Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам оглавление № 43 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Современные механизмы налогового стимулирования экономики города Москвы

Мигашкина Е.С.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Правовое регулирование местного налогообложения в России

Проблемы продовольственной безопасности города Москвы

Местный бюджет - доходы муниципальных образований

Валовый налог на душу населения

Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом

Дотации и покупательная способность населения в мегаполисе

Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации


В настоящее время наиболее актуальной проблемой налоговой политики является применение инструментов налогового стимулирования в деятельности хозяйствующих субъектов. Анализ действующего налогового законодательства и сравнительная оценка налоговых стимулов, применяемых в российской практике, свидетельствует о том, что в последние годы наметилась тенденция сокращения налоговых льгот. Тем не менее, этот инструмент не отменен и может быть использован для направления финансовых ресурсов на развитие тех или иных отраслей.

К налоговым льготам относятся: освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков; выведение из-под налогообложения отдельных объектов; налоговые вычеты; пониженные налоговые ставки; необлагаемый минимум; изменение сроков уплаты налогов; ускоренная амортизация основных средств; перенос убытков на будущее и т.д.

Рассмотрим влияние налоговых льгот на развитие экономики московского мегаполиса. Согласно данным отчетности о базе налогообложения УФНС России по г. Москве, общая сумма предоставленных налоговых льгот в 2009 году составила 79 743 млн. руб. Динамика налоговых льгот, предоставляемых налогоплательщикам города Москвы, а также факторы, негативно и позитивно повлиявшие на их величину за 2006-2009гг., представлены в Таблице 1.

Данные Таблицы 1 свидетельствуют о том, что наблюдается тенденция сокращения объема предоставляемых льгот, как на федеральном, так и на региональном уровне. Снижение налоговых льгот за период с 2006 по 2009 годы составило 10 431 млн. руб. или 11,57 %. При оценке налогового потенциала по годам наблюдается аналогичная тенденция. Удельный вес предоставляемых льгот из года в год сокращается.



Показатель

2006

2007

2008

2009

Темпы роста % (2009 год к 2006 году)


млн. руб.

Сумма начисленных налоговых платежей в бюджет Москвы

939 309

1 097 033

1 366 615

1 077 048

114,66

Сумма задолженности по обязательным платежам (включая пени и санкции)

154 443

267 173

196 713

282 762

183,09

Сумма, не поступившая в бюджетную систему РФ в разрезе предоставления налоговых льгот

90 174

79 896

86 068

79 743

88,43

Сумма доначислений в связи с проведением мер по соблюдению налоговой дисциплины

69 972

63 407

90 925

126 739

181,13

ИТОГО

1 253 898

1 506 599

1 740 321

1 566 292

124,91

Таблица 1. Оценка налогового потенциала города Москвы в 2006-2009 гг.

Структура налоговых доходов бюджета города Москвы 2006-2009 гг., доли поступлений от каждого налога из года в год колеблются, но бюджетообразующими для Москвы остаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций (Таблица 2).


Вид налога

2006

2007

2008

2009

Налоговые доходы

100%

100%

100%

100%

из них:

 

 

 

 

налог на прибыль организаций

56,5

51,1

54,4

39,16

налог на доходы физических лиц

31,7

36,9

35,2

45,36

налог на имущество организаций

5,2

5,7

5,3

7,74

акцизы

3,1

2,7

1,9

3,81

единый налог, взимаемый в связи с применением УСН

1,1

1,5

1,2

2,43

налог на игорный бизнес

0,9

0,8

0,3

0,23

транспортный налог

0,3

0,6

0,6

0,67

другие налоги и сборы

1,2

0,7

1,1

0,6

Таблица 2. Структура налоговых доходов бюджета города Москвы 2006-2009 гг.

Поскольку именно вышеперечисленные налоги в рассматриваемый период составляли от 80 до 90% от объема всех налоговых доходов, остановимся подробнее на анализе налоговых льгот налога на имущество организаций, так как он занимает центральное место в системе налоговых доходов, направленных на обеспечение стабильности региональных бюджетов. На уровень поступлений налога на имущество организаций в бюджет Москвы влияют такие факторы как: объемы ввода/выбытия основных средств, а также их переоценка, объем инвестиций в основной капитал, амортизация основных средств, отмена или предоставление налоговых льгот (Таблица 3).


Налог на имущество организаций (млн. руб.)

Показатель

2006

2007

2008

Поступления в консолидированный бюджет субъекта

33 242

42 144

57 013

Задолженность

2 887

2 453

2 331

Льготы, установленные ст.381 НК РФ, ст.7 НК РФ (международными договорами РФ), п.7 ст.346.35 НК РФ (инвесторам по СРП) и льготы, установленные в соответствии с п.2 ст.372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ

 

 

33 155

 

 

38 902

 

 

41 305

Таблица 3. Уровень фактического использования налогового потенциала по налогу на имущество организаций в городе Москве в 2006-2008 гг.

Доходы за 2008 г. по данному налогу составили 57 013 млн. руб., что на 72% больше поступлений по данному налогу по итогам 2006 года и на 32% по итогам 2007 года, то есть ежегодный прирост поступлений составляет примерно 28-33%, но при этом льготы уменьшаются.

По сравнению с 2008 годом, объем поступлений налога на имущество организаций увеличился в 2009 году на 17,1%, обеспечив 7,7% от общей суммы годовых доходов против 5,3% в 2008 году.

Следует также отметить, что порядка половины потенциальной налоговой базы выводится из-под налогов благодаря многочисленным льготам, установленным в соответствии с полномочиями органов законодательной власти города Москвы.

Так, согласно отчету о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций (ф. 5-НИО), представленному УФНС России по Москве за 2008 год, исчисленная сумма налога для уплаты в бюджет составила 55,3 млрд. рублей. При этом сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением  налоговых льгот, составила 41,7 млрд. рублей или 43% от потенциальной налоговой базы. Льготы, предоставляемые Москвой, составляют 81% (33,6 млрд. руб.) от всех предоставляемых льгот.

Удельный вес «федеральных» льгот меняется в сторону роста удельного веса «региональных» льгот, так как на федеральном уровне отменяются льготы в отношении:

- объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;

- объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры,  искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

- научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Данные Департамента финансов города Москвы свидетельствуют о том, что в результате предоставления налоговых льгот по федеральному и городскому законодательству в бюджет города недополучено собственных доходов бюджета. Основная часть недополученных доходов приходится на налог на имущество организаций и земельный налог. Более того, следует отметить, что по налогу на имущество организаций сумма льгот по отношению к общему объему поступлений приближается к 90%, а по земельному налогу - в 4 раза превышает фактически полученные доходы.

Приведенные данные свидетельствуют о серьезном дисбалансе между налоговым потенциалом и реальными поступлениями по указанным налогам, что является следствием неэффективной практики льготного налогообложения.

Таким образом, объективно назрел вопрос о внесении изменений в городское налоговое законодательство в части оптимизации перечня предоставляемых льгот. В перспективе целесообразно и необходимо рассмотреть вопрос оценке эффективности применения налоговых льгот, так как они должны положительно влиять как на бюджет региона, так и на состояние налогоплательщика.

Итак, мы рассмотрели роль и значение налогового стимулирования с позиции улучшения экономики города Москвы. На настоящий момент налоговые льготы, к сожалению, не выполняют в полной мере свои функции. Дальнейшее успешное развитие Российской Федерации невозможно без обоснованных расчетов, позволяющих определить влияние различных форм льготного регулирования на активность предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

В то же время, налоговые льготы по региональным и местным налогом при умелом их использовании могут стать стимулирующими для отдельных отраслей экономики, а также для физических лиц.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru