Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №44 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 15


Органы местного самоуправления и прокуратура в едином правовом пространстве России (обзор по Северо-Кавказскому федеральному округу за май-июнь-2011)

РУБРИКА


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за апрель-2011

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за январь-март-2011

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за октябрь-декабрь-2010

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор по Приморскому краю

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за июль-август-2010

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за май-июнь-2010

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за апрель-2010

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за февраль-2010

Органы местного самоуправления и прокуратура - начало рубрики

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Реформа власти


В этой рубрике освещаются действия региональных подразделений Прокуратуры РФ и органов местного самоуправления в законотворческой деятельности. Цель - дать возможность органам местного самоуправления не повторять правовых ошибок в своей деятельности.


Обзор по Северо-Кавказскому федеральному округу Российской Федерации (май-июнь 2011 года)

Межведомственное совещание по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

17 июня 2011 года. В г. Волгограде под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ивана Сыдорука состоялось межведомственное совещание по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

В совещании приняли участие работники аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, руководители правоохранительных органов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, прокуроры субъектов, председатели региональных отделений Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» и председатели Ассоциаций муниципальных образований в субъектах Российской Федерации округов.

Участники совещания отметили, что в настоящее время принят комплекс мер по совершенствованию и расширению форм взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления. В субъектах Федерации округов сформированы совещательные и иные органы, где обсуждаются наиболее актуальные вопросы, требующие совместного решения. В Кабардино-Балкарской Республике, Волгоградской и Ростовской областях заключены соглашения о взаимодействии с региональными Советами муниципальных образований.

Совместно с органами государственной власти и Советами муниципальных образований приняты меры к правовому обучению и повышению квалификации представителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих.

Вместе с тем, при осуществлении прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами законов продолжают выявляться многочисленные нарушения законности.

Так, за 4 месяца 2011 года в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах выявлено более 50 тыс. нарушений законности, принесено 6,7 тыс. протестов, внесено 10,6 тыс. представлений, по которым в дисциплинарном порядке наказаны 6,4 тыс. должностных лиц, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 1024 должностных лица, возбуждено 52 уголовных дела. О недопустимости нарушений закона предостережены 1640 лиц.

Значительное количество нарушений допускается органами и должностными лицами местного самоуправления при издании правовых актов.

Во многих муниципальных образованиях округов остаются проблемными вопросы принятия, надлежащего финансирования и реализации целевых программ профилактики правонарушений. Нередко органы местного самоуправления, являющиеся субъектами противодействия экстремизму и терроризму, перекладывают ответственность на правоохранительные органы.

На территории округов, где расположены известные курорты, заповедники (Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики), в результате неправомерных действий органов местного самоуправления нарушается природоохранное, земельное, лесное и водное законодательство.

Продолжают иметь место нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе путем установления муниципальными правовыми актами различных административных барьеров, возложения на хозяйствующие субъекты не предусмотренных законом обязанностей.

Кроме того, деятельность органов местного самоуправления округа подвержена коррупционным и иным криминальным проявлениям. Многими муниципальными служащими не соблюдаются ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой.

В целях повышения уровня эффективности сотрудничества органов прокуратуры и местного самоуправления, участники межведомственного совещания разработали дополнительные меры, направленные на решение вышеперечисленных проблем и обеспечение законности и прав граждан.




Прокуратура Республики Ингушетия


Проверка законности действий местной администрации

23 мая 2011 года. Проведена проверка законности действий администрации Альтиевского административного округа г. Назрань, связанных с нарушением имущественных прав граждан.

Прокуратурой г. Назрани проведена проверка законности действий администрации Альтиевского административного округа г. Назрань, связанных с ограничением прав граждан по осуществлению государственной регистрации прав на земельные участки.

Установлено, что администрацией Альтиевского административного округа г. Назрань направлено в адрес начальника Назрановского отдела Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Ингушетия письмо с просьбой не проводить государственную регистрацию земельных участков, выделенных администрацией Альтиевского округа в 2006 - 2008 гг. при расширении приусадебного фонда г. Назрань, так как выписки из Постановлений о выделении земельных участков аннулированы администрацией Альтиевского административного округа г. Назрань в связи с возникшими спорами.

Кроме того, распоряжением администрации Альтиевского административного округа г. Назрань от 25.01.2011 № 2 предписано считать выписки из Постановлений, в соответствии с которыми были выделены земельные участки администрацией Альтиевского округа г. Назрань под индивидуальное жилищное строительство в 2006- 2008 года, недействительными.

Таким образом, администрацией Альтиевского административного округа г. Назрань без законных оснований приняты меры, ограничивающие права граждан на осуществление государственной регистрации прав на земельные участки, а также реализацию иных прав по владению и распоряжению в отношении предоставленных им земельных участков.

Указанные действия администрации Альтиевского административного округа г. Назрань являются незаконными, нарушают законные права и интересы граждан.

По результатам проверки главе Администрации г. Назрань и главе администрации Альтиевского административного округа г. Назрань внесены представления об устранении нарушений закона, а также принесен протест на Распоряжение администрации Альтиевского административного округа г. Назрань от 25.01.2011 № 2.


Разъяснение законодательства о закрытии школ

10 июня 2011 года. Прокуратура Сунженского района разъясняет: при ликвидации сельских школ необходимо не только заключение экспертной оценки последствий принятого решения, но и согласие схода жителей.

В соответствии с законом, организация предоставления общедоступного общего образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений  относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом, с целью обеспечения государственных гарантий бесплатности и доступности образования, законом регламентирован порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, в том числе, необходимость соблюдения ряда обязательных условий.

С целью неприменения установленной законом процедуры ликвидации и связанных с ней ограничений, получает распространение практика прекращения деятельности обособленных подразделений образовательных учреждений, созданных на базе ранее самостоятельных учреждений.

В результате, если при реорганизации школа утратила статус юридического лица, став структурным подразделением другого образовательного учреждения, чиновники могут пренебречь требованиями закона о проведении экспертной оценки последствий принятого решения и согласии схода жителей по тем основаниям, что фактически ликвидируется не образовательное учреждение как таковое, а всего лишь одно из структурных подразделений действующего юридического лица.

В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации предложила Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке изменений в закон в данной части с тем, чтобы требования о предварительной экспертной оценке не только распространялись на случаи изменения назначения и ликвидации объектов инфраструктуры детства (здания, строения, сооружения), но и применялись при реорганизации и ликвидации непосредственно организаций, оказывающих образовательные услуги детям.

В случае фактической ликвидации школы, то есть при прекращении ею образовательной деятельности в качестве структурного подразделения и перевода учащихся в иные общеобразовательные учреждения, родители могут обращаться в инспекцию по надзору в сфере образования области, в прокуратуру района по месту нахождения школы, а также непосредственно в судебном порядке защитить право детей на получение образования по месту жительства. В большей степени результат зависит от гражданской позиции и настойчивости населения.

Вместе с тем проблема закрытия малокомплектных сельских школ связана не только с их финансированием и ветхостью зданий, но и отсутствием педагогов, имеющих соответствующий образовательный ценз. Реализация образовательных программ осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, которые подлежат неукоснительному соблюдению, в противном случае школа будет лишена права выдавать аттестат об образовании.


Совещание по вопросам взаимодействия прокуратуры и органов МСУ

20 июня 2011 года. В г. Волгограде состоялось межведомственное совещание по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Прокурор Республики Ингушетия Юрий Турыгин принял участие в состоявшемся в г. Волгограде под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ивана Сыдорука межведомственном совещании по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

В своем выступлении прокурором было отмечено, что на основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 2008 года № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике», выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территории Республики Ингушетия проведены 11 октября 2009 года. В полном объеме указанные органы начали исполнять возложенные на них обязанности с 1 января 2010 года.

Органами местного самоуправления республики принято более 700 нормативных правовых актов, из них опротестовано в 2010-2011 году 87 актов, которые рассмотрены и удовлетворены.

Причинами данных нарушений явились отсутствие опыта муниципального нормотворчества у органов местного самоуправления, нехватка квалифицированных кадров, а также отсутствие должной координации деятельности органов местного самоуправления.

Всего в текущем году прокуратурой выявлено 2184 нарушения в органах местного самоуправления, в целях устранения которых принесено 278 протестов, направлено 82 заявления в суд на сумму 11 млн. 776 тысяч рублей, внесено 222 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 169 должностных лиц, объявлены предостережения - 166, к административной ответственности привлечено - 30, по результатам рассмотрения постановлений прокурора возбуждено 3 уголовных дела.




Прокуратура Республики Дагестан


Роспуск представительного органа сельского поселения

21 июня 2011 года. В результате вмешательства прокуратуры Карабудахкентского района представительный орган сельского поселения «село Манаскент» распушен.

По результатам рассмотрения иска прокуратуры Карабудахкентского района, суд обязал Собрание депутатов МО «село Манаскент» привести устав муниципального образования в соответствие с действующим законодательством.

Однако в результате бездействия Собрания депутатов решение суда не исполнено. Сессия Собрания депутатов МО не проведена, изменения в устав не внесены.

За период с 28 мая по ноябрь 2010 года, то есть более трех месяцев подряд, Собрание депутатов МО «село Манаскент» не проводило правомочного заседания.

Непроведение Собранием депутатов более трех месяцев подряд правомочного заседания, в том числе для решения вопросов о внесении изменений в устав муниципального образования, принятия бюджетов МО, существенно препятствует нормальному и законному функционированию муниципальных органов и должностных лиц сельского поселения, а также нарушает права, свободы и законные интересы жителей МО.

В связи с этим прокурором района в суд направлено заявление с требованием установить факт непроведения Собранием депутатов МО «село Манаскент» более трех месяцев подряд правомочного заседания. Карабудахкентском районным судом заявление прокурора района рассмотрено и удовлетворено. Решение суда вступило в законную силу.

В соответствии со ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрена ответственность органов местного самоуправления перед государством на основании решения суда в случае нарушения ими, в том числе, федеральных законов.

В случае, если судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установивший данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Законом Республики Дагестан «О роспуске представительного органа сельского поселения «село Манаскент» Карабудахкентского района Республики Дагестан» от 26.05.2011 года представительный орган данного сельского поселения распушен.




Прокуратура Чеченской Республики


Незаконное отчуждение земель сельхозназначения

23 июня 2011 года. Прокуратура Чеченской Республики пресекла незаконное отчуждение земель сельхозназначения площадью более 500 гектаров.

Прокуратура Чеченской Республики провела проверку исполнения законодательства об обороте земель сельхозназначения в деятельности министерства имущественных и земельных отношений республики. В ходе неё выявлен целый ряд заявлений глав органов местного самоуправления о переводе принадлежащих государству земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений для застройки.

Так, только от глав сельских поселений Надтеречного района поступило 5 таких заявлений о переводе земель общей площадью более 500 гектаров. При этом к материалам были приобщены противоречащие закону распоряжения глав этих поселений об изъятии крупных земельных участков из пользования государственных хозяйств и переводе их в состав земель населённых пунктов. В связи с этим органы прокуратуры республики приняли меры по опротестованию и отмене незаконных правовых актов.

Установлено, что главы поселений осуществляли работы по формированию земельных участков, а должностные лица министерства - готовили необходимые согласования для направления в правительство Чеченской Республики проектов постановлений о переводе земель в другую категорию.

Перевод указанных участков в категорию земель поселений повлек бы вывод большого количества угодий сельскохозяйственного назначения из оборота и причинение значительного имущественного ущерба Чеченской Республике.

С целью недопущения принятия таких решений первый заместитель прокурора республики объявил предостережение министру имущественных и земельных отношений республики.

Кроме того, в адрес министра имущественных и земельных отношений внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры по устранению нарушений земельного законодательства и недопущению вывода из оборота земель государственной собственности.

Более того, двое заместителей министра имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, по вине которых эти нарушения были допущены, привлечены к дисциплинарной ответственности.




Прокуратура Кабардино-Балкарской Республики


Нарушения в деятельности органов МСУ в части взаимодействия с религиозными организациями

14 июня 2011 года. Органами прокуратуры республики выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления в части взаимодействия с религиозными организациями и профилактики экстремистской деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности», одним из основных направлений противодействия экстремизму является выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных организаций, иных организаций и физических лиц. 

Статьями 3 и 5 названного закона, в целях противодействия экстремистской деятельности, федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, в пределах своей компетенции, в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. 

Данные положения также нашли свое отражение в ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

Вместе с тем, в ходе проведенной органами прокуратуры КБР проверок установлены факты формального отношения органов местного самоуправления к реализации возложенных полномочий в сфере взаимодействия с религиозными организациями и принятия совместных мер и усилий по профилактике экстремизма. 

При сверке прокуратурой г. Нальчика сведений о функционирующих на территории города религиозных организациях, полученных в Управлении Минюста России по КБР и в местной администрации г.о. Нальчик, установлено, что в распоряжении администрации города имеются устаревшие данные о количестве и конфессиональной принадлежности религиозных организаций. 

Кроме этого, из информации, представленной администрацией города Нальчика в прокуратуру города, следовало, что в г.о. Нальчик осуществляют свою деятельность «Церковь евангельских христиан «Возрождение» и Церковь «Любовь Иисуса», тогда как названные религиозные организации были ликвидированы в 2010 и 2009 годах соответственно. 

Изложенное свидетельствует об отсутствии в администрации г. Нальчика работы по мониторингу деятельности религиозных организаций, зарегистрированных на территории городского округа. 

Отсутствие в органах местного самоуправления достоверной информации о количестве, видах, юридических адресах, руководителях религиозных организаций и пр. может служить предпосылкой для экстремистских проявлений со стороны некоммерческих объединений, в связи с отсутствием какого-либо контроля над данными процессами. 

Для устранения изложенных нарушений в деятельности администрации городского округа Нальчика, прокурором города по результатам проверки внесено представление. 

Необходимо также отметить, что ранее, в апреле текущего года, в связи с самоустранением органов местного самоуправления Черекского муниципального района от работы по взаимодействию с религиозными и общественными организациями, а также в целом профилактике экстремизма, прокурором района внесено 10 представлений руководителям муниципальных образований. 


Нарушения законодательства об использовании и приватизации муниципального имущества

15 июня 2011 года. Проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства, об использовании и приватизации муниципального имущества.

Прокуратурой Чегемского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления Чегемского района законодательства, регламентирующего использование и приватизацию муниципального имущества.

Установлено, что органом местного самоуправления, как и в прошлые годы, продолжают допускаться нарушения закона, в том числе неполное информационное обеспечение приватизации муниципального имущества, несоблюдение условий участия в торгах, нарушения при оформлении результатов торгов.

Нарушаются требования закона о платности использования земли. Несмотря на то, что арендная плата за землю выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления, проверкой полноты и своевременности внесения арендной платы арендаторами земель, находящихся в муниципальной собственности, работа в данном направлении администрациями поселений Чегем, Шалушка, Нартан, Чегем-2, Лечинкай, Яникой не ведется: десятками арендаторов не выплачена арендная плата за используемые земли как в 2010г., так и за 5 месяцев текущего года.

По выявленным проверкой нарушениям действующего законодательства в адрес вышеназванных глав администраций внесены представления об устранении нарушений закона.




Прокуратура Ставропольского края


Исковое заявление к городской администрации

23 июня 2011 года. Прокурором в суд направлено исковое заявление о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности по принятию мер к открытию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Прокуратурой Ленинского района г.Ставрополя проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на оступное бесплатное дошкольное образование.

Установлено, что в Ленинском районе г. Ставрополя функционирует 25 муниципальных детских дошкольных учреждений, наполняемость которых превышает максимальную, либо является предельной. По информации управления образования администрации города, на регистрационном учете по Ленинскому району на 27.04.2011 состоял 3561 ребенок в возрасте от 0 до 6 лет.

Статья 43 Конституции РФ за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав.

В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья.

Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территори городского округа относится к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.

Для открытия дополнительных мест в детских садах необходимо внести соответствующие изменения в бюджет города Ставрополя на 2011 год, обеспечивающие финансирование мероприятий.

В связи с выявленными нарушениями, прокурором Ленинского района в Октябрьский районный суд г.Ставрополя направлено исковое заявление об обязании администрации города Ставрополя, Ставропольской городской Думы и управления образования принять меры к открытию 3561 дополнительного места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.




Источники: http://www.poriadok.ru, http://www.dagproc.ru, http://www.chechproc.ru, http://www.prokuror-kbr.ru, http://www.proksk.ru



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru