Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 39 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации

Чистяков Б.М.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Реформа местного самоуправления в Москве

Цены на нефть и московская недвижимость

Москва Старая и Новая

Местное самоуправление и национальный вопрос

Власть в большом городе: проблемы самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге

Демографический фактор и местное самоуправление

Местное самоуправление и миграция населения

Великое переселение народа


Мировой процесс урбанизации и массового переселения сельского населения в большие города-мегаполисы не обошел стороной и Россию. Особенно сильно этот процесс влияет на самый большой город России – Москву, а также прилегающие к ней города-спутники.

Помимо позитивного воздействия на городскую среду, как-то:  строительство новых жилых зданий, различных культурно-развлекательных и торговых комплексов, соответствующих мировому градостроительному уровню, с использованием новых технологий, этот процесс также оказывает и крайне негативное воздействие на качество жизни горожан. Это негативное воздействие, как, например, загрязнение окружающей среды, автомобильные пробки на дорогах, образование деградированных городских зон по национальному или социальному признаку типа гетто, значительное повышение угрозы техногенных катастроф или террористических актов и прочие негативные явления, связанные с перенаселением, то есть превышением предельно допустимого уровня проживания людей на определенной площади.

Стрессовые явления, вызванные перенаселением городской среды обитания, вызвали процесс субурбанизации. Это означает переселение наиболее обеспеченных горожан за город в собственные дома, коттеджи, таунхаусы или дачи, что, в свою очередь, еще больше ускоряет процесс урбанизации - освоение прилегающих к городу территорий. Безостановочное расширение зоны городской застройки приняло необратимый характер. Вместе с этим новым для России явлением происходит и изменение ментальности и переосмысление жизненных ценностей у населения, которое становится зависимым не только от чисто физических явлений, но также от человеческого фактора в системе управления мегаполиса.

Часто говорят, что Москва – это не вся Россия. Конечно, не вся, но судя по темпам роста городской агломерации, довольно скоро будет почти вся. Судите сами: при постоянном сокращении государствообразующего населения России более чем на полмиллиона каждый год, население Московской агломерации увеличивается ежегодно примерно на 300 000 человек.

Учитывая огромную территорию нашей страны, с общим населением около 140 000 000  человек, население Московской агломерации составляет формально 14 500 000 человек (фактически может быть больше – около 17 000 000 чел.). Значит, в Москве и области сосредоточено более 10% населения страны.  Хорошо это или плохо? С чисто стратегической точки зрения национальной безопасности, конечно, плохо – это уже прямая угроза при возникновении природных или политических катаклизмов. При этом надо не забывать, что второй по величине российский мегаполис – Санкт-Петербург -  находится тоже не так далеко от Московского региона и также окажется в случае экстремальной ситуации под тем же негативным воздействием. Это с точки зрения национальной безопасности, а что с точки зрения человека, как индивида?

Учитывая объективную составляющую жизни в мегаполисе, как-то: крайнюю разобщенность между людьми, социальную апатию и индивидуальную борьбу за  квадратные метры жизненного пространства, встает вопрос об эффективном городском управлении. Потому что в процессе урбанизации заложены большие тенденции для деградации и самоуничтожения, которые выражаются в невозможности  одновременного удовлетворения запросов подавляющего большинства горожан. Это значит, что более 95% населения должны быть довольны или хотя бы мириться со своим положением в обществе.


перспективы местного самоуправления - трущобы в париже
Перспективы развития местного самоуправления. Один из районов проживания эмигрантов в пригороде Парижа

Руководство каждой страны знает, что если 12% жителей основного мегаполиса выйдет на улицы города с решительными требованиями или просто в виде хаотичного протеста-неповиновения, то ситуация выйдет из-под контроля. Решить все проблемы на уровне мэра города уже не получится. Для этого во всех цивилизованных демократических государствах была создана система местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления были призваны решать все проблемы, или почти все, на месте. Но ни в одном мегаполисе мира официальные органы местного самоуправления не обладают сколь-нибудь серьезными полномочиями для решения насущных проблем и эффективного контроля над территорией.


перспективы местного самоуправления - париж молодежные банды
Перспективы развития местного самоуправления. Париж - молодежные банды

Без разницы, пусть это будет Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Мехико или Сан-Пауло - везде есть официальные органы местного самоуправления с функциями, прописанными в законе на государственном уровне. Где-то возможностей у органов местного самоуправления больше, а где-то меньше. Но везде их явно недостаточно и нигде органы местного самоуправления не справляются с поставленными задачами. Про мегаполисы Азии и Африки, учитывая местную ментальность и отношение к ценности человеческой жизни, вообще говорить не стоит, хотя и там везде есть органы местного самоуправления, или подобные им.  


перспективы местного самоуправления - париж массовая молитва мусульман
Перспективы развития местного самоуправления. Массовая молитва мусульман на улицах Парижа

Почему официальные органы местного самоуправления не могут обеспечить эффективное управление городской территорией в мегаполисах? Ответ очень простой и лежит он в единстве городского хозяйственного комплекса – в невозможности деления энергетической, транспортной и коммунальной систем мегаполиса. Также большие проблемы возникают с различными по своей экономической составляющей районами города. Есть районы промышленные, административно-офисные, а есть районы «спальные». Налогооблагаемая база в этих районах сильно дифференцирована. Потребности также разные. Поэтому только централизованное распределение бюджетных средств способно поддерживать жизнеспособность и жизнеобеспечение всего мегаполиса. А если у органов местного самоуправления  нет финансового ресурса, то нет и возможности реального эффективного управления своей территорией. Это объективная реальность мегаполиса.


перспективы местного самоуправления - лондон
Перспективы развития местного самоуправления. Лондон

Во всех крупнейших  мегаполисах мира только централизованное распределение городского бюджета дает возможность содержать и развивать единую городскую инфраструктуру мегаполиса. Исключений нет. То есть система местного самоуправления, как один из основополагающих принципов демократического общества в городских урбанизированных агломерациях, исполняет в основном «бутафорские» функции, даже и в самых демократических странах. И это есть объективная реальность. Но это в основном касается органов самоуправления, созданных на базе государственных законов.


перспективы местного самоуправления - лондон
Перспективы развития местного самоуправления. Лондон

Однако во всех мировых городских мегаагломерациях стихийно возникли «практические» органы местного самоуправления, созданные снизу, без согласия центральных городских властей. И для этого явления есть также очень объективные причины.


перспективы местного самоуправления - нью-йорк
Перспективы развития местного самоуправления. Нью-Йорк

Одна из них, и самая главная – каким бы ни был городской бюджет мегаполиса, его всегда будет недостаточно для нормального функционирования всей городской инфраструктуры и системы управления. Ресурсы городского бюджета идут, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, на развитие перспективных городских зон и объектов, приносящих ПРИБЫЛЬ в городской бюджет и заинтересованным в прибыли группам лиц или кланам. Иного распределения городского бюджета еще никто и нигде в мире не осуществлял.


перспективы местного самоуправления - нью-йорк гарлемперспективы местного самоуправления - нью-йорк гарлемперспективы местного самоуправления - нью-йорк гарлем
Перспективы развития местного самоуправления. Нью-Йорк - район Гарлем

Поэтому из-за разницы в финансировании некоторые городские зоны начинают деградировать, но при этом приток различного типа трудовых мигрантов объективно во всех мегаполисах мира увеличивается. При этом складывается зависимость - чем дешевле городская недвижимость, тем более она востребована у мигрантов-переселенцев. Таким образом, стихийно возникают процессы образования различных типов социальных и национальных гетто. В зависимости от материального достатка, а еще больше от национального и расового состава жителей этого гетто зарождаются новые, неофициальные органы местного самоуправления (в некоторых странах они де-факто признаны официальными, хотя не имеют для этого достаточной законодательной базы).


перспективы местного самоуправления - лос-анджелес
Перспективы развития местного самоуправления. Лос-Анджелес

Также, в зависимости от климатических особенностей расположения мегаполисов, происходит стихийная застройка, попросту самострой. Чем теплее климат, тем больше самовольно возводимых зданий и помещений. Эта хаотичная, несогласованная застройка ложится тяжелым бременем на уже действующую систему городской инфраструктуры. Разумеется, объекты такого строительства быстро находят своих пользователей, потому что цена их значительно меньше, чем у официально возведенных строений. А это значит, что в эти районы привлекается еще больше малообеспеченных групп людей.


перспективы местного самоуправления - лос-анджелес
Перспективы развития местного самоуправления. Лос-Анджелес

Эти группы формируются и организуются по социальному, но больше по этническому признаку с преобладанием той или иной этнокультуры. Представители городских властей и правоохранительных органов, не относящихся к этносу данного района, становятся крайне нежелательными. Часто появление их возможно только в сопровождении вооруженных отрядов полиции. С другой стороны, эти неблагополучные районы важны, как источник «голосов» для публичных политиков на выборах разных уровней. Поэтому редко кто из действующих политиков рискнет употребить силу для восстановления закона и порядка на благо жителей города и себе во вред.


перспективы местного самоуправления - фавела сан-пауло
Перспективы развития местного самоуправления. Сан-Пауло - фавела Paraisopolis

С другой стороны, деградированные городские зоны – это источник и рассадник различного вида криминала и нигилизма, который отрицает само существование государства, как социальной системы существования человеческого общества. Но вместе с тем, в этих деградированных зонах образуется своя власть, свое «местное самоуправление», которое не совсем отвечает демократическим признакам легального местного самоуправления. Потому что в отличие от легального формирования органов местного самоуправления на основе демократических выборов, самопровозглашенное самоуправление в деградированных городских зонах утверждается с помощью криминальных методов. Да и какие могут быть демократические свободные выборы среди малообеспеченных и малограмотных людей, живущих по этническим древним традициям в современном мегаполисе?


перспективы местного самоуправления - фавела сан-пауло
Перспективы развития местного самоуправления. Сан-Пауло - фавела Parque Real

Все крупнейшие мегаполисы мира: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Мехико, Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Лондон и Париж вместе с их агломерациями имеют в большей или меньшей степени деградированные зоны хаотичного заселения, неподконтрольные властям города. И во всех этих зонах есть самопровозглашенные лидеры, которые и контролируют самопровозглашенные органы местного самоуправления. В основном население этих деградированных зон состоит из малообеспеченных выходцев из Азии и Африки. Ни одно государство в мире в практической жизни не в состоянии или не хочет решать проблемы адаптации и приведения в порядок этих деградированных урбанистических зон мегаполисов и их агломераций. А «местное самоуправление» в этих зонах не просит, а требует для себя различные виды дотаций и льгот из городского бюджета, а иногда и из бюджета страны. В случае невыполнения властями требований происходят бунты и погромы. Это, можно сказать, уже нормальное явление в мегаполисах Северной и Южной Америки. Но в последнее время все чаще и чаще эти погромы происходят и в Европе, например, в центре европейской культуры – Париже. А миграционное движение из стран Азии и Африки с каждым годом все увеличивается, что дает значительную подпитку для разрастания и появления новых деградированных городских зон. Это сильно подрывает основы самого существования демократического общества, где основой волеизъявления людей являются свободные демократические выборы, и в первую очередь, выборы органов местного самоуправления.


перспективы местного самоуправления - фавела сан-пауло
Перспективы развития местного самоуправления. Фавела Natal в пригороде Сан-Пауло

А как обстоят дела в России, в Москве?   Москва развивается так же, как и другие мегаполисы мира. Власти Москвы не делают ничего такого, что до них уже не делали власти других крупнейших мировых городских агломераций. Местное самоуправление в Москве имеет те же ограниченные полномочия, что и в других мегаполисах – это, в основном, уборка и вывоз мусора, озеленение, благоустройство общественных мест и прочие достаточно важные, но не решающие и ничего не определяющие в городском хозяйстве функции. Соответственно, так же, как и везде, бюджет органов местного самоуправления зависит от выделяемых правительством Москвы средств. Особой популярностью и доверием у населения столицы и окружающей ее урбанизированной зоны органы самоуправления не пользуются. Все так же, как и в других крупнейших мегаполисах мира. Но есть очень важные два отличия Москвы и Подмосковья от других мировых центров.

Первое: Москва и Подмосковье - самая северная городская агломерация с численностью населения более 14 500 000 чел (а вероятнее всего, по другим сведениям, более 17 000 000 человек), которая находится в климатической зоне, где средняя температура в зимние месяцы не превышает 7 градусов по Цельсию ниже нуля. В других мегаполисах температура зимой, в среднем, положительная. Например, в Лондоне +2; в Париже +2; в Нью-Йорке +3; в Лос-Анджелесе +9; в Сан-Пауло +17. Это очень важное различие, которое сказывается на количестве средств и ресурсов, затрачиваемых на отопление и поддержание инфраструктуры теплоносителей в рабочем состоянии. Нарушение работы  энергетической системы города может вызвать массовую гибель людей и другие негативные явления. Также значительная часть средств тратится на расчистку транспортных магистралей агломерации. Учитывая холодные температуры в зимние месяцы, само строительство в Москве предполагает возведение конструкций, приспособленных для достаточно сурового зимнего климата, а это тоже значительные  дополнительные расходы.


перспективы местного самоуправления - фавела рио-де-жанейро
Перспективы развития местного самоуправления. Фавела Rocinha в Рио-де-Жанейро

Второе, также очень важное отличие. Москва и Подмосковье, хотя исторически всегда являлись центром России, но крупнейшей городской агломерацией Европы стали совсем недавно, после развала СССР.  С падением тоталитарного режима население России и бывших республик СССР получило значительные свободы в передвижении и выборе места жительства, что является неотъемлемым правом и основой всех гражданских свобод в цивилизованном мире. Так что Московской агломерации не более 15 лет, так же немного лет существует и местное самоуправление в России. Бурный рост Московской агломерации, невзирая на свою молодость и неопытность, пока позволил избежать появления национальных и социальных гетто. Но это пока. Что бы ни делали власти города, но избежать негативных явлений мирового процесса урбанизации не удастся.


перспективы местного самоуправления - фавела рио-де-жанейро
Перспективы развития местного самоуправления. Фавела Rocinha в Рио-де-Жанейро

Пока, на первый взгляд, видны следующие негативные явления: затрудненный дорожный трафик  с ежедневными многокилометровыми автомобильными пробками на дорогах; значительное ухудшение экологии и образование депрессивного микроклимата в агломерации; малая управляемость и большая коррупциогенность городских функционеров и правоохранительной системы; беспомощность или очень малая эффективность в практической деятельности местного самоуправления. 

Но уже сейчас в Москве образуются зоны, слаюо контролируемые публичными органами власти - например, известный всем «Черкизон», в данный момент закрытый. Понемногу, но быстро формируются кварталы, заселяемые по национальному признаку, число которых увеличивается за счет приезжающих родственников и земляков. Многие из них являются уже гражданами России, а многие разными, и не всегда законными, способами становятся ими.

Все это не было бы так губительно для горожан, если бы эти переселенцы обладали родственной с Россией культурой, или совместимой с ней.  Но, в подавляющем большинстве, это представители совсем других, тяжело совместимых на бытовом уровне культур. Совместное проживание с представителями несовместимых культур становится невозможным, а иногда и просто опасным. Появляются общеобразовательные школы, где значительную часть учащихся составляют выходцы из других этносов. Цены на жилье в этих районах падают. Жители, которые имеют средства для переселения, уходят. Так происходит миграция уже в самом мегаполисе. Вместе с тем, идет процесс субурбанизации, когда наиболее состоятельные жители переселяются в собственные дома или дачи за городом, где лучше состояние экологии и меньше плотность населения. Создаются «элитные» охраняемые поселки и прочие закрытые для посторонних территории. Также и в самом городе существуют различные типы школ и заведений для детей, где в основном акцент ставится не на образовании, а на сравнительно однородном в социальном и культурном смысле контингенте обучающихся, и люди готовы платить и платят за это немалые деньги.

Можно много что сказать о той  угрозе, которую несет в себе бесконтрольное переселение несовместимых этносов. В старые времена это приводило к кровопролитным войнам. В настоящее время, когда пропагандируется толерантность  и терпимость, об этом пока не говорят или говорят шепотом. Но довольно скоро, в пределах восьми лет, появятся этнические районы со своим «местным самоуправлением», и тогда, может быть, изменится и подход СМИ в освещении этих негативных для агломерации проблем и методов их решения. Но тогда городская инфраструктура уже будет серьезно повреждена, а в некоторых районах утеряна.  Конечно, основная тяжесть саморазрушения городской агломерации ляжет на малообеспеченные слои горожан или так называемый «средний слой», который живет в рамках своих, может быть, и высоких по российским меркам доходов, но в то же время явно недостаточных для осуществления каких-либо передвижений и смены жилья при возникновении экстремальной ситуации.

Все процессы, связанные с урбанизацией городских территорий и способом управления ими имеют свои циклы развития и угасания – это очень объективные и необратимые процессы. Нельзя остановить миграцию колоссальных людских масс в поисках лучшего места жительства.

То, что раньше называлось нашествием и сдерживалось только при помощи оружия, сейчас пытаются сдержать другими методами. А мировые мегаполисы вступили в свою новую стадию, может быть, развития, а может быть, деградации. Потому что изначально Париж строился для французов, а Лондон для англичан. Даже Нью-Йорк был местом для переселения голландцев, немцев, англосаксов. Он не был рассчитан для бывших черных рабов с южных штатов, которые хлынули в город после отмены рабства. Все мегаполисы поменяли или почти поменяли свое исконное градообразующее население, а вместе с ним и свою сущность.

И Москва не будет исключением. Во многих районах Московской агломерации будет свое самоуправление, которое станет руководствоваться своими понятиями и обычаями, а не тем, что прописано в ФЗ-131 «О местном самоуправлении». Все физические признаки появления в Москве и Подмосковье районов с новым типом самоуправления уже присутствуют в достаточном количестве. Преступность и эмиграция тесно сплелись между собой, нарушен национальный баланс, транспорт не справляется и действительных способов разрешения данных проблем не существует. Бедные и богатые не хотят жить вместе и не живут, город имеет деградированные территории с высокой плотностью заселения, городская экология опасна для здоровья проживающих и т.д. Экономические составляющие в достаточном количестве для нового типа «самоуправления» уже есть. Надо только немного подождать, когда это количество перейдет в качество, как уже произошло в других крупнейших мировых агломерациях.




КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ МЕГАПОЛИСОВ МИРА

МОСКВА

Координаты: 55°45'20.83'' с.ш.; 37°37'03.48'' в.д.

Население: город - 10 562 000 человек, агломерация - 14 500 000 человек (2010)

Плотность населения: 9 771 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +18,4°С, ср. температура января -7,5°С




ЛОНДОН

Координаты: 51°30'26'' с.ш.; 0°07'39'' з.д.

Население: город - 7 556 900 человек, агломерация - ок. 13 000 000 человек (2007)

Плотность населения: 4 761 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +18°С, ср. температура января +2°С




ПАРИЖ

Координаты: 48°52'00'' с.ш.; 2°19'59'' в.д.

Население: город - 2 203 817 человек, агломерация - 12 672 000 человек (2009)

Плотность населения: 20 909 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +23,9°С, ср. температура января +2°С




НЬЮ-ЙОРК

Координаты: 40°43'00'' с.ш.; 74°00'00'' з.д.

Население: город - 8 140 933 человека, агломерация - 18 800 000 человек (2009)

Плотность населения: 7 166 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +26°С, ср. температура января +3°С




ЛОС-АНДЖЕЛЕС

Координаты: 34°02'00'' с.ш.; 118°16'00'' з.д.

Население: город - 3 833 995 человек, агломерация - 17 775 322 человека (2008)

Плотность населения: 3 168 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +20,7°С, ср. температура января +8,8°С




ТОКИО

Координаты: 35°41' с.ш.; 139°36' в.д.

Население: 13 039 875 человек (2009)

Плотность населения: 5 960 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +22°С, ср. температура января +1°С




САН-ПАУЛО

Координаты: 23°30'00'' ю.ш.; 46°37'00'' з.д.

Население: город - 11 037 593 человека, агломерация - 19 889 559 человек (2009)

Плотность населения: 7 216 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +17°С, ср. температура января +23°С




РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Координаты: 22°54'10'' ю.ш.; 43°12'28'' з.д.

Население: город - 6 186 710 человек, агломерация - 11 812 482 человека (2009)

Плотность населения: 5 212 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +21°С, ср. температура января +27°С




МЕХИКО

Координаты: 19°25'10'' с.ш.; 99°08'44'' з.д.

Население: город - 8 720 916 человек, агломерация - 24 163 226 человек (2009)

Плотность населения: 5 873 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +18°С, ср. температура января +12°С




СТАМБУЛ

Координаты: 41°00'36'' с.ш.; 28°57'37'' в.д.

Население: 12 782 960 человек (2010)

Плотность населения: 6 211 чел./кв.км.

Климат: ср. температура июля +23,6°С, ср. температура января +5,8°С



Фотографии: http://www.gzt.ru, http://www.i-r-p.ru, http://www.ruskolan.xpomo.com, http://censor.net.ua, http://mywebs.su, http://www.usinfo.ru, http://estadao.com.br, http://www.prefeitura.sp.gov.br, http://noticias.uol.com.br





 
Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru