Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №47 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


О самоуправлении

Курбаков К.И.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Местное самоуправление в России. Законодательство, действительность и пути развития

Местное самоуправление: советская модель

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Европейский опыт местного и регионального управления


1. Самоуправление (СУ) есть целенаправленная деятельность, естественная и одна из наиболее эффективных форм самоорганизации власти, жизнедеятельности любой системы (особенно социума), наиболее эффективная форма управления в системе с обратной связью, необходимое условие «живучести» любой системы (и в первую очередь, социума).

Далее процесс самоуправления рассматривается на примере низового звена СУ.

2. Цель самоуправления - «народосбережение», т.е. реализация власти в социуме основным субъектом власти - народом и в интересах всего народа.


о самоуправлении - переяславская рада
О самоуправлении. М.И. Хмелько. Переяславская Рада

3. С точки зрения всеобщего универсального закона равновесия (гомеостаза) самоуправление (власти) в социуме представляется двумя функциональными ветвями, которые находятся в диалектическом единстве:

  • административное;
  • общественное.

4. Каждая ветвь представляется вертикалью соответствующих органов административного или общественного самоуправления, от низового органа административного самоуправления (НОАСУ) или низового органа общественного самоуправления (НООСУ) до высшего органа в данной вертикали включительно.

Обе ветви самоуправления являются независимыми, автономными в своей деятельности, но тесно взаимодействуют на всех уровнях вертикали.

Механизм их взаимодействия устанавливается с учетом того, что общественные органы самоуправления (ООСУ) по отношению к административным органам (АОСУ) являются органами общественного надзора за исполнительной административной властью (безусловной обратной связью в системе самоуправления).

АОСУ и ООСУ представляют (в соответствии с всеобщим законом равновесия) две чаши весов социального равновесия в системе самоуправления социумом.

5. Общая структура низовых органов самоуправления показана на рис. 1.


общая структура самоуправления
Рис. 1. Общая структура самоуправления в социуме

Высшие органы СУ строятся по этому же принципу учета социального равновесия в принятии решения. Однако любой орган вертикали, системы самоуправления должен учитывать при принятии решения:

- равновесие административных и общественных органов самоуправления;

- создание структур СУ, цели, принципы, методы и средства решения любых вопросов не должны противоречить и не нарушать целостности данной системы (субъекта Федерации, города, района, управы и т.п.).

Целостность системы - приоритет в решении любых вопросов и даже в принципе не должна использовать ложный принцип «самоопределения».

6. Разногласие в принятии решения между административным и общественным органом самоуправления на любом уровне вертикали власти разрешается арбитражным порядком:

- вначале вышестоящим уровнем административного и общественного самоуправления;

- далее - арбитражным (вышестоящим и, в конечном итоге, Конституционным) судом.

7. Низовой орган СУ (рис. 1), как административный, так и общественный, состоит из трех «подразделений»:

  1. законодательного органа (собрание депутатов или собрание жителей);
  2. исполнительного органа (исполком или совет);
  3. контрольно-ревизионного органа, который подчинен Уставу низового органа СУ, а не его исполнительной или законодательной власти.

8. Механизм системы самоуправления:

  • депутаты законодательного органа избираются прямым голосованием на 4 года;
  • председатель законодательного органа не может совмещать должность главы исполнительного органа;
  • глава исполнительного органа избирается из числа депутатов законодательного органа данного уровня;
  • депутаты всех уровней должны работать не на постоянной, а на сессионной основе.

Для выполнения профессиональной законодательной деятельности в законодательном органе создаются профильно-профессиональные временные комиссии (по необходимости), которые создают основу проекта законодательно-нормативного акта и дорабатывают его с учетом замечаний законодательного органа (депутатов).

Никакое количество депутатов в принципе не в состоянии охватить все многообразие законодательных актов. Депутатский статус народного представителя предназначен для достоверного решения вопроса в интересах социума, а не выполнения аппаратно-административной деятельности.

Исполнительная власть подотчетна законодательной власти и ее глава может быть смещен со своего поста не менее чем тремя четвертями голосов данного законодательного органа.

Избрание депутатов всех уровней законно при условии:

  • не менее 50% проголосовавших избирателей;
  • депутат считается избранным по большинству голосов, но при условии, если за него проголосовало не менее 50% участвующих в голосовании;
  • отзыв депутата возможен не менее чем тремя четвертями голосов избравшего его электората.




Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru