Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам №44 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 15


Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации к странам СНГ

Варфаловский А.В.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Россия в ВТО: воздействие на АПК

Роль и место России в мировой продовольственной системе

РФ в системе международных экономических отношений: проблемы развития национальной экономики

Почему Евросоюз не отменит визы с Россией?

Россия-Совет Европы

Присоединение России к ВТО и проблемы таможенного регулирования


Пространство СНГ - один из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5% глобального ВВП. По хозяйственной значимости оно является третьим после Евросоюза и НАФТА региональное объединение в мире. Геоэкономическая роль СНГ сопоставима с ЕС и НАФТА. На страны Содружества приходится: мировой суши - почти 17%, всех лесонасаждений - 21%, запасов пресной воды - 11%, природного газа и угля - по 30%, нефти -10%, урана - 36%, золота, цинка и свинца - по 20%, никеля, меди, молибдена - по 10-12%. Данная концентрация природных ресурсов обеспечивает колоссальные возможности для будущего развития, и нам необходимо научиться совместно использовать их наиболее рациональным образом.

Особое внимание в общественном мнении уделяется странам постсоветского пространства - прежде всего, в силу исторических и психологических причин. Гражданам РФ с их сохраняющимися имперскими амбициями сложно смириться с тем, что бывшие советские республики уже не хотят строить свои отношения с Россией, как со «старшим братом». Многие из них довольно часто проводят политику, идущую вразрез с ее интересами.

Большинство россиян полагают, что их страна должна добиваться укрепления своего влияния в странах постсоветского пространства. Имперское прошлое сказывается и в том, что до сих пор в России ностальгия по Советскому Союзу сильнее, чем, например, в Белоруссии и Украине.

До сих пор страны СНГ справлялись с этой задачей явно неудовлетворительно. Несмотря на регулярные заявления о тесной дружбе, наблюдались длительные периоды охлаждения отношений и значительного дистанцирования друг от друга, в том числе, политического. Экономическая целостность постсоветского пространства все последние годы подвергалась серьезным испытаниям, его раздирали многочисленные торговые, энергетические, транзитные и иные войны.

На фоне мирового финансового кризиса, значительно ухудшившего условия развития постсоветских государств, перед ними с новой силой встал вызов выстраивания системы стратегического взаимодействия, основанного на цивилизованном прагматизме. На решение этой крупномасштабной задачи благотворно влияет вступление трех стран - России, Белоруссии и Казахстана - в Таможенный союз и единое экономическое пространство (ЕЭП), а также позитивные политические изменения на Украине. Решающая роль в перезагрузке интеграционных процессов в СНГ должна принадлежать Российской Федерации.

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве не ограничивается созданием Таможенного союза и ЕЭП, а состоит в формировании широкой евразийской зоны экономического сотрудничества с участием, СНГ и ЕС, а также с выходом на АТР. Важнейшая задача для достижения этой цели - хозяйственная консолидация постсоветского пространства.

Реинтеграционный проект в СНГ создаст условия для региональной экспансии наиболее мощного в финансовом отношении и конкурентоспособного российского бизнеса, что позволит эффективно коммерциализировать евразийский статус нашей страны (предполагающий использование геоэкономического и транзитного потенциала). Это также обеспечит стабильность ресурсной базы.

Тем самым будут созданы благоприятные предпосылки для широкой диверсификации отечественного экспорта за счет более тесного переплетения национальных хозяйственных комплексов. При всех природных богатствах России по многим ключевым видам полезных ископаемых (уран, медь, цинк, свинец, молибден, бокситы) ее доля в суммарных запасах Содружества весьма скромна. То же самое относится к трудовым ресурсам.

С учетом последствий кризиса для большинства стран интеграционная перспектива также становится востребованной и привлекательной. Крепнет понимание того, что именно Россия с ее экономическим, технологическим и ресурсным потенциалом, емким рынком, развитой конфигурацией транспортных коммуникаций и производственных связей может обеспечить рациональную интеграцию экономической территории стран СНГ в мировое хозяйство. Такая перспектива станет особенно нужной, если Россия предложит реинтеграционный проект, не ограничивающий свободу участников, совместимый с международными нормами, а также открытый для присоединения к нему третьих стран.

Страны СНГ объединяют актуальные задачи коренной модернизации хозяйства и перевода его на инновационный путь развития. По мере решения этих задач экономическая реинтеграция будет объективно возрастать за счет расширения внутриотраслевой торговли и транснациональной деятельности в регионе Содружества.

Почти за 20 лет с момента образования Содружества, его участники сильно отдалились друг от друга, переориентировавшись на других партнеров. В первую очередь, это касается самой России. Например, наш импорт из Китая в 2010 году превысил весь импорт из СНГ, а в экспорте доля Нидерландов существенно превосходит удельный вес стран ЕврАзЭС. С 1995 по 2010 доля СНГ в российском экспорте снизилась с 19% до 16%, а доля импорта соответственно с 19% до 13%.

Сложившийся крайне низкий количественный уровень экономического взаимодействия стран СНГ обусловлен рядом факторов, наиболее значимыми из которых являются:

1) процессы географической диверсификации внешнеэкономических связей в условиях рыночных преобразований, либерализации ВЭД и ориентации на коммерческий эффект. Это особенно заметно на примере энергоносителей: в 1992-1994 гг. Россия отгружала в СНГ в натуральном выражении более 40% всех экспортируемых энергоресурсов, а в последние годы – 15-16%; Азербайджан и Казахстан направляют практически всю экспортируемую нефть в дальнее зарубежье (по данным ФТС РФ);

2) сближение экспортных структур стран Содружества под влиянием падения конкурентоспособности большинства их обрабатывающих производств;

3) увеличение потребностей государств СНГ в инвестиционных товарах и качественных потребительских изделиях, что способствовало повышению удельного веса в импорте стран дальнего зарубежья (особенно ЕС и Китая);

4) форсированная либерализация торгового режима (большинство стран СНГ в короткие сроки значительно снизили степень тарифной защиты).

Сохраняется и даже растет взаимная значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 году до 55% в настоящее время, в том числе, в СНГ сегодня направляется 75-85% всего российского экспорта наземных транспортных средств, продукции химической и пищевой промышленности, фармацевтики. Благодаря высокой доле продукции обрабатывающей промышленности в поставках отечественных товаров в СНГ, уровень диверсификации российского экспорта в государства Содружества значительно превосходит аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья.

Жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности стран СНГ также в значительной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке. В Россию направляется около половины всех экспортируемых из СНГ обработанных изделий, в том числе 60-65% машин, оборудования и транспортных средств, что больше, чем десять лет назад.

На российский рынок ориентирована львиная доля зарубежных поставок готовых промышленных изделий белорусского производства. В 2010 году на РФ приходилось 90% общего экспорта дорожной техники, 50 - тракторов, 70 - грузовых автомобилей, 78 - седельных тягачей, 71 - частей и принадлежностей для автомобилей и транспорта, 86 - двигателей внутреннего сгорания, 77 - холодильников и морозильников, 92 - металлообрабатывающих станков, 93 — трансформаторов электрических, 98 - телевизоров, 73 - обуви, 56 – шин, 78% - мебели.

Не менее сильной является зависимость от российского рынка украинских обрабатывающих производств. В 2010 г. только по группе железнодорожного оборудования отгрузки из Украины в Россию превысили 2 млрд. долл., или почти 80% всех продаж (прежде всего, железнодорожные грузовые вагоны, части для железнодорожных локомотивов, тепловозы) (данные статистического комитета СНГ).

Сохраняется общая транспортная инфраструктура государств Содружества - транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. Страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей.

Растет интенсивность трудовой миграции в СНГ, которая сегодня стала одной из ключевых и наиболее динамичных форм взаимодействия национальных хозяйств. Благодаря труду мигрантов в России создается 3-5% ВВП, тогда как, по данным статистического комитета СНГ, денежные переводы работающих за рубежом соотечественников достигают 50% ВВП Таджикистана, по 30% - Молдавии и Киргизии, около 10% - Армении.

Важнейшая задача на пути успешной реализации реинтеграционного проекта в СНГ — достижение принципиальной сбалансированности экономических интересов России и других государств Содружества.

Объективная причина структурно-динамического расхождения интересов России и партнеров по СНГ - экономическое доминирование нашей страны на постсоветском пространстве. На РФ приходится 72% совокупного регионального ВВП (в паритетных ценах), 70% суммарного экспорта товаров и услуг. В ВВП стран ЕврАзЭС и Таможенного союза доля России составляет около 90%. По оценкам Всемирного Банка, российская экономика больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана в 150 раз, экономик Армении и Грузии - в 100 раз. Валовой национальный доход на душу населения в РФ в три раза больше, чем на Украине, и в 11-16 раз выше, чем в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане.

Разница экономических потенциалов России и других стран СНГ обуславливает объективное различие в интересах сторон в ходе развития взаимного торгово-экономического сотрудничества. Для России как доминирующей державы в регионе основными являются долгосрочные геоэкономические задачи по реинтеграции хозяйственного пространства Содружества. Наши же партнеры по СНГ заинтересованы, прежде всего, в максимизации текущих выгод сотрудничества, связанных с получением различного рода субсидий (прямых и косвенных) и преференциальным доступом на емкий российский рынок.

Сущность геоэкономического интереса России стоит в том, что государства Содружества составляют жизненное пространство, абсолютно необходимое нашей стране для сохранения статуса великой державы, обеспечения собственного устойчивого развития и поддержания хозяйственной целостности. Геоэкономическая основа отношений России со странами СНГ порождает ряд важных экономических и торгово-политических следствий.

Неизбежным и необходимым является финансовое донорство России в отношении СНГ. Возникающие прямые и косвенные расходы по Содружеству должны четко соотноситься с получением конкретных долговременных выгод.

Весь опыт развития региональных интеграционных объединений и блоков, а также хозяйственная практика бывшего Советского Союза говорят о том, что более крупные и сильные члены объединения берут на себя роль локомотивов и в значительных объемах выполняют донорские функции по отношению к другим участникам.

Назрела необходимость разработки новой доктрины развития СНГ, которая предусматривала бы эффективные методы консолидации экономического пространства Содружества, где цель - формирование широкой евразийской зоны экономического сотрудничества с участием СНГ и ЕС и выходом на АТР.

Центральным элементом новой доктрины должно стать последовательное усиление многосторонних форматов экономического сотрудничества в СНГ в тех сферах общих интересов, где возможно быстрое получение реальных результатов и позитивного демонстрационного эффекта.

Первым этапом является создание многосторонней зоны свободной торговли (МЗСТ) СНГ, закладывающей основу для восстановления экономической целостности постсоветского пространства и позволяющей сократить увеличивающийся разрыв в темпах интеграции в рамках Таможенного союза и в масштабе всего Содружества. Многосторонняя зона свободной торговли, регламентирующая все значимые вопросы применения мер торговой политики н рамках СНГ, открытая для участия третьих стран, создаст дополнительные стимулы для внутрирегиональной торговли и условия для запуска торгово-политического диалога в формате СНГ-ЕС. При наличии позитивных результатов функционирования МЗСТ, принципы и практика многостороннего регулирования могут быть распространены на другие широкие сферы экономического сотрудничества (торговля услугами, инвестиции, трудовая миграция). Одновременно необходимо вести работу по более частным соглашениям, программам и проектам, формирующим вместе с МЗСТ будущее экономическое пространство СНГ.

Сложилась четырехступенчатая интеграционная конструкция с российским участием (по степени развития интеграционного взаимодействия): Союзное государство России и Белоруссии (в новом формате Таможенного союза) - Таможенный союз - ЕврАзЭС - СНГ. Причем для участия в Таможенном союзе и едином экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана требуется членство в ЕврАзЭС (сегодня, кроме названных стран, это только Киргизия и Таджикистан). Любая формула интеграционной конфигурации СНГ требует тщательной проработки и оптимизации, однако двухзвенная конструкция представляется более логичной и предпочтительной, чем четырехзвенная. Имеется в виду, что должны существовать интеграционное ядро (сейчас реально это Таможенный союз) и внешнее кольцо партнеров, находящихся в той или иной форме связи с этим ядром (остальные страны СНГ). В сложившейся интеграционной конструкции только половина текущих экономических интересов России в СНГ приходится на партнеров по Таможенному союзу, тогда как еще почти 30% - на Украину и около 20% - на других участников.

Углубление и тем более форсирование интеграционных процессов в СНГ наряду со значительными потенциальными выгодами несет для России существенные риски. Главный из них состоит в том, что все усилия РФ по реализации эффективного реинтеграционного проекта в СНГ могут дать минимальный результат - притом, что будут потрачены время и средства. Похожим образом складывалась ситуация на протяжении большей части существования СНГ, когда российское энергетическое и финансовое донорство, раскрытие внутреннего рынка для товаров из СНГ, многочисленные торгово-политические и прочие уступки практически никак не стимулировали интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Поставки энергоносителей из РФ в СНГ по ценам существенно ниже мировых принесли значительные косвенные выгоды экономике стран Содружества в плане общего повышения конкурентоспособности, особенно энергоемких производств, в том числе, главной экспортной отрасли Украины - черной металлургии. По данным платежного баланса РФ, чистые платежи нашей страны в пользу СНГ по статьям, связанным с трудовой миграцией, приблизились к 70 млрд. долл. (табл. 1).

Таблица 1. Оценка экономических выгод государств СНГ от сотрудничества с Россией (расчеты ВНИКИ)

Поставки энергоносителей по льготным ценам




Суммарный эффект – более 60 млрд. долл.

Результат – повышение конкурентоспособности и расширение экспорта, в том числе, конкурирующего с российским

Поступления по статьям трудовой миграции




Суммарный эффект – около 70 млрд. долл.

Результат – значительный стимулирующий эффект для экономик стран СНГ = экспортеров рабочей силы и повышение конкурентоспособности их человеческого капитала

Приток капитала (сальдо по прямым инвестициям, по ссудам и займам непросроченным, по торговым кредитам и авансам, др.)


Суммарный эффект – около 40 млрд. долл.

Результат – стимулирующий и стабилизирующий эффект для экономик

 

Различные выгоды, доходы и приобретения Белоруссии от торгово-экономического сотрудничества с Россией достигли в 2010 г. 65% белорусского ВВП (прямое финансирование РФ белорусской экономики - 2 млрд. долл., скрытые субсидии по поставкам российских энергоносителей -11 млрд. долл., доходы РБ от экспорта в третьи страны продукции, изготовленной из российского нефтегазового сырья - 12 млрд. долл., доходы Белоруссии от экспорта товаров в РФ - 11 млрд. долл., доходы Белоруссии от экспорта услуг в РФ, в основном транспортных услуг по транзиту российских энергоносителей и других внешнеторговых грузов - 2 млрд. долл.).

Можно нейтрализовать или, по крайней мере, снизить риски неадекватного обеспечения интересов России на постсоветском пространстве в дальнейшем только через систему четких многосторонних договоренностей стран СНГ по формированию ЕЭП и - по мере готовности - ОЭП СНГ. Важно добиваться неукоснительного и своевременного выполнения этих договоренностей.

Для достижения таких договоренностей и обеспечения их выполнения РФ должна располагать эффективными рычагами влияния на партнеров по СНГ. Финансовое донорство на двусторонней основе, поставки энергоносителей по льготным ценам и некоторые другие — постепенно теряют свое значение в силу невысокой эффективности, а также изменившихся рыночных и политических условий. Регулирование доступа на российский рынок товаров, услуг и мигрантов из стран СНГ является во многих случаях темой, очень чувствительной в социальном и политическом плане.

В принципе Россия располагает тремя перспективными и достаточно эффективными рычагами влияния внутри СНГ:

1) имиджевые рычаги, связанные с целенаправленным формированием позитивного восприятия России партнерами по СНГ (продвижение российской культуры и русского языка, расширение образовательных программ для СНГ, облегчение мобильности ученых, в том числе, в рамках совместных научно-исследовательских программ, реализацию совместных инновационных проектов, улучшение условий занятости и повышение степени социальной защиты трудящихся мигрантов);

2) финансовое донорство, реализуемое через общие финансовые институты — Евразийский банк развития и Антикризисный фонд ЕврАзЭС (для повышения оперативности и эффективности работы потребуются их докапитализация и реструктуризация), а также создание Бюро технического содействия СНГ. Россия как крупнейший донор указанных институтов сохранит за собой рычаги влияния и контроль за распределением средств и одновременно через коллективные механизмы финансирования получит возможность рекомендовать странам-бенефициарам определенные экономические решения, добиваясь их четкого и ответственного исполнения;

3) политическое воздействие на партнеров, возможности и эффективность использования которого обусловлены особенностями геостратегического положения стран СНГ.

Россия до последнего времени проигрывала своим основным внерегиональным конкурентам на пространстве СНГ-ЕС, КНР и США. Вместе с тем, успешная реализация реинтеграционного проекта в СНГ требует последовательного восстановления экономических позиций России на постсоветском пространстве и в целом повышения значимости внутрирегиональных экономических связей для каждого из государств Содружества. Инициативы России в отношении СНГ должны дополняться переконфигурацией отношений с ключевыми нерегиональными игроками (табл. 2).

Таблица 2. Главные конкуренты России в СНГ: основные черты

ЕС

Системный конкурент, предлагающий привлекательную модель будущего развития для СНГ. Особенно важен для СНГ, как рынок сбыта сырья и полуфабрикатов и поставщик современного оборудования.

Китай

Самый агрессивный конкурент в странах Центральной Азии, рассматривает их как свою сырьевую периферию.  Стремительно наращивает экспорт и финансово-инвестиционное присутствие в СНГ.

США

Самый политизированный конкурент, рассматривающий СНГ как зону своих жизненных интересов; имеет прочные позиции и наращивает присутствие в энергетическом секторе СНГ

 

Несмотря на определенную дезинтегрирующую роль ЕС в развитии Содружества, представляется, что в перспективе отношение Евросоюза к интеграционным процессам в рамках СНГ может измениться в позитивную сторону. Сталкиваясь с угрозой сокращения своей доли в мировой экономике, Евросоюз будет искать партнеров в конкурентной борьбе с США и Китаем. Стратегическое партнерство с Россией и СНГ в целом может сильно пригодиться ЕС для укрепления своих глобальных позиций.

При формировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, единого экономического пространства стран-участниц и в более широком контексте СНГ, а также при определении формата долгосрочного взаимодействия с Евросоюзом важно иметь в виду необходимость совместимости этих процессов с точки зрения нормативно-правовой базы.

Россия могла бы выступить с инициативой создания постоянного формата взаимодействия СНГ-ЕС, чтобы перевести интеграционные процессы на общеевропейском пространстве из конфронтационной плоскости в плоскость поиска путей взаимовыгодного сотрудничества.

В 2000-е годы на рынках СНГ значительно укрепились экономические позиции Китая. По данным Всемирного Банка, его доля в импорте государств Содружества (без РФ) возросла с 2% в 2000 г. до 10% в 2010 г., а в абсолютном выражении китайский экспорт в СНГ (без РФ) увеличился за тот же период более чем в 30 раз - с 1 до 32 млрд. долл.

Китай выступает сегодня основным и самым агрессивным конкурентом России в торгово-экономическом сотрудничестве с азиатскими участниками СНГ, прежде всего, с Туркменией и Казахстаном. Он последовательно превращает бывшие советские республики Центральной Азии в свою сырьевую периферию, в источник, прежде всего, энергетических ресурсов, в рынок сбыта товаров потребительского и производственного назначения, в транзитный коридор, кредитует взаимную торговлю, предоставляет на сравнительно льготных условиях займы на важные для центральноазиатских стран проекты, оказывает финансовую поддержку своим компаниям, инвестирующим в регион (особенно в нефтегазовый сектор, транспортную инфраструктуру, гидроэнергетику), выступает инициатором усиления экономической составляющей Шанхайской организации сотрудничества.

Противостояния укреплений позиций КНР в центральноазиатском регионе России - перевод взаимоотношений с Китаем в русло новых форматов сотрудничества (Таможенный союз - КНР и, где это целесообразно, СНГ-КНР).

Аналогичный подход возможен и к отношениям с США, поскольку США и Китай являются главными и непримиримыми конкурентами за природные ресурсы стран СНГ, активно лоббируют и продвигают свои проекты в регионе.

Консолидированный формат торгово-политического диалога снизит возможности американской двусторонней экономической дипломатии в СНГ.

При невысокой значимости как торгового партнера для стран СНГ, Соединенные Штаты уже обеспечили себе лидирующие позиции в нефтегазовом секторе ключевых энергоэкспортеров Содружества — Азербайджана и Казахстана, В энергетическом секторе Азербайджана они являются самым крупным инвестором. Общий объем инвестиций США в экономику Азербайджана достиг 47 млрд. долл. к 2010 г. В Казахстане доля США в накопленных н 2010 г. прямых иностранных инвестициях в горнодобывающей промышленности достигала 48% (России – 1,1%), в портфельных инвестициях в этом же секторе - 78% (России – 0,1%) (источник - WTO International Trade Statistics-2010).

В последнее время заметно усилилась активность США в двух других крупных энергоэкспортерах Центральной Азии - Туркмении и Узбекистане.

Важным партнером для ряда стран СНГ в процессе диверсификации ими внешнеэкономических связей стала Турция. Ее роль как торгового партнера наиболее значима для Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. На рынках закавказских стран СНГ Турция выступает серьезным конкурентом России, стремится закрепить позиции транзитера и реэкспортера азербайджанских нефти и газа. В дальнейшем в случае строительства транскаспийских трубопроводов Турция постарается взять на себя эту же роль применительно к казахстанской нефти и туркменскому газу.

Вызовы, с которыми сегодня сталкивается Российская Федерация на постсоветском пространстве, носят острый характер. На карту поставлено будущее России как одного из мировых экономических центров. Необходим успешный реинтеграционный проект, достаточно привлекательный для большинства государств Содружества.

2011 год – год двадцатилетнего юбилея Содружества, завершения создания Таможенного союза и ЕЭП должен быть использован для формирования интеграционных инициатив в масштабах всего объединения.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru