Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 45 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Французский опыт профессиональной подготовки государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления

French Experience of the Professional Preparation of Civil Servants and Local Officials

Бабинова Елена,
главный консультант Национального Института
стратегических исследований Украины при Президенте Украины,
кандидат наук государственного управления


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Европейский опыт местного и регионального управления

Актуальные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации

Местное самоуправление в России. Законодательство, действительность и пути развития

К вопросу о местном и региональном самоуправлении в Украине


Данная статья была подготовлена при организационной и финансовой поддержке Фонда «Дом Науки Человека» в рамках программы Дидро, а также при научной и организационной поддержке Школы Национальной Администрации и Национального Института Территориальных Исследований (Франция)

This article was prepared by organizational and financial support of the Foundation “House of the Sciences of Man” (La Fondation Maison des sciences de l'homme (FMSH)) in the framework of a postdoctoral programme Diderot and scientific and organisational support of the National School of Administration (Ecole nationale d'administration - ENA) and National Institute of Territorial Studies (Institut national des etudes territoriales - INET) (France)

Франция имеет значительный опыт в эффективной профессиональной подготовке государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления. Опыт данной страны в этой сфере может быть достаточно полезным для многих стран постсоветского пространства.

Профессиональная подготовка государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления во Франции четко разделена. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих осуществляет Школа национальной администрации Франции (Ecole nationale d'administration - ENA), а подготовкой управленческих кадров местного уровня занимается Национальный институт территориальных исследований (Institut national des etudes territoriales - INET).

Демократизация доступа к государственной службе, в том числе и на высших руководящих должностях, а также повышение профессионализма и качества подготовки высших руководящих кадров является фундаментальным принципом деятельности Школы национальной администрации Франции, которая была создана в 1945 году по инициативе Шарля де Голля. Исходя из этих принципов, основным заданием Школы является подготовка высших руководящих кадров государственной службы на основе таких принципов как ответственность, нейтралитет и качество исполнения. Школа разделяет подготовку специалистов по двум основным направлениям: экспертиза и публичное управление [5].

Подготовка экспертов осуществляется во всех сферах государственной службы, таких как право, публичные финансы, экономика, европейские и международные вопросы, управления региональным развитием и электронное управление.

Публичный менеджмент включает проектный и командный менеджмент, мониторинг и оценку коллективного исполнения, управление человеческими ресурсами и кадровый менеджмент в условиях постоянных изменений во внешней и внутренней среде.

Как отмечается в уставных документах Школы, ее основная миссия:

  • подготовка высших руководящих кадров государственной службы, как французов, так и иностранцев;
  • переподготовка кадров или повышение их квалификации;
  • международные отношения в сфере управления и государственного управления;
  • тренинги по европейским вопросам и подготовка специалистов к конкурсам на работу в международные институты [2].

На современном этапе деятельность Школы национальной администрации Франции базируется на новом Декрете от 23 февраля 2010 года «О миссии, управлении и работе дирекции Школы национальной администрации», который дополнил уже существующие нормативные акты относительно функционирования Школы и более четко определил ее структуру, основные задачи и управленческую структуру [1].

ENA имеет 5 основных подразделений, управляемых ее директором:

  • Дирекция по подготовке государственных служащих;
  • Дирекция стажировок;
  • Дирекция по международным отношениям;
  • Дирекция по европейским вопросам;
  • Генеральный Секретариат.

Сейчас в Школе работает около 220 человек. Это ее полный состав, включающий администрацию, преподавателей, техническую службу и службу поддержки и обеспечения работы ENA. Но это основной состав. В то же время ENA ежегодно приглашает около 1000 преподавателей со всего мира для проведения семинаров, круглых столов и лекций.

ENA имеет несколько научных центров, а также свои представительства по всей стране, в наиболее крупных городах. Два основных города, где расположены центры Школы и ее дирекция - это Париж и Страсбург. В Париже деятельность Школы направлена на международную деятельность, международные отношения, а также на краткосрочные научные и учебные циклы, как национальные, так и международные (от 2 недель до 2 месяцев). В Страсбурге осуществляется более длительная подготовка (от 6 месяцев до двух лет). Там также находится несколько основных научных центров Школы и ее руководство.

Международные циклы ENA осуществляются при поддержке посольств Франции в разных странах, занимающихся отбором участников и финансированием их обучения. На сегодняшний день, по данным ENA, в Школе прошло подготовку на международных циклах более 3000 государственных служащих из разных стран мира. Школа предлагает разнообразные программы для иностранных студентов. Базовым принципом международных циклов ENA является обмен опытом и мнениями между студентами разных стран [3].

В ENA также создана собственная база квалифицированных экспертов, которых насчитывается более 2000. Среди них дипломаты, члены национального Государственного Совета, префекты, государственные служащие, которые занимают высшие руководящие должности и имеют значительный опыт управления, а также профессора университетов, государственные советники по различным вопросам государственного управления и деятельности правительства, иностранные государственные служащие, преподаватели и советники разных уровней и направлений.

ENA также осуществляет активную деятельность по международной кооперации. Ежегодно Школа приглашает делегации из-за рубежа, организует образовательные и научные визиты, направляет свои экспертов в соответствующие учебные заведения в других странах для технической помощи таким учреждениям по административной модернизации, оценки потребностей правительств разных стран, осуществляет педагогические консультирование при разработке в данных учебных заведениях новейших образовательных программ для государственных служащих, помогает в разработке соответствующих методических рекомендаций и инструкций, проводит различные семинары, предлагает и помогает осуществлять стажировку в органах государственной власти и местного самоуправления Франции. Эти программы поддерживаются посольствами Франции, а также разнообразными программами международного развития.

Приведем далее некоторые цифры.


Цикл начальной подготовки

Студенты-французы

Студенты-иностранцы

2003-2005 (Romain Gary)

119

47

2004-2006 (Simone Veil)

101

39

2005-2007 (Republique)

90

18

2006-2008 (Aristide Briand)

81

18

2007-2009 (Willy Brandt)

91

35

2008-2010 (Emile Zola)

81

39

2009-2011 (Robert Badinter)

81

25

2010-2011 (Jean-Jacques Rousseau)

79

31

Профессиональная подготовка государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления во Франции.
Таблица 1. Количество студентов по годам в рамках различных программ, которые предлагает ENA [2]

Циклы начальной подготовки

Внешний конкурс

Внутренний конкурс

3-й этап конкурса

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

2003-2005 (Romain Gary)

40

21

30

16

5

6

2004-2006 (Simone Veil)

37

13

29

13

7

2

2005-2007 (Republique)

34

10

26

11

9

0

2006-2008 (Aristide Briand)

26

17

15

15

5

3

2007-2009 (Willy Brandt)

34

12

25

12

5

3

2008-2010 (Emile Zola)

24

17

21

11

7

1

2009-2011 (Robert Badinter)

25

15

20

13

6

2

2010-2011 (Jean-Jacques Rousseau)

25

15

20

11

6

2

Профессиональная подготовка государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления во Франции.
Таблица 2. Соотношение мужчин и женщин среди слушателей ENA

В 2010 году количество лиц, которые записались на конкурсы ENA, составило 1493 человека. Количество мест - 80.


Конкурсы

Записалось

Кол-во участников на 1 тесте

Кол-во участников на 2 тесте

Кол-во мест

внешний

924

579

553

40

внутренний

400

268

260

32

третий тур

169

101

99

8

В целом

1493

948

912

80

Профессиональная подготовка государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления во Франции.
Таблица 3. Количество участников конкурсов и количество мест в ENA в 2010 году

Приведенные выше данные относятся к профессиональной подготовке именно государственных служащих. Должностных лиц местного самоуправления, как было указано выше, готовит Национальный институт территориальных исследований (Institut national des etudes territoriales - INET). Его основная задача - подготовка кадров крупных по размерам территориальных общин (городов с населением более 40000 человек) [4].

INET находится в структуре Национального Центра территориального публичного функционирования (Centre national de la fonction publique territoriale - CNFPT), основным назначением которого является подготовка «функционеров и территориальных агентов», т.е. должностных лиц местного самоуправления и руководителей различных сфер на местном и региональном уровне.

INET был создан вышеназванным Центром, а также французским Национальным Центром местного и регионального развития, как тренинговый научный центр для руководящего состава местных и региональных органов власти.

Тренинги в INET происходят в 4-х основных областях:

Административная - руководители местных и региональных органов власти, директора департаментов;

Культура - директора культурно-образовательных учреждений, подпадающих под юрисдикцию местных властей, начальники департаментов по культуре, директора музеев, библиотек и т.д.;

Техническая сфера - технические директора, руководители департаментов, сферой деятельности которых является транспорт, строительство, территориальное планирование и т.д.:

Здравоохранение - руководители местных больниц, аптек и т.д.

Сфера деятельности INET в структуре CNFPT - стратегический менеджмент территориального развития. INET является не только образовательным учреждением, но и полигоном обмена опытом, инновациями и наработками между руководителями территориальных общин, руководителями местных предприятий и организаций различных сфер деятельности.

Вопросы местного и регионального развития широко обсуждаются и на национальных территориальных слушаниях, которые организуются Институтом и проводятся ежегодно в Страсбурге. Они называются «Территориальные слушания Страсбурга» (Entretiens Territoriaux de Strasbourg) и происходят, как правило, в течение 3 дней. В данном мероприятии принимают участие более 1500 представителей территориальных общин Франции, которые в течение нескольких дней обмениваются мнениями, идеями, наработками и проблемами, а также их решениями в своих городах, благодаря организованным Институтом семинарам, тренингам, круглым столам, проходящих в данный период.

Тематика данных слушаний каждый год варьируется в зависимости от тех проблем, которые стоят перед территориальными общинами в данный период. Так, 2010 год ознаменовался во Франции повышенным интересом общества и ученых к проблемам качества местных услуг, которые предоставляются населению органами местной власти. Практически во всех ведущих высших учебных заведениях были проведены общенациональные дебаты и обсуждения перспектив. Темой территориальных слушаний Страсбурга, в этой связи, также стало дальнейшее улучшение качества местных общественных услуг. Тема слушаний 2010 года: «Территориальная реформа и ее последствия для местных общественных услуг?» (Reformes territoriales: quelles consequences pour les services publics locaux?).

Как образовательное учреждение, INET работает в тесной взаимосвязи с Национальной школой территориальных кадров и с другими учебными заведениями данного направления, находящимися в системе колледжей публичной службы, которых насчитывается во Франции около сорока.

Тренинговые программы Института начального уровня открыты практически для всех представителей местного самоуправления. Они осуществляются в течение 18 месяцев и проводятся как для групп, так и для отдельных лиц.

Специальные отдельные программы разрабатываются для тех управленцев, которые только недавно получили свои должности или для тех, кто получил новую должность в результате повышения или продвижения по службе. Система обучения в Институте также четко разделяет высшие руководящие должности и должности низшего уровня. Среди основных дисциплин - территориальный менеджмент, специально разработанный курс для старших менеджеров, а также курс для вновь назначенных руководителей.

Национальный институт территориальных исследований (INET) также работает в тесной взаимосвязи с Национальной школой администрации (ENA), совместно проводя различные мероприятия, в том числе и семинары для своих студентов, где обсуждаются важнейшие вопросы территориального развития страны.



Литература

  1. Декрет правительства Франции № 2010-167 от 23.02.2010 «О Миссии, управлении и работе дирекции Школы национальной администрации». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.doс;

  2. Ежегодный отчет ENA. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.ena.fr/ index.php?/fr/institution/Rapport-annuel

  3. Международные циклы ENA. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.ena.fr/index.php?/En/formation/international-cycles

  4. Национальный институт территориальных исследований Франции. [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.inet.cnfpt.fr/fr/connaitre

  5. Национальная Школа Администрации Франции (Ecole nationale d administration – ENA). Официальный сайт. Режим доступа http://www.ena.fr




Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru