Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 45 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Российская Федерация в системе международных экономических отношений: проблемы развития национальной экономики

Ханахян Э.С.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации к странам СНГ

Больные места экономики России

«Латание дыр» и устойчивое развитие страны

Особые экономические зоны: опыт и перспективы


Стремительное развитие целого ряда стран в последние десятилетия, которое сопровождалось, с одной стороны, формированием двуполярной политической карты мира (США и КНР) и все большим ростом процессов глобализации локальных экономик, а с другой стороны, значительным падением доли российского валового внутреннего продукта в мировом валовом продукте и деградацией ряда наукоемких отраслей отечественной экономики, делают, на мой, быть может, субъективный взгляд, реальной угрозу пересмотра в ближайшие годы итогов Второй мировой войны и сложившегося после 1945 г. мирового порядка, гарантировавшего России, как преемнику СССР, статус великой державы, обладающей правом вето в Совете Безопасности ООН.

С моей точки зрения, подобные угрозы национальной безопасности России носят объективный и, что самое главное, неизбежный характер в силу определенных обстоятельств. Прежде всего, Российская Федерация, обладая, по оценке мировых аналитических центров, до 40% мировых природных ресурсов, заселена лишь чуть более 2% населения планеты, причем демографические процессы, протекающие в нашей стране с 1992 г., таковы, что наблюдается устойчивое сокращение численности населения примерно на 1 млн. человек год, которое лишь частично возмещается за счет миграционных процессов. Если в 90-е годы сокращение численности населения России компенсировалось за счет эмиграции этнических русских, украинцев и ряда других народов России с территории Казахстана, Прибалтики и стран Средней Азии (до 60%), что принципе, не нарушало сложившийся в стране культурный и этнический баланс, то, начиная с 2000 г., картина несколько изменилась. В миграционных потоках стали преобладать представители некоренных национальностей, зачастую даже не владеющие в необходимой степени русским языком (до 70%). В этом есть определенная опасность, которая заключается в том, что, начиная с 2008-2009 гг., значительную долю в миграционных потоках составляют даже не выходцы из республик бывшего СССР, а коренные граждане ряда зарубежных государств, прежде всего, Китайской Народной Республики. На сегодняшний день в мире насчитывается около 8 млрд. человек, каждый 4-ый из них - китаец.

Ближайшее десятилетие, по моему глубокому убеждению, на фоне острой ограниченности ресурсов и недавнего крайне бедственного экономического кризиса, вскроет ряд глобальных проблем (экономических, демографических социально-политических) перед странами, являющимися ближайшими соседями Российской Федерации. Прежде всего, крупнейшей проблемой для Китая выступит недостаточность его природных ресурсов для обеспечения поступательного развития экономики, которого он придерживается уже более двух десятилетий, сопровождаемая демографическим кризисом. В то же время, дряхлеющая экономика России, износ основных производственных фондов которой, по оценкам экспертов, составил порядка 80% (фактически производственными фондами в нашей стране выступают те мощности, которые остались в наследство со времен СССР), слабость транспортного сообщения между КНР и Российской Федерацией, коррумпированность и продажность российских чиновников, с одной стороны, создают идеальные условия для экономической экспансии КНР в нашу страну, а с другой - не дают возможности надлежащего и своевременного  обеспечения  сырьевыми  ресурсами  экономики Китая «мирным путем».

Поэтому положение Российской Федерации в роли своеобразного сырьевого придатка вскоре уже никак не будет устраивать КНР. Да и не только. В свое время бывший премьер-министр Великобритании, Маргарет Тэтчер (Железная леди) сказала про Россию, что для того, чтобы обслуживать «трубу», необходимо максимум 28 млн. человек, а не чуть более 140 млн., как сейчас. После осуществления миграционной экспансии путем переселения и получения гражданства несколькими миллионами китайцев, Китай, прежде всего, может ставить вопрос о предоставлении - для ряда областей Сибири и Дальнего Востока,  большинство населения которых будут составлять китайцы, - статуса национальных  автономий, а затем добиваться отделения данных территорий от России с последующим их присоединением к Китаю, но это весьма мягкий вариант.

Как еще один вариант, китайские власти могут путем стимулирования на Дальнем Востоке и в Сибири центробежных тенденций способствовать отсоединению богатых ресурсами регионов России и переходу их под юрисдикцию КНР. При условии качественного улучшения вооруженных сил Китая и обеспечения их новейшими образцами вооружений, а также деградации российского ВПК и демонтажа большей части объектов ядерного сдерживания РВСН, возможен и более жесткий вариант, связанный с отторжением части территории Российской Федерации путем прямого военного столкновения или демонстрации силы с китайской стороны.

Все это, на фоне обострившегося кризиса стран северной Африки, на мой взгляд, рано или поздно приведет к большим геополитическим переменам. В этой связи сохранение Российской Федерацией государственного суверенитета независимости возможно лишь при условии мобилизации усилий общества и государства на пути структурной модернизации российской экономики и качественного улучшения уровня жизни большинства ее граждан, причем в таких объемах, которые смогут обеспечить быстрый рост валового внутреннего продукта страны до показателей, сопоставимых с США и Европейским союзом, а также вывода уровня рождаемости населения на первые позиции среди других стран.


рф в системе международных экономических отношений
Кассиус Маркелас Кулидж. Собаки, играющие в покер

По мнению многих международных экспертов, для того, чтобы вывести отечественную экономику и в целом инфраструктуру страны на конкурентный уровень с ведущими государствами Европы и США, необходимы финансовые инвестиции в период до 2020 г. в размере более 6 трлн. долларов США. Структурная модернизация наукоемких отраслей экономики, реформа ЖКХ и социальной сферы потребует еще больших капиталовложений. Учитывая, что в ближайшем десятилетии бюджет России планируется в размере не более 2,5 триллиона долларов США, осуществить даже частичную «сырьевую» модернизацию экономики силами государственного бюджета, не меняя в корне систему управления экономикой страны, к сожалению, невозможно.

В то же время, подобную модернизацию необходимо осуществить в кратчайшие сроки (не более 10-12 лет) в силу ряда объективных факторов.

Темпы сокращения численности населения Российской Федерации таковы, что в стране через 10-12 лет будет проживать только 115-120 миллионов человек, а численность русского населения не превысит 65-67%. Существенно возрастет доля граждан страны, являющихся выходцами из Средней Азии и КНР. Ситуация будет усугубляться тем, что сократится количество экономически активного населения трудоспособного возраста (особенно количество квалифицированных рабочих, инженеров). Данное обстоятельство будет способствовать воспроизводству процессов деградации технологической составляющей российской экономики. Значительную опасность представляет и старение управленческих кадров, владеющих технологиями и практикой разработки и внедрения крупных и технически сложных производств (так как последние подобные проекты были реализованы еще в бытность СССР в 1980 -1985 гг.).

К 2020 г. большая часть из них либо выйдут на пенсию (даже младшее управленческое звено), либо их уже не будет в живых (при средней продолжительности жизни мужского населения 59 лет). Нынешнее поколение топ-менеджеров овладело лишь навыками варварской эксплуатации природных ресурсов и оставшейся советской технологической базы, однако, не обладает никаким опытом кризисного и инновационного развития производства в реальном секторе экономики. В целях обеспечения экономической безопасности страны необходимо значительно ограничить объемы трудовой миграции в Российскую Федерацию. Вопреки ведущейся более десятилетия со стороны средств массовой информации пропаганде относительно того, что в России стремительно сокращаются трудовые ресурсы, российские экономисты отмечают, что реальное сокращение числа лиц трудоспособного возраста в нашей стране произошло впервые только в 2009 г., да и то незначительно. В то же время, с 1991 г. в стране наблюдается устойчивое падение реального ВВП (в связи с чем, при сохранении уровня производительности труда, требуется не большее, а меньшее число работников).

Очевидно, что пропаганда трудовой миграции обусловлена лишь желанием привлечь относительно бесправные и дешевые трудовые ресурсы (так как работодателям это выгоднее, чем обеспечить достойный уровень оплаты и условий труда гражданам России). Приток мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья не только нарушает этнический и культурный баланс в регионах страны (особенно в столице), но и способствует вымыванию трудовыми мигрантами из страны на их историческую Родину десятков миллиардов долларов ежегодно, что естественно обескровливает российскую экономику вкупе с баснословным уровнем коррупции в стране.

На сегодняшний день наша страна располагает 150000 га пашни,  обрабатывается из которых всего лишь 18-20%, т.е. около 30000 га. Для сравнения: до революции Российская Империя была лидером по экспорту зерновых культур на мировом рынке, а сейчас в нашей стране - эмбарго на экспорт из-за риска возникновения острого дефицита зерновых на внутреннем рынке. Естественно, в случае разного рода природных катаклизмов, таких как, например, в Японии, отечественная экономика может впасть в глубокую стагнацию. Причем выход из кризиса для нашей страны будет очень затяжным, в силу отсутствия качественной экономической инфраструктуры, или же в целом уровня технологического развития страны. Мы, к сожалению, в отличие от той же Японии, не «высокотехнологично развитая» страна, а «развивающаяся».





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru