Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 40 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Бензин и этанол – мировые перспективы.
Способы получения, стандарты, обзор мирового рынка и производителей топлива


Мирзоев Вагиф, к. х. н. (Азербайджан)
Пущик Евгений, инженер (Украина)


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Оценка эффективности использования добавок к автомобильному топливу

Европейский рынок добавок к бензинам: этанол, МТБЭ и ЭТБЭ

Сахарная индустрия Бразилии

Статистическая информация по бразильскому рынку сахара и этанола

Бразильский эксперимент - спирт - автомобильное топливо

Зеленый автомобиль

Энергетическая альтернатива


В мире активно продолжается  дискуссия о нефти и альтернативных источниках энергии. В первую очередь, идет речь о топливном этаноле, как наиболее емком продукте. Сегодня нефть и газ – главные источники энергии в мире и  поэтому уменьшение их использования является главным приоритетом в работе правительств многих стран.

Спрос на нефть в 2010—2011 годах будет расти, но очень медленно.  В этом сходятся Международное энергетическое агентство (МЭА) и члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Увеличение спроса на нефть непременно будет стимулировать и мировое потребление топливного этанола, как реальной альтернативы  сырой нефти.      

Потребности мировой экономики в сырой нефти возрастут в 2010 году по сравнению с прошлым годом на 1,05 млн. баррелей в день и составят в среднем 85,51 млн. баррелей (11.714 млн. тонн) в день - об этом сообщает  в своем ежемесячном докладе ОПЕК.  В 2011 году этот показатель увеличится еще на 1,05 млн. и достигнет 86,56 млн. баррелей в день. Мировая  потребность в нефти в 2009 году составила 3903.0 млн. тонн. Наибольшим потребителем нефти в мире являются США, их потребление в 2009 году  составляло 18.771 млн. баррелей в день. Согласно информации «Energy Charter Secretariat (2007)», одно только Министерство обороны США в день потребляет 400.000 баррелей нефти (Примечание:  потребление нефти  в Польше  – 450000 баррелей в день).


I. Мировое производство бензина

      Выходы нефтепродуктов с барреля сырой нефти представлены на Рис.1


бензин и этанол - состав барреля нефти
Бензин и этанол - мировые перспективы
Рис.1. Нефтепродукты с барреля нефти (галлоны, 2009г.)
Источник: www.eia.doe.gov

Нефтеперерабатывающая промышленность относится к числу стратегически важных отраслей хозяйства многих стран мира. В последнее десятилетие в мировой нефтеперерабатывающей промышленности происходили заметные технологические и структурные сдвиги.  В этот период суммарная доля углубляющих  процессов нефтепереработки: каталитический крекинг, гидрокрекинг, термический крекинг, или висбрекинг, коксование, каталитический риформинг, алкилирование, изомеризация возросла в целом по нефтеперерабатывающей промышленности мира до 50%.                                

Технологические сдвиги в нефтепереработке во многом были обусловлены быстрым ростом мощностей в  Азиатско-Тихоокеанским регионе (см. Рис.2), а также возросшими требованиями к качеству моторных топлив в странах с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью. Экологические требования к  моторному топливу в последнее десятилетие ужесточились  практически во всех нефтяных странах мира. Среди возможных альтернатив создания экологически безопасного топлива рассматривались следующие:

- реформулированные бензины (США), т.е. бензины с измененными составом и характеристиками, обеспечивающими экологическую безопасность;

- неэтилированные высокооктановые бензины;

- альтернативные виды топлив, в частности бензины с этанолом, оксигенированные бензины (бензины с эфирами МТВЕ, ЕТВЕ, ТАМЕ) и др.

Как  показано  на  Рис. 2,  современные технологии  переработки нефти, обеспечивающие качество производимого НПЗ  топлива, в том числе автомобильного бензина,    лучше всего  задействованы в странах Северной Америки (США), Западной Европы, Дальнего Востока и Океании.


бензин и этанол - технологические процессы переработки нефти
Бензин и этанол - мировые перспективы
Рис. 2. Технологические процессы переработки нефти в мире
Источник: www.eia.doe.gov

Бензин -  один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Для его получения используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти на нефтеперерабатывающем заводе, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к составу и качеству этого вида моторного топлива. Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в том числе экологических, вводить в бензины кислородсодержащие эфиры и этанол.   Наиболее распространенными и широко  применяемыми являются: метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ), этанол, а также метил-трет-амиловый эфир (ТАМЕ).

Мировое потребление бензина в 2009 году составило 975.1 млн. тонн (см. Табл.1). США являются крупнейшим потребителем бензина в мире, потребляя  ежегодно около 40%  всего бензина. Страны Азии и Океании  потребляют  210 млн. тонн, что составляет 21.6% мирового потребления бензина, чуть меньше половины этого потребления приходится на Китай – 61.8 млн. тонн и Японию – 35.9 млн. тонн. На Западную и Восточную Европу, включая страны СНГ, приходится около 17% мирового потребления бензина. Наибольшая динамика увеличения потребления бензина на протяжении  последних лет у Китая, где прирост  потребления бензина в 2009 году по сравнению с 2003 г. составил 46.9%.

По состоянию на 1.01.2008  года в мире работали около 685  НПЗ общей производительностью больше  4200.0 млн. тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки  Северной Америки (США -  149 НПЗ) и  Европы (ЕС -135 НПЗ).    

Производство бензина  в странах Европы  осуществляется на  135  НПЗ, производительность которых составляет 852 млн. тонн нефти в год, что составляет около 20% мировой нефтепереработки (на 1.01.2008 г.). Объем  рынка бензинов в Европе  на протяжении  последних трех  лет  составляет 112.0 – 125.0  млн. тонн. Для  производства этого бензина  нефтеперерабатывающие заводы  использует более 6.0 млн. тонн добавок  (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ), что  в денежном эквиваленте оценивается в  6.5  млрд. долларов США.

Компонентный  состав  европейского бензина  на  протяжении последних  лет  включал в себя:  бензин каталитического крекинга – 30%,  бензин каталитического  риформинга – 50%, продукты алкилирования - 5%, изомеризации  – 8%,  добавки  (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ, этанол) -7%.  

Среди  европейских  НПЗ наиболее  удачный компонентный состав бензинов в Германии: бензин  каткрекинга и  риформат – 73.4%, алкитат - 5.1%, изомеризат - 16.2%, добавки - (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) - 5.3%.

В Европе действует стандарт на бензин EN 228, который по своей сути и отражает спецификацию этанольных смесей Е5. EN 228  (Aromatics %vol. - 35,  Benzene %vol- 1, Olefins %vol - 18, Oxygen %wt.- 2.7, Sulphur mg/kg- 10) – это стандарты бензина Евро-5.

В данное время ЕN 228 проходит ревизию в части повышения содержания этанола в смесях от Е5 до Е10. Стандарт бензина Е85 (85% - этанола, 15% - бензина)  с 2007 года официально действует в Австрии и Франции, с 2008 года в Германии.  На сегодня в мире около 40 государств используют бензин Е85. Кроме общеевропейских стандартов в странах ЕС действуют внутренние стандарты на этанольные топлива, которые не могут иметь условия хуже общих стандартов. 

Для биоэтанола и смесевых бензинов на его основе используются буквенно-цифровые обозначения: Е5, Е10, Е85. Е  - от английского ethanol, а цифры - это процентное (в объемных долях) содержание биоэтанола в топливе. Наиболее распространены смеси Е5, Е10 и Е85,  в Бразилии пользуется спросом и чистый биоэтанол - Е100.

Производство бензина в США  осуществляется на 149 НПЗ, производительностью 872 млн. тонн, что равно 20,5 % мировой нефтепереработки.   Компонентный  состав   американского  бензинового фонда  (реформулированный бензин)  в начале 2007 года был таким:  бензин каталитического крекинга - 34%, бензин риформинга – 28%,  алкилат – 12%,  изомеризат – 4%, добавки  (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%, прочие -7%.

Бензин – один  из главных  моторных топлив, потребляемый  в США  и основной  продукт, получаемый  с  сырой нефти. Потребление бензина в США в 2009 году составляло приблизительно 137 миллиардов галлонов (385.9 млн. тонн), среднее число потребления около  377 миллионов галлонов (1.05 млн. тонн) в  день. Бензин составляет приблизительно 62% всей энергии для транспорта,  46% всего нефтяного потребления, и 17 % полного американского потребления энергии.   Приблизительно 49 баррелей бензина производятся с  каждых  100 баррелей нефти – такая технология   американских  НПЗ.   Бензин в США продается  на 162 000  АЗС,  каждая автозаправка обычно продает три сорта бензина: Regular, Midgrade, Premium.  Более 1950 АЗС в США торгуют бензином Е85.  Сегодня в США насчитывается  около 249 млн. транспортных средств.


Страны и континенты

% к мир. потреблению

2009 г.

1

США

39.6

385.9

2

Азия и Океания

21.6

210.8

3

Западная Европа

11.5

112.5

4

Центральная и Южная Америка

6.0

58.2

5

Северная Америка

5.4

52.8

6

Восточная Европа и страны СНГ

5.4

52.8

7

Ближний Восток

7.0

67.9

8

Африка

3.5

34.2

9

Всего мировое потребление

100.0

975.1

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 1. Мировое потребление бензина (млн. тонн)
Источник: EIA, Jahresbericht, Mineralоl-Zahlen 2009, EU FAS Post.

Топливный этанол (Fuels Ethanol) - наиболее  емкий продукт, который добавляется к бензину, составлял в 2009 году  – 6.0% от мирового потребления бензина (см. Табл. 2).  Мировое потребление топливного этанола в 2009 году составило около 74.0 млрд. литров (58.65 млн. тонн). Согласно информации с www.worldbioplats.com,  сегодня  в мире насчитывается 575 заводов по производству этанола, общей производительностью 80.631 млн. тонн. Основное сырье для производства этанола – сахарный тростник, кукуруза, сахарная свекла, пшеница и др. В Таблице 2 приведены объемы потребления топливного этанола и бензина в мире.


Год

Потребление этанола

Потребление
бензина

Экономия бензина

 Экономия нефти

1

2008

61.28

995.7

37.3

45.5

2

2009

58.65

975.1

35.7

43.6

3

2010 (план)

68.17 

-

-

50.68

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 2. Мировое потребление этанола и бензина (млн. тонн)

Авторами  статьи проведены   расчеты экономии нефти  в мире (см. Табл.2),  которая получается от добавления в бензины топливного этанола. Экономия нефти в 2008 и 2009 годах составляет  соответственно  45.5 и 43.6 млн. тонн, что равно годичному потреблению нефти в Нидерландах  и Польше, вместе взятых.  Наши  расчеты базируются на  показателях, что  удельная теплота сгорания этанола (76,330 btu/gal for ethanol) -  27 МДж/кг, у бензина (116,090 btu/gal for gasoline)  – 46 МДж/кг, а также на  показателях выхода бензина с барреля нефти в 2009 году (см. Рис.1). То есть,  с  42 галлонов сырой нефти, что равно 1 баррелю, как правило, производится 19.36 галлонов  бензина.

The Global Renewable Fuels Alliance (GRFA)  предсказывает, что глобальное производство этанола в 2010 году достигнет  85.9 миллиардов литров (68.17 млн. тонн), что составит прирост производства  на 16.2 процентов до 2009 года (см. Табл.2).  По информации GRFA, в этом году производство этанола заменит  потребность в 370.0 миллионах эквивалентных баррелей нефти (50.68 млн. тонн).

Авторы также считают, что  очень  важным   экономическим  показателем  в соотношении:  этанол – МТВЕ - нефть  является расчет, сделанный американским  EIA  в 2001 году. Этот   показатель  -  исследование проблемы замены в 2006 году  в США  MTBE на этанол,  которое произошло во исполнение Закона S.2962. ЕIA  рассчитал, что  для  замены  10 баррелей MTBE  требуется  9 баррелей этанола. На Рис.3 изображены диаграммы мирового потребления топливного этанола и МТВЕ в странах мира в 2008 г.

Производство MTBE в США в 2005 году  составляло в среднем  212 000 баррелей/дней (10.55 млн. тонн в год). Таким образом, чтобы  заменить в США 212 000 баррелей/день  MTBE (28922 тонн)  потребовалось 191 000 баррелей/день этанола (26057 тонн), что  составляет 9.5 млн. тонн  ежегодно.

Этанол в количестве  191 000 баррелей/день  содержит энергию, приблизительно равную 115 000 баррелей/день нефти.


бензин и этанол - потребление этанола и MTBE в бензине
Бензин и этанол - мировые перспективы
Рис.3. Диаграммы мирового потребления топливного этанола и MTBE в бензине (2008 г.).
Источник: www.sriconsulting.com

Цена бензина и топливного этанола  в мире  в сентябре месяце составляла (средняя цена нефти марки Brent)  77.5 USD за баррель  (см. Табл.3):


Странa

Цена литра бензина(10ppm)

Цена литра этанола

1

США

0.72 USD

0.55 USD

2

Бразилия

1.63 USD

0.61 USD

3

ЕС (Роттердам)

1.92 USD

0.82 USD

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 3. Цена бензина и топливного этанола (на 20 сентября 2010 года)

В Таблице 4  нами   приведены  расчеты, показывающие  уменьшение использования бензина в США и Европе за счет потребления топливного этанола. Расчеты показывают, что США  в 2009 году  уменьшилось потребление бензина на 10%, в ЕС - на 3%, а в Германии – на 4.4%.



Страны

Потребление бензина (всего)

Потребление  этанола

Использован.
бензин
бензин - этанол

1

США

385.9

38.9

347.0

2

ЕС

112.5

3.4

109.1

3

в т.ч. Германия

20.2

0.9

19.3

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 4. Уменьшение использования бензина за счет потребления этанола в США, странах ЕС, в том числе Германии в 2009 году (млн. тонн)

Как видно из Таблицы 5, в странах ЕС-27 не выполняется Директива ЕС 2003\30 относительно потребления топливного этанола. Исполнительная власть Евросоюза предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и снизить на 20% общие энергетические затраты. Так называемый план "20-20-20" предусматривает также постепенный переход стран ЕС с 2013 года на систему продажи квот на выбросы СО2, что, к сожалению, в ЕС не выполняется.


Годы

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.
(план)

1

Этанол

0.880

1.380

2.78

3.41

2

Бензин

109.83

106.07

105.65

105.22

3

% этанола к бензину

0.79

1.28

2.63

3.24

4

Индикатив ЕС
Директива 2003\30

2.75

3.5

4.25

5.0

5.75

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 5. Потребление этанола и бензина в ЕС-27 (млн. тонн в год)
Источник:  EU FAS Post

Важным показателем при рыночных  ценах на топливо, в том числе бензина и этанола, является его себестоимость (см. Рис.4 и Табл.3). На примере США  приведена структура затрат на производство галлона бензина  Regular (июль 2010 г.)  В цене галлона (3.785 литра) бензина  структура затрат составляет: сырье (сырая нефть) – 1.8 USD, переработка - 0.245 USD, дистрибуция и маркетинг - 0.273 USD, налоги – 0.409 USD. Для сравнения приведем структуру  ценообразования литра бензина Premium 10ppm в Германии (июль 2010г.): цена литра бензина – 1.415 евро, в том числе себестоимость бензина – 0.402 евро, налог на нефть - 0.655 евро, НДС - 0.226 евро, взнос обеспечения - 0.132 евро.

Как видно с Табл.6,  себестоимость топливного этанола в США (август 2010г.) равна 0.505 USD за литр, при цене литра этанола 0.55 USD (см. Табл.3). Учитываю технологию переработки кукурузы на заводе и государственную субсидию, поддержка правительства включала налоговые кредиты на бизнес (45 cpg), себестоимость литра этанола составит  0.318 USD.


структура стоимости бензина в сша
Бензин и этанол - мировые перспективы
Рис.4. Структура стоимости бензина в США (июль 2010г.)
Источник: www.eia.doe.gov

Статья затрат

Кукуруза
$\liter

1.

Здания и сооружения

0.005

2.

Оборудование

0.043

3.

Заработная плата

0.036

4.

Налоги, страхование

0.007

5.

Сырьё

0.267

6.

Прочие затраты

0.145

Себестоимость

0.505

Субпродукты

- 0.085

Субсидии

-0.102

Нетто себестоимость

0.318

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 6. Структура себестоимости этанола в США (июль 2010 года)
Источник: www.eia.doe.gov

Сегодня в мире  проблема биотоплива  вообще  и биоэтанола  в частности лежит в русле главной стратегии развитых стран – сохранение экологии и борьба с глобальным потеплением планеты, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе, и моторное.


Страна

Требования

Бразилия

24% смесь этанол/бензин, 2% содержание этанола в дизельном топливе

США

Производить ежегодно 7,5 млрд. галлонов этанола к 2012 году

Венесуэла

10% смесь с бензином

Евросоюз

2% в 2005, 5,75% биотоплива  к 2010 году (этанол + биодизель)

Китай

Производить ежегодно 3 млн. тонн к 2010 году

Аргентина

5% смесь к 2010 году

Таиланд

В Бангкоке 10% смесь, 5% смесь по всей стране с 2007 года

Колумбия

10% смесь в больших городах к сентябрю 2005 года

Манитоба, Канада

10% смесь до конца 2005 года

Канада

5% смесь к 2010 году

Япония

Разрешено 3% содержание этанола в бензине

Индия

5% с ноября 2006 г., 10% — с июня 2007 г.

Австралия

разрешено 10% содержание этанола в бензине

Новая Зеландия

5% биотоплива к  2008 году (этанол + биодизель)

Индонезия

10% биотоплива  к 2010 году (этанол + биодизель)

Филиппины

5% смесь с бензином  к 2008 году, 10% смесь к 2010 году

Ирландия

5,75% биотоплива  к 2009 году (этанол + биодизель), 10% биотоплива  к 2020 году

Дания

10% биотоплива  к 2020 году

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 7. Государственные программы применения этанола в различных странах

II. Мировое производство этанола


Характеристика отрасли

В 2009 году мировой выпуск этанола (см.Табл.8) составил почти 74 млрд.литров (58.65 млн. тонн), прирост - 400% к 2000 году. Топливный этанол производили в 34 странах мира на 5 континентах. Основное производство сконцентрировано в США (54%) и Бразилии (34%). Ассоциация возобновляемых топлив RFA оценила производство этанола, сделанного, главным образом, из кукурузы, в США в 10.6 mgpy. (более 40 млрд.л.). Компания UNICA (Бразилия) оценивает производство в стране этанола, сделанного из сахарного тростника, почти в 25 млрд.литров.

На североамериканском континенте произвели 41.8 млрд. литров этанола (что составляет 56.5% от всего мирового производства). Южноамериканское суммарное производство этанола составило 25.4 млрд.л. (34.3%). С производством 3.7 млрд.литров ЕС заняла третью строчку после двух грандов. С учётом Турции Европа произвела 3.8 млрд.л. этанола (5.1%). Юго-восточная Азия, особенно Китай, Таиланд и Индия в ближайшие годы представляют один из самых больших потенциалов в мире – 2.8 млрд.л. (3.8%).

Китай в 2009 году произвел 2 млрд.литров этанола и занял 4-ю строчку мирового рейтинга, после ЕС. Австралия и Новая Зеландия суммарно произвели 0.2 млрд. литров.

Тенденции

МЭА оценивает мировое замещение этанолом более 1 млн. баррелей нефтяного спроса в день. Это воздействие министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Наими (Ali Naimi) прокомментировал так: «Мы должны быть внимательны к усилиям быстрого продвижения альтернативных топлив, поскольку оно имеет «пугающий эффект».

Сердцем мирового производства этанола по-прежнему остаются США, хотя пульс международного роста начал биться тяжелее. Управляемый факторами и будущими проектами в США и Канаде, импульс дал толчок использованию этанола в качестве топлива на мировом уровне. Почти каждый регион мира от Великобритании до Юго-Восточной Азии начал строительство или предложил новые этанольные мощности.

Как и  США, много стран работает  на мандатах, требующих использования биотоплив (см. Табл.7). Правительство Индии планирует к 2011 году передать топлива под мандат Е20, правительство Южной Кореи понизило тарифы на материалы, используемые для производства возобновляемой энергии, не говоря уже о главном игроке – Бразилии, которая производит этанол на основе сахарного тростника. Европа работает по своей  директиве ЕС 2003\30, эта директива может оказать воздействие на производителей этанола, способных экспортировать продукт на рынок ЕС.

Большинство стран, исполняющих программы биотоплив, ищут энергетическую независимость и экономическую выгоду, даже если это вступает в противоречия с использованием земель под продовольствие. В ближайшие годы они покроют большую часть спроса. Эти страны, использующие мандаты в соединении с субсидиями, уже в ближайшем будущем могут иметь выпуски этанола, сопоставимые с американским производством.  Отчет «World Bank Report» отмечает, что изменение в структуре использования земель началось в 2003 году, когда  страны начали развивать политику биотоплива. К 2008 году общая площадь земель  при культивировании урожая биотоплива  составляла 36 млн. га, и увеличилась в более чем 2 раза по сравнению с 2004 годом - с 8.3 млн. гектаров в ЕС, 7.5 млн. га в США и 6.4 млн. га  в Латинской Америке.


Рейтинг

Страна

mgpy

млн.л

%

1

США

10.601.22

40.130

54.3%

2

Бразилия

6.577.88

24.900

33.7%

3

ЕС

978.23

3.703

5.0%

4

Китай

541.55

2.050

2.8%

5

Канада

356.10

1.348

1.8%

6

Таиланд

105.92

401

0.5%

7

Индия

92.46

350

0.5%

8

Колумбия

81.89

310

0.4%

9

Австралия

47.55

220

0.2%

 

Прочие

153.75

542

0.8%

 

Всего:

19.536.58

73.954

100%

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 8. Мировое производство этанола в 2009 году*
                                                                                                                          

)* Информация о производстве этанола различается по источникам, что связано с различными мерами учёта продукта – галлоны, литры, тонны – которые при приведении к одной единице измерения дают погрешность за счёт применения различных единиц перевода плотности, зависящей как от физических свойств продукта (содержание воды, сложных спиртов, примесей), так и окружающей среды (высота над уровнем моря, атмосферное давление и т.п.). Здесь для оценки использована информация открытого ресурса www.plateforme-biocarburants.ch со ссылкой на RFA и UNICA


мировое производство этанола - бензин и этанол
Бензин и этанол - мировые перспективы
Рис.5. Мировое производство этанола в 2009 году

2.1.Рынок этанола США (Североамериканский + Латиноамериканский рынок)


Североамериканский рынок этанола кроме США и Канады включает Сальвадор, Гватемалу и Никарагуа, поскольку этанольные производства в этих странах управляются американскими корпорациями, а поставки ориентированы преимущественно на рынок США. Ведущей ассоциацией производителей этанола в США является ассоциация RFA (Renewable Fuel Association), которая дает информацию о развитии отрасли в регионе (см. Табл.9).


 

Страна

mgpy

млрд.л

%

1

США

 10601,22

40 130

96,1%

2

Канада

356,10

1 348

3,2%

3

Сальвадор

31,70

120

0,3%

4

Гватемала

25,10

95

0,2%

5

Никарагуа

18,49

70

0,2%

 

Всего:

11 032,62

41 763

100%

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 9. Североамериканское производство этанола в 2009 году

США с объёмом более 40 млрд. литров (31.85 млн. тонн) являются крупнейшим производителем этанола в мире. Современный рынок биоэтанола США находится в состоянии неопределённости, основными факторами которой являются:

1) сомнительная политика в области биоэтанола (отказ от Е15, налога на импорт и субсидий на производство этанола);                                                                                                                 

2) низкая экономическая привлекательность отрасли (нецелесообразность рефинансирования, отсутствие инвестиций из нефтяной отрасли, перевод мощностей в смежные отрасли).

Однако говорить об окончании американской эры биоэтанола пока рано, но и ожидать положительных тенденций в ближайшей перспективе вряд ли приходится.

Характеристика отрасли

 По состоянию на 1 января 2010 года, в США было построено 200 заводов суммарной мощностью 13.028 mgpy (млн. галлонов/год). В 2009г.  работало 189 (в 2010 - 191), заводы на мощностях 11.877 mgpy (использование 91% от установленных) произвели 10.601 mgy биоэтанола (загрузка работающих мощностей 89%). 11 заводов суммарной мощностью 1.432 mgpy находились под строительством и расширением. Таким образом, суммарные мощности по выпуску этанола в США до конца 2010 года составят 14.460 mgpy. Импорт биоэтанола в 2009 году составил 190 mgpy (720 млн.л).

Основным сырьём для этанола в США является кукуруза. 163 завода используют исключительно кукурузу,  14 заводов используют сборное сырьё: кукурузу + сорго, 3 завода работают на отходах пивоваренно-алкогольного производства, 4 завода – на целлюлозе (древесные опилки, полевые отходы). Остальные 7 заводов используют преимущественно кукурузу, но мощности загружают и другим сырьём, например, ячмень, сахарная меласса, отходы переработки картофеля, крахмал, сырная сыворотка. Следует отметить, что в США нет в этанольной отрасли ни одного завода, работающего по пшенице.

Тенденции

Американская этанольная программа была начата при поддержке правительства США с целью ослабить контроль над мировыми ценами на нефть со стороны ОПЕК, уменьшить топливные загрязнения. Поддержка правительства включала налоговые кредиты на бизнес (45 cpg), государственную поддержку исследований и развития, тарифные пошлины на импортируемый этанол (51 cpg), мандат на смешивание этанола с бензинами (Е10) и правила, требующие от автомобилестроителей производства автомобилей, способных ездить на смесях Е15 и Е85. Без правительственной поддержки США этанольная индустрия не выжила бы (см. расчеты  в Табл. 3 и 6).

В текущем году истекает срок 45 cpg налогового кредита. Вашингтон, находясь в безвыходном положении из-за огромного дефицита бюджета, требующего сокращения дотаций, больше не может двигаться дальше в отношении продления текущих субсидий на производство этанола. Демократические лидеры подали в Конгресс законопроект, предусматривающий продление текущих субсидий на производство этанола сроком на 1 год с сокращением дотаций на 20% до 35 cpg, но его принятие на сессии, которая состоится 15 ноября 2010 года, ставится под большие сомнения. Этанольная промышленность очень взволнована относительно истечения срока действия субсидии и полагает, что её ждёт такой же разгром, как и биодизельную промышленность, которая фактически вынуждена была закрыть производство, т.к. срок действия субсидий в отрасли истёк в прошлом году, а Конгресс не продлил субсидию. Производители этанола США предупреждают, что в случае непродления субсидий на этанол отрасль ожидает массовое банкротство и сокращение производства.

Организация стран-экспортёров нефти ОПЕК была создана 14 сентября 1960 и через 50 лет зависимость Америки от нефти ОПЕК поставила безопасность США под угрозу. Ответ этому один – этанол. Америка желает достичь энергетической независимости, а этанольная отрасль, которая сегодня является единственным путём достижения такой независимости, ждёт всесторонней политики. Ещё есть некоторые надежды на текущий год, но в данный момент все надежды этанольная отрасль связывает с ожиданием изменения политики только после выборов.


2.2.Рынок этанола Бразилии (Южноамериканский рынок)


В Южной Америке 4 страны производят топливный этанол – Бразилия, Колумбия, Парагвай и Аргентина. Бесспорным лидером является Бразилия, выпускающая этанол как для внутреннего, так и для внешнего рынка (экспорт в 2009 – 3.3 млрд.литров). Колумбия и Аргентина производят этанол только для внутреннего потребления. В качестве потенциального производителя топливного этанола видится Перу, где имеются достаточные объёмы сырья и законодательная база, но производство по ряду причин пока не начато. Ведущей ассоциацией этанольных производителей в Бразилии является ассоциация UNICA, которая обеспечивает информацией о развитии отрасли в регионе. 


 

Страна

mgpy

млрд.л

%

1

Бразилия

6 577,88

24900

98,2%

2

Колумбия

81,89

310

1,2%

3

Аргентина

9,25

35

0,1%

4

Парагвай

31,70

120

0,5%

5

Перу

---

---

---

 

Всего:

6 700,72

25 365

100%

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 10. Южноамериканское производство этанола в 2009 году

Бразилия

Бразилия – самый крупный в мире производитель сахарного тростника и сахара и с выпуском в 24.9 млрд. литров (19.76 млн. тонн) этанола является вторым по величине после США производителем этанола в мире (см.Табл.10). В то время как использование этанола растёт глобально, никакая другая страна в мире не полагается на этанол столь основательно, как Бразилия. Страна уже сняла импортные тарифы на ввоз этанола, полагая, что за ней последуют США и другие страны, но пока будущее мировой торговли этанолом всё ещё не ясно, также как и то, какую роль будут играть южноамериканские страны в 2010 году.

Характеристика отрасли

Бразилия производит топливный этанол из сахарного тростника (маркетинговый год с 1 мая по 30 апреля). В прошлом сезоне 2007/09 МГ Бразилия собрала рекордные 604.5 млн. тонн сахарного тростника (542 млн.т. в Южно-Центральном регионе), прогноз на текущий сезон – 651.5 млн.тонн. Рост достигнут за счёт расширения посевных площадей до 7.74 млн. га (2006 – 6.4 млн. га) и благоприятных погодных условий. Однако дожди в августе и ожидаемый метеопрогноз затяжного La Nina в ноябре могут понизить сбор на 2.5%, поэтому для расчётов принимается урожай тростника 634.9 млн.тонн  со средней урожайностью 82 т/га.

Из общего сбора тростника на производство сахара планируется направить 45.1% (286.3 млн. тонн). Для изготовления этанола будет использовано 54.9% (348.6 млн. тонн), из которых будет получено: 9.13 млрд.л. обезвоженного + 18.68 млрд.л. необезвоженного = всего 27.8 млрд. литров этанола или +4.2% к прошлому маркетинговому сезону в 26.68 млрд.л. (2008/09 МГ).

В текущем 2010 году  ожидается увеличение выпуска этанола к 2009г. на 14% до 28.4 млрд.л.  и сахара на 15%  до 38.2 млн.т. Несмотря на рекордное производство этанола, его экспорт   останется на низком уровне и будет на 46% меньше, чем в прошлом году. В 2009 году Бразилия экспортировала 3.296 млн.л. этанола против 5.7 млрд.л. в 2008 году. За 8 месяцев 2010 экспорт этанола оценивается в 1.14 млрд.л.  по сравнению с  2.28 млрд. за тот же период  2009 года.                                                                                       

Производителей сахара, биоэтанола и биоэлектричества в Бразилии объединяет ассоциация UNICA (Brazilian Sugarcane Industry Association). Из 440 сахарных заводов в Бразилии (в 2006 - 425) большинство включает этанольное производство, что означает высокую гибкость предприятия между выпусками сахара и этанола. Благоприятная ценовая конъюнктура на международных рынках в последнее время давала предпочтения производству продовольствия, однако наиболее новые заводы сахаро-этанольной отрасли не имеют сахарных мощностей, а старые производства не имеют резервных мощностей для выпуска сахара, что сдерживает возможность значительных сахарных переключений. Приблизительно 100 из 440 заводов производят исключительно биоэтанол и биоэлектричество, но никакого сахара. В текущем сезоне начинают работу ещё 10 новых заводов. Большая часть этанольных производств или 91.3% сконцентрированы в Южно-Центральном регионе страны. Эта область включает штат Сан-Паулу, где сосредоточено 60.7% этанольного производства страны. Остальная часть или 2.4 млрд.л этанола производится в Северо-Восточном регионе Бразилии.

Бразильская этанольная отрасль очень отличается от этанольной индустрии США, и не только за счёт использования различного сырья (сахарный тростник и кукуруза). В Бразилии производится и продаётся потребителям два вида этанола – обезвоженный и гидратный (не обезвоженный) этанол. Обезвоженный этанол, который является в США стандартом, содержит приблизительно 0.5% воды в объёмном измерении и смешивается с бензинами для топливного использования. Гидратный этанол имеет 5% содержание воды. Состав транспортных средств на дорогах Бразилии сильно отличается от традиционных рынков. В 1984 году более 94% авто могли сжигать только обезвоженный этанол. В 2003 году на рынке Бразилии были представлены FFV средства. Сегодня большинство средств в Бразилии FFV (приблизительно 90%)  могут ездить и на Е100  - чистом этаноле, и на любой из этих двух видов смесях. Требуется подчеркнуть, что весь бензин в Бразилии имеет хоть какое-либо содержание этанола.

Тенденции

Гладким плаванием путь биоэтанола в Бразилии не назовёшь. С 1990 по 1996 производство этанола поддерживалось на уровне 11-12 млрд. литров.  После двухлетнего подъёма в 1997-1998 годах производство составило 15.3 млрд. литров. С тех пор в Бразилии наблюдался устойчивый рост этанольной отрасли вплоть до сегодняшнего дня, когда страна достигла уровня производства 27.5 млрд. литров (21.83 млн. тонн). Производство этанола с 2002 года более чем удвоилось. Однако рост начал замедляться и UNICA в течение текущего сельскохозяйственного сезона построила ещё 10 новых заводов по выпуску этанола, хотя темпы строительства замедляются: 19 в прошлом сезоне против 25-30 новых  заводов  в предыдущие годы.

Приток иностранного капитала в сахаро-этанольную отрасль Бразилии увеличился, особенно в 2010 году. В середине 2007 года иностранный капитал удерживал 7% долю индустрии, а к концу 2009 года иностранным капиталом управлялось 44 бразильских завода с объёмом переработки 590 млн.т. сахарного тростника, что составляет 14% урожая 2009/10 МГ. За несколько первых недель 2010 года состоялись 4 главные сделки, в результате которых сегодня иностранный капитал управляет 22% сахаро-этанольных компаний.  В данном  расчёте не учитывается  последняя  сделка между  Petrobras (Бразилия) и Tereos (Франция), представленным в Бразилии сахаро-этанольной группой Acucar Guarani.
Кроме этого, это и слияние компаний Brenco и ETH, в которых мажорным был местный капитал, но компания выкупила часть акций, находящихся в собственности иностранных компаний.                                                                                                                                 

В феврале 2010 года подписали меморандум нефтяная компания Royal Dutch Shell Plc. и самый большой производитель сахара Cosan SA Industrio and Comercio, а   25 августа 2010 завершилось создание совместного предприятия Codexis (12 млрд. USD).  Цель этого объединения - производство биоэтанола и электричества из сахарного тростника в Бразилии, а также экспорт  этанола и сахара. Новое предприятие с производственными мощностями 2 млрд.л. этанола в год (23 завода по переработке 60 млн.т. сахарного тростника в этанол и сахар) сформирует 3-го крупнейшего в мире производителя этанола. Ежегодные продажи топлив через 4.500 АЗС, принадлежащих СП (2740 АЗС Shell + 1700 АЗС Cosan), составят 18 млрд.л. Ежегодные продажи компании оцениваются в 21 млрд. USD. Основная проблема, существовавшая в мировой отрасли биоэтанола до этой сделки, состояла в том, что большие нефтяные компании не желали вкладывать деньги в биотопливо. Теперь процесс поглощения нефтяными компаниями производителей этанола начался и, по нашему мнению, он будет только усиливаться.

В марте 2010 г.  Tereos (Франция), третий по величине после немецких Suedzucker and Nordzucker сахарный производитель Европы, объявила о перегруппировке своего ключевого международного бизнеса и перемещении международных IPO активов на биржу в Сан-Пауло. Tereos создал филиал Tereos Internacional, который должен был иметь ежегодные продажи 2.5 млрд. USD с EBITDA 366 млн. USD.

Приток иностранного капитала в Бразилию – это результат действий в промышленности страны, функционирующей свободно и без правительственного управления.  Это был верный путь повышения эффективности и производительности тростниковой индустрии, что могло произойти только в свободном рыночном окружении.

Процесс наращивания  капитала в Бразилии продолжает увеличиваться. 10 сентября 2010 года компания Usina Serra de Caiap (штат Goias) объявила о том, что планирует вложить BRL 230 млн. (133 млн. USD) в расширение мощностей по переработке сахарного тростника для увеличения переработки до 1.2 млн. тонн. Бразильское правительство предоставило компании сроком на 15 лет налоговые стимулы, которые оцениваются в BRL 302.5 млн.

Американский химический магнат Dow Chemical выкупил 50% акций у Crystalsev и стал 100% собственником завода по производству полиэтилена из биоэтанола в Santa Vitoria, штат Minas Gerais. Проект стоимостью 1 млрд. USD должен ежегодно производить 350.000 тонн  полиэтилена, производимого из этанола.  Строительство проекта было начато в 2007 и планируется к запуску в 2011 году.

Обобщая вышесказанное, можно  констатировать, что этанольная отрасль Бразилии, получив огромные финансовые ресурсы,  при правильной государственной политике, а также учитывая конкурентоспособность бразильского этанола (см. Табл.11) в настоящее время имеет все шансы  на мировое доминирование. Главным показателем в структуре себестоимости этанола является сырье и в данной ситуации сахарный тростник Бразилии, который составляет  67.7%  в себестоимости этанола,  вне конкуренции с кукурузой США, пшеницей  и сахарной свеклой Германии.

                                                                   

 

Статья затрат

Кукуруза
США

Пшеница
Германия

Сахарная свекла Германия

Сахарный тростник Бразилия

1.

Здания и сооружения

0.39

0.82

0.82

2.21

2.

Оборудование

3.40

5.30

5.30

1.15

3.

Заработная плата

2.83

1.40

1.40

0.52

4.

Налоги, страхование

0.61

1.02

1.02

0.48

5.

Сырьё

20.93

27.75

35.10

9.80

6.

Прочие затраты

11.31

18.68

15.93

2.32

 

Себестоимость

39.47

54.97

59.57

14.48

 

Субпродукты

-6.71

-6.80

-7.20

 

 

Субсидии

-7.93

 

 

 

 

Нетто себестоимость

24.83

48.17

52.37

14.48

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 11. Конкурентоспособность бразильского этанола (евро/100 л) по сравнению с этанолом США и Германии.

2.3. Рынок биоэтанола ЕС (Европейский рынок биоэтанола)


Европейский Союз – третий по величине после США и Бразилии производитель топливного этанола в мире. Объём производства топливного этанола в ЕС-27 в 2009 году составил 3.7 млрд. литров, что на 30% выше по сравнению с  2.8 млрд. литров  в 2008 году (см. Табл.12).

Характеристика отрасли

Несмотря на  рост этанольной отрасли в последние 2 года, текущий европейский рынок биоэтанола испытывает ряд проблем, главной из которых является дефицит сырья и рост цен на зерновые культуры. Ожидание введения в ЕС мандата на биотопливо способствовало экспансии европейских компаний на сырьевые рынки, как внутри ЕС, так и за его пределами. Массовая скупка пашенных земель за пределами ЕС вызвала бурю протеста защитников окружающей среды и ряд международных скандалов. Также 2010 год характеризуется приходом на европейский рынок биоэтанола иностранных компаний. Ведущей ассоциацией производителей биотоплива в Европе является ассоциация eBio, которая обеспечивает информацией о развитии отрасли в ЕС-27 и Швейцарии.


 

Страна

mgpy

млрд.л

%

1

Франция

330,22

1 250

33,3%

2

Германия

198,13

750

20,0%

3

Испания

122,84

465

12,4%

4

Австрия

47,55

180

4,8%

5

Швеция

46,23

175

4,7%

6

Польша

43,85

166

4,4%

7

Венгрия

39,63

150

4,0%

8

Бельгия

37,78

143

3,8%

9

Словакия

31,17

118

3,1%

10

Чехия

29,85

113

3,0%

11

Италия

19,02

72

1,9%

12

Великобритания

18,49

70

1,9%

13

Литва

7,93

30

0,8%

14

Латвия

3,96

15

0,4%

15

Финляндия

1,06

4

0,1%

16

Ирландия

0,53

2

0,1%

 

ЕС-27:

978,23

3 703

98,6%

17

Турция

13,47

51

1,4%

 

Всего:

991,70

3 754

100%

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 12. Европейское производство этанола в 2009 году

Тенденции

После сильного роста в 2008 году (почти 60%) производство этанола в ЕС продолжало увеличиваться, и в 2009 рост составил 31%. Эти показатели дают ясный сигнал того, что европейский биоэтанол будет играть всё более важную роль в сокращении эмиссии парниковых газов и энергетической безопасности Европы.

Производством этанола в ЕС-27 занимаются 18 стран-членов содружества (Рис.6).

10 стран-членов ЕС-27 увеличили своё производство.  Самым крупным производителем этанола по-прежнему остаётся Франция, которая по сравнению с прошлым годом увеличила свои мощности на 25%. Также увеличили своё производство Германия (+32%: от 568 до 750 млн.л.) и Испания (+46% от 346 до 465 млн.л.), занимающие 2 и 3 строчку рейтинга соответственно. Две страны в 2009 более чем удвоили выпуск этанола – это Австрия (+102% от 89 до 180 млн.л.) и Швеция (+124% от 78 до 175 млн.л.).

Существенный рост отмечается также и со стороны потребления. Полное потребление топливного этанола в ЕС оценивается в 4.3 млрд.л.(3.41 млн. тонн) (2008 – 3.5 млрд.л.), что отражает 23% рост. Крупнейшим  потребителем  - 1.143 млн. литров (0.904 млн. тонн)  является Германия,  за следуют Франция - 798 млн.л.(0.633 млн. тонн) и Швеция -377 млн.л. (0.299 млн. тонн). Превышение объёмов потребления над производством покрывается за счёт импорта, преимущественно из Бразилии.

В 2009 году  экспорт этанола из Бразилии в Европу был уменьшен на 200 млн.л. по сравнению с 800 млн.л. в 2008 году.  Большое  увеличение экспорта этанола в ЕС показала Никарагуа, и впервые в 2009 был ввезён топливный этанол из США.  Статистика торговли ЕС не различает импорта этанола на пищевой и топливный.  Поэтому указать точное количество этанола, использованного для топливных целей, невозможно.

Основной проблемой биотопливной отрасли в ЕС является дефицит сырья для производства, следствием которого стал рост цен, как сырьевых, так и конечного продукта. Летнее затишье в ценах на этанол в последнюю неделю августа закончилось значительным повышением. Этанол на кольце Т2 начал последнюю неделю августа с ценой 545 евро/куб.м и предложениями, закончил неделю с ценой 585 евро/куб.м,  а 21 сентября цена уже стала 630 евро/куб.м при недостатке предложений. На кольце Т1 цены на этанол также начали продвигаться вверх, хотя и не с такой скоростью, как Т2 – от 575 до 595 евро/куб.м. Цена пшеницы находится в диапазоне 180 евро/мт, что соответствует стоимости этанола 516 евро/куб.м. Ввиду высоких цен на зерно имеются сообщения от заводов по производству этанола из пшеницы, что они намерены сократить производство этанола и вернуть ранее купленную пшеницу на рынок.


производство этанола в ЕС - бензин и этанол
Бензин и этанол - мировые перспективы
Рис.6. Производство этанола в ЕС в 2009 году

2009 год

% к 2008 г.

1

Бензин

20.232

- 1.6%

2

в т.ч.: биоэтанол для ЕТВЕ

0.202

- 45%

3

- биоэтанол для смешивания

0.693

+ 176.0%

4

- биоэтанол для Е85

0.009

+ 6.0%

5

Всего потребление биоэтанола

0.904

+ 44.0%

Бензин и этанол - мировые перспективы
Таблица 13. Потребление бензина и биоэтанола в Германии (млн. тонн):
Источник: www.bdbe.de


Выводы

По мнению экспертов ОПЕК,  увеличение спроса на нефть  обусловлено достаточно высокими темпами развития мировой экономики, которые в нынешнем году составят 3,9%, хотя в следующем году темпы мирового экономического роста замедлятся  до 3,6%.  В Китае темпы роста составят  соответственно 9,5% и 8,6%,  в Индии — 8,2% и 7,7%, в США — 2,2% и 1,9%, в Японии — 2,5% и 1,3%, а в странах Евросоюза — 1,2% и 1%.

Основной рост потребления сырой нефти придется на страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — Китай, Индию, государства Латинской Америки и Ближнего Востока.  Соответственно прирост потребления сырой нефти повлечет увеличение потребления бензина в Китае, Индии и странах Ближнего  Востока, а это, в свою очередь, повлияет на спрос топливного этанола в мире.

Расчеты, приведенные авторами статьи в Таблице 2 об экономии нефти в результате применения топливного этанола показывают, что:

-  этанол играет колоссальную роль  в топливном балансе стран мира;

- позитивно влияет на  экологию;

- дает огромные финансовые поступления для экономики, которые составили: в 2008 году - 4095.0  млн. USD, а в 2009 году -  2834.0 млн. USD.

В 2008 году экономия нефти составляла около 45.5 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = 90.0 USD/баррель.

45.5 млн. тонн х 90.0 USD =  4095.0  млн. USD

В 2009 году экономия нефти составляла около 43.6 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = 65.0 USD/баррель.

43.6 млн. тонн x 65.0 USD = 2834.0 млн. USD

Как наглядно видно из Таблицы 13, увеличение потребления топливного этанола в Германии в 2009 году на 44%  - это подтверждение приведенных в статье фактов о том, что мировой рынок этанола прогрессирует.

Учитывая вышесказанное, авторы утверждают, что в ближайшем будущем мировые перспективы развития рынка бензина и его емкой составляющей - топливного этанола,  будут иметь тенденцию к  увеличению.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru