Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 45 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Активность российских компаний на европейском рынке слияний и поглощений

Хубиев А.П.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Пути модернизации российской экономики в условиях новой промышленной политики

Современное состояние российской золотодобывающей отрасли

Инновационное использование минерально-сырьевого потенциала России

Скупка мира. Налоги на бизнес

Присоединение России к ВТО и проблемы таможенного регулирования

Налог с корпораций

Недружественное поглощение предприятий в условиях кризиса

Особенности розничной торговли в России


Крупнейшие российские компании начали борьбу за контроль над стратегическими активами в энергетике, металлургии, связи и транспорте Европы. Однако власти Евросоюза не спешат раскрывать свое экономическое пространство для российских инвесторов. Несмотря на экономический кризис и дефицит капитала, власти Евросоюза не желают отдавать контроль над стратегическими отраслями. Но даже самые нелояльные к России правительства не могут помешать европейским компаниям, переживающим трудности, привлекать российские инвестиции.


Энергетическая отрасль

Одной из приоритетных отраслей Европы является энергетическая отрасль.

Российская газовая монополия «Газпром» вынашивает грандиозные планы по строительству экспортных газопроводов, покупке распределительных сетей и электростанций в Европе (см. Таблицу 1).


 

Покупатель

Покупаемый актив

Страна происхождения актива

Стоимость

Начало сделки

Причина зависания / срыва сделки

1

Газпром

Энергетические активы Enel и Eni

Италия

$570,0 млн.

2007

Политические риски

2

Газпром

Парогазовые станции Fenosa Gas Natural

Испания

2,8 млрд. евро

Апрель

Поглощение

3

Газпром

Scottish Power

Великобритания

Н.Д.

2006

Опасения Великобритании потерять энергобезопасность

4

Газпром

Centrica

Великобритания

Н.Д.

2006

Опасения Великобритании потерять энергобезопасность

5

Газпром

20,0% акций Repsol

Испания

3,5-4,0 млрд. евро

2008

Энергетическая безопасность Испании

6

Газпром

Электросетевые активы Е.Оn

Германия

Н.Д.

2010

Политические риски

7

Газпром

MOL

Венгрия

Н.Д.

2009

Энергетическая безопасность Венгрии, Словакии и Хорватии

8

Газпром

BulgarTransGas

Болгария

Н.Д.

2009

Энергетическая безопасность Болгарии

9

ЛУКОЙЛ

20,0% акций Repsol

Испания

3.5-4.0 млрд. евро

2008

Энергетическая безопасность Испании

10

ЛУКОЙЛ

Контрольный пакет нефтеперерабатывающего комплекса ISAB

Италия

Н.Д.

2008

Несогласие

11

АФК Система

27,37% акций Telekom Austria AG

Австрия

Н.Д.

2008

Политические риски, неясные перспективы

12

АФК Система

24,5% акций Telecom Italia

Италия

3,0 млрд. евро

2009

Несогласие акционеров и властей

13

Altimo

68% акций «Укртелекома»

Украина

5,5 млрд. рублей

2009

Политические и законодательные риски

14

Аэрофлот

Czech Airlines

Чехия

$240,0 млн.

2009

Соображения безопасности

15

Аэрофлот

49,0% Blue wings

Германия

1,0 евро

2009

Строгие законодательные требования

16

Аэрофлот

41,6% Austrian Airlines

Австрия

н.д.

2007

Политические риски, неясные перспективы

17

Аэрофлот

49,0% акций Malev

Венгрия

Н.Д.

2009

Политические риски

18

Аэрофлот

LOT

Польша

Н.Д

2009

Политические риски

19

Аэрофлот

Международные авиалинии Украины

Украина

Н.Д.

2009

Политические риски

20

ВЭБ

20,0% EADS

Германия, Франция

Н.Д.

2006

Соображения безопасности, секретные военные технологии

21

НЛМК

Подразделение по производству стали Corns

Великобритания

Н.Д.

2010

Политические риски

22

НЛМК

LDV

Великобритания

Н.Д.

2009

Неясные перспективы

23

ГАЗ

Opel

Германия

Н.Д.

2009

Конкуренция за актив

Таблица 1. Топ-20 запланированных сделок российских компаний по покупке активов в Европе

Покупка электроэнергетических активов позволит «Газпрому» обеспечить надежный сбыт собственного газа и увеличить рентабельность за счет реализации конечной продукции. Но европейские страны вряд ли пустят «Газпром» на свои рынки в ближайшей перспективе - из-за недавнего газового конфликта с Украиной и возросших политических рисков. Также власти Евросоюза могут потребовать от «Газпрома» отказаться от владения газораспределительными сетями в Прибалтике.

Одним из вариантов участия «Газпрома» в активах Европы является обмен энергоактивами. Приоритетными являются энергетические активы, принадлежащие Eni и Enel в Италии, Е.Оn - в Германии, Union Fenosa - в Испании, и не менее 50,0% газораспределительных сетей этих стран. «Газпром» является вторым по размерам на энергорынке РФ после государства - контролирует свыше 35,0 ГВт мощностей.

В ближайшей перспективе будут рассматриваться проекты по строительству новых станций, или о покупке миноритарных долей в распределительных сетях европейских компаний. В 2007 года правительство Италии дало согласие на участие в строительстве газопровода «Южный поток» для поставки российского газа, добытого компаниями Eni и Enel в Ямало-Ненецком АО в составе консорциума «Северэнергия». Действующие контракты на поставку российского газа в Италию были продлены до 2035 года. Нефтегазовая компания Eni владеет 60,0% в консорциуме «Северэнергия», 50% - в трубопроводном проекте «Голубой поток» (другие 50,0% принадлежат «Газпрому») и 20,0% акций «Газпромнефти» (77,7% - у «Газпрома»). У Enel - 40,0% в «Северэнергии», 60,0% акций ОГК-5. Германская Е.Оn владеет 25,0% Южнорусского месторождения. Германия является основным партнером газопровода «Северный поток». Руководит проектом бывший канцлер Германии Герхард Шредер.

В 2006 году Великобритания отказалась продавать российскому газовому концерну самого крупного оптового и розничного поставщика газа Centrica. У французской Total - 25,0% в проекте освоения Штокмановского месторождения.

РФ в плане обмена активами дала гораздо больше иностранцам: они получили доступ к уникальному Южнорусскому месторождению газа, в то время как сами пока не предоставили равноценных активов. Но помимо месторождений иностранные инвесторы хотят получить свободный доступ к транспортной инфраструктуре «Газпрома». «Сургутнефтегаз» приобрел 21,2% акций венгерской компании MOL, управляющей газотранспортной системой трех стран: Венгрии, Словакии и Хорватии.

Над крупнейшим поставщиком газа на венгерский рынок компанией Emfesz (поставляет больше 2,0 млрд. куб. м газа, или примерно шестую часть от общего годового потребления) нависает угроза вытеснения с рынка. В Польше, куда Emfesz также продавал газ, замена Emfesz - вопрос времени. Другой поставщик - RosUkrEnergo - уже уступил свои позиции монополии (все это - последствия конфликта с Украиной, связанного с недопоставками газа в 2009 году).

Таким образом, в сделке «Сургутнефтегаза» больше всего заинтересован «Газпром»: ему нужен контроль над газораспределительными сетями Венгрии, Словакии и Хорватии для прокачки газа, который будет поступать по газопроводу «Южный поток».

У MOL есть мощности по транспортировке газа с заходом в Австрию. «Газпрому» эти мощности необходимы для того, чтобы выйти на розничный рынок. В Венгрии позиции «Газпрома» не так однозначны. В стране сменили премьера, и правительство пока не отдало предпочтение ни одному из двух газотранспортных проектов: ни «Южному потоку», ни «Набукко». А участвовать сразу в двух Венгрия не станет: невыгодно, они взаимоисключают друг друга. «Газпрому» ничего не остается, как увеличивать пакет акций в MOL через «Сургутнефтегаз» или другую компанию и довести его до контрольного.

Одновременно возникает вопрос по Польше. Станет ли эта замена «РосУкрЭнерго» началом дальнейшего проникновения «Газпрома» на польский рынок? Планы «Газпрома» по приобретению сети из 300 АЗС в Польше в 2007 году были встречены в штыки правительством Леха Качиньского. В случае объединения с сетью «ЛУКОЙЛа» (почти 100 станций) в Польше местные игроки могли потерять рынок сбыта нефтепродуктов.

Однако «ЛУКОЙЛ» уже приобрел розничный бизнес Conoco Phillips, включающий 376 автозаправочных станций в шести странах Европы, в том числе, и в Польше, что говорит о том, что покупать в этой стране предприятия российские игроки могут. Хотя и при определенных условиях: Conoco принадлежало на тот момент 20,0% «ЛУКОЙЛа».   


активность российских компаний на европейском рынке слияний и поглощений
В. Перов. Очередные у бассейна

Отрасль телекоммуникаций

Непросто попасть в Европе и на телекоммуникационный рынок. Государство контролирует этот сектор. Во Франции ему принадлежит 26,7% France Telecom, что позволяет властям назначать топ-менеджеров компании. В Австрии государство владеет 27,37% в Telekom Austria AG. В норвежском Telenor государственная доля составляет 53,97%, в немецком Deutsche Telekom AG - 32,0%. Австрия готова продать свою долю в Telekom Austria. Компания, помимо домашнего рынка работает в странах Восточной Европы, включая Болгарию, Хорватию, Словению и Чехию. Также Telekom Austria владеет 70,0% в белорусской «МЦС». Эксперты уже прокомментировали все выгоды от такого приобретения для АФК «Система» - это удобный плацдарм для освоения Восточной Европы и синергетический эффект и для МТС, сохраняющийся потенциал для роста как в сегменте традиционной телефонии, так и в новых услугах. Но существует и прямо противоположный взгляд.

Зачем российским игрокам идти на европейский телекоммуникационный рынок, где уровень развития мобильной и фиксированной связи выше, чем у нас, и доминируют крупные местные игроки. В самой АФК отрицают интерес к австрийской компании. Для второго национального оператора — «ВымпелКома», купившего две лицензии в Камбодже и Вьетнаме, более интересны растущие азиатские рынки, нежели Telekom Austria: спрос в Восточной Европе в значительной степени удовлетворен.

Стоит напомнить, что в 2006 году АФК «Система» не удалось получить часть телекоммуникационных активов Deutsche Telekom, в том числе, и в обмен на долю в МТС. Аналогичная ситуация была и с Telecom Italia, Magyar Telekom (Венгрия). У АФК «Система» гораздо более прочные позиции вне Европы. Так, у компании остается 54,0% Sistema Shyam Teleservices (SST) в Индии.

Еще 20% SST недавно досталось России в счет долгов индийского государства. Но российские игроки не могут не признать стабильность европейского рынка связи и его большие возможности по выходу из кризиса, чем у многих стран третьего мира. Поэтому сделки в Европе совершаться будут.

Первой такой ласточкой в кризис стала покупка Assets Industries Леонарда Блаватника шведской Nordisk Mobiletelefon (за $20,0 млн.). за контроль над монополистом фиксированной связи в свое время боролись все мировые телекоммуникационные концерны, включая британский Vodafon и испанскую Telefonica.

Российские Аltimo и «ВымпелКом» постараются не упустить этот актив. «Альфа-групп» через Altimo владеет 44.0% «ВымпелКома». У «Альфы» - 43,5% крупного киевского оператора «Киевстар». Но группе пришлось снизить долю  в сотовой компании Turkcell, которая также ведет операционную деятельность  в Украине – до 4,9% акций.

Покупка «Укртелекома» «Альфа-групп» создаст для нее желанную синергию и почти полный контроль над рынком связи Украины. У «Киевстар GSM» 46,9% абонентов. «Укртелеком» - монополист на рынке телефонной связи. Хотя именно это конкурентное преимущество затруднит поглощение. У пятой в Европе телекоммуникационной компании Telecom Italia - большие долги (37 млрд. евро) и планы по продаже части активов на сумму в 3,0 млрд. евро испанской Telefonica - 10,0% акций Telecom Italia.


Воздушные перевозки

«Аэрофлоту» в пятый раз не удалось купить 91,51% крупнейшего чешского авиаперевозчика Czech Airlines. Власти Чехии отказали российской авиакомпании в участии в тендере на приватизацию чешского авиаперевозчика Czech Airlines. Спецслужбы Чехии говорят, что они не понимают, кто владеет «Аэрофлотом». Кроме того, у них вызывает сомнение уровень безопасности полетов. «Национальная Резервная Корпорация» (НРК) Александра Лебедева - акционер «Аэрофлота» - взамен готова продать немецкую компанию Blue Wings (BW), где НРК также является акционером (49,0% акций). Blue Wings базируется в аэропорту Дюссельдорфа, осуществляет регулярные и чартерные рейсы в города Турции и Ближнего Востока.

В апреле полеты BW были отменены, так как германские власти лишили авиакомпанию лицензии на осуществление воздушных перевозок. Blue Wings не может рассматриваться как альтернатива Czech Airlines, прежде всего, по объемам перевозок. У многих компаний тяжелое финансовое положение, а «Аэрофлот» с его финансовыми ресурсами может себе это позволить. Что касается Czech Airlines, то компанию пока, возможно, и не собираются продавать. «Аэрофлот» - единственный претендент, способный предложить выгодные условия сделки чехам. Альтернативой Czech Airlines могли бы для «Аэрофлота» стать «Международные авиалинии Украины» (МАУ), второй по величине авиа­перевозчик в стране с необходимым для «Аэрофлота» европейским трафиком.

Поскольку власти Украины не в первый раз предпринимают попытки национализации авиаперевозчика, потенциальный покупатель может рассчитывать на значительные скидки. Кроме того, есть другие варианты.

В настоящее время под управлением «Аэрофлота» - 49,0% акций венгерского авиаперевозчика Malev. Собственником этих акций недавно стал ВЭБ. Когда ситуация стабилизируется, «Аэрофлот» мог бы приобрести этот пакет акций у ВЭБа. Также польская авиакомпания LOT испытывает в данный момент финансовые трудности и недавно заявляла, что может выбрать компанию «Аэрофлот» в качестве инвестора.    

Восточные направления остаются для LOT привлекательными, и компания хотела бы наладить отношения с Россией. 50,0% акций Malev остаются у Бориса Абрамовича и его партнеров. Но, скорее всего, в перспективе эти акции будут консолидированы «Аэрофлотом». «Аэрофлот» ранее пытался приобрести 39,9% итальянской Alitalia, 41,6% австрийской Austrian Airlines, контрольный пакет сербской JAT.

Российского инвестора не устроила цена оферты в случае с Alitalia (около 1 млрд.). JAT оказалась не такой привлекательной после ее изучения.

«Аэрофлот» устремился в Италию, в том числе, вслед за «Газпромом», которого интересуют активы Eni и Enel.


Аэрокосмический комплекс

Европейская аэрокосмическая корпорации EADS - компания, которую планирует контролировать РФ. России необходимы новейшие военные технологии для развития собственного ВПК.

EADS является материнской компанией Airbus, второй в мире по величине аэрокосмической компанией (после концерна Boeing) и вторым в Европе производителем вооружения и военной техники.

В 2006 году Внешторгбанк скупил более 5,0% акций этого концерна. У российского правительства были планы консолидировать до 20,0% акций. Такой пакет мог бы дать ему возможность реализовать сотрудничество EADS с российской аэрокосмической промышленностью и получить доступ к западным военным технологиям, которые имеются у EADS.

Франция и Германия - страны, владеющие самыми большими долями EADS, заблокировали планы Москвы, посчитав, что это повредит расширению бизнеса EADS в США. В 2008 году пакет акций был передан «Объединенной авиастроительной корпорации».

Интерес России к EADS вызвал в Германии антироссийские законодательные инициативы. Германия в конце 2008 года готовила законопроект, призванный остановить государственные инвестиционные фонды России, Китая и ближневосточных стран, стремящихся захватить стратегические отрасли германской экономики.


Металлургическая отрасль

Металлурги - рекордсмены по трансграничным М&А-сделкам последних лет.

«Евраз», «Северсталь», «Мечел» имеют чрезвычайно высокую долговую нагрузку, и их зарубежные активы убыточны. Долги от американского и европейского бизнеса «Северстали» перекрывают все его доходы. Помимо резкого падения цен на металлы, растущих издержек, металлургический сектор может быть перемещен за пределы ЕС в ближайшие 10 лет из-за претензий экологов.

В настоящее время из всех металлургических компаний еще не потеряли привлекательность золотодобывающие компании, при том, что цены на золото в кризисные последние 10 месяцев росли. Но в Европе таких активов уже нет. Англо-голландский концерн Corns, производитель стали № 2 в Европе и алюминия, на протяжении многих лет пытается избавиться от своего алюминиевого подразделения, но до сих пор все ограничивается переговорами. Самое время российским алюминиевым и ставым и стальным королям подумать о том, чтобы сделать предложение Corus. Но Evraz отказался это сделать еще в 2006 году, «РУСАЛ», с его экстремально высокой долговой нагрузкой, не может рассматриваться как кандидат, а «Северсталь» больше думает о продаже своих подразделений в Америке.

В мае Corus пришлось принять решение законсервировать фабрику по производству стальных конструкций в г. Тиссайд (Великобритания). НЛМК и ММК вполне могли бы претендовать на этот бизнес. 

У этих компаний имеются финансовые ресурсы, они наиболее устойчивы среди металлургов, но традиционно ориентируются на органический рост и мало покупают. НМЛК отказался от покупки John Maneely, хотя заплатил большие штрафы, потому что счел, что сделка невыгодна в кризис.


Автомобильная отрасль

В Британии с 18 мая 2009 года покупка новых автомобилей субсидируется на 2,0 тыс. фунтов стерлингов. Благодаря аналогичной программе в Германии, где премия составляет 2,5 тыс. евро, автопродажи выросли почти на 40,0%. Возможность покупки автопроизводителя Opel консорциумом ГАЗ, Magna и Сбербанка виделась минимальной.

Получив контроль над Opel и перенеся часть технологических процессов на местные площадки, Россия могла бы получить доступ к современным немецким технологиям автомобилестроения и, благодаря консорциуму, поднять конкурентоспособность отечественного автомобилестроения. Но группа «ГАЗ» ориентирована на производство коммерческого автотранспорта и строительно-дорожной техники. И в случае переноса производства на собственные мощности потребуются дополнительные капитальные вложения. Это является очень проблематичным из-за существующей долговой нагрузки компании в 45,01 млрд. рублей.

Предпосылок для роста совокупного спроса и, соответственно, роста продаж у ГАЗа на высококонкурентном рынке нет ни в ближне-, ни в среднесрочном периоде.


В заключение хотелось бы отметить, что Европа остается для России интересным рынком, в особенности для «Газпрома». Однако, очевидно, потребуются новое мышление и политическая гибкость. Так, чтобы реализовать проект «Северный поток», властям приходится выслушивать предложение недовольных соседей поделиться приграничными землями.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru