Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 46 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Малые авиакомпании в России

Паскевская В.Н.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Инновации и модернизация России

Скупка мира. Налоги на бизнес

Активность российских компаний на европейском рынке слияний и поглощений

В каждом "Boeing" есть доля боинга


Малые авиакомпании в России способствуют повышению эффективности национальной экономики страны, отдельных хозяйствующих субъектов. Решение экономических вопросов достигается за счет безопасности, быстроты и доступности авиационных перевозок. Путешествие по воздуху становится все более обычным свойством современного мира, что гарантирует его развитие.

Авиация общего назначения предлагает альтернативу регулярным авиалиниям. В развитии малых авиакомпаний напрямую заинтересованы все субъекты РФ, но особенно регионы Севера, Дальнего Востока, Сибири. Это объясняется их природными, климатическими условиями, а также отдаленностью от крупных экономических центров. Однако существуют факторы, сдерживающие дальнейшее развитие малых авиакомпаний в России.

Ключевая проблема всей авиации России состоит в невиданном, по мнению международных экспертов, старении летного и инженерно-технического состава. Менее 10% на сегодня среди летного экипажа составляют молодые люди. Около 24% - пилоты старше 50-ти лет .

Многие годы казалось, что кадровый резерв пилотов и авиатехников, полученный из советского прошлого, неисчерпаем. Современный период характеризуется массовой заменой авиационной техники и модернизацией аэропортовой инфраструктуры, а также стабильным ростом объемов перевозок, которые привели к тотальному дефициту авиационных кадров. По данным, предоставленным компанией Boeing, России в период 2006-2026 гг. необходимо 13 000 человек квалифицированных авиационных кадров.

Профессия пилота сегодня, как и раньше, одна из наиболее высокооплачиваемых (средняя заработная плата командира воздушного судна Boeing или  Airbus в России составляет около 180 000 рублей в месяц, к тому же им обеспечены все социальные льготы, постоянный контроль за здоровьем, страховка и т.д.). Вместе с этим, существует нехватка высококвалифицированных молодых кадров. Это объясняется тем, что у авиационных властей и авиаперевозчиков не сложилось четкой и единой политики по привлечению молодых специалистов. На рынке low-cost осуществляется переход опытных кадров из одной авиакомпании в другую за счет предложения более высокой заработной платы.

У некоторых гигантов авиатранспортной отрасли из-за дефицита командиров под вопросом окажется эксплуатация новых воздушных судов. Есть разные мнения по решению данной проблемы. Одно из предложений - открыть рынок для иностранных пилотов. Такая ситуация будет означать, что авиаперевозчики и учебные заведения не договорились о подготовке специалистов. И что система подготовки авиационных специалистов будет откинута на несколько лет назад или вообще исчезнет, не говоря уже о привлечении молодежи.

Преодоление существующего дефицита летно-технического состава не только в сегменте авиации общего назначения необходимо начинать с системы начальной подготовки авиационных специалистов. Поскольку в современных условиях государственным структурам сложно решать эти вопросы самостоятельно, необходимо создание государственно-частного партнерства в области подготовки летно-технических кадров с привлечением всех заинтересованных сторон: представителей органов государственной власти, авиаперевозчиков, учебных заведений, банков и страховых компаний.


малые авиакомпании в России

Для создания рыночной структуры первоначальной подготовки авиационных специалистов и наполнения ее денежной массой, необходимо внесение изменений в те правовые нормы, которые сдерживают развитие коммерческого сектора первоначальной подготовки в виде сертифицированных летных школ при частных аэроклубах. Частные школы должны проводить обучение по программам, соответствующим рекомендуемой практике ICAO (International Civil Aviation Organization).

Система  профессиональной  подготовки  и  сертификации  авиационного персонала будет обеспечивать поэтапный процесс от подготовки пилотов-любителей до уровня подготовки профессиональных коммерческих пилотов и летчиков-спортсменов международного уровня.

При подготовке пилотов необходимо учитывать специфику полетов, в том числе при посадке воздушных судов на неклассифицированные площадки или с подбором площадок в условиях визуальных полетов, а также в условиях отсутствия необходимого количества наземных навигационных средств, возможного попадания воздушного судна в зоны неустойчивой радиосвязи.

Требуется полностью задействовать все имеющиеся профессиональные ресурсы, в том числе, государственных и частных сертифицированных авиационных образовательных учреждений.

В области профессиональной подготовки и сертификации авиационного персонала необходимо:

  • разработать и внести в установленном порядке предложения по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты, позволяющие обеспечивать базовую подготовку авиационного персонала по единым стандартам и требованиям;
  • разработать программы обучения и специальной подготовки пилотов, ориентированные на самостоятельный контроль за воздушной обстановкой в процессе выполнения полета и предотвращением столкновений между воздушными судами;
  • использовать учебные центры и инфраструктуру Российской оборонной спортивно-технической   организации   для   целей   подготовки   пилотов-любителей;
  • организовать тренажерную подготовку пилотов на базе виртуальных комплексов, моделирующих воздушное пространство над субъектами Российской Федерации, а также создание моделей применения авиационных технологий и действий экипажей воздушных судов в чрезвычайных ситуациях; 
  • внедрить дистанционные системы мониторинга знаний и обучения персонала малой авиации.

Дальнейшему развитию малых авиакомпаний будут способствовать отдельные нормативно-правовые документы. Так, 1 ноября 2010 г. в России вступили в силу новые федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (ФП ИВП), предусматривающие уведомительный порядок полета. Правила устанавливают новую структуру и классификацию воздушном пространства России. Воздушное пространство Российской Федерации будет разделено на три класса - А, С и G. Для каждого из них определена высота полетов. Использование уведомительного порядка выполнения полетов в классе G (полеты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения; максимальная высота границы воздушного пространства класса в варьируется от 300 м в Ростовской области до 4500 м в районах Восточной Сибири), предполагает обязательное ознакомление и обучение пилотов-любителей малой авиации и сверхлегкой авиации с новыми правилами.

Либерализация порядка использования воздушного пространства предполагает, что вся ответственность за обеспечение безопасности полетов при уведомительном порядке будет возлагаться на командира воздушного судна. Для предотвращения умышленных правонарушений при выполнении ивлетов Минтранс России предлагает внести поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.  

Ведомство приводит статистику, в которой отражается, что в 2009 году сохранилась тенденция увеличения числа нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году число таких событий увеличилось с 206 до 215. Нарушения в большинстве случаев допускались эксплуатантами (частными владельцами) воздушных судов авиации общего назначения или воздушных судов, не прошедших процедуры допуска к полетам, установленные воздушным законодательством России.         

Поэтому для совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства предлагается внести ряд поправок в статью 271.1 УК РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации».       

В частности, пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов в воздушном пространстве России, использование воздушного пространства без разрешения, если такое разрешение требуется в соответствии с законодательством России, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывать лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Росавиация выступает также за усиление мер административной ответственности в случае умышленного нарушения правил использования воздушного пространства. Действующий в настоящее время размер штрафа от 2 до 5 тыс. рублей за нарушение правил использования воздушного пространства не является эффективной профилактической мерой для недобросовестных пользователей воздушного пространства.

Предлагаемые мероприятия по устранению проблем малых авиакомпаний будут способствовать развитию бюджетной авиации на более новом, качественном уровне. Это обеспечит экономическое и социальное благополучие страны.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru