Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 46 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Самоуправление в казачьих губерниях, областях, отделах, станицах


Футорянский Л.И


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Привлечение казачества к военной службе (фото)

Казачество в России

Казачье самоуправление на Дальнем Востоке

Казаки на русско-японской войне

Земства в России


Каждая из одиннадцати казачьих областей России, существовавших в конце XIX - начале XX вв., делилась на войсковую (казачью) и гражданскую территории. Округа и уезды с преобладанием казаков были только в Донском, Кубанском, Терском, Оренбургском и Забайкальском войсках. Во всех казачьих областях к этому времени преобладало невойсковое население, составившее в 1900 г. 53,6 %.

Деление казачьих регионов на гражданскую и войсковую территории обуславливало специфику управления. Во главе всех казачьих областей и губерний стояли губернаторы, они же наказные атаманы. До февраля 1917 г. они назначались высочайшим приказом по военному ведомству и указом Правительственного Сената. Наказной атаман сосредотачивал в своих руках военное и гражданское управление казачьей областью или губернией. По гражданской части оно осуществлялось через войсковое хозяйственное управление. Вопросы по военной части, превышающие функции атамана, решались через Главное управление казачьих войск при военном министерстве.

Наказной атаман проводил ежегодное обследование отделов войск лично или через начальника штаба, а в отношении гражданской части - через старшего члена войскового хозяйственного управления. Войсковой атаман представлял отчет на высочайшее имя о состоянии войска, он руководил войсковым хозяйственным управлением, в которое входили: старший член, советники по хозяйственным, по земельно-строительным и особым отделениям, горный инженер, войсковой агроном, войсковой лесничий, лесной ревизор, начальник межевого отделения, землемеры, делопроизводители, журналист, архивариус, чины для особых поручений и архитектор. Старший член войскового хозуправления избирался наказным атаманом и представлялся через военное министерство на высочайшее утверждение. Круг функций войскового хозяйственного управления был особенно широк (в положении говорилось о 21 направлении его деятельности).

Казачьи области и губернии делились на отделы и уезды. Во главе отделов стояли атаманы. Они назначались и избирались наказным атаманом высочайшим приказом. Последний имел право арестовывать и штрафовать лиц станичного управления.

Казачьи области, в основном, возникли в результате бегства на окраины крестьян, стремившихся избежать закрепощения. Академик Г.Ф. Миллер, современник и сподвижник М.В. Ломоносова, подчеркивал, что в лице казачества усматривается «общественное устройство, основанное на выборе должностных лиц». Многие исследователи видели в казачьих поселениях примитивные демократические республики, активно защищавшие тех, кто бежал к ним на проживание. Твердо осуществлялся принцип для беглых всех национальностей и религий: «С Дона выдачи нет».

Положением от 12 декабря 1840 г. указанная выше выборность должностных лиц была отменена, а казачьи окраины превратились в регионы, где основные должностные лица назначались императором, военным министром либо назначенным (наказным) атаманом, который считался и губернатором того или иного казачьего края.

Остатки самоуправления сохранились только в станицах. Они выражались в том, что станичники могли предлагать три кандидатуры на должность своего атамана. Именно по данному положению казачьи войска получили компактную территорию и ее управление было выведено под особую юрисдикцию.

С 60-х гг. XIX в. должности губернатора и наказного атамана концентрировались в одном лице. В начале 70-х гг. появилось новое Положение «Об общественном управлении в казачьем войске», по кото­рому важную роль стали играть станичные сходы. Данное положение было в русле реформ 60-70-х гг. XIX в. Станицы получили право избирать атамана и судей, правда, с последующим утверждением их войсковым атаманом. Кроме того, казачьи поселения приобрели некоторые права в решении экономических и военных вопросов, касающихся станичников.

Однако последующие контрреформы коснулись и казачьих территорий. По Постановлению 1891 г. права станичников были урезаны: отменены станичные сходы (вместо них действовало представительство от каждых десяти дворов), выборы в это «правление» стали теперь двухступенчатыми; по военным вопросам отныне казачья территория подчинялась военным округам, по хозяйственной части - Военному министерству, в котором функционировало Главное управление казачьих войск, а с 1910 г. - Казачий отдел главного штаба.

Указ от 24 июня 1903 г. еще более ограничил права станиц. Теперь они не только не имели права уступать кому-либо часть своей земли, но даже не могли по своему усмотрению распорядиться хозяйственными статьями станицы. Как мы видим, пределы самоуправления казачьих станиц, как и казачьих войск, в целом были весьма ограничены.

Февральская революция положила серьезное начало демократизации России, в том числе, казачьих областей. Прошли Всероссийские казачьи съезды и войсковые круги на местах. На всех этих форумах было решено, что главой управления казачьих областей являются круги, создаваемые на основе четырехчленной избирательной формулы, что органы образуют войсковые советы для руководства всей административно-хозяйственной жизнью, избирают войскового атамана, который является предводителем войска и начальником всех казачьих частей.

Для разработки реформы по управлению казачьими войсками была создана междуведомственная комиссия, признавшая, что во главе управления казачьим войском стоит войсковой круг, избираемый на основе четырехчленной формулы. В решении комиссии подчеркивалось, что все постановления кругов окончательны и никакому последующему утверждению не подлежат. Интересно, что комиссия признала создание исполнительных органов только из лиц войскового сословия неприемлемым, нарушающим интересы значительной части населения тех или иных казачьих областей. В проекте комиссии указывалось, что войсковой круг избирает исполнительный орган - войсковое правление, и оно проводит в жизнь решения круга. Комиссия подчеркнула, что избираемый кругом атаман является лишь председателем его войскового правления и не пользуется никакой единоличной властью.

Донской казачий съезд особо отметил, что станичные и хуторские органы конструируются их населением. На всех казачьих съездах и кругах желательной формой правления Российского государства признавалась демократическая республика с правом на национальное и местное самоуправление. Ни один из кругов не высказывался в пользу монархии и «единой и неделимой». Съездами вводился принцип выборности должностных лиц, проведено уравнивание в правах мужчин и женщин.

По мере развития революции от Февраля к Октябрю предводители казачества все больше и больше склонялись к идее автономии казачьих областей, а в ходе гражданской войны некоторые из них говорили даже об отделении казачьих областей от России (на Кубани - Калабухов, Макаренко).

После перехода власти в руки Советов уже в их первых воззваниях и декретах содержался призыв к организации Советов казачьих депутатов, разъяснялось, что новое правительство не покушается на казачьи вольности и хочет отдать власть на местах выборным представителям трудового казачества. Более того, в декретах содержался призыв, чтобы трудовые казаки брали управление всеми делами в свои руки. Вскоре при ВЦИК был учрежден казачий комитет из выборных представителей.

В целом Советская власть в период с конца октября 1917 г. по май 1918 г. даже склонялась к представлению автономии казачьим областям. И с апреля 1918 г. началось практическое осуществление этой линии. Тогда возникла Донская советская республика. Родились на свет признанные СНК и ВЦИК Кубано-Черноморская и Терская республики. Хотя выработка решения проходила непросто. Так, на первом Оренбургском губернском съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов руководство съезда выступило против идеи автономии, резко критиковало тех, кто ее предлагал.

Декрет СНК от 1 июня 1918 г. определил автономию  казачьих областей. Однако, когда во второй половине 1918 г. в рядах белых оказалось больше казаков, чем в соединениях красных, ВЦИК пошел на отмену казачьей автономии и на ликвидацию Донской и других республик. Первый Всероссийский съезд трудового казачества поддержал идею единого (кроме национальных регионов) управления России.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru