Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 46 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Общественная семейная школа как организационный центр территориальной общины

Ширман М.Б.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Обучение для развития интеллекта

Современные тенденции образования

Новая парадигма среднего образования


Общественная семейная школа (ОСШ) проектируется как рабочий орган территориальной общины (ТО) - ее культурно-педагогический, инновационный и хозяйственный центр. Эффективно выполнять эти функции ОСШ может, только если она является одновременно и организационным центром ТО, другими словами, - органом территориального общественного самоуправления. Сами по себе управленческие решения - прерогатива взрослых, и участие школы в их принятии, на первый взгляд, излишне. Однако подготовка и реализация этих решений в режиме общественного самоуправления невозможны без интегрирующего рабочего органа, способного выполнять любые виды работ по всему спектру жизнедеятельности местного сообщества. Следовательно, и принятие решений также может осуществляться в рамках этого органа.

Именно школа потенциально наиболее приспособлена к такой роли. Она обслуживает значительную массу семей окружающей территории, ее работа, так или иначе, затрагивает интересы еще большего числа жителей микрорайона. По степени "охвата" населения школа уступает, пожалуй, только домоуправлению; по богатству функциональных возможностей она - вне конкуренции. До сих пор это - лишь возможности; реальная же роль нынешней школы - скорее отрицательная: она чаще всего не обеспечивает детям нормального образования, не говоря уже о воспитании и о связанных с его отсутствием издержках для самих учащихся и выпускников, для их семей и общества в целом. Таким образом, с одной стороны, сохранение школы в ее status quo грозит тяжкими социальными последствиями; с другой стороны, ее превращение в орган общественного самоуправления, с соответствующей перестройкой содержания и организации работы, обещает громадный положительный эффект.

Итак, в чем состоят функции общественной семейной школы как организационного центра территориальной общины?

  1. Школьники становятся инициаторами оздоровительной деятельности в собственных семьях. Именно дети составляют смысл деятельности взрослых членов семьи. Полноценное осуществление этой деятельности требует от взрослых надежного здоровья, а значит, - работы по собственному оздоровлению. Забота о здоровье детей побуждает делать это вместе с ними. Но роль детей не должна ограничиваться фактом их наличия. Более того: при таком ограничении здоровье не становится для взрослых потребностью. Тогда они не видят в детях своего будущего, ради которого стоит быть здоровыми, и, как правило, действуют в ущерб своему физическому состоянию. Только в том случае, когда дети действительно являются родными людьми для своих родителей, бабушек и дедушек, т. е. живут с ними общей жизнью, сотрудничают в удовлетворении общих потребностей, формируется потребность в здоровье и способность к его достижению и развитию. И эта потребность и способность - всегда общие для родных друг другу людей: невозможно быть здоровым, когда близкие существуют от болезни до болезни. Если детям здоровье необходимо, чтобы полноценно участвовать в полезной, интересной и при этом весьма напряженной деятельности (прежде всего, в интересах собственной семьи), то их родителям, бабушкам и дедушкам оно нужно для той же деятельности, совместной с детьми. Стремление быть здоровыми дети также принесут взрослым членам своих семей из школы, которая, таким образом, учит детей не индивидуальному, а семейному оздоровлению и его организации (семейной валеологии).

  2. Школа организует работу своих учащихся в детском саду (в качестве помощников воспитателей). Здесь школьники не только "присматривают" за малышами и развлекают их всяческими играми. Совместная деятельность может и должна быть гораздо более содержательной. "Игра" - слово взрослое: так мы называем занятия, в которых не видим определенной конечной цели. И подобные занятия действительно характерны для детей, - но не в силу особенностей их возраста, а просто потому, что эти дети заброшены нами, не включены в осмысленную, целенаправленную деятельность. Если в группе детского сада с двадцатью детьми работают одна воспитательница и одна "нянечка", то их хватает только на присмотр и обслуживание детей. Поэтому "игры" таких детей примитивны и с возрастом почти не развиваются, к тому же они - и игры, и сами дети - обычно агрессивны. Естественно: если нет сотрудни­чества, - любое взаимодействие как-то само собой оказывается направленным против "партнера". Но когда в эту же группу   придут 4-5 школьников, то они вместе с малышами смогут выполнять многие хозяйственные работы, изготавливать физкультурные снаряды, ухаживать за садом и живым уголком, читать детские книжки, ставить спектакли, проводить спортивные соревнования и т. д. и т. п. Школьники также без особых затруднений смогут научить дошкольников чтению, письму и счету, поскольку это лучше всего делать в контексте заинтересованного и содержательного (деятельного) общения. Подобные задачи ложатся на плечи школьников и в семейно-педагогическом клубе. Разумеется, работа школьников в детском саду и в семейном клубе (как и вообще во всех подразделениях микрорайонного хозяйства) - строго добровольная.

  3. Учащиеся работают в школьных мастерских по заказам, полученным от их же семей (в т. ч. от самих школьников), от других жителей микрорайона и вообще от любых лиц и организаций, сотрудничающих со школой. Понятно, что вся эта работа может быть организована только школой, а не каким-либо внешним или "вышестоящим" органом.

  4. Жилищно-коммунальные службы также могут - и должны! - стать "фронтом работ" для школьников и, соответственно, объектом организационной деятельности школы. Какие именно работы окажутся здесь доступны и интересны подросткам, что целесообразнее всего им поручить, - это будут решать жители каждого микрорайона совместно с работниками имеющихся служб, а также, естественно, сами ученики вместе с их родителями. Но заранее ясно, что найдется немало участков, где требуются, прежде всего, личная заинтересованность работника и максимальная близость места его работы к месту жительства, - чтобы вовремя выявлять возникающие неисправности в квартирах, подъездах, дворах и устранять их "в зародыше", а также намечать и проводить мероприятия по улучшению всего этого хозяйства. Недостаток квалификации, который может препятствовать работе школьников, в большинстве случаев легко преодолеть за счет нормально организованного прикладного (технического) образования. Обширный опыт такого образования - даже в гораздо худших условиях, чем те, которые должны быть созданы в ОСШ, - показывает, что неразрешимых проблем здесь нет. Могут, правда, возникнуть затруднения, связанные с недостаточной физической силой подростков и, в особенности, с правовыми ограничениями труда несовершеннолетних; но, поскольку в работе будут участвовать и взрослые, - из любой подобной ситуации найдется выход.

  5. Школа способна и обязана взять на себя организацию сотрудничества микрорайона с предприятиями (промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными и т. п.), поставляющими жителям свою продукцию. И здесь мы вступаем в сферу, до сих пор совершенно не освоенную не только практически, но даже теоретически; это - перспективная область исследований и инноваций для общественной семейной школы. Организация иного типа с ними не справится.

Актуализация перечисленных задач диктуется условиями российского кризиса. Российский кризис нельзя считать нашим "национальным достоянием": здесь он лишь наиболее ярко проявляется. Сам кризис носит характер глобальный: он сложился во всех "развитых" странах мира и обусловлен противоречиями современной профессиональной организации производства. Его можно назвать цивилизационным - в смысле универсальности ("вширь" и "вглубь"). Но, возможно, еще точнее было бы назвать этот кризис моментом перехода от предыстории общества - к его действительной, человеческой истории /К. Маркс/. Это - переход от накопления и освоения материальных и организационных условий жизни людей - к их жизни как таковой. Переход необходимый, но не гарантированный нам: от нас самих зависит, сможем ли мы его совершить.

В нашей нынешней экономической ситуации и производство, и потребление могут быть восстановлены и устойчиво развиваться только при активном участии бытовых потребителей - объединений людей по месту жительства, т. е. территориальных общин. Эти объединения должны создать постоянный, динамичный платежеспособный спрос на потребительскую продукцию. Важнейшую роль здесь играет выдвижение общинами перспективных заказов. На их основе между предприятиями будут проводиться конкурсы (тендеры). Затем предприятия-победители, совместно с представителями заказчиков, разработают конструкцию и технологию заказанной продукции. Для подобных разработок будут создаваться совместные проектные бюро. Работать в таких бюро, под руководством специалистов с предприятий-подрядчиков, могут учащиеся общественной семейной школы (ОСШ). Само собой разумеется, что определять перспективную тенденцию развития потребностей жителей общины также должна будет школа: только она - силами своих учеников - в состоянии провести в их семьях, а также среди их соседей и знакомых (все они вместе составят активное большинство жителей микрорайона) необходимые для этого социологические исследования.

Описанные функции территориальных общин необходимы для оживления самой промышленности. Нынешнее ее состояние можно назвать тупиковым, поскольку она состоит из полуфабрикатных производств - предприятий, для которых сырьем служат полуфабрикаты, выпущенные другими, и продукция которых также является полуфабрикатом, требующим дальнейшей переработки, прежде чем будет произведена конечная продукция. Последняя отличается от полуфабриката тем, что ее использование дает непосредственный полезный эффект, - она представлена либо готовыми к эксплуатации средствами труда, либо предметами бытового потребления. Полуфабрикаты же - это предметы труда, переработка которых уже началась, но еще не закончилась, и никакой пользы от них получить невозможно.

Такую промышленность мы унаследовали от СССР, где она управлялась государством, пытавшимся связывать "смежников" - поставщиков и получателей полуфабрикатов - в единые производственные цепи (от добычи природного сырья до выпуска конечной продукции и ее передачи потребителю). Эти попытки с течением времени становились все менее успешными, что, в конце концов, привело к "перестройке", которая в действительности представляла собой фактический отказ государства от функций управления экономикой - при сохранении контроля над ней. Ныне государство, неспособное конструктивно управлять производством, продолжает ограничивать возможности граждан и их объединений самостоятельно создавать и развивать промышленные предприятия; поскольку экономические ресурсы населения и без того ничтожны (это положение уходит своими корнями не в 1991 или 1985, даже не в 1917 год, как обычно считается, а в XIV век, когда Московское княжество, подготавливая свое освобождение от монгольского ига, удвоило поборы с населения и тем самым обескровило его экономически на столетия вперед), - контроль государства оказывается весьма "эффективным".

Теперь полуфабрикатные предприятия, лишившись управления "свыше", оказались не нужны друг другу: ведь полуфабрикат - вещь в принципе бесполезная! Промышленность фактически парализована; работают в основном экспортеры, но и это - ненадолго, пока не износится оборудование. Попытки самих предприятий восстановить производство наталкиваются на отсутствие оборотных средств (денег для приобретения сырья, материалов, энергии, на выплату зарплаты). Даже если найти заказчика на свою будущую продукцию, то получить с него предоплату невозможно: он находится в той же ситуации. Взяв кредит в банке, приходится закладывать проценты за него в цену продукции; это значит, что любая попытка оживить существующую полуфабрикатную промышленность в более или менее широком масштабе ведет к гиперинфляции.

Выход - именно в оживлении производства по инициативе потребительских объединений, численность которых достаточна не только для организации эффективного взаимодействия с промышленностью, но и для сбора средств на беспроцентное кредитование предприятий. Эти объединения должны инициировать формирование конечнопродуктовых цепей, в каждую из которых войдут предприятия, поэтапно перерабатывающие тот или иной вид природного сырья в определенную категорию конечных продуктов - по единому потребительскому заказу. Единый заказ означает и единую оплату, распределяемую по всей цепи и обеспечивающую ее одновременное, сквозное "оживление". Таким образом, потребительские объединения вызывают перестройку промышленности. Если раньше предприятия объединялись по отраслевому принципу (для удобства управления "сверху"), то теперь направление связей "разворачивается" на 90 градусов: отрасли распадаются на отдельные предприятия, каждое из которых включается в свою конечно-продуктовую цепь, состоящую из предприятий различных отраслей.

С экономической активизацией территориальных общин экономика встанет, наконец, "на обе ноги". До сих пор она была представлена лишь экономикой производства (промышленностью); потребление же находилось в состоянии "первичного хаоса" и на крайне низком уровне по своим объемам и качеству. Оно довольствовалось фактически побочными продуктами, отходами промышленности, которая основную свою продукцию использовала внутри себя (металл для добычи нефти, нефть - для получения электроэнергии, энергия - для выплавки металла, и т.д.). Перспектива может быть связана только с переходом к потреблению определяющей роли и инициативной функции в экономике.

Каждая хозяйственная единица, которая прежде была всего лишь "местом работы" (точнее, местом получения зарплаты), становится коллективным субъектом - субъектом не просто экономики, а общественной жизни. Производственный коллектив, на основе общих экономических интересов, связывается с промышленными или бытовыми потребителями своей продукции, с поставщиками применяемого им оборудования. Эта связь носит социальный - межколлективный (а не традиционный - административный) - характер. Здесь работники разных предприятий не "пользуются" друг другом как источником заработка, а сотрудничают в совместной разработке новой продукции и технологий. Трудовые коллективы сотрудничают с территориальными общинами как люди с людьми, с целью удовлетворения потребностей одних и развития способностей других (при этом часто меняясь ролями).

Говоря об организационной деятельности школы, мы имеем виду деятельность, прежде всего, не администрации ОСШ, а самих ее учащихся - естественно, под руководством взрослых специалистов, - уверены, что при нормальной постановке прикладного - в данном случае, общественно-научного – образования, старшие школьники сумеют решать описанные выше проблемы.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru