Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 40 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Экологические проблемы мегаполисов - проблема питьевого водоснабжения


Левакова И.В.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Внутренние угрозы экологической безопасности современной России и меры по их нейтрализации

Экологические проблемы мегаполисов - проблема утилизации отходов

Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации

Экология и безопасность

Охрана детства и материнства в России

Безопасность продуктов питания или Съедобна ли шкурка от апельсина?

Славное море, священный Байкал



«Экология – наука XXI века» - этот лозунг был весьма популярен двадцать лет назад.  В те времена было очень модно рассуждать на экологические темы и искать эффективные пути решения экологических проблем. Об экологических проблемах писали все, кому не лень. Многие политические  деятели благодаря экологическим проблемам зарабатывали рейтинговые баллы у электората.   Экологические проблемы, в отличие от экономических, имеют существенное преимущество, - эффективность их решения достаточно сложно оценить.

Когда грянул экономический кризис, заволновались все - понятно, что каждый переживает за свой кошелек. «Кошелек» у всех разный – у кого-то скромные сбережения в Сбербанке на пенсионной книжке, у кого-то чуть более скромные сбережения «на черный день ……– пра-пра-правнукам» отложены в швейцарских банках, но суть не в этом. Суть в другом: экономический кризис обсуждали, искали причины, делали прогнозы и самое главное - искали  пути его преодоления. Можно сказать, почти успешно преодолели: национальная валюта устояла, безработица не выросла до критических размеров.

Экологические проблемы дают о себе знать, когда их решать уже поздно. Когда такая нерешенная проблема выявляется, люди спасают собственные жизни.  Экономический кризис затрагивает кошелек, а экологический кризис – жизнь и здоровье каждого. Пример тому - летние лесные пожары. Все помнят черный смог над Москвой, когда солнце еле проглядывало  маленьким кружком через серую пелену, дым повсюду -  дома, на работе, в метро, от него некуда деться. Смертность в Москве выросла  в два раза! Почему это случилось? Вот тогда вспомнили Лесной кодекс, принятый в 2006 году. Более трех лет до него никому дела не было, а тут вспомнили.  А как не вспомнить, когда нерешенная экологическая проблема, несовершенство законодательства, обернулись бедой.

В соответствии в Лесным кодексом 1997 года,  охрана лесов от пожаров осуществлялась «лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством» (ст. 92), иными словами,  охрана лесов от пожаров была возложена на специально уполномоченные органы управления, т.е. были соответствующие организации и должностные лица, которые за это отвечали, существовала также лесная охрана, должностные лица которой осуществляли государственный пожарный надзор  в лесах и были наделены соответствующими полномочиями. В 2006 году после принятия действующего Лесного кодекса эта система была фактически разрушена. Охрана лесов от пожаров была возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 51), однако полномочия органов местного самоуправления в данной сфере четко  определены не были. Фактически охрана лесов от пожаров была возложена на МЧС. У МЧС забот хватает - одна чрезвычайная ситуация за другой, успевай только поворачиваться, и, по всей видимости, до лесов у них руки не дошли. Обернулась реформа лесного  законодательства трагично – смертями, которых могло не быть.

Какие еще «сюрпризы» готовит нам «наука XXI века»? Экологическая проблема может считаться таковой, если она официально признана, т.е. нормативно закреплена в соответствующем документе. Проблемы, которые решаются на международном уровне в рамках международного сотрудничества и международных соглашений, относятся к глобальным экологическим проблемам, например, глобальные климатические изменения. Проблемы, которые решаются внутри страны, относятся к национальным экологическим проблемам.  

В основу решения положен программный метод. Основным нормативным документом, в котором экологические проблемы сформулированы и определены основные пути их решения, является  Федеральная целевая программа (ФЦП). В настоящее время действует ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 №860. В программе обозначено содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами, намечены  этапы ее реализации. В программу вошли следующие подпрограммы: «Леса»; «Водные ресурсы и водные объекты»; «Регулирование качества окружающей природной среды»; «Отходы»; «Поддержка особо охраняемых природных территорий»; «Возрождение Волги». Каждая подпрограмма содержит следующие разделы: цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы; эффективность подпрограммы.

ФЦП является не просто нормативным документом, под эти программы отпускаются значительные средства из федерального бюджета. Например, на реализацию ФЦП «Охрана лесов от пожаров» на 1999 – 2005 гг. с 1999 по 2001 гг. было отпущено 11 млн. долларов США, при том, что стоимость обводнения 1 гектара торфяников – 2 млн. рублей (см. В. Ларин и др. «Охрана природы России: от Горбачева до Путина» - М.: КМК, 134 с). Как говорится, без комментариев. В соответствии с ФЦП принимаются региональные программы. В Москве такие программы начали приниматься с 1992 года, когда была принята «Комплексная экологическая программа города Москвы, рассчитанная на реализацию до 2005 года». Позже принимались целевые среднесрочные экологические программы на 2003-2005 годы, 2006-2008 годы.

Таким образом, решение экологических проблем государство берет на себя, но за наши деньги, поскольку все мы являемся налогоплательщиками.

Московские экологические программы к числу приоритетных задач экологической политики города относят следующие: снижение загрязнения атмосферного воздуха; развитие водохозяйственного комплекса, охрана и восстановление водных объектов; переработка и утилизация отходов.  Проблемы атмосферного загрязнения, водоснабжения и утилизации отходов  характерны для всех мегаполисов, и Москва здесь не является исключением.

Казалось бы, программы принимаются, бюджетные средства успешно осваиваются, а экологическая обстановка в Москве не улучшается. По данным «Зеленого патруля»,  Москва упала почти на двадцать позиций в экологическом рейтинге российских регионов, опустившись с 52-го места на 69-е среди 83 субъектов РФ. Рейтинг оценивает все регионы страны по 15 критериям, выводя общие показатели по трем основным сферам - экосфере, техносфере и социуму, из которых потом собирается общий рейтинг. Москва в предыдущей версии рейтинга, на период с марта по май 2010 года, находилась на 52-м месте, однако по итогам летнего сезона столица приблизилась к экологически наиболее неблагополучным регионам, что частично связано с жарким летом и пожарами.

Решение проблемы атмосферного загрязнения Москвы  напрямую связано с решение проблемы дорожных пробок, т.к. известно, что примерно 80% загрязнения приходится на автомобильные выбросы. В Комплексной экологической программе 1992 года в качестве путей решения этой проблемы предлагалось устанавливать на все автомобили нейтрализаторы выхлопных газов и ужесточать контроль за качеством продаваемого топлива. Как говорится – простенько, но со вкусом.

Поскольку проблема пробок вызывает у каждого жителя столицы неконтролируемый взрыв эмоций, то в последующих программных документах формулировки существенно не изменились. Так, целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы на 2006-2008 годы, определяя одним из приоритетных направлений «защиту воздушного бассейна от выбросов от стационарных и  передвижных источников», не увязывает ее с дорожным строительством. В качестве основных мер по защите воздушного бассейна предлагаются: использование газа в качестве топлива для городского транспорта, обновление парка автомобилей, расширение применения моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, сокращение выбросов паров бензина на автозаправочных станциях, оптимизация управления дорожным движением за счет ограничения въезда автотранспорта на отдельные территории города и увеличение пропускной способности автомобильных магистралей.

Каждому жителю столицы ясно, что эти мероприятия кардинально ситуацию не изменят. Очевидно, что решение этой проблемы напрямую зависит от организации дорожного движения, которое, в свою очередь, зависит от градостроительного планирования. Все – тупик. Но не будем пессимистами, будем считать, что решение этой проблемы просто отложено на неопределенное время.

Проблему обеспечения населения питьевой водой начали обсуждать еще в середине 90-х годов. Уже тогда отмечалось, что на территории  России  ни в одном поверхностном водном источнике качество воды не соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам. Парадоксальная ситуация: Россия владеет приблизительно 1/4 мировых запасов пресных вод, основная величина речного стока на территории России формируется в пределах страны (всего около 5% поступает с территорий сопредельных государств), т.е. водообеспечение страны не зависит от других стран, а питьевой воды не хватает. От качества питьевой воды во многом зависит здоровье людей. Некачественная питьевая вода является причиной инфекционных заболеваний, болезней органов пищеварения и многих других. По этим показателям Россия приближается к странам Латинской Америки. По данным Российского статистического ежегодника, количество умерших от инфекционных и паразитарных заболеваний в 2009 году составило 23 человека на 100.000 населения, аналогичный показатель в Германии составлял 7,9 человек,  в Мексике – 25,2.

Около 19% проб воды из водопроводной сети Московского региона не соответствует требованиям нормативов по санитарно-химическим и около 8% - по бактериологическим показателям. В целом по стране 30% проб воды поверхностных водоемов не соответствует гигиеническим нормативам, 25% - по бактериологическим показателям. Серьезной проблемой являются водоразводящие сети, от 40% до 70% которых требуют замены, в связи с этим аварии на сетях и вторичное микробное загрязнение питьевой воды представляют эпидемическую опасность. Например, за последние пять лет 77,3% от общего числа зарегистрированных вспышек заболеваний носили «водный» характер и были связаны с неудовлетворительным состоянием систем водоснабжения.

Для Москвы обеспечение питьевой водой до сих пор является насущной экологической проблемой, несмотря на то, что, как уже упоминалось выше, водоснабжение было отнесено к числу приоритетных направлений  с 1992 года. Почему в Москве проблема с питьевой водой?

По данным «Мосводоканала», централизованное водоснабжение московского региона осуществляется, в основном, из поверхностных водоисточников. Ими являются Москворецко-Вазузская и Волжская водные системы, в которые входят 13 водохранилищ и тракты подачи воды – р. Москва с притоками и Канал им. Москвы. Площадь водосбора источников водоснабжения находится на территории Московской, Смоленской, Тверской областей и составляет 55 тыс. кв. км Основные сооружения московского водопровода: Можайский, Истринский, Рузский, Озернинский, Акуловский, Верхне-Рузский, Кармановский, Зубцовский гидротехнические узлы; Рублевская водопропускная плотина. Станции водоподготовки: Рублевская, Восточная, Северная, Западная, Юго-Западная, суммарной мощностью 6,7 млн. куб. м /сутки. На станциях производится подготовка воды до питьевого качества на основе классической двухступенчатой схемы очистки с коагулированием, осветлением в отстойниках и на песчаных фильтрах и обеззараживанием хлорсодержащими реагентами. При необходимости вводится обработка воды озоном, перманганатом калия, активированным углем. Технологическая схема подготовки воды на 4-м блоке Рублевской станции водоподготовки и Юго-Западной водопроводной станции  дополнена процессом озоносорбции, на ЮЗВС на последнем этапе очистки применяется  мембранное фильтрование.

Обращаем внимание читателя на два ключевых момента в этой справке: во-первых, водообеспечение Москвы ориентировано на поверхностные водные источники, во-вторых, очистка воды производится с помощью сильных окислителей и лишь на одной станции дополняется дополнительными методами очистки с помощью мембранных технологий. Таким образом, на качество питьевой воды влияют два фактора: откуда она берется и процесс водоподготовки.

Как уже отмечалось выше, система питьевого водоснабжения Москвы практически всецело связана с поверхностными водоисточниками, доля которых в объеме столичного водопотребления составляет 99,6 %, остальное водоснабжение осуществляется из подземных водоисточников. Еще в 30-х годах прошлого века были построены водохранилища недалеко от  столицы, в том числе Пироговское, Учинское, Пестовское. К концу 80-х годов уровень загрязнения воды в этих водохранилищах существенно повысился вследствие застройки территорий, прилежащих к водоохранным зонам и промышленных выбросов. Использовать воду из этих водохранилищ в качестве питьевой стало просто опасно, тогда стали использовать другие водохранилища, которые перечислены выше. Ситуацию это существенно не улучшило, т.к. тут возникла другая проблема – загрязнение воды по пути к Москве. Вода течет к Москве издалека (Смоленская, Тверская области). На всем протяжении от водохранилищ до водозаборов вода Московского водоисточника протекает по речным руслам, вдоль которых расположены несколько городов, сотни населенных пунктов, объектов сельского хозяйства, баз отдыха, десятки оздоровительных учреждений. Причиной загрязнения  является также застройка территорий водоохранных зон. Очевидно, что невозможно обеспечить должный контроль за соблюдением водоохранного режима на протяжении сотен километров.

Научно установлен факт, что подземные воды менее подвержены загрязнению, - уровень их загрязнения «отстает» от уровня загрязнения поверхностных вод примерно на 100 лет. Отсюда напрашивается решение – использовать в качестве источников питьевого водоснабжения подземные воды. По официальным данным, использование подземных вод для водоснабжения населения в России существенно отстает от большинства развитых стран и составляет лишь 32% от общего объема водопотребления. Комплексная экологическая программа города Москвы 1992 года предусматривала проработку возможности перехода на водоснабжение за счет подземных вод, целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы на 2006-2008 такую возможность уже не предусматривает.

Второй существенный фактор, влияющий на качество воды, это методы ее очистки. Как отмечено в справке «Мосводоканала», в процессе очистки воды используются химические реагенты, в том числе коагулянты, хлорсодержащие соединения, озон.

Сущность коагуляционной очистки заключается в  том, что если  ввести в воду соль высокозарядного иона, происходит процесс его гидролиза,  образуется нерастворимый гидроксид и появляется коллоидная система, которая адсорбирует взвешенные частицы, а также растворенные в воде органических и неорганических вещества. После этого начинается процесс агрегирования  - т.е. образование «хлопьев». Однако у коагулянтов  есть серьезный недостаток - коллоидные компоненты могут попадать в резервуары чистой воды, а затем и в сеть. В качестве коагулянтов раньше использовали соли алюминия, впоследствии было установлено, что алюминий является нейротоксикантом. В настоящее время широкое распространение получают водорастворимые полимерные соединения. Насколько безопасен для здоровья, например, поливинилацетат (ПВА), однозначно ответить нельзя.

Для подавления патогенных микроорганизмов используют хлор и его соединения (хлорамины, гипохлориты, диоксид хлора). К существенным недостаткам хлора и его соединений относится способность взаимодействовать с органическими веществами природных вод, что приводит к образованию значительного количества высокотоксичных хлорорганических соединений с канцерогенной и мутагенной активностью. Среди них хлороформ, четыреххлористый углерод, бромдихлорметан, дибромхлорметан и другие хлорсодержащие соединения. При хлорировании природных вод образуется 235 только идентифицированных хлорсодержащих органических соединений.

Применение озона также имеет существенные недостатки. Озонирование природных вод с высоким содержанием органических примесей приводит к образованию продуктов их окисления - более токсичных, чем изначальные загрязнители природных вод. Продукты взаимодействия озона с органическими примесями природной воды, их мутагенность и токсичность изучены пока недостаточно. При озонировании получают биологически нестабильную воду, т.е. в водопроводной сети  возможен рост микроорганизмов.

Таким образом, существующие методы очистки воды далеки от совершенства. Кроме того, увеличение уровня загрязнения вод обуславливает необходимость непрерывного совершенствования процесса водоподготовки, поиска новых реагентов, а следовательно, новых затрат.

Сложившаяся ситуация с питьевой водой как в целом по стране, так и в Москве требует решительных действий. Нельзя сказать, что ничего не делается.

В декабре 2008 года партия «Единая Россия» выступила с инициативой  разработки проекта «Чистая вода». Основной целью  проекта является  улучшение качества питьевой воды и доведение услуги по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека. Задачи проекта: проведение исследований в области снабжения населения качественной питьевой водой и разработка концепции проекта «Чистая вода»; упорядочение и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере питьевого водоснабжения; проведение комплексного, поэтапного финансирования мероприятий, связанных со строительством водохранилищ питьевого назначения;  разработка «Концепции экономного водоснабжения»; проведение комплексного поэтапного финансирования мероприятий, связанных с улучшением качества и экономией питьевой воды; проведение комплексного, поэтапного финансирования мероприятий, связанных с установкой оборудования для доочистки воды, подаваемой в наиболее важные для жизнедеятельности населения объекты; сохранение водных объектов, а также экосистем, влияющих на процессы воспроизводства питьевой воды.

Сначала предполагалось, что данный проект будет реализовываться в рамках Федеральной целевой программы, впоследствии статус проекта был изменен на Государственную программу, хотя действующим законодательством такого нормативного понятия, как «государственная программа», не предусмотрено. Ожидается, что программа может быть принята ближе к концу 2010 года. Программа рассчитана на перспективу до 2020 года. Стоимость проекта, по предварительным оценкам,  составляет 15 триллионов рублей, некоторые источники оценивают программу в 25 триллионов рублей. Финансирование программы будет осуществляться за счет бюджетных средств и частных инвестиций.

Так все хорошо начиналось - благородная цель, масштабные задачи, но все портит скандал вокруг разработок В.И. Петрика. Граждане могли ведь и не узнать про чистую воду, про деньги, которые  собираются выделять из бюджета, если бы ни «фильтры Петрика». Проект получил широкую известность в конце 2009-начале 2010 года в связи с этим  скандалом. Еще в апреле 2007 года по инициативе председателя партии «Единая Россия» Бориса Грызлова на территории Новгородской области был запущен пилотный проект по установке в социальных учреждениях фильтров на основе УСВР (углеродной смеси высокой реакционной способности), разработанных ООО «Золотая формула», возглавляемым Петриком В.И. Финансирование программы осуществлялось из областного бюджета. В марте 2010 года комиссией РАН была проведена экспертиза работ Петрика В.И. Заключение комиссии содержит выводы, которые ставят под сомнение не только научную ценность, но и эффективность разработок Петрика В.И.  Кроме того, прямо указывается на то, что фильтры для очистки воды на основе наноразмерных углеродных материалов  могут быть опасны для здоровья. В заключении говорится, что «имеющиеся сейчас в научной литературе данные говорят о физиологической активности многих наноразмерных веществ и материалов. В ряде случаев уже установлено, что такие частицы, в частности наноразмерные углеродные материалы, оказывают негативное влияние на здоровье человека и при длительном контакте могут вызывать различные заболевания, в том числе онкологические. Поэтому такие материалы можно использовать только при уверенности в том, что очищенная вода не содержит наноразмерных частиц».

К счастью, «фильтры Петрика» в жилых домах решили не ставить, но работа над программой продолжается.

В разработке программных документов Москва опережает федеральные власти. В Москве уже принята Концепция городской целевой среднесрочной программы «Чистая вода Москвы на период 2010 – 2012 гг. и на перспективу до 2020 года», главной целью которой является «гарантированное обеспечение жителей Московского мегаполиса чистой питьевой водой по доступной цене, создание экологически безопасной водной среды, улучшение на этой основе состояния здоровья и продолжительности жизни человека».  Для достижения цели определены технические и экономические задачи. К числу технических задач относятся: обеспечение качества питьевой воды;  проработка вопроса об использовании подземных вод Московского бассейна для целей питьевого водоснабжения; разработка и реализация мероприятий по обеспечению надежности трубопроводов и сокращению всех видов неучтенных расходов; совершенствование методов и оборудования для очистки природной и сточной воды; повышение качества очистки сточных вод путем реконструкции действующих очистных сооружений.

Цели определены, задачи поставлены. Настораживают осторожные формулировки. О необходимости использования подземных вод говорилось еще в 1992 году, а перспектива до 2020 года только предусматривает  «проработку вопроса об использовании подземных вод Московского бассейна для целей питьевого водоснабжения». На финансирование программы уже в 2011 году выделят 8 млрд. рублей. На 2011 год запланирован окончательный этап перевода технологий станций водоподготовки на гипохлорит натрия. Как уже отмечалось выше, использование хлорсодержащих соединений в процессе водоподготовки приводит к образованию целого ряда токсичных соединений. Использование гипохлорита натрия, когда развиваются прогрессивные мембранные нанотехнологии, можно объяснить только желанием сэкономить. Действительно, разве это деньги – 8 млрд. рублей?

Экологические проблемы очень «удобны», их можно решать десятилетиями, поскольку сложно оценить результат.  Мы не можем на бытовом уровне оценить, какую воду пьем и каким воздухом дышим.  Мы поймем, какую воду мы пили и каким воздухом дышали, когда что-нибудь произойдет, например, эпидемия. Экологические проблемы можно решать за счет бюджетных средств, разрабатывая концепции, совершенствуя нормативную базу,  покупая «фильтры Петрика» или миллионы тонн гипохлорита натрия - это гораздо проще, чем переходить на подземные водные источники или перекладывать водоразводящие сети. За гладкими формулировками программ находится черная дыра, в которую рекой утекают деньги налогоплательщиков.  

Экологические проблемы можно и нужно решать. От их решения зависит во многом здоровье людей. Только решать их нужно вовремя, иначе потом уже будет поздно.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru