Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 40 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


ПОЛИЦИЯ ИЛИ МИЛИЦИЯ?

Калинин Н.Н.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Улица вечно разбитых фонарей (МВД в современной России)

Федеральная полиция

Удостоверение сотрудника: жизнь до и после "красной корочки"

38 попугаев или уголовная статистика

Внеплановая реформа МВД

Новый регламент работы ГИБДД и реформа МВД


В последнее время в российском обществе возникла крайняя необходимость реформы или преобразования всей системы правоохранительных органов.

Вообще-то крайняя необходимость реформ в данной системе возникла еще при царе-батюшке. Особенно остро  встал вопрос о необходимости реформ после военного поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Было отменено «крепостное право» и проведены значительные реформы для становления гражданского общества. Потом долгое время ничего не предпринималось. Следующий этап реформ начался опять после военного поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Но видно, что и эти реформы не дали должного результата и носили половинчатый характер. И опять Россия вступила в мировую войну 1914-1918гг., не имея консолидированного гражданского общества.

По всей вероятности, его Императорское Величество и окружение не осознало всей опасности данной ситуации. В результате реформаторы Ленин, Троцкий и другие из их компании преобразовали не только правоохранительную, а вместе с ней и судебную системы, но и все основы существования правового государства. Юриспруденция, как наука, в СССР была заменена на партийную дисциплину и необходимость. Эту партийную дисциплину и необходимость диктовал ЦК КПСС – очень ограниченная, всесильная группа людей. Сами понятие «право», «гражданские права» и другие основополагающие идеи организованного, взаимовыгодного существования населения страны, как народа с гражданской ответственностью за развитие и судьбу страны, были подменены законодательно!!!, на уровне конституции, сначала Диктатурой пролетариата, а потом руководящей ролью КПСС.

И все бы продолжалось и дальше, без каких либо изменений, но как и при царе-батюшке, неудачные действия и колоссальные потери на фронтах Первой мировой войны, так и неудачные действия СССР и экономические потери (страна была на пороге массового голода и экономического развала) уже в «холодной войне» привели опять к стихийным реформам правоохранительной системы и судебной власти, да и всей власти в целом.

Нельзя, сказать, что ЦК КПСС не осознавал масштаб грозящей катастрофы. В 80-е годы были попытки реформировать государственную систему.  Но любая серьезная реформа государства, без разницы какого, начинается с реформы СУДА, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ и ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. А для такого государства, как Россия, учитывая всю историю ее существования, эти три компонента, являются государствообразующими. Но реформы Ю.А. Андропова и М.С. Горбачева явно запоздали. «Холодная война» - ее экономическая и технологическая составляющие - была безнадежна проиграна. Доводить до «горячей» уже не имело никакого смысла. Попытки М.С. Горбачева вести переговоры, добиться хотя бы временного «перемирия» успехов не имели. Народы СССР стояли перед полной экономической катастрофой и голодом, а в ином случае и перед полным уничтожением, особенно это касалось основных государствообразующих народов. Было принято решение «спасайся кто может и как может». Это было единственно возможным в то время решением!!!  СССР  распался и перестал существовать как государство. Но сам СССР существовал всего 74 года, что для более чем тысячелетней истории России явно небольшой срок. Распалась ли Российская Империя? Поживем – увидим. Но в истории государства российского прослеживается закономерность. Все большие реформы начинались после крупного поражения.

Демократической Российской Федерации всего 20 лет. Правоохранительную и судебную системы она получила в наследство от тоталитарного режима и так же, как и вся страна, они выживали, как могли, но выжили. СССР оставил после себя всеобщую бедность и идейную несостоятельность. В таких условиях формировались «новые» старые государственные структуры. Появилась свобода средств массовой информации, а потом стал распространяться Интернет.

С ростом мировых цен на энергоносители в Россию начали поступать деньги. Большие деньги. Распределение этих денег было далеко не всегда справедливым, да оно и не могло быть справедливым по объективным причинам. Если просто распределить национальный доход на душу населения, то это будет очень мало (275 272 руб. в год – данные Росстата за 2009г.). Одними энергоносителями страну не сделаешь богатой.

Стал очень актуальным вопрос о модернизации всей экономики России. Но экономику нельзя модернизировать без реформы силовых ведомств и судебной власти. Потому что, чтобы начать модернизацию экономики, нужно вызвать у населения мотивацию к экономической активности. При настоящем состоянии всей правоохранительной системы, суда и вооруженных сил такая мотивация невозможна.  А силовые ведомства и судебную систему реформировать можно только одновременно.

Но для реформы нужны ресурсы. Для серьезной реформы их у государства нет. Даже если взять и сложить все деньги, похищенные из бюджета, а к ним добавить еще и весь коррупционный ресурс, то все равно денег не хватит. Поэтому и проводятся половинчатые, больше декоративные реформы. Например, заменить название «милиция» на «полиция». Это примерно то же, что назвать быка благородным оленем.  Все равно пахать будет, как бык. Работа у быков такая, поэтому и бросаются на всех, а если еще и еду не давать? Конечно, это все образно - про быков и благородных оленей.

Некоторые предлагают значительно сократить количество сотрудников в правоохранительных органах, чтобы высвободившиеся ресурсы направить на нужды службы, а также милицейскую службу поставить  под общественный контроль. Есть еще много различных реформаторских идей, уже опробованных в богатых странах Запада.

Любая хорошая идея, направленная на благое дело, пусть это будет переименование из милиции в полицию, а также вместе с этим приведение милицейской службы в полицейские нормативы, окажет, может быть, свое положительное влияние на состояние законности в России. Хорошо, что Закон о полиции получил широкую огласку и возможность его обсуждения. Есть только один очень важный момент, чем руководствоваться на службе в МВД: служить, как, например, американский полицейский, руководствуясь теми же правилами по отношению к своим гражданам - налогоплательщикам, за счет которых полицейский получает денежное довольствие и социальные льготы, или служить как «мент» за то, что сможешь добыть себе сам, используя свое служебное положение? Люди, в своем большинстве, если они не какие-нибудь фанатики, хотят жить хорошо, достойно и не чувствовать комплекс неполноценности от недостатка средств и возможностей.

Встает сразу другой вопрос: а как же тогда быть с учителями, врачами и другими полноправными членами общества, ведь им тоже нужны достойные зарплаты. Создается замкнутый круг. С одной стороны, необходима качественная модернизация экономики для того, чтобы увеличить национальный доход и выделить большие средства на нужды населения. С другой стороны, чтобы провести модернизацию экономики, необходимо сделать реформу силовых структур и судебной власти, но невозможно реформировать эти системы без достаточных материальных ресурсов.

На самом деле, что сейчас происходит в силовых ведомствах, в частности, в МВД, в милиции? Все предельно ясно – недостаток средств на жалованье и социальные льготы покрывается неофициальным предоставлением административного ресурса, то есть использования своего служебного положения с целью улучшения своего материального положения. А конспиративное согласие между всеми правоохранительными структурами и судом на действия сотрудника милиции против закона и официальной службы для удовлетворения личных материальных и духовных нужд, порождает атмосферу безнаказанности среди сотрудников. Это, в свою очередь, произвело полный раскол в российском обществе. Есть «менты» - к ним относятся все правоохранительные органы и судейские, а есть все остальные люди. Возникло очень большое недоверие к слугам закона и возможности добиться справедливости и защиты у государства. Если государство не исполняет функции справедливого защитника жизни, достоинства и благосостояния своих граждан, то мотивации к прогрессивному труду на благо гражданина, общества и государства у этого гражданина не будет. Это давно всем известные истины.

Так что же делать? Однозначно проводить, пусть даже частичные, декоративные реформы в правоохранительной системе. Если надо, то поменять милицию на полицию, участкового на шерифа и т.д. Обязательно менять судей, чтобы они руководствовались не указаниями председателя суда и постановлениями пленума верховного суда, а кодексами и законами РФ.

И самое главное - полномочия у всех правоохранителей и судей должны соответствовать их денежному довольствию и социальным льготам. Человеку с окладом в 12 000 руб. нельзя давать огнестрельное оружие. Также нельзя давать и дубинку (например, если бы у «жемчужного» прапорщика не было бы дубинки, то и вел он себя иначе). При такой зарплате полагаются лишь средства индивидуальной защиты, а также нельзя давать возможность задерживать на срок больше 30 минут людей только по своей личной инициативе.

Вот полковнику «Себастьяну Перейре» можно в определенных случаях предоставлять такой ответственный предмет, как дубинку. В данном случае надо учитывать возраст и жизненный опыт при обращении с таким непредсказуемым предметом, как дубинка, а также социальное положение полковника МВД. Ведь в книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» злодей Себастьян Перейра даже плохие вещи сдуру не творил, в его действиях была материальная мотивация. «Жемчужный» прапорщик без всякой мотивации в тот момент, когда другие его сослуживцы спокойно несли свою службу, начал искать «хорьков» и нашел, а для безопасности, чтобы этот «хорек» его не укусил, дал ему дубинкой по голове и посадил в клетку. «Жемчужному» прапорщику, наверное, больше всех было надо искать зверей в центре Москвы.



Робот-полицейский, модель "Жемчужный": "Извините, сэр, Вы есть хорек и я зачитаю Вам ваши права..."

полиция или милиция - реформа мвд

Робот-полицейский, старший офицер Себастьян Перейра

полиция или милиция - реформа мвд

Очень большое преимущество данных сотрудников – не употребляют алкоголь и безразличны к денежным средствам или другим ценностям. Недостаток: не понимают с полуслова, что хочет начальство. Но если эти аппараты заменят «ментов», то все сразу увидят и инновации, и нанотехнологии и, самое главное, модернизацию. При всей «крутости» этих аппаратов, население не будет хранить на них обид, а значит, снизится социальная напряженность. Все споры по поводу действий полицейских аппаратов будут проходить на уровне высококвалифицированных программистов, среди которых не может быть малообразованных и просто глупых людей.



Все это, может, и выглядит комично, но на самом деле – это очень печально и тревожно. Как можно недалекому, почти нищему человеку доверять совершать какие-либо силовые действия против других людей?  Как может полковник в мундире, олицетворение государственной власти, называться Себастьяном Перейрой?  Если стыдно назвать себя, то не надо надевать мундир с погонами. Надо надеть спортивный костюм и черную маску. Тогда не будет и вопросов, но можно получить по голове.  Подавляющему большинству населения страны абсолютно наплевать на акции «несогласных» по поводу или без повода, но никому не может быть приятно, когда людей без видимых причин бьют или называют хорьками, при этом нисколько не стесняясь телекамер. Людей больше беспокоит, чтобы пьяные «менты» не застрелили бы или не покалечили их ради собственного удовольствия, чтобы они не занимались  юридическим рэкетом и вымогательством. Чтобы служба «государева» не становилась криминальным бизнесом на крови людей. Вот это очень беспокоит граждан.

Априори не будем считать, что моральный облик  у российских правоохранителей и судей хуже, чем у их западных коллег. Вот оклады и социальные льготы явно хуже. Поэтому обязательно при реформировании всей системы, и милиции в частности, надо исходить из гарантированных средств бюджетного финансирования. Также в бюджет будущей милиции-полиции заложить суммы возмещения вреда от превышения полномочий сотрудниками полиции, хотя бы вполовину от западных стандартов. От того, что майора Евсюкова посадили, у его начальников денег не убавилось, а на его место найти другого - вообще проблем нет.

В любом случае, если российская правоохранительная система принимает более цивилизованный профессиональный характер, милиция в своей службе выполняет функции полиции (кстати, в Российской Империи порядок охраняла полиция, а название милиция может иметь много трактовок - часто милицией называются нелегальные или полулегальные вооруженные формирования в сельской местности или городских неблагополучных кварталах). При выполнении этих полицейских функций за основу надо взять методику полицейской службы стран Западной Европы, например, Франции. Опыт уже есть. Французская Конституция взята за основу для российской Конституции. Разумеется, с определенными поправками на особенности российской действительности. Также надо и взять за основу денежное довольствие и льготы французских полицейских, с поправками на возможности российского бюджета, но не меньше, чем две трети от того, что имеет французский полицейский. Одновременно с реформой полиции надо реформировать и гражданское общество, то есть дать практически такие же права, какие есть у граждан Франции. Пойдут ли на это власть предержащие? Однозначно пойдут, если найдут средства. Другого выхода нет.  А, что делать, если бюджетные средства ограниченные и их не хватает для проведения реформы в МВД?

Тогда надо прямо сейчас, без всякой реформы:

  1. Изменить систему регистрации преступлений и их раскрываемости. Немедленно отменить «палочную» систему.

  2. Возложить  по настоящему контрольные функции за соблюдением законов РФ сотрудниками милиции на ФСБ. Нельзя сказать об идеальности и безупречности состояния дел с законностью и в самом ФСБ, но все же, учитывая значительное качественное превосходство и более индивидуальный подбор сотрудников ФСБ, эта мера даст возможность более тщательно подготовиться к реформе МВД.  Надзорные функции за милицией выполняет прокуратура, но они не могут быть эффективными. Потому, что и милиция, и прокуратура представляют гражданам одни и те же услуги. У прокуратуры нет своего оперативно действующего подразделения, которое может моментально среагировать на милицейский произвол и помешать ему физически. У ФСБ есть вся структура для того, чтобы предотвратить беззаконие, а если придется, и наказать на месте, чтобы другим неповадно было. Второе, и очень важное обстоятельство – хотя ФСБ и силовая структура,  как и МВД, но свои услуги ФСБ предоставляет в малопересекающихся с МВД сферах, а значит, и «материальной солидарности» между силовыми структурами будет значительно меньше. За каждым отделением МВД, которое работает с населением, надо закрепить куратора из ФСБ, который будет отвечать за действие или бездействие сотрудников милиции (полиции). Ответственность куратора должна быть очень серьезной.  Также должна быть обязательная ротация кураторов - не более полугода на одном месте. Население должно иметь возможность обращаться с жалобами и заявлениями на действия сотрудников милиции непосредственно в приемную ФСБ, для принятия оперативного решения по немедленному прекращению преступных действий, а также для оценки руководством ФСБ действий самого куратора.  Функцию по контролю над отделами МВД сотрудниками ФСБ, надо ввести на законодательном уровне, на время действия переходного периода от милиции к полиции. Конечно, возможны злоупотребления и со стороны самих сотрудников ФСБ, но они и так есть, и вряд ли их будет больше. Но есть и явные плюсы. По закону, на ФСБ возложена задача защиты конституционного строя России. Безумства, дикие случаи и необоснованная жестокость, коррупция и деградация всей системы МВД – это прямая угроза конституционному строю и возможные трагические последствия для всего народа РФ. Официальный, на законодательном уровне, временный контроль над органами МВД со стороны ФСБ, вместе с гражданским контролем, позволит сохранить и реформировать систему МВД и вывести ее на более высокий уровень, отвечающий задачам по реформированию экономики России и существенного увеличения уровня и качества жизни. В то же время, работая непосредственно на «милицейской земле», значительно увеличивается возможность сбора информации для оперативной работы по предотвращению разного вида террористических угроз или других кровавых вызовов России. При этом нет никаких нарушений прав и свобод граждан России на законодательном уровне. ФСБ только выполняет свою непосредственную работу. При этом получает оперативную возможность, мгновенного реагирования на злоупотребления со стороны сотрудников МВД, без обращения в суды и прокуратуру. По существу, ФСБ будет выполнять функции службы собственной безопасности МВД, но не подчиняться руководству МВД, так что и права сотрудников милиции также не нарушаются. Вот покрывать преступные действия сотрудников милиции руководству МВД будет уже труднее. Уже не будет такого оттока порядочных сотрудников милиции, которые не хотят участвовать в групповом безумстве, которое охватило практически все уровни МВД. Что будет дальше?

  3. Начать реформу судебной системы и действий практикующих судей. Это значительно дешевле и средств на эту реформу у государства хватит и еще останется. Судебная власть сама может раздавить милицейское беззаконие.

Надо вернуться к началу статьи и вновь осмыслить времена больших реформ. Предложенный общественности «Закон о полиции», может быть, хорош, а может, нет. Не сказано в этом проекте закона об источниках финансирования полицейской службы. Из чего складывается бюджет полиции? Создается впечатление, что реформа по изменению милиции в полицию больше связана с лингвистикой, а не с правом.

Понятно, что любая реформа правоохранительной системы очень болезненна для общества, в особенности для властных групп. Поэтому исторически те группы, которые находились у власти, всегда затягивали проведения реформ, чтобы продлить свое удовольствие. Вроде и люди, которые правили Россией, не были глупыми, но никто из них не мог предвидеть надвигающейся катастрофы. И этому есть причина. Они планировали там, где были сильны, и могли управлять процессами в обществе. Но Россия - это только часть мирового сообщества.

Конечно, Россия - это не Бурунди, и даже не Китай, это пока еще реальная военная сила для многих, но не для всех стран. Планировать свои действия на международной арене Россия может, но управлять международной экономической ситуацией - нет.  В 70-е годы способность влиять на мировые экономические процессы была полностью утрачена. Попытка «бряцанья оружием» вызвала колоссальную гонку вооружений, которая была безнадежна проиграна. Победители создали свой экономический мировой порядок. Место России в нем определяется наличием больших ресурсов энергоносителей и других природных ценностей. Пока эти энергоносители поступают в необходимом количестве на мировой рынок по нужной цене, больших проблем у России и ее власти не будет. А то, что творится внутри страны, правящие мировые элиты не интересует. Но если экономическая ситуация изменится в сторону глобального спада и под угрозой окажется действующая сейчас мировая экономическая система, то надо ожидать резких действий от правящей мировой элиты.

Российский Генштаб имеет представление, что такое бесконтактная война, а также хорошо знает, что будет очень трудно найти желающих умирать за «Газпром», «Роснефть» и другие государствообразующие учреждения. Но до большой катастрофы дело не дойдет - сейчас за идею только «шахиды» умирают. Продолжится процесс развала и деградации государственной системы. Вот тогда все вспомнится: и милиция, и полиция и справедливый суд, и многое другое «хорошее» и незабываемое в памяти людей. Вот тогда и начнется бурная реформаторская деятельность. Когда это произойдет? Все зависит от состояния мировой экономики.  

Все это заставляет очень серьезно задуматься: провести самим необходимые и соответствующие настоящему времени реформы или, следуя исторической российской традиции, за нас их проведут другие?


Для оформления статьи использованы фото с сайтов http://kotaku.com и http://hi-tech.mail.ru





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru