Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №44 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 15


Инновационное использование минерально-сырьевого потенциала России

Варфаловская Р.А.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Разработка стратегии финансирования предприятий угольной промышленности

Современное состояние российской золотодобывающей отрасли

Бензин и этанол – мировые перспективы

Уголь - чёрное золото

А у нас в квартире газ, а у вас?

Энергетическая альтернатива

Арктика - регион России. Принципы выделения Арктического экономического региона


Минеральные ресурсы в России представляют собой важнейший фактор формирования бюджета и благополучия населения страны, а использование современных механизмов государственного регулирования и инновационных технологий в воспроизводстве и освоении минерально-сырьевой базы (МСБ) обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики.

Решающую роль в богатстве недр играют горючие полезные ископаемые, в первую очередь — углеводородное сырье. Твердые металлические и неметаллические полезные ископаемые занимают в стоимостной оценке минерально-сырьевого потенциала около 10%.

В «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» (далее «ЭС-2030») дается крайне оптимистический сценарий развития отраслей топливно-энергетического комплекса:

1) выход из кризиса и формирование основ новой экономики до 2013-2015 гг.;

2) переход к инновационному развитию и формированию инфраструктуры новой экономики до 2020-2022 гг.;

3) развитие инновационной экономики до 2030г.

В документе не вполне учитывается тяжелое положение ресурсной базы комплекса, отсутствие инновационных технологий в добывающих, и особенно в перерабатывающих отраслях ТЭК — то, что, в конечном счете, ведет к усилению сырьевой направленности экспорта продукции отраслей ТЭК, наносящей огромный ущерб экономике страны.

Россия обладает значительными ресурсами нефти. Но начальные запасы нефти уже выработаны более чем на 50%, в европейской части — на 65%, в том числе, в Урало-Поволжье - более чем на 70%. Степень выработанности запасов крупных месторождений приближается к 60%.

Несмотря на такие объемы выработанности и резкое снижение объемов разведочных работ, в «ЭС-2030» предусмотрено наращивание объемов добычи уже на первом этапе. В России, располагающей колоссальными потенциальными запасами нефти, за последние годы наметилась устойчивая тенденция падения объемов ее добычи.

Практически все разрабатываемые месторождения нефти были открыты в дореформенный период и находятся в стадии падающей добычи. Это коснулось месторождений Западной Сибири, основного региона добычи нефти и газа. Массовое применение там метода заводнения привело к преждевременному их обводнению. Так, на некоторых месторождениях обводненность скважин доходит до 90% против 82% в среднем по России. Это автоматически ведет к снижению извлекаемых запасов нефти на уже разведанных месторождениях.

Чтобы обеспечить наращивание добычи, в «ЭС-2030» намечено увеличить запасы нефти на 14 млрд. т, в том числе в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на 1.8 млрд. т к 2020 г. и до 3.0 млрд. к 2030 г, что означает ежегодный прирост на 600-700 млн. т.

В течение почти 20 последних лет в разработку введены несколько небольших месторождений и лишь одно достаточно крупное - Ванкорское в Западной Сибири с запасами нефти около 400 млн. т.

В период реформ был нанесен колоссальный урон всей структуре управле­ния геологической службы страны: организационный, технологический, технический, кадровый и интеллектуальный. Дальнейшее его снижение чревато разрушением геологической службы страны.

С ликвидацией Министерства геологии потеряна возможность планомерного ведения разведочных работ и открытия крупных месторождений с меньшими затратами, чем это удается разрозненным геологическим подразделениям нефтяных компаний. Прервать установившуюся тенденцию падения добычи нефти и обеспечить ее наращивание можно только при условии открытия крупных месторождений. Пока же новых нефтяных месторождений с запасами, хотя бы превышающими 1 млрд. тонн, нет, а если они и появятся, то для ввода их в разработку потребуется до семи и более лет.

В условиях, когда число сотрудников геологической службы сократилось вдесятеро, а объемы разведочного бурения - в четыре-пять раз и, соответственно, существенно снизились объемы геофизических работ, будет трудно решить намеченную «ЭС-2030» задачу наращивания годовой добычи нефти до 530-535 млн. тонн к 2030 г.

Сложно осуществима также поставленная «ЭС-2030» задача наращивания к 2030 г. разведанных запасов нефти более чем до 3 млрд. тонн в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Такие запасы необходимы, чтобы обеспечить загрузку нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан пропускной способностью 80 млн. т. Чтобы выйти на такие показатели, уже сейчас в этом регионе нужны разведочные работы с привлечением многих подразделении геологической службы, не менее 300 буровых бригад разведочного бурения с соответствующим количеством буровых установок. «Уралмаш», в дореформенный период, выпускавший до 300 буровых установок в год, сейчас делает их всего шесть-семь.

Правительство пытается решить проблему наращивания запасов нефти н Восточной Сибири с привлечением нефтяных компаний КНР. Китайская сторона уже предоставила кредит в сумме 15.0 млрд. долл. для получения в перспективе до 300 млн. т нефти с разведанных и введенных в разработку месторождений региона. Это означает дальнейшее усиление сырьевой направленности экспорта, что противоречит требованиям «ЭС-2030» о переориентации развития нефтяного комплекса с сырьевого вектора на переработку углеводородного сырья внутри страны с соответствующим увеличением доли экспорта нефтепродуктов.

Нефтегазовые компании стремятся вести бурение на площадях уже распределенного фонда в традиционных нефтегазодобывающих регионах при ограниченном выходе на перспективные, но отдаленные и малоизученные территории. При таком ведении геологических работ изученность недр не увеличивается, открытия крупных месторождений не происходит, отсутствуют в должном виде и геологические научные обобщения, которые могут скорректировать траекторию разведки на огромной территории страны.

Таким образом, российские недра изучены менее чем наполовину, прирост запасов нефти и газа не компенсирует их добычу, идет процесс срабатывания остаточных запасов. Необходимо создать управленческую структуру в этой отрасли.

В «ЭС-2030» поставлена задача путем ввода новых и модернизации действующих мощностей нефтепереработки довести глубину переработки нефти к 2030г. до 89-90%, то есть до уровня, достигнутого на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) США. Реконструкция и модернизация НПЗ будет ориентирована на опережающее развитие таких технологических комплексов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, производство битумов и др., а также на внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлива для реактивных двигателей, изомеризации и алкилирования.

По выработке бензина из одной тонны нефти мы все еще будем значительно отставать от показателей США. Там из тонны сырой нефти сейчас получают от 450 до 500 л. бензина, а «ЭС-2030» предусматривает к 2030 г. получение 250-270 л. Это объясняется планируемыми до 2030 г. весьма скромными инвестициями в нефтегазопереработку - 45-50 млрд. долл., при общих инвестициях в нефтяную промышленность в 663-743 млрд. долл. Положение можно поправить, лишь переломив сложившуюся традицию недофинансирования перерабатывающего сектора отрасли, таким путем можно будет довести мощности по вторичным процессам хотя бы до нынешнего уровня США.

«ЭС-2030» дает объективную оценку как прогнозных ресурсов газа - 164 трлн. куб. м., так и разведанных запасов промышленных категорий в 48 трлн. куб. м., в том числе, на шельфе в 6.9 трлн. куб. м. Запасы газа базовых разрабатываемых месторождений Западной Сибири - Медвежье, Уренгойское, Ямбургское - выработаны на 65-75% и перешли в стадию активно падающей добычи. Это объясняется двумя причинами. Это, прежде всего резкое отставание прироста запасов от объемов добычи. До последнего времени почти 80% добычи газа в стране обеспечивали четыре гигантских месторождения Западной Сибири - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и Вынгапурское, ежегодное сокращение добычи там составляет более 20 млрд. куб. м.

«Газпром» принял меры по ускоренному вводу в разработку других месторождений в Западной Сибири (Заполярное, Еты-Пуровское, Песцовское и др.). Перекрыть падение добычи газа на крупнейших месторождениях за счет ввода в разработку даже большого количества новых месторождений с меньшими запасами является весьма сложной задачей. «Газпром» и независимые газодобывающие компании прилагают усилия по вводу в разработку газовых месторождений Ямала, Баренцева моря (Штокмановское газоконденсатное), а также по освоению ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако на обустройство и ввод в разработку этих месторождений, расположенных в труднодоступных регионах, потребуется время и огромные капитальные вложения.

Эти обстоятельства могут помешать осуществимости предусмотренного «ЭС-2030» наращивания добычи газа на 140-170 млрд. куб. м. на первых двух этапах прогнозного периода. Реально на первом этапе сосредоточить усилия на предотвращении возможного падения объемов добычи, рост же возможен только на втором и третьем этапах, но в меньших масштабах, чем предусматривается.

Россия занимает первое место в мире по объему добычи газа, но за последние десятилетия не получили развития такие направления, как наращивание перерабатывающих мощностей и увеличение производства сжиженных газов.

Общее число газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) не изменилось - в период экономических реформ не было построено ни одного. Из 24, построенных в дореформенный период, шесть находятся в ведении «Газпрома» и 18 действуют в составе нефтяных компаний и компании «Сибур» (нефтехимия). Для сравнения: в США и Канаде при меньших объемах добычи газа число ГПЗ и газобензиновых установок составляет соответственно 577 и 967. Еще хуже наше положение с объемами переработки газа: в 2010г. при добыче 602.3 млрд. куб, м. на ГПЗ переработано 10 млрд. куб. м., или около 1.7%. В США - при объеме добычи 582 млрд. куб. м. переработано 474 млрд. куб. м., или 81.5%.

Небольшие объемы переработки газа в России негативно сказываются на выработке сжиженных газов. В США производство сжиженных газов в течение многих лет находится на уровне 56-57 млн. т, в России же - всего 6.8 млн. т., или в 8,3 раза меньше.

Имеется отставание от США в выработке этана и бутанов - ценнейшего сырья для нефтехимической промышленности. Этана у нас производится в 18,1 раза меньше, чем в США, бутанов - в 5 раз. Крупное централизованное и четко функционировавшее нефтехимическое производство оказалось не готовым к экономическим реформам и до сих пор не приспособилось к жестким условиям российского рынка. Вместо производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, рассчитанной на внутреннее потребление и экспорт, ценнейшее сырье вывозится за рубеж.

В «ЭС-2030» развитие высокотехнологичной газохимии и производство синтетического жидкого топлива (СЖТ) предполагается лишь на третьем этапе (2020-2030 гг.). В рамках научно-технической и инновационной политики в газовой промышленности в стратегии предусмотрено создание оборудования для переработки нефти и извлечения высокоэкономичных компонентов (этан, гелий). Технологии для переработки газообразных углеводородов и попутного нефтяного газа в стране имеются, и проблема состоит только в проектировании и строительстве соответствующих предприятий. В качестве примера можно привести Саудовскую Аравию, которая за короткое время путем строительства ГПЗ обеспечила полную и глубокую переработку природного и попутного нефтяного газов. В этой стране так же, как в США и Канаде, мощности ГПЗ значительно превышают объемы добычи этих газов.

Из-за недостаточных мощностей по переработке газа в РФ продолжается сжигание в факелах огромных объемов попутного нефтяного газа (ПНГ). По данным, полученным с американского спутника, измеряющего объемы его сжигания в нефтедобывающих странах, Россия ежегодно сжигает 51 млрд. куб м. ПНГ, опережая Нигерию (23 млрд. куб. м.). Ежегодно наша экономика теряет из-за этого более 14.2 млрд. долл.

Еще в 60-х годах прошлого столетия в нашей стране были разработаны и успешно применялись технологии извлечения и промышленного использования метана угольных пластов. Через скважины, пробуренные в угольных пластах, шахтный метан отсасывался вакуумными компрессорами. Так обеспечивалась безопасность шахтеров, а добытый газ использовался, в основном, как топливо в коммунальных хозяйствах. Потом эта технология была основательно подзабыта, и только в последнее время в этой области наметился небольшой сдвиг. В США ежегодный объем добычи шахтного метана превышает 10 млрд. куб. м., чем обеспечиваются безопасные условия работы шахтеров. Однако широкомасштабное внедрение технологий по дегазации горных выработок на всех этапах освоения угольных месторождений в «ЭС-2030» особо не рассматривается.

Из общих инвестиций в нефтяную промышленность в 663-743 млрд. долл. На нефтегазопереработку приходится лишь 45-50 млрд. долл. При этом вряд ли можно ожидать ослабления сырьевой направленности экспорта до 2030г.

Невозможно обеспечить до 2030г. наращивания добычи нефти. Причина тому - неэффективность разведочных работ, которые теперь ведутся разрозненными геологическими подразделениями нефтяных компаний. Назрела необходимость скорейшего воссоздания централизованного управления в геологии со всеми его структурными подразделениями, способными с меньшими затратами осуществлять планомерную и научно обоснованную разведку новых месторождений на огромной территории страны.

Более половины богатства недр России обеспечивают недра Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов. При этом богатство недр Уральского округа на 95-97% определено углеводородным сырьем.

Структура богатства недр Сибирского федерального округа представлена более чем наполовину высоколиквидным минеральным сырьем (золото, никель, медь, сурьма, платиноиды, нефть, газ), Приволжского - на три четверти, Северо-Западного - более чем наполовину. На 80% высоколиквидными видами сырья определяется богатство недр Южного и на три четверги — Далъневосточного федеральных округов. Структуру богатства недр Центрального округа до 65% составляют железные руды. Это определило достаточно благоприятную структуру национального богатства недр России в пределах федеральных округов. Эти административные единицы во многом условны и не обеспечены соответствующей инфраструктурой, необходимой для инновационного освоения МСБ.

В Российской Федерации 90% разведанных запасов угля находится в азиатской части России, да и там они размещены весьма неравномерно. География их потребления имеет, скорее, европейскую направленность. При общей обеспеченности запасами железных руд, острый дефицит в них испытывают металлургические заводы Южного Урала и Западной Сибири, где сосредоточены две трети мощностей металлургических заводов России, а добывается лишь треть железных руд. К дефицитным видам полезных ископаемых относятся марганцевые, хромовые руды, титан, цирконий и некоторые другие.

С целью обеспечения инновационного освоения МСБ страны на основе геолого-экономического и стоимостного анализа были выделены 33 новых минерально-сырьевых центра экономического развития (ЦЭР) на северо-западе страны, на Урале, юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Для Сибири и Дальнего Востока обосновано 20 таких центров экономического развития. Они инфраструктурно связаны между собой железными (ТРАНССИБ, БАМ) и автомобильными дорогами (Барнаул - Чита - Хабаровск), линиями ЛЭП. Интенсивно строятся новые ветки железных дорог и нефтегазовых трубопроводов (Восточная Сибирь — Тихий океан). Существуют инвестиционные проекты, предусматривающие строительство новых ТЭЦ, каскадов ГЭС, металлургических и других заводов. Минерально-сырьевые центры экономического развития становятся важнейшим элементом геолого- и социально-экономического районирования территории России.

В таких центрах рассчитаны извлекаемая ценность полезных ископаемых и другие экономические характеристики в разрезе субъектов РФ, федеральных округов и крупнейших нефтегазовых и горнорудных районов.

В Европейской части страны в результате успешных геологоразведочные работ в акватории Каспийского моря и пойме реки Волга в 2000-2010 гг. сформирована сырьевая база, позволяющая организовать Каспийский центр по добыче нефти и газа с годовой мощностью до 35-40 млн. т условного топлива. Северный центр включает российскую часть шельфа Баренцева и Печорского морей, прилегающую часть территорий Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей. Новым районом добычи углеводородов станет Ямало-Карский центр, охватывающий шельф Карского моря, полуостров Ямал, Обскую губу и западную часть полуострова Гыданский. С началом добычи нефти на Ванкорском месторождении формируется Туруханский центр, в котором будет производиться около 30 млн. т нефти.

Следует особо выделить Восточно-Сибирский центр, охватывающий большинство нефтяных и газовых месторождений Эвенкии, Республики Саха (Якутия) и Иркутской области. С крупными газохимическими комплексами, газификацией промышленных и социальных объектов, строительным, транспортным и электроэнергетическим комплексами, Восточно-Сибирский центр к 2020 году станет системообразующим звеном мощного промышленного кластера, где будет создано около 60 тыс. новых рабочих мест, добываться 30-31 млн. т нефти и 65-70 млрд. кубометров газа в год.

В восточной части территории страны развивается Южно-Охотский нефтегазовый центр на основе сахалинских проектов, где углеводородное сырье уже добывается в объеме около 20 млн. т условного топлива, введена в действие первая очередь крупнейшего завода по сжижению газа. К 2012—2013 гг. годовые мощности по добыче углеводородов достигнут 30-35, к 2015 г. — 40-45 млн т условного топлива, а мощности по сжижению газа составят 9,6 млн. т. Сахалинские проекты выполняются с применением новейших инновационных технологий и самого современного оборудования.

Возможно формирование перспективного Северо-Охотского центра, включающего акватории северной части Охотского моря и западную часть полуострова Камчатка. Масштабы ежегодного производства углеводородного сырья здесь, по данным ОАО «НК Роснефть», оцениваются в 25-30 млн. т условного топлива.

Развитие остальных минерально-сырьевых центров планируется на основе освоения месторождений твердых полезных ископаемых. С точки зрения укрепления базы сульфидного никеля с попутными платиноидами, наиболее перспективным является Восточно-Саянский центр на юге Красноярского края и Иркутской области, особенно в пределах Канской металлогенической зоны. Этот район является стратегически привлекательным для лидера мировой индустрии никеля - компании «Норильский никель». Общая оценка ресурсного потенциала Канской и Бирюсинской металлогенических зон соответствует оценке аналогичных никеленосных поясов Канады и Северного Китая. Восточно-Саянская никеленосная провинция определилась в качестве нового потенциального центра экономического развития, которая способна обеспечить не менее 9 тыс. т ежегодной добычи никеля на протяжении более 30 лет, с созданием 20 тыс. новых рабочих мест. В условиях выбывания богатых руд норильских месторождений, эта провинция может стать достойной альтернативой.

Наиболее надежным дополнением к действующим золоторудным комбинатам страны может стать Яно-Колымский ЦЭР в Магаданской области и республике Саха (Якутия). Его рудный потенциал превышает 5 тыс. т и способен обеспечить объем годовой добычи золота минимум в 100-120 т на протяжении более 50 лет. Начиная с 2012 года, Наталкинское месторождение является главным объектом территории, которая может ежегодно производить до 40 т золота. Западно-Верхоянский ЦЭР соразмерен с Яно-Колымским и примыкает к нему с северо-запада. Его сереброрудный потенциал (около 60 тыс. т) дополняет базу Дукатского и других месторождений и соответствует потенциалу мирового уровня. Он обеспечит практически 35-40-летнее существование горнодобывающего производства с годовым уровнем добычи серебра в 1000 т. Качество руд не уступает дукатским.

Восточно-Забайкальский ЦЭР сможет обеспечить более чем 30-летнюю работу нового горно-металлургического комбината с производственной мощностью до 4 тыс. т сурьмы на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающий комплексность освоения его недр с учетом сурьмянорудных и золотосурьмяных объектов.

Наряду с геолого-экономическим анализом была осуществлена разработка сценариев социально-экономического развития отдельных районов и целых субъектов Федерации на основе реализации их минерально-сырьевого потенциала.

В частности, по Чукотскому автономному округу, где с начала 90-х годов особенно остро проявились деструктивные процессы в минерально-сырьевом комплексе. Освоение месторождения Купол позволит в ближайшее время выйти на уровень добычи золота в 15 т в год. Последовательная реализация программы позволит приступить к разработке не только золотых, но и оловянных, медных и угольных объектов с поэтапным ростом валового регионального продукта: к 2013 году - в 4 раза, к 2025 году - в 10 раз. Одновременно будут решены вопросы укрепления России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В условиях интеграции российской минерально-сырьевой базы в мировую систему центры экономического развития приобретают особое значение. Центры необходимы в планировании мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы и в принятии решения о передаче в недропользование тех или иных объектов. Подобные центры необходимы при обосновании генеральной схемы размещения добывающих, обрабатывающих, обслуживающих и инфраструктурных отраслей народного хозяйства России.

Центры экономического развития должны планироваться с учетом инновационного пути освоения минерально-сырьевой базы, когда территория обживается, создается вся необходимая производственная и социальная инфраструктура, а добываемое минеральное сырье подвергается глубокой переработке.

Такой инновационный подход отвечает теории экономического планирования советского ученого Н. Н. Колосовского и теории развития промышленных агломераций нобелевского лауреата (2008 г.) американского ученого Пола Кругмана. Согласно последнему, при определенных условиях возникает так называемое ядро, куда, в конечном счете, стекаются капиталы и люди. Сетевые взаимодействия ускоряют инновации и приводят к быстрому развитию агломераций-центров.

Концентрация средств федерального бюджета позволила Роснедрам в пределах выбранных центров экономического роста выполнить геологоразведочные работы с наибольшей отдачей и эффективностью. Например, в 8 таких центрах локализовано и оценено прогнозных ресурсов: золота - 50%; серебра - 97%; сурьмы, никеля и платиноидов - почти 100%.

За счет средств федерального бюджета в пределах отдельных центров были проведены работы, направленные на оценку прогнозных ресурсов более чем 40 видов твердых полезных ископаемых. На 151 объекте получены положительные результаты. Заметно улучшилась эффективность работ по рудному золоту, запасы которого увеличены на 47%, в первую очередь, в связи с коренной переоценкой двух гигантов, мирового класса - Наталкинского месторождения и месторождения Сухой Лог, содержащих половину запасов страны. Выполнена кадастровая оценка недр, в основе которой лежит горная рента, составляющая по отдельным видам полезных ископаемых более 60-80% доходов от недропользования. Выделены центры экономического развития, обеспечивающие инновационное освоение минерально-сырьевой базы России и повышение ее конкурентной способности. Информационно-аналитические материалы служат базовой информацией для стратегических планов Правительства по освоению минерально-сырьевых ресурсов нашей страны.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru