Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 40 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Социальное предпринимательство в Москве: опыт, проблемы, перспективы


Михаил Боев, пресс-служба МТПП


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Реализация программы развития конкуренции в городе Москве: партнерство власти и бизнеса

Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом

Власть в большом городе: проблемы самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге

Инвестиционные возможности Москвы


18 ноября 2010 года в Московской торгово-промышленной палате прошла Первая Практическая конференция «Социальное предпринимательство в Москве: опыт, проблемы, перспективы». Ее организаторами выступили: Общественный Совет города Москвы, Московская торгово-промышленная палата и Международная школа бизнеса МТПП.

Участников конференции приветствовал президент МТПП, председатель Комиссии по вопросам экономического развития, предпринимательства, развития негосударственного сектора социальных услуг Общественного Совета города Москвы Леонид Говоров.

- Сегодняшняя конференция имеет для нас особое значение. Это не первое мероприятие, проводимое в стенах МТПП, на котором рассматриваются вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства. В прошлом году мы проводили конференцию, посвящённую менеджменту некоммерческих организаций. Она вызвала большой интерес общественности. Мы считаем, что социальное предпринимательство имеет большое значение в жизни столицы, а потому решили провести такую конференцию.

По словам президента МТПП, социальное предпринимательство давно и очень серьёзно развивается на Западе, потому что государственные структуры исчерпали возможности для удовлетворения запросов общества, существующих на сегодняшний день.

Леонид Говоров поднял вопросы о моделях взаимодействия социального предпринимательства с некоммерческими организациями и властью, формальном определении статуса «социального предпринимательства» как такового.

- Закон о поддержке социальных некоммерческих организаций принят, однако на рынке идёт процесс ухудшения условий для функционирования социальных НКО, фактически их налогового удушения. Наша конференция должна обрисовать положение вещей и донести наше мнение до городских властей в виде итоговой резолюции, в которой должны найти своё отражение первоочередные меры по развитию и поддержке социального предпринимательства в городе, - отметил Л. Говоров.


социальное предпринимательство в Москве
Социальное предпринимательство в Москве - конференция в МТПП<

В рамках подготовки к конференции была проведена серьёзная аналитическая работа. О её итогах рассказал вице-президент информационно-аналитического агентства «Экология Общественного Сознания» Анатолий Шипилов.

В сентябре-октябре 2010-го года Агентство проводило в столице исследования социального бизнеса. Согласно им, две трети социальных предпринимателей (СП) города – люди старше 40, лишь 11% моложе 35 лет, треть из них имеют ученые степени в областях гуманитарных, экономических и инженерных наук. Большинство опрошенных считают себя именно социальными предпринимателями, лишь 17% таковыми считают себя ими частично. 30% респондентов ведут бизнес в нескольких округах столицы. 24% социальных предпринимателей Москвы заняты консалтингом, в том числе, правовым, 20% - образовательными услугами, 17% - информационными услугами, 11% работают в пищевой промышленности, по 11% заняты здравоохранением и научными исследованиями. Социальный бизнес Москвы на две трети малый. 25% его образуют некоммерческие организации. Они занимают промежуточное положение между социальным бизнесом и чистой благотворительностью. 6% социальных предприятий – средний бизнес, 3,5% - индивидуальные предприниматели. По данным исследования, более чем в 50% организаций штат составляет 11-15 человек, 15% располагают штатом в несколько десятков работников и лишь 10 % – более чем 50 штатными сотрудниками. Более половины организаций берут на работу инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей.   

Мотивация к занятию социальным предпринимательством довольно разнообразна: 52% опрошенных утверждают, что так они реализуют городские целевые программы, 36% способствуют, по их убеждению, разряжению социальной напряженности в городе, 36% повышают свой личный статус, 25% - зарабатывают деньги (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Социальный бизнес столицы на четверть состоит из компаний, занятых реабилитацией социально незащищенных граждан, остальные работают на государственные и коммерческие организации. 61% имеют прибыль, 28% самоокупаются, остальные убыточны, но имеют поддержку спонсоров. Только 19% социальных предпринимателей Москвы не видят перспектив своей деятельности. 10% вообще сомневается в том, что приносят пользу обществу.

Однако социальное предпринимательство, по мнению организаторов исследования, выполняет, по крайней мере, одну существенную функцию – оно укрепляет в людях веру в завтрашний день.

- Социальному бизнесу нужны хорошие регулирующие законы, городские целевые программы, поддержка на инфраструктурном уровне. В настоящее время ему мешает высокая арендная плата, дорогие кредиты, безразличие общества к инновациям, ограниченность в ресурсах и коррупция, - заключил А.Шипилов.

Руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев призвал к более точному определению социального бизнеса.

- Мы в Департаменте используем утверждённую постановлением Правительства Москвы формулировку «поддержка бизнеса в социальной сфере». И я считаю это правильным. Да, в городе развивается бизнес в социальных направлениях – образовании, здравоохранении, культуре и других подобных областях. Однако нужно понимать, что это, прежде всего, бизнес, а потому к его поддержке и сопровождению мы должны подходить, как к бизнес-структурам, у которых главная задача – получение прибыли. Другое дело - некоммерческие и благотворительные организации. К ним нужны совсем другие походы, - подчеркнул М. Вышегородцев. Руководитель Департамента признал, что основная проблема предпринимателей города – высокие ставки арендной платы.

Для социального бизнеса, как и для остального предпринимательства, входящего в число приоритетных направлений развития города, необходимо сохранить льготные ставки аренды, частично отменяемые сегодня. Может быть, следует городским законом закрепить норму о проведении специализированных аукционов для социального бизнеса, - считает М. Вышегородцев.

Ещё одна проблема – сбыт продукции. По словам руководителя Департамента, порядка 60 процентов социальных предпринимателей ратуют за то, чтобы их услуги выкупал город.

- Социальный бизнес очень заинтересован в государственном заказе и здесь есть над чем подумать. С другой стороны, в Москве реализуется уже седьмая по счёту целевая комплексная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В ней среди семи городских приоритетов указан бизнес в социальной сфере. Иными словами, каждый, кто занимается социальным предпринимательством, может получить субсидию от города в размере до 2,5 миллиона рублей. Причём субсидий также существует несколько видов, - заключил М. Вышегородцев.

Руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы Олег Нетербский согласился с мнением М. Вышегородцева о том, что к социальному бизнесу следует причислять только бизнес, работающий в социальной сфере: иначе в него попадут все предприниматели без исключения. Он предложил направлять средства, собранные за нарушение закона о квотировании рабочих мест, на создание рабочих мест для социально незащищённых граждан.

- Предприятия, создающие рабочие места для инвалидов, также должны иметь право получать городские средства на безвозмездной основе. А квоты на иностранную рабочую силу будут год от года сокращаться: предприниматели, берущие на работу иностранцев, зачастую экономят на персонале и его переподготовке, но долго такая ситуация продолжаться не может - заключил О. Нетеребский.

Заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Иванов отметил, что московский бизнес должен быть заинтересован в подготовке кадров хотя бы для самого себя.

- Вместе с нашими социальными партнёрами мы согласовываем контрольные цифры приёма в учебные заведения города, трудоустраиваем выпускников, используя механизмы двух- и трёхсторонних соглашений, гарантирующих выпускникам прохождение практики и приём на работу с определённым уровнем зарплаты, нормальными условиями труда и социальным пакетом, - сообщил В.Иванов. Предприниматели, по его мнению, могут быть более активными в формировании запроса на специалистов определённого класса и уровня подготовки, разработке социальных стандартов.

Член Общественного Совета города Москвы Татьяна Михайлова отметила, что большинство социальных компаний города на фоне несоциальных неконкурентоспособны, хотя и занимаются практически исполнением государственных функций.

- Вышедшее в 2005 году постановление Правительства Москвы №200-ПП «Об основных направлениях бытового обслуживания населения города Москвы» было подкорректировано уже в 2007 году: 50%-ные льготы по аренде были отменены. В 2009 году, в разгар кризиса, социальные компании оказались «на одной доске» с коммерческими малыми предприятиями, - рассказала она, предложив создать специальный бизнес-инкубатор для социально ориентированных компаний столицы.

На основе высказанных на конференции предложений будет подготовлена итоговая резолюция, которая будет представлена городским властям в рамках V московского гражданского форума «Общество и власть: модернизация взаимодействия».


Фото - пресс-служба МТПП





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru