Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 40 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Валовый налог на душу населения

Марченко С.А.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Налог на недвижимость и местное самоуправление

Налог на добавленную стоимость как форма незаконного экономического перераспределения

Местный бюджет - доходы муниципальных образований

Современные механизмы налогового стимулирования экономики города Москвы

Экономика Бразилии и цены

Курс рубля – уровень жизни


С начала 2000-х годов в экономической жизни России произошли значительные изменения в сфере налогообложения. Совершенствование экономических инструментов регулирования хозяйственно-экономической деятельности вместе с усилением административного давления, позволило вывести на новый, более высокий уровень, собираемость налогов с физических лиц в федеральный бюджет РФ. 

Был провозглашен лозунг "Заплати налоги и спи спокойно!". Как это повлияло на сон россиян, участвующих в легальной экономической деятельности, медицинских  или других официальных  данных нет. Исходя из официальных данных Росстата, согласно которым смертность населения России продолжает доминировать над рождаемостью, ясно, что сон, а как следствие, и здоровье, у россиян не улучшились. Но сильно заметен выход получаемой физическими лицами заработной платы или других видов выплат из "тени". С точки зрения цивилизованного гражданского общества, добросовестный налогоплательщик и является самой основой этого общества, а государство берет на себя функцию справедливого, социально и экономически обоснованного распределения собранных налогов через бюджетную систему страны.

Одним из самых важных источников поступления средств в государственный бюджет являются налоги на доходы физических лиц, а также налоги за физических лиц, которые платит работодатель из вновь созданной этими физическими лицами стоимости.  Помимо этих налогов в федеральный бюджет, налогоплательщик платит также и региональные налоги. Одни из самых важных региональных налогов для физических лиц это: транспортный налог, налог на имущество и земельный налог. По поводу величины этих налогов ведутся большие дискуссии. Но для всех налогоплательщиков предельно очевидно, что эти будут увеличиваться, особенно в регионах, где сосредоточена большая часть населения России. Но в этой статье рассматриваются налоги, связанные только с экономической деятельностью физических лиц. 

Вопрос о налогах, которые платятся физическим лицом с заработной платы или удерживаются из нее работодателем для последующей оплаты предприятием, очень деликатный. Надо понять, где находится предел величины налогов, после которого добросовестный налогоплательщик будет искать возможность уйти в "тень". Очевидно, что предел налогообложения взаимосвязан с эффективностью расходования государством бюджетных средств. Пока что россияне четко видят значительное увеличение собираемости  налогов, при этом испытывая сильную налоговую нагрузку, и не видят значительного улучшения положения в социальной сфере, транспортной инфраструктуре, обороноспособности, экологии. В основном видно только значительное улучшение благосостояния многих чиновников, особенно связанных с распределением бюджетных средств. При этом сама административная система, связанная непосредственно с предоставлением административных услуг населению, явно не справляется со своим официальными функциями или становится еще хуже, иногда даже опасной для самого населения-налогоплательщика.  Чтобы определить на данный момент уровень налогов, уплаченных физическими лицами или за них работодателем, надо провести некоторые расчеты.

Для проведения расчетов берутся четыре года: 2006, 2007, 2008 и 2009. Расчеты производятся только на поступление налогов в федеральный бюджет. Региональные налоги (транспортный, земельный и налог на имущество) не учитываются.


Годы

2006

2007

2008

2009

Все население России (млн.чел.)
142,8
142,2
142,0
141,9
Среднегодовая численность людей, занятых в экономике (млн.чел.) 
67,174
68,019
68,474
66,995

Из этих данных видно, что при общем уменьшении основного населения России число людей, занятых в экономической деятельности, возрастает, за исключением кризисного 2009 года.


Годы

2006

2007

2008

2009

ВВП России в текущих ценах (млрд. руб.)
26903,5
33111,4
41668,0
39100,0
Общее поступление налогов в федеральную бюджетную систему (млрд. руб.)
6763,4
8643,4
10032,8
8643,4

Из этой таблицы видно, что ВВП России уверенно увеличивался вплоть до 2009 кризисного года. Также вместе с ростом ВВП росли и поступления в федеральный бюджет страны от налогов и сборов, администрируемых ФНС РФ. Но в 2009 г. произошло значительное снижение.

А вот в следующей таблице можно увидеть нечто интересное:


Годы

2006

2007

2008

2009

Налоги на доходы физических лиц (млрд. руб.)
929,9
1266,1
1665,6
1665,6
ЕСН в федеральный бюджет (млрд. руб.)
315,8
405,0
506,8
509,8
Государственные внебюджетные фонды ПФР; ФСС; ФФОМС; ТФОМС (млрд. руб.)
1015,1
1283,2
1577,1
1581,2
ИТОГО - все налоги, связанные с экономической деятельностью физических лиц (млрд.руб.)
2260,8
2954,3
3749,5
3756,6

Из данных в этой таблице видно, что собираемость налогов с физических лиц и работодателей, которые платят налоги от результатов деятельности конкретных физических лиц в федеральный бюджет, год от года увеличивается. Это, разумеется, хорошо. Экономика развивается, люди трудоустроены, работают, заработная плата увеличивается, а значит, увеличивается и сумма налогов. Но встает вопрос: а как понять увеличение налоговых поступлений в кризисном 2009 году?

Из таблиц, приведенных выше, видно, что в 2009 году число официально зарегистрированных работающих людей сократилось на 1,479 тыс.человек (сколько действительно людей осталось без работы, каждый может судить из своего личного опыта). ВВП в 2009г., уменьшился на 2568,0 млрд.руб. То есть, 2009 г. – это год экономического кризиса, который охватил всю мировую экономику, но не ФНС России. Непонятно, каким образом увеличились, пусть и не намного, налоги с физических лиц, когда довольно большое число трудящихся потеряло работу, а работодатели обанкротившихся предприятий продолжали уплачивать и ЕСН, и в государственные внебюджетные фонды? Есть только два варианта ответа на этот вопрос.

Первый вариант: несмотря на потерю работы значительным числом трудящихся, у оставшихся занятых резко повысилась заработная плата, и обанкротившиеся предприятия взяли кредиты, чтобы рассчитаться по налогам с ФНС. Второй вариант: сотрудники ФНС, понимая сложность момента, проявили незаурядные способности по выявлению скрытых в "налоговой тени" российской экономики трудящихся и нелегальных работодателей, и заставили их заплатить обязательные налоги. В результате план по сбору налогов с физических лиц и их работодателей был даже перевыполнен.

В кризисный 2009 г. налогов, связанных с экономической деятельностью физических лиц, было собрано больше, чем в докризисный 2008 год. И это несмотря на значительное снижение ВВП. Чтобы то ни было, надо отметить действительно очень удачную работу ФНС РФ. А если взять еще и региональные налоги с физических лиц.., но об этом в следующем номере.

В любом случае, по эффективности работы из всех федеральных служб ФНС, бесспорно, занимает 1-е место с очень большим отрывом от других служб. При этом граждане-трудящиеся-налогоплательщики России платят налоги, чтобы «спать спокойно», а если они еще будут знать, что их деньги действительно пошли на улучшение жизни РОССИЯН, то собираемость налогов примет уже социально осознанный характер. Осмысленность в действиях - это громадный ресурс в сфере собираемости налогов. Вот тогда налоговые поступления могут быть больше, чем официальный ВВП РФ. Но пока это только теория. Эффективно, на благо народа и всей страны использовать государственный бюджет еще не у одного правительства или правителя за всю историю России не получалось.

Теперь в следующей таблице посмотрим соотношение ВВП на душу населения в России с федеральными налогами на физическое лицо, занятое в экономической деятельности.


Годы

2006

2007

2008

2009

ВВП на душу населения (руб.)
188 813
239 990
293 527
275 272
Подоходный налог на физ. лицо, занятое в экономической деятельности (руб.)
13 843
18 614
24 325
24 862
Все налоги на физ. лицо, занятое в экон. деятельности (руб.)
33 656
43 433
54 758
56 073

И для большего понимания вопроса надо отобразить валовый федеральный налог на душу населения (все население России - и работающее, и неработающее).


Годы

2006

2007

2008

2009

Всего фед.налогов в бюджетную систему (млрд. руб.)
6763,4
8643,4
10032,8
8379,3
Население (млн. чел.)
142,8
142,2
142,0
141,9
Валовый федеральный налог на душу населения (руб.)
47 363
60 783
70 654
59 051

Много это или мало? В эти суммы налогов не включены региональные налоги на транспортные средства, имущество и земельный налог. Необходимо также показать и другие параметры.


Годы

2007

2008

2009

Минимальный прожиточный минимум в год (руб.)
48 110
56 316
61 726
Средняя заработная плата в год (руб.)
163 116
207 480
225 540
Средняя пенсия в год (руб)
37 392
50 388
62 292

Что можно отметить из всех приведенных в таблицах данных:

  1. Налоги на физических лиц, занятых в экономической деятельности, имеют тенденцию к систематическому повышению, даже невзирая на экономический кризис.
  2. Валовый федеральный налог на душу населения сильно зависит от ВВП  и в среднем составляет одну четвертую от ВВП на душу населения.
  3. ФНС РФ по своей эффективности своей работы явно превосходит все остальные федеральные службы.

Продолжение следует





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru