Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам оглавление № 42 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Оценка эффективности использования добавок к автомобильному топливу (МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ)


Мирзоев Вагиф, к. х. н. (Азербайджан)
Пущик Евгений, инженер (Украина)


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Европейский рынок добавок к бензинам: этанол, МТБЭ и ЭТБЭ

Сахарная индустрия Бразилии

Бензин и этанол – мировые перспективы

Бразильский эксперимент - спирт - автомобильное топливо

Энергетическая альтернатива


Европейский рынок бензинов на протяжении последних лет довольно сильно изменился. Это связано, в первую очередь, со структурой автомобильного транспорта, то есть «дизелизацией Европы», поскольку больше 60% автомобилей в Европе используют дизель, а также его лучшими экологическими и экономическими показателями.

Так, в 2009 году потребление бензина в Европе по сравнению с 2003 годом уменьшилось на 23.1 млн. тонн, что составляет 19.3% (см. Таблицу 1). Кроме того, в Европе существенно увеличивается потребление дизельного топлива, которое в 2003 году составляло 163.0 млн. тонн, а в 2009 году – 200.8 млн. тонн (прирост +18.8%). Так, согласно годовому отчету «Jahresbericht. Mineralol-Zahlen 2009» (Германия), потребление дизеля в странах ЕС составляло: в 2007г. – 200.0 млн. тонн, 2008 г.- 203.2 млн. тонн, 2009 г. – 200.8 млн. тонн.

Таблица 1. Потребление бензина в разных странах мира (млн. тонн в год)

Страны

2003 г.

  2007 г.

 2008 г.

  2009 г.

% 2009 г. к 2003 г.

1

 ЕС,   в том числе:

 119.1

 102.7

 98.8

 96.0

 -19.3%

2

- Германия

  25.9

  21.3

 20.6

 20.2

 -22.0%

3

-Великобритания

  20.0

  17.6

 16.2

 16.1

 -19.5%

4

-Италия

  15.8

  12.3

 12.3

 10.7

 -32.2%

5

-Франция

  12.1

    9.3

   8.9

   8.7

 -28.1%

6

США

 385.7

 400.3

 387.1

385.9

 -0.05%

7

Китай

   42.2

   57.0

   60.0

  61.8

 +46.4%

Источник: «Jahresbericht 2009. Mineralol-Zahlen 2009»


Производство бензина в странах ЕС осуществляется на 135 нефтеперерабатывающих заводах, производительность которых составляет 852 млн. тонн нефти в год, что равно около 20% мировой нефтепереработки (на 1.01.2008 г.). Компонентный состав европейского бензина на протяжении последних лет включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин каталитического риформинга – 50%, продукты алкилирования - 5%, продукты изомеризации – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -7%.

добавки к автомобильному топливу - ЕТБЭ, МТБЭ

Согласно данным компании «LyondellBasell», европейское производство эфиров в 2009 году составляло: МТВЕ – 2.64 млн. тонн, ЕТВЕ – 2.59, ТАМЕ - 0.75 млн. тонн. То есть, для производства бензина европейские НПЗ использовали более 6 млн. тонн кислородсодержащих добавок.

Потребление топливного этанола в ЕС в 2009 году составило 4.278 млрд. литров (3.41 млн. тонн), то есть увеличилось на 18.4 % по сравнению с 2008 годом, когда оно составляло 3.5 млрд. литров (2.78 млн. тонн). Производство топливного этанола в странах ЕС в 2009 году составило 3.701 млрд. литров (2.94 млн. тонн). Источник – «European Bioethanol Fuel Association».

Учитывая то, что в составе бензина присутствует около 7% оксигенатных добавок, цена которых всегда выше цены бензина, очень важно пользоваться разработанным экономическим показателем соотношения цены: добавка – бензин. Такое соотношение, выраженное в виде коэффициента фактора, отражает корреляцию* между ее составляющими, что имеет практическую ценность.

Таким показателем в Северо-Западной Европе принято называть коэффициент, который равен соотношению цены МТВЕ, разделенной на цену бензина 10 ppm (франко–борт Северо-Западной Европы FOB NWE). Коэффициент фактор по МТВЕ на протяжении последних семи месяцев варьировался от 1.05 до 1.15 (см. таблицу 2), а в 2009 году он составлял 1.14 - 1.27.

Указанный коэффициент используют нефтяные компании - производители бензинов и нефтехимические компании - производители МТВЕ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts, а также мировой химической промышленности (www.icis.com).

В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента фактора между ценой ЕТВЕ и бензина 10 ppm. Вместе с тем, такой коэффициент был бы весьма актуален и имеет практическую ценность, поскольку профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достигли "политического соглашения" в отношении предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС, так называемый план «20-20-20». Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и снизить на 20% общие энергетические затраты. Указанный план означает для стран ЕС постепенное уменьшение использования МТВЕ и переход на ЕТВЕ.

Расчеты показывают, что предлагаемый авторами коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин 10 ppm на протяжении последних семи месяцев 2010 года варьировался от 1.29 до 1.46 (см. Таблицу 2), а за то же время 2009 года он составлял 1.49 – 1.97.

Коэффициент фактор может изменяться, в зависимости от цены топливного этанола, которая на 6 августа 2010 года составляла: в США – Chicago spot – $570-616mt, в Бразилии – FOB Santos - $ 770-783mt, в Европе - NWE ARA T2 -$908-924mt.


Таблица 2. Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Северно-Западная Европа ($mt ) (коэффициенты факторы за 7 месяцев 2010 года)


пп

Дата

10 ppm

МТВЕ

Коэффициент
фактор

ЕТВЕ

Коэффициент
фактор

1

08.01.10

730,0

818,3

1,12

940,0

1,29

 2

05.02.10

682,0

774,3

1,13

990,0

1,45

 3

05.03.10

775,0

890,3

1,15

1046,0

1,35

4

05.05.10

802,0

845,0

1,05

1065,0

1,33

5

02.07.10

685,0

763,5

1,11

1003,0

1,46

6

06.08.10

742.0

801,5

1.07

1030.0

1.39


Россия лишь недавно приняла стандарты качества бензина и дизельного топлива, которые приближаются к европейским требованиям. Они отражены в техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Целью принятия регламента в части требований к бензинам и дизельному топливу было максимальное приближение к требованиям, установленным в Европе директивами Европейского парламента и Совета 2003/17/ЕS и 98/70/ЕS.

В 2007 в России году спрос на МТВЕ на внутреннем рынке составлял 430 тыс. тонн, а к 2010 он составил 480 – 500 тыс. тонн в год (российское производство в 2006 составило – 695 тыс. тонн). Производство бензина в России в 2009 году составило 35.8 млн. тонн. Согласно данных компании "КОРТЕС", в 2009 году доля автобензина класса Евро составила 20,2% в общем объеме производства. В 2009 году этим нормам соответствовало 7,2 млн. тонн произведенного в России автобензина.

Согласно нашим расчетам, производство МТВЕ в России в 2009 году составило около 700 тыс. тонн, потребление для российского производства бензинов – около 500 тыс. тонн. Экспорт МТВЕ в 2009 году составил 200 тыс. тонн, из которых 75 тыс. тонн приходится на Украину.

Учитывая требования, которые предъявляет правительство Российской Федерации к качеству бензина в России, авторы предлагают ввести в коэффициент фактор бензин А-95 – МТВЕ для российского рынка, поскольку до сих пор такой коэффициент не использовался. Указанный коэффициент может использоваться в расчетах аналитических компаний для прогнозирования развития рынка бензина и рынка МТВЕ. Так, на протяжении семи месяцев 2010 года коэффициент фактор МТВЕ – бензин А-95 варьировался от 1.05 до 1.17 (см. Таблицу 3).


Таблица 3. Цена бензина А-95, MTBE, метанола в России ($mt)
(коэффициент фактор МТВЕ - бензин А-95 за 7 месяцев 2010 года)

Дата

Бензин А-95

 МТВЕ

Коэффициент

 Метанол

1

08.01.2010

      751.0

  881.0

     1.17

   300.0

2

05.03.2010

      788.0

  921.0

     1.17

   276.0

3

02.07.2010

      856.0

  897.0

     1.05

   270.0

4

06.08.2010

      905.0

  983.0

     1.09

   276.0

Источник: www.nge.ru, www.himtrade.ru


Важным экономическим показателем при определении стоимости добавок к бензинам ЕТВЕ и МТВЕ является стоимость сырья (см. Таблицу 4).

ЕТВЕ – этил-трет-бутиловый эфир, содержит 50% топливного этанола, МТВЕ – метил-трет-бутиловый эфир, в составе которого метанол составляет 33% и ТАМЕ – трет-амил-метиловый эфир, содержит – 10% метанола. Учитывая процентное содержание спирта (этанол, метанол) в добавках ЕТВЕ и МТВЕ (цена на 20.08.2010г.), можно рассчитать, что стоимость этанола Т1 в цене ЕТВЕ на NWE ARA Т1 составляет 38.7%, а стоимость метанола Т1 в цене МТВЕ на NWE ARA Т1 составляет 14.6%. Для сравнения, этот же показатель на 15 января 2010 года составлял: в ЕТВЕ – стоимость этанола Т1 равнялась 45%, в МТВЕ – стоимость метанола Т1 равнялась 16%. Что касается стоимости изобутилена в стоимости добавок ЕТВЕ и МТВЕ, то она зависит от разных факторов и более трудна в определении.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что стоимость этанола в стоимости ЕТВЕ в Роттердаме (Т1) может составлять от 35% до 48%, а стоимость метанола в стоимости МТВЕ в Роттердаме (Т1) - от 13% до 18%. Что касается российского рынка, то стоимость метанола в МТВЕ по состоянию на 6 августа 2010 года составляла 9.3%.


Таблица 4. Цена топлива на FOB NWE ARA ($mt)

 

Наименование

2.07.2010

6.08.2010

13.08.2010

20.08.2010

 01.07.2009г.

1.

Brent  $/barr

 72.34

 81.61

 77.60

 75.30

  72.78

2.

Gasoline 10 ppm

 694.0

 742.0

 700.0

 685.0

  680.0

3.

MTBE

 763.0

 801.0

 758.0

 733.0

  828.0

4.

Methanol T1

  311.0

 338.0

 326.0

 326.0

  221.0

5.

ETBE

 1003.0

 1003.0

 968.0

 943.0

 1060.0

6.

Ethanol  T1

 609.0

 783.0

 758.0

 730.0

  829.0

7.

Ethanol  T2

 750.0

 920.0

 899.0

 890.0

  792.0

Источник: «Jim Jordan&Associates»


По нашему мнению, коэффициенты факторы ЕТВЕ, МТВЕ – бензин могут быть применены при расчетах цены бензина, поскольку автомобильные бензины – один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Указанные коэффициенты также возможно применять в аналитических отчетах котировок Platts, ICIS - что очень актуально для современного рынка нефтепродуктов, в особенности европейского.

НПФ «Турал-110» совместно с азербайджанским институтом нефтехимических процессов им. академика Ю.Г. Мамедалиева разработала проект и производит в г. Сумгаит добавки к бензинам: этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ) и метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), отвечающие требованиям стандартов Евро 4 (ЕN-228), а также другие оксигенатные добавки, которые прошли испытания на НПЗ Польши, Украины. Сырьем для производства добавок к бензинам являются спирты: этанол (ЕТВЕ) или метанол (МТВЕ) и фракции, содержащие изобутилен (бутилен-изобутиленовая, бутилен-бутадиеновая).

НПФ «Турал-110» - первая компания среди стран СНГ, начавшая промышленное производство ЕТВЕ. Технология производства запатентована (патент Азербайджанской Республики № i20070174 от 17.10.2007 года).



* Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ, антидетонационных добавок и автомобильных бензинов можно познакомиться в отчетах Академии конъюнктуры промышленных рынков.



English version - go



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru