Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам № 45 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

московский экономико-правовой институт - мэпи



ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА
проектов приказов Минрегиона России «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» и «Об утверждении методических рекомендаций о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка»


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

О проблемах применения новой формы градостроительного плана земельного участка

Земельный вопрос - право частной собственности на землю в РФ

Приведение градостроительной документации к Системе требований: задачи, проблемы, особенности

Основания прекращения прав на землю


Эксперт:

Семенченко Екатерина Александровна (руководитель группы развития нормативного правового и методического обеспечения проектов информационно-аналитических систем управления градостроительным развитием территорий ООО «Институт территориального планирования «Град»).

Предмет экспертизы:

- проект приказа Минрегиона России «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» (вместе с проектом формы градостроительного плана земельного участка); [1]

- проект приказа Минрегиона России «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка» (вместе с проектом Методических рекомендаций о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка). [2]

Метод экспертизы: анализ норм проектов приказов и приложений, системный анализ норм действующего законодательства РФ и норм проектов приказов и приложений.

Задача экспертизы: определить степень соответствия проектов приказов и приложений действующему законодательству РФ и правилам юридической техники, оценить регулирующее воздействие проектов приказов.

Правовые акты, привлеченные для проведения экспертизы:

Конституция РФ;

Градостроительный кодекс РФ;

Земельный кодекс РФ;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования»;

Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка»;

Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 517 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840»;

Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2010 № 982-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности»;

Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».




Заключение правовой экспертизы

1. Основание и цели подготовки проектов приказов

Положениями проекта приказа установлено, что проект приказа подготовлен в целях приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 20.032011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 517 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 28, ст. 4212) и в целях организации работы по предоставлению градостроительных планов земельных участков.

Данные цели представляются некорректно сформулированными.

Так, утверждение соответствующего приказа предусмотрено пунктом 5 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.06.2010 № 982-р (далее — План мероприятий).

Согласно указанному пункту Плана мероприятий, приказ об утверждении новой формы градостроительного плана земельного участка должен быть издан Минрегионом России в течение 30 дней со дня официального опубликования федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» (далее — ФЗ № 41-ФЗ) был принят и официально опубликован, что наделяет Минрегион России соответствующими полномочиями по изданию приказа.

Однако, изменения, внесенные ФЗ № 41-ФЗ, практически не коснулись состава и содержания документации по планировке территории, отдельные нормы проекта приказа вступают в противоречие с действующей редакцией Градостроительного кодекса РФ.

Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, одновременно с подготовкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Таким образом, издание приказа должно предваряться подготовкой и утверждением законопроекта о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части изменения состава информации, указываемой на градостроительном плане земельного участка, изменения иных требований (при необходимости).

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 517 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 28, ст. 4212) не предусматривает подготовку каких-либо правых актов и не было зарегистрировано в Минюсте России, что дает все основания для его отмены в установленном порядке.

Вышеизложенное в полной мере относится и к целям подготовки проекта приказа об утверждении методических рекомендаций.

Отмечу, что в соответствии с планом работы рабочей группы по стратегическому и территориальному планированию Общественного Совета при Минрегионе России в настоящее время идет подготовка методических рекомендаций по разработке документации по планировке территорий (проекты планировки и межевания, градостроительные планы земельных участков) для различных градостроительных ситуаций и условий, а также предложений для внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ (законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности»). Ответственными за подготовку рекомендаций являются члены Общественного Совета А.Н. Береговских и В.Э. Лявданский. В целях получения лучшего результата, на сайте ГИС-Ассоциация организовано обсуждение концептуальных предложений [3], подготовленных А.Н. Береговских, руководителем Комитета ГИС-Ассоциации по территориальному управлению и градоустройству и одобренных на заседании рабочей группы Минрегиона России 29.07.2011 года.

Считаю целесообразным учесть соответствующие изменения в нормах подготавливаемого законопроекта, обеспечить его утверждение, а затем издать приказы, регламентирующие требования к форме градостроительного плана земельного участка, методическим рекомендациям по его подготовке. На период до утверждения соответствующего законопроекта предлагаю признать утратившим силу Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» (Российская газета, 2011 № 122; зарегистрирован в Минюсте России от 24.05.2011 № 20838), отменить Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 517 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840» (Собрание законодательства РФ, 2011, № 28, ст. 4212, не зарегистрировано в Минюсте России).

В дальнейшем при подготовке проекта приказа Минрегиона России «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» в проект приказа следует включить норму о необходимости подготовки методических рекомендаций о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, определить орган, ответственный за их подготовку. Такая норма содержалась в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2005 № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка». Настоящим проектом приказа подготовка методических рекомендаций не предусмотрена. При этом фактически проект соответствующих рекомендаций подготовлен и представлен на экспертизу на официальном сайте Минрегиона России в сети Интернет.

Кроме того, проект приказа не содержит указания на необходимость приведения утвержденных градостроительных планов земельных участков в соответствие с новой формой. Учитывая риск неоднородного правоприменения, представляется целесообразным установить, что градостроительные планы земельных участков, утвержденные до вступления в силу проекта приказа, не подлежат приведению в соответствие с новой формой.


2. Содержание проектов приказов

Заключение в указанной части представляет последовательный анализ предлагаемой формы градостроительного плана земельного участка и оценку ее положений, дополняемые рекомендациями (при наличии). При необходимости осуществляется анализ и оценка положений предлагаемых методических рекомендаций о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка в соответствующей части.

2.1 Общие сведения градостроительного плана земельного участка и порядок их заполнения.

2.1.1. В предлагаемой форме увеличено количество ячеек для заполнения номера градостроительного плана земельного участка (ранее равнялось 14), что позволяет снять ограничение (9 999) порядкового номера градостроительного плана земельного участка.

Считаю целесообразным включить в соответствующую часть методических рекомендаций следующие положения (или одно из них):

1) «Количество ячеек структуры номера градостроительного плана земельного участка может изменяться с учетом величины порядкового номера утвержденного градостроительного плана земельного участка»;

2) «Нумерация градостроительных планов земельных участков осуществляется ежегодно, формат порядкового номера земельного участка включает в себя указание на год, котором осуществлено присвоение соответствующего порядкового номера градостроительному плану земельного участка».


2.1.2. В проекте методических рекомендаций указано, что при размещении линейных объектов на лесных участках в составе земель лесного фонда строка «кадастровый номер земельного участка» не заполняется  до 1 января 2012 года (часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Данное положение противоречит ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, в которой установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков в отношении линейных объектов не осуществляется.


2.1.3. Проектами приказов однозначно определяются требования к земельному участку, в отношении которого осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка — он должен состоять на кадастровом учете.

Так, проектом методических рекомендаций установлено следующее. «В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Федерального закона от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом № 221-ФЗ (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса)».

Таким образом, работы по подготовке градостроительного плана земельного участка (не состоящего на кадастровом учете, или сведения о границах которого отсутствуют) предваряются проведением кадастровых работ.

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков, подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.

Следовательно, при подготовке проектов межевания территорий может иметь место подготовка градостроительных планов земельных участков, не состоящих на кадастровом учете, или сведения о границах которых отсутствуют. Соответственно, подготовка проекта межевания потребует проведения кадастровых работ и постановки земельных участков на кадастровый учет или внесения сведений о границах соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости.

Данное требование существенно усложнит процесс подготовки проектов межевания территории и приведет к неизбежному увеличению финансовых издержек, потребует обязательного участия кадастровых инженеров при подготовке проектов межевания.

Считаю целесообразным дополнить проект методических рекомендаций указанием на то, что порядок действий в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, распространяется только на случаи когда физическое или юридическое лицо обращается с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в порядке, установленном ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.


2.1.4. Проект методических рекомендаций устанавливает, что в строке «Площадь земельного участка» указываются:

сведения о площади земельного участка, определенной с учетом предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, максимального процента застройки в границах земельного участка (статья 38 Градостроительного кодекса РФ), установленных в соответствии с требованиями Федерального закона № 221-ФЗ, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 221 – ФЗ).

При этом площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с ч. 8 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Данные требования следует учитывать при формировании границ земельного участка, а не при указании сведений о площади земельного участка, состоящего на кадастровом учете.


2.1.5. При «Описании возможного местоположения проектируемого объекта на земельном участке» в проекте методических рекомендаций следует указать информацию, которая вносится в соответствующую графу при отсутствии планировочных ограничений по размещению объекта капитального строительства. Например, «ограничения отсутствуют».


2.1.6. Рекомендации по заполнению граф «Представлен» и «Утвержден» не учитывают случаи подготовки градостроительного плана земельного участка, когда физическое или юридическое лицо обращается с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в порядке, установленном ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.


2.2. Раздел 1. Чертеж градостроительного плана земельного участка и порядок его заполнения.

2.2.1. В проекте формы градостроительного плана содержится пояснение, что на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются:

- схема расположения земельного участка в окружении смежных земельных участков (ситуационный план); [2, 4]

- границы земельного участка; [2, 3, 4]

- красные линии; [2, 3, 4]

- обозначение существующих (на дату предоставления документа объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства) и их номера по порядку, расположенных на земельном участке, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту; [2, 4]

- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; [2, 4]

- границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которой принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); [2, 3, 4]

- места допустимого размещения объекта капитального строительства; [2, 4]

- информация об ограничениях в использовании земельного участка; [2, 4]

- границы зон действия публичных сервитутов (при наличии). [2, 3, 4]

Часть указанных требований противоречит ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающей требования к составу информации, указываемой в градостроительном плане земельного участка.

Так ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ не предусматривает указание на градостроительном плане земельного участка следующей информации:

- схема расположения земельного участка в окружении смежных земельных участков (ситуационный план);

- красные линии;

- обозначение существующих (на дату предоставления документа объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства) и их номера по порядку, расположенных на земельном участке, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;

- информация об ограничениях в использовании земельного участка.


2.2.2. Ряд замечаний, сформулированных по результатам оценки регулирующего воздействия Приказа Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» Минэкономразвития России, актуальны для настоящего проекта приказа:

1) Представляется неопределенным требование по отображению на чертеже градостроительного плана земельного участка схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков, в связи с тем, что термин «смежно-расположенные земельные участки» в российском законодательстве отсутствует, в проекте методических рекомендаций следует дать определение указанному понятию.

2) Проектом приказа закрепляется необходимость отражения на чертеже градостроительного плана земельного участка существующих объектов капитального строительства, в том числе, не соответствующих градостроительному регламенту. Выполнение данного требования, очевидно, значительно усложнит подготовку градостроительного плана земельного участка, так как порядок определения объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительному регламенту, не установлен. Не ясно, кем и в рамках каких процедур будет осуществляться выявление таких объектов.


2.2.3. Проект методических рекомендаций в отношении красных линий поясняет следующее:

1) Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки;

2) Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин. Земельные участки в границах красных линий, которые обозначают границы публичных земель, не предоставляются для строительства;

3) В то же время красные линии, обозначающие существующее местоположение линейных объектов, вблизи которых осуществление строительства является опасным, не сами по себе ограничивают строительство, а определяют требования к градостроительному плану, в соответствии с которым выдается разрешение на строительство или принимается решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линиилинии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ устанавливает следующий режим земельных участков общего пользования: граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать смешение понятий «публичные земли», «территория общего пользования», «земельные участки общего пользования». Следует различать понятия права собственности (а точнее, отсутствие конкретного собственника физического или юридического лица) и права свободного пользования не закрытыми для общего доступа земельными участками.

Действительно, красными линиями не запрещается или ограничивается застройка земельных участков, однако и органы власти, и землепользователи зачастую сталкиваются с ситуацией, когда красная линия проходит по земельному участку, предоставленному в собственность или в пользование конкретному лицу. Между тем, ст. 49 Земельного кодекса РФ не относит к основаниям изъятия земельного участка отнесение участка (части земельного участка) к территории общего пользования.

Данный аспект следует учесть при подготовке законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности». В противном случае ценность красных линий как инструментов градостроительного регулирования приравнивается к нулю.


2.2.4. В части информации об ограничениях в использовании земельного участка проект методических рекомендаций поясняет следующее: «в части информации об ограничениях в использовании земельного участка указывается (при наличии) в целях установления зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации), руководствуясь требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (иное) и создания координатной и актуальной информации об ограничениях в использовании земельного участка, подлежащих обязательному соблюдению в процессе градостроительного проектирования, осуществления градостроительной деятельности и регулирования земельных отношений путем установления границ территорий, в пределах которых действуют особые режимы и правила их использования в соответствии с нормативными требованиями.

При этом не указано, идет ли речь об отображении утвержденных в установленном порядке границ зон с особыми условиями использования территорий или их установлении в соответствии с нормативными требованиями.

Вышеизложенное дает все основания для выбора второго варианта.

Следует дать необходимые пояснения в этой части, учесть данный подход при определении требований к содержанию документации по планировке территории в законопроекте «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности».


2.2.5. В проекте методических рекомендаций указано, что «чертеж градостроительного плана земельного участка выполняется на топографической, созданной на  основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального/регионального законодательства». [4]

Данные положения детализируются далее по тексту проекта методических рекомендаций.

Так, в строке «Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан на топографической основе, выполненной» указываются:

- дата выполнения и наименование кадастрового инженера, выполнившего топографическую съемку, где сведения о кадастровом инженере составляют:

- фамилия, имя, отчество кадастрового инженера, № квалификационного аттестата кадастрового инженера;

- сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица.

В строке «Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан» указываются:

- дата разработки чертежа градостроительного плана земельного участка, наименование организации, выполнившей чертеж градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровой деятельностью является выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (межевой план, технический план). Таким образом, кадастровый инженер осуществляет картографические работы только в рамках деятельности по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (межевой план, технический план).

Федеральный закон от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» не предъявляет специальных требований к лицам, выполняющим картографические работы специального (отраслевого) назначения: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах. Картографическая деятельность по выполнению картографических работ федерального назначения (создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов; топографический мониторинг) согласно пп. 43 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (пп. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») подлежит лицензированию.

Иных требований к выполнению топографических работ, в том числе с участием кадастровых инженеров, законодательство не предусматривает.

Требования к формированию чертежа градостроительного плана определенным лицом также не установлены.

В связи с этим, указание кадастрового инженера в качестве лица, подготовившего топографическую основу, представляется необоснованным и противоречащим требованиям законодательства.

В соответствующих пунктах следует указывать лиц, фактически осуществивших подготовку топографической основы, чертежа градостроительного плана земельного участка.

Кроме того, указание наименования организации, выполнившей чертеж градостроительного плана земельного участка, дает все основания предполагать, что соответствующий чертеж не подготавливается органом местного самоуправления.

При этом, в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы государственной власти и местного самоуправления могут самостоятельно осуществлять подготовку документации по планировке территории, согласно ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ подготовку градостроительного плана земельного участка по обращению физического или юридического лица осуществляет орган местного самоуправления.

Закрепление данной информации в форме градостроительного плана земельного участка повлечет за собой:

1) необходимость подготовки чертежа градостроительного плана земельного участка на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, что не так сложно при подготовке документации по планировке территории, но весьма обременительно при подготовке градостроительного плана земельного участка по обращению физического или юридического лица;

2) возложение бремени подготовки чертежа градостроительного плана земельного участка на физическое или юридическое лицо, обратившееся за выдачей градостроительного плана земельного участка в порядке, установленном ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, что полностью противоречит идеологии концепции снижения административных барьеров, утвержденной на федеральном уровне.

Второе из указанных следствий имеет место на практике уже сейчас, поскольку федеральное законодательство, устанавливая обязанность органа местного самоуправления подготовить и выдать градостроительный план земельного участка по обращению физического или юридического лица, не определило ни перечень документов, предоставляемых заявителем, ни основания отказа, ни требования к участку (существующий или формируемый), ни даже орган, ответственный за их определение.

Отмечу, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка по обращению физического или юридического лица отсутствует в перечнях вопросов местного значения, утвержденных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что представляет весьма сомнительным правомерность регулирования данных вопросов на муниципальном уровне.


2.2.6. Информация, указываемая на чертеже градостроительного плана земельного участка, разделяется по параметрам:

1)заполняется на земельные участки, на которые действие градостроительного регламента распространяется;

2)заполняется на земельный участок, на который градостроительный регламент не устанавливается;

3)заполняется на земельный участок, на который градостроительный регламент не распространяется.

Например, на чертеже градостроительного плана земельного участка, на который градостроительный регламент не устанавливается, не отображается информация:

- обозначение существующих (на дату предоставления документа объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства) и их номера по порядку, расположенных на земельном участке, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;

- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;

- места допустимого размещения объекта капитального строительства;

- информация об ограничениях в использовании земельного участка.

Согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

В большинстве своем назначение указанных земель не предполагает размещение объектов капитального строительства и связанных с их размещением зон с особыми условиями использования территорий, однако это не значит, что их вообще не может быть на указанных территориях.

Например, на землях водного фонда, согласно ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса РФ, могут располагаться гидротехнические сооружения, на землях особо охраняемых природных территорий, с учетом установленных ограничений, может осуществляться хозяйственная деятельность.

Типы особых экономических зон (промышленно-производственные особые экономические зоны, технико-внедренческие особые экономические зоны, туристско-рекреационные особые экономические зоны, портовые особые экономические зоны), установленные Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» не только не исключают, но даже предполагают размещение на земельных участках, расположенных в границах особых экономических зон, объектов капитального строительства и связанных с их размещением зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, определение состава информации, указываемой на чертеже градостроительного плана земельного участка, согласно вышеуказанным параметрам представляется некорректным.

Состав информации, указываемой на чертеже градостроительного плана земельного участка, а, возможно и виды форм градостроительного плана земельного участка, следует устанавливать в зависимости от типа территории [5]:

  1. застроенная;
  2. незастроенная и подлежащая застройке;
  3. застроенная и подлежащая градостроительному преобразованию;
  4. общего пользования;
  5. незастраиваемая;
  6. и др.


2.3. Раздел 2. Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства и порядок его заполнения.

2.3.1. Согласно проекту методических рекомендаций, в строке «Наименование представительного органа местного самоуправления, реквизиты акта об утверждении правил землепользования и застройки» указывается наименование представительного органа местного самоуправления, утвердившего правила землепользования и застройки и реквизиты акта об утверждении правил землепользования и застройки.

При этом в примечании к проекту формы градостроительного плана земельного участка указано, что «При отсутствии правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года заполняется на основании документации по планировке территории».

Однако форма не содержит пункта, где отражались бы сведения о наличии утвержденной документации по планировке территории, в пределах которой расположен земельный участок.Представляется целесообразным отражать указанную информацию в данном разделе.

Кроме того, данный раздел заполняется не только на земельные участки, на которые действие градостроительного регламента распространяется, но и на земельный участок, на который градостроительный регламент не устанавливается, на земельный участок, на который градостроительный регламент не распространяется.

Проект методических рекомендаций не содержит указания на источники такой информации, органы, уполномоченные на определение разрешенного использования земельного участка, при отсутствии документации по планировке территории или в случае если градостроительный план подготавливается на земельный участок, на который градостроительный регламент не устанавливается, на земельный участок, на который градостроительный регламент не распространяется.


2.3.2. В проекте методических рекомендаций следует пояснить, что подразумевается под «функциональным назначением объекта капитального строительства» и какой документ является источником такой информации.


2.3.3. Считаю некорректным определение в проекте методических рекомендаций площади объекта капитального строительства как площади застройки земельного участка в гектарах, поскольку данная информация относится к конкретному объекту капитального строительства, расположенному на земельном участке.

Площадь объекта капитального строительства представляет собой площадь земельного участка, на которой расположен объект капитального строительства и определяется как площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ объекта капитального строительства на горизонтальную плоскость.



2.4. Раздел 5. Информация о разделении земельного участка и порядок его заполнения.

Снижена информативность градостроительного плана земельного участка в данной части, поскольку требуется указать лишь наименование и реквизиты документа, определяющего возможность или невозможность разделения земельного участка.

При этом отсутствуют графа для написания, возможность подчеркнуть выбранный вариант и другие указания на то, может ли участок быть разделен.



С учетом вышеизложенного, заключение правовой экспертизы резюмируется следующими положениями:

1. Проекты приказов необходимо привести в соответствие с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, в части подготовки предложений об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

2. Отдельные положения проектов приказов противоречат законодательству РФ.

3. Отдельные положения проектов приказов содержат термины и понятия, значение которых не определено законодательством РФ.

4. Требования к чертежу градостроительного плана земельного участка, установленные проектами приказов, вводят избыточные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и муниципальных бюджетов.



  1. URL: http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/1223.html
  2. URL: http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/1224.html
  3. 08.08.2011 Роль документации по планировке территорий URL: http://www.gisa.ru/doc_terr.html
  4. Авторская редакция сохранена
  5. Соответствующие положения учтены редакцией законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности», предложенной ООО «Институт территориального планирования «Град».

Институт территориального планирования "Град", г. Омск




Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru