Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 39 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Призыв на военную службу в Российской Федерации


Голованов К.П.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Профессиональная армия или призывная система – мировой опыт

Состояние и проблемы правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации

Оборона мира. Коллекция фактов

Планета конфликтов - вооруженные конфликты в мире


Вопрос призыва на военную службу в Российской Федерации имеет огромное значение по нескольким причинам:
- во-первых, на сегодняшний день служба по призыву является в Российской Федерации конституционной обязанностью;
-  во-вторых, учитывая огромные территории Российской Федерации, потребность в военных кадрах всегда высока;
- в-третьих, служба в вооруженных силах в Российской Федерации стала не просто обязанностью, которая закреплена в высшем законе нашей страны, она стала традицией, которые почитают наши отцы, деды и прадеды.

Возникает ряд очень важных вопросов, например:

  1. С какого времени служба по призыву берёт свое начало?
  2. Всегда ли служба по призыву в нашей стране была такой, какая она есть сейчас?
  3. Какова судьба службы по призыву в нашей стране и есть ли в ней в настоящее время смысл?

С какого времени служба по призыву берёт свое начало?

Чтобы ответить на этот вопрос,  разумней всего обратиться к истории военного дела в  Римской империи, которая отличалась высокой степенью организации, а также поразительными победами.

Реалии жизни того времени требовали от государства постоянного войска. С одной стороны, это обосновывалось необходимостью в расширении государственной территории, с другой стороны – необходимостью охраны действующей территории от нападений варваров, посягательства других государств,  а также для подавления внутренних межклассовых противоречий. Названные функции обуславливали потребность в особой организации римской армии.

В первую очередь, стоит отметить, что призыву в римскую армию V-IV века до н.э. подлежали абсолютно все граждане мужского пола в возрасте от 17 до 45 лет. Важной особенностью было то, что рабы в римскую армию не допускались. Граждане 45-60 лет во время войны несли гарнизонную службу. От военной службы освобождались только те лица, которые участвовали в 20 военных походах при службе в пехоте или в 10 военных походах при службе в коннице. Неимущие освобождались от службы в армии, но впоследствии они добились права служить в армии и образовали легкую пехоту. Объяснить это можно тем, что вооружение каждый воин обязан был приобретать самостоятельно, а у неимущих классов таких возможностей фактически не было.

В результате реформ, проведённых во II веке до н.э., изменился характер армии: в неё стали принимать граждан, не имевших ценза. Был установлен 16-летний срок службы. 

Милиционная римская армия начала превращаться в профессиональную армию, комплектовавшуюся по принципу добровольческой вербовки.

В первом веке до н.э. была произведена очередная реформа. Права служить в армии были предоставлены тем союзникам, которые оставались верны Риму, и тем, которые сложат оружие в течение двух месяцев. Но, несмотря на всё это, римская армия комплектовалась, в основном, из добровольцев, так как выплачиваемое солдату жалование приблизительно равнялось рабочему, и поэтому желающих служить в ней было очень много. Вследствие всего этого характер армии резко изменился: она стала превращаться в постоянную армию профессиональных солдат.


Всегда ли служба по призыву в нашей стране была такой, какая она есть сейчас?

Здесь важно отметить, что цели государства в отношении армии коренным образом не менялись, они в точности отражали реалии того времени, о котором речь пойдёт ниже.

В государстве Российском первая военная реформа, во время которой была введена воинская повинность, была при Иване IV (1550-1571 гг.). В ходе этой реформы в России было создано постоянное стрелецкое войско, комплектовавшееся путем вербовки ("прибора") вольных ("охочих") людей из свободных крестьян и посадских, не облагавшихся налогом и другими повинностями. Служба их была пожизненной, наследственной и постоянной. Стрельцы несли военную службу и в мирное, и в военное время. Они имели огнестрельное оружие (пищали) и холодное (сабли, бердыши), единообразную одежду. Стрельцы находились на государственном обеспечении, получали от казны денежное и хлебное жалование, жили в особых слободах, имели свой двор и приусадебный участок, могли заниматься огородничеством, ремеслом и торговлей.

Призыв в армию в Российской Империи начался при Петре I. В 1705 году в стране была введена рекрутская повинность. Суть её состояла в том, что 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута, холостого, в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти условия постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием. Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, вырос парк артиллерийский орудий, создан флот.

После реформ Петра I следующей реформой была военная реформа Александра II. Уже в начале царствования были уничтожены военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: “Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного…”. По новому  закону призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и  по  жребию  берет  из  призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали: единственный сын у родителей, единственный  кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в  сухопутных  войсках 15  лет (6  лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию  -  до  полутора  лет, а имевших высшее образование - до полугода. Результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

В период военных реформ Александра II произошел процесс перестройки комплектования армии. Главным участником этого процесса был Дмитрий Алексеевич Милютин (1816—1912). Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако чтобы убедить царя  ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось немало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом. Работа комиссии продвигалась крайне медленно.

Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись  всесословной воинской повинности, которая заставила бы “благородное” дворянство отбывать ее наравне с “мужичьем”. Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии “отдельно от войска”.

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь  Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская  война 1870 г. Пруссия, имея большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию. 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром II. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

В “общих основаниях” закона было сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”. Нанимать за себя охотников или откупаться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны были приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступали в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе; на флоте – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием – 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм. Вместе с тем, закон не был до конца последователен. Значительная часть “инородческого” населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания,  менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

Следующая военная реформа, в ходе которой были затронуто право призыва на военную службу, состоялась в 1905–1912 гг. Русско-японская война 1904-1905 годов привела к резкому ослаблению вооруженных сил России. Сухопутная армия потерпела тяжелое поражение, были уничтожены основные силы военно-морского флота. Война выявила серьезные недостатки в организации боевой подготовки рядового и офицерского состава, особенно высшего звена, в техническом оснащении и снабжении войск. В целях восстановления боеспособности армии и флота царское правительство в 1905-1912 годах осуществило значительные военные реформы.

В 1912 г. вводится новый закон о воинской повинности, по которому сокращались сроки действительной военной службы в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 до 5 лет. Запас делился на два разряда по возрасту. Лица молодого возраста определялись для пополнения полевых войск, старшего - тыловых. Сократились льготы по семейному положению и увеличились по образованию.

Военная реформа в СССР 1924-1925 (1928) годов была вызвана трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны. Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны. В ходе реформы была введена территориально-милиционная система строительства Красной Армии в сочетании с кадровой, которая позволяла иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность границ, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто  экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн. человек. Численность кадровой армии была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. и доведена до 562 тысяч человек. Законодательно новая система комплектования была закреплена с принятием “Закона об обязательной военной службе” 18 сентября 1925 г.


Какова судьба службы по призыву в нашей стране и есть ли в ней в настоящее время смысл?

На сегодняшний день порядок призыва на военную службу в Российской Федерации определяет Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ.

Данный Федеральный закон определяет, что Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Настоящий Федеральный закон освобождает граждан Российской Федерации от призыва на военную службу по следующим основаниям:

  • если гражданин признан не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;
  • проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
  • проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • прошедшие военную службу в другом государстве.
  • Настоящий Федеральный закон предусматривает также освобождение от службы по призыву в случаях, если гражданин имеет ученую степень. Предоставление отсрочек распространяется на лиц, обучающихся на очной форме обучение, в имеющем государственную аккредитацию вузе, а также по иным основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом. Призыв осуществляется 2 раза в году, весенний – с 01 апреля по 15 июля; осенний с 1 ноября  по 31 декабря,  на основании указов Президента Российской Федерации. 

    Исторический анализ воинского призыва в точности даёт нам понять, по каким причинам существовала необходимость в воинском призыве. В Римском государстве воинский призыв был обусловлен реалиями того времени. В России, а также в Российской Империи до реформ Милютина, где ориентиром была постоянная и профессиональная армия, необходимость воинского призыва была обусловлена также реалиями того времени, но с определёнными особенностями. Так, например, при Иване  IV причина, по которой была введена воинская повинность - это недоверие к наёмникам. Те привилегии, которые получали призванные, не могли не радовать. Как уже отмечалось, призывники освобождались от налогов, получали землю, и самое главное, служба была пожизненной и наследуемой и, как факт, армия была профессиональной. При Петре I, где основным призывным контингентом были крестьяне, подобного рода меры только улучшали их положение, да и к тому же, как известно, Российская Империя вела тогда активную военную кампанию.


    устранение социально опасных последствий преступности
    Долго пытали буржуины Мальчиша-Кибальчиша, чтобы узнать главную военную тайну: почему мальчиши-кибальчиши служат в армии бесплатно, а у нас и за деньги никто не хочет?

    В настоящее время Российская Федерация не является милитаристским государством, не ведёт постоянных военных кампаний, имеет постоянную армию. Возникает вопрос, зачем необходим призыв на военную службу, если особенно веских причин для этого нет?

    Армия должна быть профессиональной, постоянной и высокоорганизованной, и от того, сколько лиц будет призвано в том или ином году, и на какой срок, лучше армия не станет.





    Пользовательского поиска




    в начало

    при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
    уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

    Проблемы МСУ

    Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

    Ramblers Top100
    Рейтинг@Mail.ru