Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам оглавление № 43 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Курчатова К.М.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Актуальные проблемы местного самоуправления в Российской Федерации

Местное самоуправление в России. Законодательство, действительность и пути развития

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Организационно-правовые и финансовые основы местного самоуправления в РФ


В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

К формам прямого волеизъявления и иным формам участия населения в осуществлении местного самоуправления законодатель относит местный референдум.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Причем обязательным является наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации. Исключения составляют небольшие поселения, в которых функции представительного органа выполняет сход граждан.

Порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также другие вопросы, касающиеся их организации и деятельности, определяются уставом муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из важнейших основ организации местного самоуправления является правовая ос­нова местного самоуправления.

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев под правовой основой местного самоуправления понимают систему нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации (Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - М. 2008).

В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно-правовые акты, которые с учетом различных уровней правового регулирования можно разделить на четыре основные группы:

1) Нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента, Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти;

3) Конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;

4) Уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место поставил нормы международного права, основной из которых является Европейская хартия местного самоуправления 1985 года, ратифицированная Российской Федерацией в апреле 1998 года.

Такое законодательное расположение нормативных правовых актов неслучайно и объясняется тем, что Российская Федерация, как демократическое государство, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России было признано и гарантировано статьей 12 Конституции РФ. Часть 2 ст. 3 Конституции РФ гласит, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти. Окончательный вывод о том, что местное самоуправление является одной из основ государственного устройства Российской Федерации, можно сделать из содержания ч. 1 ст. 16 Конституции РФ, которая устанавливает, что положения главы 1 Конституции РФ, в которую входят все упоминавшиеся выше статьи, составляют основы конституционного строя Российской Федерации. Более подробно конституционные основы местного самоуправления изложены в главе 8 «Местное самоуправление». В частности, ч. 1 ст. 131 устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Из ст. 76 Конституции РФ следует, что по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Конституцией РФ предусмотрена также гарантия верховенства федеральных законов по предметам совместного ведения на случаи принятия в субъекте Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам.

Гражданское законодательство определяет правовое положение органов местного самоуправления, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления и Гражданским кодексом РФ юридическую базу для регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации составляет также федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который занимает основное место в системе федеральных законов. Согласно ст. 5 указанного закона ему не могут противоречить другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного значения.

Особая роль Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в развитии правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, устанавливая, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления осуществляют правовое регулирование в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом.

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения может осуществляться также с помощью других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Так, например, в Налоговом кодексе закреплено право органов местного самоуправления на установление и изменение ставок налога на землю на территории муниципального образования.

Очень важную роль на этапе формирования правовой основы местного самоуправления сыграли указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, так как для того, чтобы закон начал работать, необходим пусковой механизм его реализации. Например, Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» были определены основные правила взаимодействия военных комиссариатов с органами местного самоуправления.

Во исполнение федеральных законов и нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения по вопросам деятельности органов местного самоуправления. Например, Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» регулирует вопросы организации первичного воинского учета органами местного самоуправления.

Постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления, оказывают значительное влияние на процесс Формирования правовой основы местного самоуправления.

Важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации играют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основываясь на федеральном законодательстве о местном самоуправлении, они закрепляют основы организации местного самоуправления на своей территории, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Законы субъектов Российской Федерации конкретизируют отдельные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом местных условий, исторических и иных традиций. Лишь в некоторых случаях, прямо указанных в этом Законе, допускается правовое регулирование организации местного самоуправления законами субъекта Российской Федерации. Например, определение наименований представительного органа муниципального образования, главы местной администрации.        

Кроме того, субъектами Российской Федерации осуществляется контроль за соблюдением  законодательства о  местном  самоуправлении  органами и должностными лицами местного самоуправления. По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Наиболее полное определение понятия муниципального правового акта дает профессор Е.С. Шугрина. В соответствии с ее точкой зрения, муниципальный правовой акт - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее, либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - М., 2008).

Основным нормативным правовым актом в системе правовых актов муниципального образования является его устав, который на основании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяет организацию и формы осуществления местного самоуправления, компетенцию и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Некоторые субъекты Российской Федерации в целях оказания методической помощи по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством разрабатывают модельные уставы для муниципальных образований.

Кроме устава муниципального образования, на муниципальном уровне принимается ряд других нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. К ним относятся акты, определяющие порядок работы органов местного самоуправления, например, регламент представительного органа местного самоуправления, положение о территориальном общественном самоуправлении и другие.

Представительный орган муниципального образования по вопросам местного значения принимает решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что решение вопросов местного значения может осуществляться населением непосредственно путем прямого волеизъявления, выраженного на местном референдуме (сходе граждан). Но, как отмечают некоторые специалисты, в России население не привыкло участвовать в местном правотворчестве и не стремится к реализации своих прав. Поэтому необходимо принятие специальных мер для вовлечения населения в нормотворческий процесс, например, обязательное включение в уставы муниципальных образований перечня тех решений органов местного самоуправления, которые не могут быть приняты без обсуждения их населением.

Статус решений, принятых населением непосредственно на сходах, собраниях, путем опроса и референдума, различный. В том случае, если собрание, сход граждан созывается по мере необходимости для решения наиболее важных вопросов местного значения и параллельно действует выборный представительный орган местного самоуправления, решения схода имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем органам местного самоуправления данного муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, если он является его председателем, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, если он является главой местной администрации. Как правило, в форме постановлений издаются нормативные акты, в форме распоряжений - решения по конкретным вопросам оперативного характера и индивидуальные акты (Подсумкова А.А, Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: Постатейный - М, 2008).

Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения местной администрации по вопросам организации ее работы. Должностные лица администрации муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами главы муниципального образования или главы местной администрации, издают распоряжения и приказы. Принимаемые ими правовые акты в основном регламентируют трудовые отношения работников местной администрации.





Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru