Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 45 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Учет затрат на строительство у фирмы-застройщика


Яковенко М.Е.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Особенности бухгалтерского и налогового учета у застройщиков, осуществляющих долевое строительство

Чет и нечет московской недвижимости


Строительство   объектов   осуществляется   в   соответствии   с   проектно-сметной документацией, среди которой центральное место занимает сводный сметный расчет. В нем указывают стоимость объекта капитального строительства с точки зрения технологической структуры капитальных вложений.


учет затрат на строительство - дворник отдающий квартиру барыне
В. Перов. Дворник, отдающий квартиру барыне

В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируют по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией. Учет расходов фирма-застройщик ведет по следующей структуре: расходы на строительные работы; работы по монтажу оборудования; приобретение оборудования, сданного в монтаж; приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса; прочие капитальные затраты.

Алитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» фирма ведет по объектам строительства, статьям затрат, в соответствии со структурой капитальных вложений. Строительная фирма может выступать как в роли застройщика, заказчика, так и в роли инвестора. Причем в каждом случае учет расходов на строительство организуется по разному. Затраты фирмы на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением, вводом в эксплуатацию и сдачей инвестору. Затраты учитывают в составе незавершенного строительства на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на субсчете «Строительство объектов основных средств» до их ввода в эксплуатацию и сдачи инвестору. При завершении строительства фирма определяет так называемую инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию объекта, который становится в процессе использования отдельной единицей основных средств. Поэтому при оформлении прав на выстроенный объект недвижимости его стоимость списывают бухгалтерской записью: дебет счета 01 «Основные средства»; кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если строительная фирма выступает в качестве инвестора и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведет на счете 20 «Основное производство». При этом по окончании строительства стоимость объекта списывают на счет 43 «Готовая продукция», а его реализацию отражают в общеустановленном порядке.

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным данным, отражают в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов, то есть на счете 97 «Расходы будущих периодов» и эти расходы подлежат отнесению на соответствующие источники средств в течение срока, к которому они относятся.

Пример. У фирмы возникли расходы по заключению договора еще до его подписания (фирма участвовала в тендере). Эти расходы можно отражать несколькими способами. Так, если данные затраты могут быть выделены и фирма уверена, что договор будет подписан, то их относят к расходам будущих периодов, отражая на счете 97 «Расходы будущих периодов».

После того, как контракт будет заключен, бухгалтер делает следующую запись: дебет счета 20 «Основное производство»; кредит счета 97 «Расходы будущих периодов». Эта запись означает списание расходов будущих периодов. Если же возникшие затраты нельзя конкретно выделить, то их учитывают как расходы «на борьбу за контракт» в том отчетном периоде, в котором они возникли, и отражают в составе текущих расходов на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При ведении строительства нескольких объектов на фирме организуют раздельный учет с помощью аналитических счетов. В этом случае к каждому счету, где это необходимо, открывают аналитические счета с номерами 1, 2, 3. Их называют аналогично строящемуся объекту. С распределением прямых расходов между разными объектами особых трудностей не возникает, так как к прямым расходам относят затраты, непосредственно участвующие в производственном процессе. Это - материальные ценности, расходы на оплату труда работников основного производства, включая начисления на суммы оплаты труда, амортизационные отчисления по основным средствам производственного назначения и др. С накладными расходами сложнее, ведь они осуществляются для нужд управления фирмы в целом и их необходимо распределить между разными объектами строительства, а иногда и договорами.

В учетной политике строительной фирмы утверждают способ распределения накладных расходов по объектам учета. Чаще всего, суть этого способа заключается в распределении пропорционально прямым затратам. Распределение расходов между объектами схематично представлено на рисунке 1.


учет затрат на строительство - схема распределения косвенных расходов
Рис 1. Учет затрат на строительство. Схема распределения косвенных расходов

Косвенные расходы сначала распределяют между видами деятельности: подрядной и деятельностью заказчика-застройщика. На этом этапе расходы распределяют пропорционально договорной стоимости подрядных работ и сметному лимиту на содержание заказчика-застройщика. Затем расходы, которые отнесены к разным видам деятельности, распределяют между строящимися объектами, пропорционально прямым затратам.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru