирования и развития конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно ее осуществлять.

В структуре мировой рыночной экономики уже сейчас наблюдается увеличение спроса на интеллектуальные продукцию и услуги. В аграрной экономике основными полями конкурентной борьбы выступали земельные активы и рынки продовольствия, в индустриальной экономике — финансовые активы и рынки машинотехнической продукции, в постиндустриальной экономике - интеллектуальные активы услуг и рынки информации, наукоемких технологий. Внедрение этих услуг и продукции в бизнес-процессы позволяет на порядок повысить эффективность управления процессами в экономических, технических и социальных системах, в результате чего производительность труда в различных отраслях и производствах поднимается на качественно новый уровень. Рост производительности даст импульс качественному повышению конкурентоспособности экономик и предприятий. Центр конкурентной борьбы промышленных экономик и структур под влиянием научно-технической революции на мировое индустриальное хозяйство постепенно смещается также из области экономии индивидуальных затрат отдельных производств в сферу экономии общественного труда за счет повышения эффективности инновационного управления.

Решение проблем повышения эффективности инновационного управления интегрированными производственными системами, в том числе кластерами, требует соответствующей модернизации современного менеджмента промышленных организаций. Модернизация, в свою очередь, должна рассматриваться как очередной этап развития промышленного менеджмента в условиях глобализации.

Сейчас в России происходит этап перехода от промышленного менеджмента к инновационному менеджменту, где побеждает система информатизации продукта. Новая система менеджмента является результатом развития научного менеджмента в XX веке и станет характерной в XXI веке для всех стран, освоивших инновационный тип хозяйствования.

Но в тоже время, анализ современного менеджмента показывает, что его развитие происходит во многих странах на базе разных моделей. Обмен опытом позволяет странам интегрировать мировой опыт и национальные особенности, получая тем самым синергетический эффект повышения уровня управления в стране и уровня национальной конкурентоспособности. Это наглядно подтверждает опыт Японии, Южной Кореи, Германии, Франции и других стран. В настоящее время достаточно отчетливо сформировались американская. западноевропейская, японская (азиатская) модели современного менеджмента. Перед Россией встает задача разработки и развития своей российской (или восточноевропейской) модели современного менеджмента. В этой модели с учетом зарубежного опыта должны быть выстроены три уровня, комплексно охватывающие три основных подсистемы современного менеджмента: государственный макроэкономический менеджмент (государственное и муниципальное регулирование экономики), корпоративный менеджмент (стратегическое управление корпоративными структурами), оперативно-тактический менеджмент (управление подразделениями организаций малого и среднего бизнеса). Методологической базой этой складывающейся российской модели постиндустриального менеджмента могут стать системный подход и технологии мотивации человеческих ресурсов как главного источника конкурентоспособности в инновационной экономике.

Современная российская модель менеджмента – это системы государственно-макроэкономического  управления,   стратегического   корпоративного   менеджмента и оперативного менеджмента организаций малого и среднего бизнеса. Реализация этой модели может стать важнейшим конкурентным преимуществом российской национальной экономики в условиях ее перехода к инновационной системе хозяйствования, при нарастании конкурентной борьбы в мировом сообществе за источники ресурсов, рынки сбыта и сферы конкурентного влияния.

Разворачивающиеся в мире процессы структурной технологической перестройки и глобализации индустриальной экономики сопровождаются нарастанием конкурентной борьбы за доступ к ресурсам и рынки сбыта, к достижениям технологического процесса. Проблема усиления конкурентоспособности, инновационных конкурентных преимуществ национальной экономики и ее корпоративных образований становится императивом российского промышленного прогресса в XXI веке.

Все это требует комплексного развития национальной модели менеджмента, как важнейшего инновационного конкурентного преимущества экономики страны в целом. Система менеджмента объективно способна, с одной стороны, сыграть роль эффективного инструмента конкурентной борьбы на мировом и национальном рынках, с другой - стать действенным инструментом мотивации инновационной модернизации хозяйства страны и ее регионов.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru