Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 41 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Экологические проблемы мегаполисов - проблема утилизации отходов


Левакова И.В.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Внутренние угрозы экологической безопасности современной России и меры по их нейтрализации

Экологические проблемы мегаполисов - проблема питьевого водоснабжения

Экология и безопасность

Безопасность продуктов питания или Съедобна ли шкурка от апельсина?



За удовольствия надо платить. Вопрос в том, что цена бывает несоизмеримо больше полученных удовольствий.

Мы живем в обществе потребления. Все мы потребители - потребляем товары, работы, услуги.  Уровень потребления растет год от года. Жалуемся, что плохо живем, однако, одним из любимых развлечений жителей больших городов является шопинг.

Шопинг даже нельзя назвать развлечением, для многих – это работа, искусство и даже образ жизни. Выходные дни многие посвящают посещению крупных торговых центров, где проводят семьями практически целый день. Ежедневно каждый крупный торговый центр посещают от 50 тыс. до 120 тыс. человек. Выходной день можно было бы посвятить приготовлению домашнего обеда или просто погулять с детьми на свежем воздухе, ведь домашний обед гораздо вкуснее и полезнее, чем дорогая готовая еда из супермаркета, а детям полезнее гулять на улице, чем по торгово-развлекательному центру, но мы живем по законам общества потребления, поэтому любим шопинг.

Раньше мы покупали вещи по мере их износа, теперь зачастую ради самого процесса покупки. Однако и качество вещей было другим. Современная бытовая техника рассчитана максимум на десять лет эксплуатации, а холодильники и телевизоры советских времен работали  по двадцать – тридцать лет. Наверняка у кого-нибудь на даче еще до сих пор работает старенький холодильник «ЗИЛ» - рычит, бьется в конвульсиях, но работает. Понятно, что современные производители намеренно не производят бытовую технику, рассчитанную на долгие сроки эксплуатации, иначе у них просто не будет рынка сбыта.

Мы любим шопинг еще и потому, что мы еще очень молодое общество потребления: многие из нас еще помнят, что такое дефицит, очереди за любыми товарами, пустые полки магазинов, ликование при покупке пары югославских туфель после трехчасового стояния в очереди.

Растут объемы производства, растет уровень жизни и объемы потребления, увеличиваются и объемы отходов. По статистическим данным, объем отходов ежегодно в целом по России увеличивается примерно на 400 млн. тонн (15%).

Все отходы можно разделить на две большие группы: твердые бытовые отходы (ТБО) и отходы производства. ТБО – это, в основном, бумага, полимерные материалы, стекло и пищевые отходы. К отходам производства относятся: радиоактивные, медицинские, биологические, строительные, отходы транспортного комплекса.

К обращению с отходами производства установлены достаточно жесткие требования на законодательном уровне: отходы делятся на классы опасности; для предприятий устанавливаются лимиты на их размещение; установлены требования к размещению и ввозу отходов; порядок их регистрации. Фактически, ответственность за утилизацию отходов возлагается на того, кто их производит, т.е. на предприятие – производителя конечной продукции. В отношении ТБО такой однозначности нет и быть не может, т.к. производим их мы – потребители. Либо за утилизацию ТБО должны отвечать потребители, т.е. платить дважды при покупке предмета потребления и за его утилизацию, либо производитель, но он уже платит на стадии производства, либо государство.

Проблема отходов – это проблема всех больших городов, но наша беда в том, что наша страна к решению этой проблемы оказалась не готова. Европейские страны, являясь обществом потребления уже давно, проблему уничтожения и переработки отходов тоже решают давно, и подход к решению проблемы там комплексный, а в России фактически единственным способом уничтожения отходов остается «захоронение на полигонах», или попросту свалка.

В Москве ежегодно образуется до 25 млн. тонн отходов различного типа, из них 1,8 млн. тонн - производственные отходы, 2,3 млн. тонн - отходы строительства, 250 тыс. тонн - медицинские отходы. Объем коммунальных отходов превышает 5,7 млн. тонн. Свыше 75% коммунальных отходов образуется в жилищном секторе города, из них 2,9 млн. тонн - твердые бытовые отходы, около 1,1 млн. тонн - крупногабаритный мусор.  

В то же время переработке подвергается лишь 10% ТБО и около 60% промышленных отходов. Весь остальной мусор транспортируется на полигоны. Площадь каждого мусорного полигона составляет от 50 до 60 га. В подавляющем большинстве полигоны ТБО возникали стихийно, без учета природоохранных требований - в отработанных карьерах, различных выемках, котлованах.

Например, полигон «Левобережный» находится в 750 м от  жилого микрорайона «Левобережный» (г. Химки); полигон «Павловский» находится всего в 500 м от реки Истры (в ее санитарно-защитной зоне); полигон «Щербинка», на котором складировались радиоактивные отходы, расположен в 3 км от г. Подольска. В настоящее время эти полигоны закрыты, старые захоронения покрывают грунтом толщиной около 1 м.

Свой ресурс мусорные полигоны  вырабатывают через три-четыре года. Так, В 2006-2007 гг. были исчерпаны свободные емкости 10 полигонов ТБО Московской области, в том числе, «Саларьево» (Ленинский район); «Жирошкино» (Домодедовский район),  «Павловское» (Истринский район), «Каргашино» (Мытищинский район) и другие. Полигоны закрывают, но мусор никуда не девается, а остается в земле, загрязняя почву и грунтовые воды, где накапливаются продукты разложения. Проблема не решается, она в прямом смысле «закапывается в землю». Земли у нас много, можно открывать все новые и новые свалки.  

По информации Росприроднадзора, в Московской области существует 80 зарегистрированных полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), на которых скопилось более пяти миллиардов тонн мусора. Несанкционированных свалок - в три раза больше. По словам сотрудников Росприроднадзора, официальных данных о том, сколько отходов «захоронено» нелегально, не существует. Известно, что стихийные свалки занимают почти две тысячи гектаров земли.УБЭП по Москве и области располагает своей статистикой: теневой оборот «мусорных денег» составляет порядка одного миллиарда долларов в год.  Работники правоохранительных органов отмечают, что бороться с «мусорными баронами» очень тяжело, их связи и финансовые возможности неограниченны. В московском регионе лишь 30% уголовных дел заканчиваются вынесением приговора, в регионах - 95%. Очевидно, что мусорный бизнес приносит огромные доходы «мусорным баронам», и не только им. 

Решение проблемы утилизации отходов возможно только за счет внедрения принципиально новых подходов. Впрочем, новыми их назвать нельзя - не надо изобретать велосипед, надо перенять полезный опыт  развитых стран.

Большинство развитых стран давно уже внедрили систему рециклинга. Рециклинг дословно означает «возвращение в оборот». Рециклинг – это не только использование отходов в качестве вторичного сырья, это основа системного подхода. 

Например, во многих штатах  США  установлена плата за захоронение отходов. Утилизация является самым дешевым способом борьбы с отходами. В США запрещена организация новых открытых свалок, а захоронение и сжигание отходов с учетом соблюдения всех экологических норм оказывается в три раза дороже, чем переработка этих отходов во вторичное сырье. Во многих штатах приняты законы, согласно которым каждый округ под угрозой прекращения финансирования из фондов штата обязан к определенному сроку ввести рециклизацию некоторой части отходов на своей территории. Повсеместно запрещено захоронение автомобильных аккумуляторов.

В Германии Закон об экономическом рециклинге был принят еще в 1996 году. Данный закон сегодня многими экспертами признан образцом в вопросах организации авторециклинга. Основная идея заключается в том, что недостаточно сформировать правовые инструменты по проведению рециклинга, определить необходимые стандарты и нормы для установок, стоянок, способов маркировки деталей и обеспечить контроль потоков отходов к установкам по переработке и утилизации, но гораздо важнее обязать производителей уже на стадии разработки продукции добиваться уменьшения количества будущих отходов.

По экспертным оценкам, существующая во всем мире индустрия утилизации позволяет перерабатывать более 85% от массы машины, а в России эта цифра не превышает 15%, что делает отрасль экологически вредной. При этом мировой авторециклинг - прибыльное дело. По статистике, в Европе рентабельно перерабатывают и используют около двух десятков автокомпонентов.

Об авторециклинге у нас начали говорить достаточно давно. Еще в 1999 году было решено создать комплексную систему «Авторециклинг» (Постановление Правительства Москвы № 1125-ПП от 7 декабря 1999 г. «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации»). За период с 1999 по 2000 год в Москве было принято более двадцати нормативных правовых актов, связанных с авторециклингом. Была разработана программа, определены цели, задачи, источники финансирования. Успешная реализация программы затормозилась из-за несознательности граждан, которые не желали добровольно сдавать свои старые транспортные средства на утилизацию.

Возникла большая проблема – что делать с брошенными машинами? Почему брошенные машины нельзя было просто погрузить на эвакуаторы и отвезти на пункты утилизации, до сих пор непонятно. Сейчас на эвакуаторы грузят автомобили, нарушающие правила парковки,  и почему-то московские власти не волнует святое право частной собственности, да и под штрафные стоянки место нашлось.

В  России c 8 марта по 1 ноября 2010 г. действовала государственная Программа по утилизации старых автомобилей. На реализацию Программы из бюджета было выделено 14 млрд. рублей. Владелец старой машины (возраст более 10 лет) сдает ее на пункт утилизации, платит 3000 рублей за утилизацию  и получает свидетельство об утилизации, с помощью которого может приобрести новый автомобиль, произведенный в России, по цене, сниженной на 50 000 рублей. Программа будет продлена на 2011 год, предположительно, до июня. На 2011 год предполагается выделить из бюджета 13,5 млрд. рублей. Цель программы не совсем понятна: то ли поддержка отечественного производителя, то ли утилизация, а может быть, и то, и другое.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, причем здесь отечественный производитель, если речь идет об автомобилях, произведенных на территории России? В программе в 2010 году участвовали 19 автопроизводителей, среди которых были как отечественные, так и зарубежные компании,  в том числе, Автоваз, УАЗ, ГАЗ, ИЖАВТО, Тагаз, Соллерс-Дальний Восток, Ниссан, Тойота, Форд и другие. Неужели, например, компания Форд Мотор Компани, автомобили которой  (Ford Focus и Ford Mondeo) участвовали в программе, так нуждается в поддержке Правительства России?  В результате реализации программы продажи выросли на 14%.

Во-вторых, причем здесь утилизация?  Утилизация в дословном переводе означает  «полезный». По данным  Минпромторга,  утилизацией занимались 10 пунктов утилизации: пять расположены в Москве и Московской области, пять - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в том числе, ООО «Промышленная компания «Втормет, ООО «Промышленная компания «Вторалюминпродукт», ЗАО «Петромакс», ООО «Орис Пром» и другие.  Основными направлениями деятельности этих компаний является переработка лома черных и цветных металлов и утилизация шин. Куда девается все остальное? Если 15% перерабатывается, а остальное вывозится на свалку – это захоронение. Таким образом, назвать эту программу программой по утилизации старых автомобилей можно с большой натяжкой. Скорее, это программа по стимулированию покупки новых автомобилей, т.е. программа стимулирования роста потребления. В связи с этим у налогоплательщика возникает третий вопрос  - а куда пошли бюджетные деньги? За утилизацию владелец старого авто платит сам, деньги получает производитель, который к утилизации отношения не имеет.

Анализ  зарубежного опыта в организации авторециклинга свидетельствует о том, что существенное значение имеют меры предупредительного характера. В крупных автомобильных компаниях разрабатываются и реализуются  концепции вторичного использования деталей автомобиля  еще на стадии его проектирования.

Так, концепция компании BMW учитывает необходимость утилизации уже на стадии проектирования. Разбираемые в Центре модели автомобилей удается использовать повторно почти на 95%. Масло, антифриз, бензин идут на переработку или в качестве топлива на собственную ТЭЦ. Демонтированные элементы, пригодные в качестве запчастей (стекла, двери, сиденья) продаются примерно вдвое дешевле новых. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку. Мелкие пластиковые детали, разборка которых трудоемка, идут на топливо.

С 1994 года действует соглашение между компаниями BMW, FIAT и RENAULT, в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране. Фирмой «Мерседес-Бенц» на все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с автомобиля, устанавливается специальный знак, означающий пригодность к рециклизации, а также кодовый номер, указывающий на вид используемого сырья.

Как решается проблема утилизации ТБО в Москве?  Сейчас в Москве 4 мусоросжигательных завода (в Париже – 13 заводов). Ранее планировалось к 2015 году построить 11 заводов, но впоследствии программу свернули. Протесты населения, гневные обличения экологических организаций  дали возможность столичным  властям «сохранить лицо» и сэкономить деньги. Было решено отказаться от строительства мусоросжигательных заводов в пользу гидросепарации.         

Столичные власти намерены построить вместо 11 мусоросжигательных заводов один  завод по гидросепарации мусора.  Строительство осуществят на концессионной основе. При гидросепарации отходы полностью разделяют на фракции - бумагу, металл, стекло, а затем перерабатывают во вторсырье, удобрения или энергию. Завод будет работать на переработанных сточных водах. Мощность завода по гидросепарации составит до 350 тыс. тонн мусора в год, его предлагают построить в производственной зоне «Руднево» на востоке столицы. В начале 2011 года столичные власти намерены провести конкурс по условиям строительства.  

По словам директора «Мосводоканала» С.В. Храменкова, существует два варианта переработки твердых бытовых     отходов (ТБО) методом гидросепарации в промзоне «Руднево». В первом варианте после сортировки в «Руднево» органическое вещество транспортируется на сооружения очистки сточных вод в Люберцы, где будет происходить сбраживание массы для получения биогаза. В этом случае в «Руднево» необходимо построить комплекс по сортировке органических веществ, а в Люберцах - комплекс двухстадийного сбраживания. При втором варианте предполагается расположить в «Руднево» полный цикл предприятий по переработке ТБО.  Капитальные затраты на создание центра при первом варианте составят 5,8 млрд. рублей, при втором варианте - 6,4 млрд. рублей. С.В. Храменков предложил приступить к установке измельчителей пищевых отходов под мойками на кухнях в квартирах москвичей. Это позволяет измельчать кости, остатки мяса, рыбы, овощей и других продуктов, что, в свою очередь, даёт возможность повысить долю органической массы в сточных водах и, в результате, увеличить выработку биогаза на очистных сооружениях.

Завод по гидросепарации мусора, к сожалению, проблему не решит, так как его мощность, как отмечалось выше,  составит всего 350 тыс. тонн в год, а ТБО в коммунальном секторе Москвы на сегодняшний день образуется 2,9 млн. тонн в год. То есть завод сможет переработать  всего около 12% ТБО, кроме того, объем отходов увеличивается примерно на 15% в год. Таким образом, простой арифметический подсчет показывает, что для решения «мусорной проблемы» таких заводов должно быть построено не менее десяти. Кроме того, настораживает идея  оборудовать кухни москвичей «костедробилками». Чем-то это напоминает историю с «фильтрами Петрика».

У нас в стране отсутствует комплексный подход к решению проблемы утилизации отходов. Расширение площади мусорных полигонов создает угрозу экологической безопасности в будущем. Программу по авторециклингу начали осуществлять более десяти лет назад и до конца ее не реализовали. Более того, оплату утилизации возложили на автовладельца, хотя во всем мире это обязанность производителя. Вместо строительства одиннадцати мусоросжигательных заводов, которые могли кардинально решить проблему свалок, собираются строить один завод по гидросепарации, который эту проблему не решит. Рост уровня жизни и потребительского спроса  влечет увеличение количества отходов.   Если откладывать решение этой проблемы, то потом платить придется намного больше.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru