Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 46 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Местное самоуправление перед выборами в Государственную Думу и Президента РФ


Колядин С.М.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Местное самоуправление и другие уровни власти в современной России

Актуальные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Выборы или графа "Против всех"


Уже прошло восемь лет с тех пор, как был принят ФЗ-131 «О местном самоуправлении». Также Российская Федерация подписала Европейскую Хартию о местном самоуправлении в 1996 году и ратифицировала ее федеральным законом в 1998 г., который вступил в силу в сентябре того же года.  Европейская Хартия провозглашает местное самоуправление как самостоятельную демократическую ценность и как эффективный механизм народовластия. В частности, декларируется, что "органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя", причем участие граждан в местном самоуправлении фактически признается одной из форм их участия в государственном управлении. Также там говорится, что "право граждан участвовать в управлении государственными делами… наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне". Органы местного самоуправления видятся авторам Хартии как "пользующиеся значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций".
 

В декабре 2011г. состоятся выборы в Государственную Думу РФ. С какими результатами к этим выборам подошло «местное самоуправление в России»?

Все результаты сводятся к одному – формально местное самоуправление в Российской Федерации есть. То есть, в стране есть юридически, на законодательном уровне сформированные органы местного самоуправления. Эти органы местного самоуправления и должны играть практически ведущую роль в формировании гражданского общества и способствовать участию его в управлении государственными делами.  Но на практике органы местного самоуправления почти во всех субъектах РФ  имеют бесконечно малое влияние на происходящие вокруг них процессы.

Это объясняется очень просто – органы местного самоуправления не имеют собственных средств для осуществления своих функций. Основные материальные ресурсы органы МСУ получают централизованно от вышестоящих административных субъектов РФ. Органы местного самоуправления даже не зависят от самоокупаемости административно обслуживаемых территорий. Поэтому участие в выборах на местном территориальном уровне привлекает очень малое количество местного населения, а учитывая огромную миграционную составляющую, выборы разных глав и депутатов местных законодательных собраний привлекают только специфически мотивируемых кандидатов и абсолютно неинтересны подавляющему большинству населения.


местное самоуправление в России перед выборами
Питер Брейгель. Забавы

Плохо это или хорошо? Для подавляющего большинства живущих сейчас людей, наверное,  нехорошо.  Но чудес не бывает, и социальное устройство общества напрямую зависит от состояния экономики.  Как всем известно, РФ – крупнейшая нефте- и газодобывающая держава, а также крупнейший мировой поставщик леса, морепродуктов и других различных природных ресурсов, но с довольно отсталыми промышленными технологиями. Во всем мире не существует стран с ресурсодобывающей экономикой и развитыми демократическими институтами общества, в том числе, и местным самоуправлением.

Так что местное самоуправление в РФ напрямую зависит от способа производства национального продукта.  Поэтому юридически оформленное администрирование территорий органами местного самоуправления, без изменения вектора развития экономики РФ, так и останется на декларативном уровне. И, по большому счету, даже простая смена высшей государственной власти, без разницы под какими лозунгами, - это еще не изменение экономики в сторону высоких технологий.

Не надо путать индустриализацию, которая, например, была в 30-е годы XX века в СССР и сейчас происходит в Китае, и экономику высоких технологий, основанную на развитии человеческого интеллекта. Если для индустриализации нужна мобилизационная система экономики, то для высокотехнологичных изобретений и внедрений нужна гражданская свобода, которую может обеспечить только практически демократическое общество.

Поэтому и существует значительная эмиграция из РФ наиболее одаренных и способных к самодостаточности людей. И далеко не все уезжают  из-за финансовых трудностей. Отсутствие защищенности перед произволом чиновников и их знакомых, отсутствие уверенности в праве на свою собственность являются основными движущими мотивами эмиграционного процесса. То есть отсутствие дееспособного местного самоуправления, выражающего интересы инициативного самодеятельного населения, создает условия для дальнейшего развития малоэффективной ресурсодобывающей экономики, для которой больше подходит «вертикаль  власти» с последующим управлением в «ручном режиме», с основной  опорой на правоохранительные органы и суд.  Так что в данной схеме экономического развития РФ надежде на местное самоуправление европейского типа нет места.

А может быть, и не надо? Судите сами: огромная территория России, по которой протянулись бесконечные нефте- и газопроводы, и месторождения нефти и газа, расположенные в труднодоступных, малопригодных для жизни местах, крайне малое количество перерабатывающих сырье предприятий, образующих монопольный рынок – вся эта схема управляется из одного центра очень ограниченным, можно сказать, почти конспиративным кругом лиц. Разве для такой индустрии нужно местное самоуправление? Кстати, и другие природные ресурсы – лес и рыба, также добываются в малонаселенных и труднодоступных местах, и также имеется очень мало предприятий по переработке этого сырья. В основном все идет в сыром виде на экспорт. Для чего владельцам всего этого фантастического богатства лишние претенденты на долю от прибыли в лице органов местного самоуправления? Для защиты и эффективного получения прибыли от этого природного богатства и монопольного права на распределение нужна именно вертикаль власти с ее правоохранительной системой и судом. В этой схеме государственной экономики и метода распределения национального продукта наличие самостоятельного, эффективного местного самоуправления, сформированного путем демократических выборов, является очень опасным явлением для владельцев сверхприбыли от добычи природных ресурсов.

Так что на данный момент становление органов местного самоуправления на территории РФ идет в основном по декоративно-юридическому пути, то есть «де юре».  Но вот чтобы органы МСУ достигли своего положения в своем истинном социальном смысле и значении «де факто», должны произойти еще некоторые этапы развития мирового рынка, когда ценность человека в производстве национального продукта будет выше, чем простое извлечение природных ресурсов.  Именно внешние экономические явления оказывают намного большее влияние на власть и население России,  чем все размышления о демократии и проводимые реформы.

К сожалению, не всегда глобальные экономические факторы благоприятны к нашей стране. В истории России все изменения в способе получения национального продукта в границах Российского государства происходят только после военных поражений или полного экономического коллапса. Но только законченный негодяй может желать поражения своей армии и развала экономики своей страны ради возможных благ в будущем. Хочется надеяться, что формируемый новый современный глобальный рынок заставит власти РФ провести действенные реформы для интеллектуального развития самодеятельного населения, с целью внедрения новых технологий для жизнеобеспечения населения России на самом высоком уровне.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru